Роль окружающей природы в жизни человека. Антропогенные факторы изменения природы. формы воздействия человека на природу. Что такое экосистема

Какую роль в жизни человека играет природа

Текст: Анна Чайникова
Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно» , — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид» . Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» . Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

Произведения
«Слово о полку Игореве»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
«Хорошее отношение к лошадям»
А. И. Куприн «Белый пудель»
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
«Любовь к жизни», «Белый клык»
Э. Хемингуэй «Старик и море»

Просмотры: 0

В философии под природой принято понимать окружаю­щий нас мир, взятый в единстве и бесконечном многообра­зии форм проявлений. Вышедший из природного мира, человек своей судьбой обречен на присутствие в нем. И Гете так писал об этом: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее». Все люди, подчеркивал писатель, находятся внутри ее, а она в каждом из нас.

Природный мир представляет собой тесное единство живого («текучего») и неживого («застывшего»), «мира жизни» и «мира камней*. В философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие «биосфера». Под ней понимают «мир живого», тонкую земную оболочку нашей планеты. Биосфера возникла примерно 3-4 млрд. лет на зад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни. Для всего живого характерны рост и размножение, наследственность, борьба организмов и отбор наиболее приспособленных к выживанию. В изучение биосферы большой вклад внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие ученые. Жизнь - это постоянное обновление мира посред­ством неизбежной смерти. Сама же смерть открывает в при­роде дорогу для новой жизни.

Для характеристики природы как сложной динами­ческой системы применяются также и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая вовлечена в процесс хозяйственной деятельности человека и активно используется им. Нау­ка выделяет также литосферу (земная кора), гидросфе­ру (воды) и атмосферу (воздух) как основные компо­ненты биосферы.

В ходе трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир ве­щей и процессов, которые нигде в обычной природе в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловечен­ная» природа, существующая по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» яв­ляется техносфера. Она включает в себя многочислен­ные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых яр­ких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного.

В XX в. в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский)- Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыс­лящий» пласт. Ноосфера есть результат деятельности че­ловека, плод его знаний и труда. Она явилась закономер­ной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная В.И.Вер­надским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой. Она постепенно превращает Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые воз­можности для существования человечества. Ноосфера яв­ляет собой убедительное подтверждение особости и вели­чия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и ан тропосфера, т.е. это - человеческий мир, ранее еще ни где не существовавший.

В последние годы весьма популярным в нашем лекси­коне стало слово «экология». К сожалению, в него не­редко вкладывают совершенно неприемлемый смысл: «экология духа», «борьба за экологию» и т.д. В строгом смысле этого термина экология - это наука о сложных взаимоотношениях живых организмов со средой своего обитания («ойкос» - дом). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их окру­жает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веще­ством и энергией. Что же касается социальной эколо­гии, то она исследует отношения в системе «общество-природа» и в настоящее время становится весьма акту­альным направлением научного познания.

Так какое же значение для человека имеет природа?

Во-первых, природа есть наша мать («рождающая сила»). Она присутствует в каждом из нас в качестве биологического начала, природных сил человека. Раз­рыв с природой всегда означает смерть для человека, но мы можем существовать лишь внутри природы.

Во-вторых, природа - это источник всех потребитель­ских благ (пища, одежда, жилье) и энергии, (водной, ветровой, солнечной и др.), полезных ископаемых. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Ис­тощение ресурсов природы будет означать возврат чело­века в первобытное дикое состояние. Природа является также и источником физического здоровья для людей (со­лнце, свежий воздух, лес, вода и др.), что особенно важ­но в наше время.

В-третьих, природа выступает также и как предмет эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа - это грандиозный храм, гениальный художник и дивное зрелище в одном лице. Не­удивительно, что образ природы неизменно присутству­ет в художественной литературе, в живописи. Ее рисовали на своих полотнах художники И.Айвазовский и И.Ле­витан. Ею восторгались поэты А.С.Пушкин, С.А.Есенин, о ней писали Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, милосердия, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Кратко говоря, природа - это исток человечества, есте­ственное и необходимое условие его существования и раз­вития. Она является общим домом для человеческого рода.

Раскрывая историю взаимоотношений между обще­ством и природой, подчеркнем, что эти отношения в рам­ках той или иной цивилизации имеют собственную спе­цифику, т.е. особенности. Покажем это на следующих исторических примерах.

Собирательская цивилизация была ранним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней. Следы его деятельности были тогда практически незаметны и носили локальный (ограниченный) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек обрел первую власть над силами природы. Он со­здал простейшие орудия труда (каменный топор, лук и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще вос­принималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она стала предметом обо­жествления в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа по-прежнему представлялась человеку как внеш­няя и слепая сила. Космоцентризм как мировоззрение требовал от человека жить «по Логосу», т.е. в согласии и в гармонии с природой. Считалось, что в этом и состоит подлинная мудрость человека. Однако в это время мас­штабы деятельности человека значительно возросли. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремес­ло как специальные виды занятий. Возникавшие науч­ные знания увеличивали силу и самоуверенность челове­ка, противопоставляли его природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство провозгласило человека «царем» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в ос­новном завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила себя природе и обострила противоречия с нею. Этому активно способствовал антроцентризм эпохи Возрождения с его идеей титанизма как величия и всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека как «венца» природы на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов. Природа постепенно стала рассматриваться прежде всего как гигантская мастерская, а человек в ней исключительно как работник. Полагалось, что от природы якобы нельзя ждать милостей, и поэтому ее следует подвергнуть безжалостному штурму. Формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и пользы. В этой психологии проявляли себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека и общественный строй.

К середине ХХ столетия человек фактически противопоставил себя природе. Он оказался как бы вне и над природой, превратив ее в объект циничного и безграничного произвола . К такой ситуации естественным образом привело развитие науки и техники, резкое расширение масштабов хозяйственной деятельности, а также сама психология пользования природой. Человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, «все дозволено». Между Природой и Человеком возникло отчуждение, образовалась пропасть недоверия и вражды. природа «отомстила» человеку, преступившему рамки разумного. На планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человечества.

Воронин Сергей Алексеевич – советский прозаик. Он в своих произведениях касался важных проблем человечества. В данном тексте Воронин размышляет над серьезной экологической проблемой роли природы в жизни человека.

Эта проблема актуальна всегда, так как человек является частью природы и поэтому она играет важную роль в его жизни. Автор рассматривает проблему на примере березы.

Он убежден, что у этого дерева есть своя жизнь, свои чувства и переживания. Как сменяются времена года, так и береза сменяет свой внешний облик, свое настроение. Автор думает: «Я гляну на нее, и странные мысли приходят мне в голову. У нее, конечно же, должна быть своя жизнь». Воронин жалеет, что у него только пять чувств и что он не может познать природу по – настоящему. Мы видим, как рассказчик сочувствует березе, в которую вонзили желобок для того, чтобы собрать ее сок. Автор размышляет: «Сколько же он (сосед) пробил капилляров, если так обильно льет сок?.. Может она стонала? Может, боялась за свою жизнь?». Своими переживаниями Сергей Алексеевич показал глубинную связь человека с природой, то как процессы, происходящие в природе, находят свое отражение в мыслях своего созерцателя.

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу, что природа играет по – настоящему важную роль в жизни человека. Он, находясь один на один с ней, начинает чувствовать каждую ее клеточку, пытается осмыслить, что природа может открыть ему удивительный мир, а также залечить душевные раны.

Подтверждение моей мысли и мысли автора можно найти в романе – эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наташа Ростова настолько восхищена красотой ночи в Отрадном, что ей, не сидится на месте. Она не может заснуть и делится впечатлениями с Соней. Чувства переполняют ее так, что даже Андрей Болконский, случайно подслушав разговор Наташи с Соней, возрождается к жизни. На примере Наташи Ростовой мы видим, какую эйфорию испытывает созерцатель природы.

Схожая мысль звучит и в романе Ивана Сергеевича Тургенева « Отцы и дети». Герой романа, Аркадий Кирсанов восхищается красотой природы, ее целебной силой. Общение с ней помогает Кирсанову залечить свои душевные раны, приобрести успокоение и внутреннее равновесие, переоценить свое отношение к нигилизму.

Итак, природа действительно влияет очень сильно на человека. Она помогает ему справится с душевной болью, позволяет не потерять связь с миром. Природа и человек – неразделимы, они нуждаются друг в друге…

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человек - продукт природы и существует во взаимосвязях со всеми природными объектами, однако для того, чтоб лучше разобраться в вопросе: каково же значение всей окружающей человека природы в его жизни мы прибегнем к тому, что разъединим их. Сразу же после этого нам станет ясно, что человек сам по себе без остальной природы существовать не сможет, т. к. природа - это прежде всего среда жизни человека . Это первая и важнейшая роль природы.

Из этой роли вытекает санитарно-гигиеническая и оздоровительная. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.).

Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). В этом и заключается производственное и экономическое значения природы для человека.

Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая природу, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми использует в своих целях естественные силы и процессы.

Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Особенно важно для воспитания гуманности общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям.

Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

И, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что природа постоянно выступает как фактор развития и совершенствования человека .

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ. ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

В результате хозяйственной деятельности человека или непосредственного общения людей с окружающей природной средой в природе постоянно отмечаются какие-то изменения. Эти изменения носят название антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Воздействие человека на природу необходимое условие его существования. В результате этого воздействия возможно непрерывное обеспечение людей жизненными благами и воспроизводство человеческого общества.

Воздействие человека сказывается, по существу, на всех ресурсах и компонентах биосферы. В последние годы воздействие человека на окружающую среду становится соизмеримым с воздействием геологических сил и неизбежно влечёт за собой изменения в экологических системах, ландшафтах, природных комплексах.

Причинами тому являются прежде всего:

рост народонаселения;

рост масштабов производства;

рост интенсивности воздействия каждого нового поколения.

Можно выделить четыре главных направления воздействия человека на биосферу:

1. Изменения структуры земной поверхности: распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоёмов и другие изменения поверхностных вод и т.д.

2. Изменения состава биосферы, круговорота и баланса входящих в неё веществ - добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород, выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменения влагооборота.

3. Изменение энергетического и, в частности, теплового баланса отдельных регионов и планеты в целом.

4. Изменения, вносимые в биоту - совокупность живых организмов; истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов (акклиматизация) в новые места.

Все эти изменения, происходящие в природе под влияние деятельности человека, осуществляются чаще всего по причине действия следующих антропогенных факторов: НТР, демографический “взрыв”, накапливающийся характер некоторых процессов.

Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9-12 % поверхности суши распахано, 22-25 % составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов - такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 кв. км - такова густота дорог.

Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы почти в 10 раз быстрее, чем происходит её накопление деятельностью организмов, связывающих энергию на Земле.

Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории: преднамеренные и попутные. Примером преднамеренных преобразований можно назвать освоение земель под с/х культуры или многолетние насаждения, сооружение водохранилищ, строительство городов, промышленных предприятий и населённых пунктов, осушение болот, изменение направления течения рек и пр. Попутные изменения - это изменения газового состава атмосферы, загрязнения окружающей среды, развитие эрозионных процессов, обеднение видового состава животного мира, образование фотохимических туманов (смога), ускорение коррозии металлов и др.

Что же касается форм воздействия людей на природу, то существуют разные классификации воздействий. Мы здесь выделим только некоторые группы:

1. Прямое и косвенное воздействие. Прямое заключается, прежде всего, в использовании человеком природы для удовлетворения свих потребностей, преимущественно в пище, воде, одежде, сырье. Сюда относится охота, рыбная ловля, сбор плодов и пр. Чтобы предоставить себе косвенное воздействие достаточно вспомнить последствия осушения болот в Прибалтике; создание каскада водохранилищ на реках Волга, Днепр и других; освоение целинных земель в Казахстане; последствия ядерных испытаний и пр.

Преднамеренное и непреднамеренное.

Индивидуальное и производственное.

Вследствие нерационального природопользования в настоящее время отмечается снижение продуктивности природных экосистем, истощение минерально-сырьевых ресурсов, прогрессирующее загрязнение среды.

Однако не следует думать, что подобная ситуация существовала на протяжении всей истории развития человечества и природы Земли в целом. В историческом плане можно выделить несколько периодов взаимоотношений человеческого общества с природой. Они чётко отличаются характером этих отношений и объёмом нанесённого окружающей среде вреда.

Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит. В палеолите жили сборщики и первые охотники. В мезолите к ним добавляются рыбаки. В это же время появляются более совершенные орудия труда и приспособления для охоты из костей, камня, рога, дерева (лодки, крючки, топоры, сети, глиняная посуда). Для неолита характерно появления земледелия, скотоводства, бурения, шлифования первых домов, святилищ.

Первый период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и значительным влиянием человека на природу. Основным источником энергии в этот период была мышечная энергия человека. Уничтожение большого количества крупных животных - основного источника питания древнего человека - привело к возникновению первого глобального экологического кризиса во всех регионах расселения людей.

Второй период - рабовладельческий строй и феодализм. В этот период интенсивно развивается земледелие, скотоводство, возникают ремёсла, расширяется строительство поселений, городов, крепостей. Своей деятельностью человек начинает наносить ощутимые удары по природе. Особенно это стало хорошо заметно после возникновения и развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. Численность населения в ХV - XVII вв. уже превышала 500 млн. Этот период можно назвать периодом активного использования человеком природных ресурсов, взаимодействия с природой.

Следует отметить, что в первые два периода одним из важнейших факторов воздействия человека на природу был огонь - использование искусственных пожаров для охоты на диких животных, расширения пастбищ и пр. Выжигание растительности на значительных территориях привело к возникновению первых локальных и региональных кризисов - значительные территории Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки превратились в каменистые и песчаные пустыни.

Третий период (XVIII в. - первая половина XX в.) - время бурного развития физики, техники, изобретён паровой двигатель, электрический мотор, получена атомная энергия, стремительно растёт численность населения (около 3,5 млрд.). Это период развития локальных и региональных кризисов, противостояния природы и человеческого общества, страшных по своим экологическим последствиям мировых войн, хищнической эксплуатации всех природных ресурсов. Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, её подчинение, господство над ней и уверенность в том, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Четвёртый период (последние 40 - 50 лет) характеризуется развитием второго глобального экологического кризиса, возникновением и усилением парникового эффекта, появлением озоновых дыр и кислотных дождей, супериндустриализацией, супермилитаризацией, суперхимизацией, супериспользыванием и суперзагрязнением всех геосфер. Численность людей в 1995 г. достигла более 5,6 млрд. человек. Особенностями этого периода является также возникновение и расширение общественного природоохранного движения во всех странах, активное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Так как экологический кризис экосферы планеты в этот период развивался неодинаково, то в зависимости от размеров антропогенного воздействия этот период можно разбить на три этапа.

Первый этап (1945 - 1970 гг.) характеризуется наращиванием гонки вооружений всеми развитыми странами мира, хищническим уничтожением природных ресурсов во всём мире, развитием кризисных экологических ситуаций в Северной Америке, Европе, отдельных регионах бывшего СССР.

Второй этап (1970 - 1980 гг.) отмечен бурным развитием экологического кризиса в мире (Япония, бывший СССР, Южная Америка, Азия, Африка), интенсивный рост степени загрязнения вод Мирового океана и космического пространства. Это период очень мощной химизации, максимального мирового производства пластмасс, развития глобального милитаризма, реальной угрозы глобальной катастрофы (вследствие ядерной войны) и возникновения мощного международного государственного (правительственного) и общественного движения за спасение жизни на планете.

Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется сменой отношения человека на планете к природе, всесторонним развитием экологического образования во всех странах, широким общественным движением за охрану окружающей среды, появлением и развитием альтернативных источников энергии, развитием дехимизации и ресурсосберегающих технологий, принятием новых национальных и международных законодательных актов, направленных на охрану природы. На этом этапе также началась демилитаризация во многих развитых странах.

Большую роль в разрешении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, призвано сыграть учение о взаимоотношении человека и природы. Его задачи: изучение воздействия человека на природу и среды на человека и общество; конструирование идеальной схемы гармоничного развития биогеоценотического покрова; конструирование идеальной схемы гармоничного развития природы и экономики единых географических систем; разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона, сопровождающегося оптимизацией биогеоценотического покрова.

Глобальные проблемы современности

Исторические типы взаимодействия общества и природы

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

И природы. Глобальные проблемы современности

Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества

Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих.

П. Кууси

1. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

2. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997, № 11.

3. Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «Конец света» природного человека. Доклад на XIX Всемирном философском конгрессе в Москве. Брянск, 1993.

4. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.

5. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992, №3.

6. Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам // Человек. 1993, № 5.

7. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

9. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

«Не то, что мните вы, природа./ Не слепок, не бездушный лик – / В ней есть душа, в ней есть свобода,/ В ней есть любовь, в ней есть язык», – так в поэтической форме Ф.И. Тютчев выразил основной мотив философских размышлений о сущности природы и ее роли в жизни человека.

Природа – это непосредственно окружающий нас материальный мир, к которому еще не притронулась рука человека. Природа – это естественные условия существования человека и общества, и, следовательно, неизбежна философская постановка проблемы их взаимоотношений. Человек вышел из природы, но существует в ней. И. Гете так писал о взаимоотношениях человека и природы: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем не выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее».

Наука, которая занимается взаимодействием живых организмов, человека и общества с окружающей природной средой и является естественно-научной основой философии природы называется экология (от греч. oikos – жилище, logos – учение). Этот термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. В философии к понятию природы тесно примыкает понятие биосферы . Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (географическая среда). Огромный вклад в изучение биосферы внесли Ч. Дарвин и В.И. Вернадский.


Географическая среда включает в себя литосферу, гидросферу и атмосферу. Но в ходе трудовой деятельности человек создает «вторую природу», т.е. мир вещей, которые нигде в природной среде не встречаются. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера : орудия труда, техника, здания, коммуникации. В XX в. В научный оборот вошло понятие ноосфера – разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера, названная В.И. Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощным фактором глобальных изменений на Земле.

Определим роль природы для общества и человека.

Во-первых, природа – это биологическая составляющая человека, «рождающее нас начало».

Во-вторых, природа влияет на человеческие обычаи и нравы, на развитие общества. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. От него зависят особенности характера людей. Например, как отмечают многие исследователи, климат оказал немаловажное влияние на характер труда на Руси. Россия – страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл – 4-5 месяцев – заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай. Развивает эту мысль В.О.Ключевский: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Не найдем мы, поэтому, умеренности в русской душе, а заметим предрасположенность впадать в крайности. Космос России – Север суровый, присоединенный к линии умеренных широт, и поэтому у нас естественно замедленны все процессы. Эти обстоятельства определяют экстенсивность русской жизни и культуры. Экстенсивное хозяйствование способствует закреплению сравнительно низких потребительских нужд у русского человека и соответствующих им невысокой культуры труда. Отсюда безынициативность русского человека, отсутствие в нем самодисциплины, слабое чувство ответственности, аритмический характер трудолюбия и лень. Однако, чувствуя природные ограничения сурового и малоблагоприятного климата, русский народ выработал умение стойко переносить материальные лишения. Природное начало русского менталитета связано также с необъятностью России. Русская душа не видит границ, и эта безграничность порабощает ее. «Духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в духовность, она не может обратиться к истории, связанной с оформлением… Русский человек чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их», – писал Н.А.Бердяев. Русский человек природой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета, не полагается на разум, не верит в прогресс. Неблагоприятная природная среда превратила его в фаталиста. Он верит больше в удачу и случай. Русская душа открывается всеми далями, устремлена в даль конца истории. Русские люди вообще имеют привычку жить мечтами о будущем. Им кажется, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь.

Сторонники геополитики – политологической концепции – считают, что внешняя политика государства определяется географическими факторами (положением страны, природными ресурсами, климатом). К примеру, природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства повлияли на характер государственной власти в России. Авторитаризм и централизация являются объективной исторической закономерностью ее устройства. Государство в России явилось не только защитником, но и главным эксплуататором народа. Г.Д. Гачев замечает: «Государство – главный хозяин и предприниматель, толкач цивилизации. И вот у Народа и Государства в России разные темпо-ритмы во Времени. Народ тяготеет к натуральному развитию медленным шагом времени, что органично для русского медведя. Так и сложилось веками, что русский человек свыкся трудиться, исполняя наряд организующей воли Державы». В русском менталитете всегда тлеет анархическое стремление к бунту против собственного государства. Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять. С другой стороны, изначально суждено было русским вступать с многочисленными цивилизационно неоднородными этническими группами и народами в разнообразные этнические процессы смешения; в целях собственной безопасности строить отношения с ними на началах мира и согласия. Отсюда сформировались важные черты менталитета русских – комплементарность, толерантность, уважение к другим народам, гостеприимство.

В-третьих, природа является источником всех потребительских благ (пищи, одежды, жилья, энергии, полезных ископаемых и т.д.).

В-четвертых, природа является, безусловно, объектом эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа – это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице.

Поделиться: