Мебель в средние века. Средневековый стиль в интерьере Оформление средневековой спальни

Романский стиль

Романский стиль (от лат. - римский) был первой художественной системой средневековья, и господствовал около 400 лет, охватив большинство стран Европы. В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия и просуществовал до конца XII в. Отголоски его форм прослеживаются в народной мебели многих народов и в конце XIX в.

В основу стиля легло византийское искусство, кроме того на формирования стиля сказалось влияние античных форм и искусство варварских народов. Получил свое название в XIX в. в связи с использование в нем римских элементов.

Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерна статичность и тяжелые закрытые формы.

В этот период основная масса населения крестьяне мебели как таковой почти не имели, постоянные войны и грабежи не позволяли благоустраивать жилище. В условиях натурального хозяйства мебель для собственных нужд изготавливали сами крестьяне. Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Это прием зародился во Франции. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.

Первое место среди мебели занимал сундук, который играл роль шкафа, стола, кровати, стула и дорожного чемодана. Во время поездок знатные люди перевозили в сундуках свое имущество. Первые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, как у первобытных народов. Потом их стали делать из необработанных досок с двухскатной крышкой, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Очень часто сундуки украшали коваными накладками, которые являлись также крепежными элементами.

Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

Сундук на ножках с коваными накладками

Французский сундук украшенный спиральными накладками. XIII в.

В храмах использовались более высокие сундуки с короткими ножками и дверцами, лицевую сторону украшали резьбой.

Сундук на ножках с ложными аркадами. XII в.

Сундук поставленный вертикально явился прототипом шкафа. Украшением романского шкафа служили розетки выполненные плосковыемчатой резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной окантовки.

Шкаф с кованой обшивкой

1- Стоячий шкаф с резными розетками. XII в.

2- Стоячий шкаф с прорезными драконами и резной розеткой, окованный железными полосами.

Позднее появились шкафы с отделкой архитектурными элементами.

Шкаф из ризницы храма. XIII в.

В качестве мебели для сидения использовали массивные скамьи или сундуки, отдельные стулья полагались только главам знатных семей. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить их на холодный пол. Стулья имели прямые или точеные ноги и прямые спинки. Обивка не применялась. Дополненные подлокотниками стулья превращались в кресла.

Кресло точеное. XIII в.

Стул резной. XII в.

Кресло резное норвежской работы. XIII-XIV вв.

Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому добавляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Кровати. Кровати представляли собой коробку с выемкой в средней части боковой стенки. Стойки ножек заканчивались точеными элементам. В изголовье устраивали высокую стенку с небольшим деревянным навесом.

Кровать деревянная из Тироля

Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватями появились балдахины, которые крепились к потолочным балкам или на специальный каркас.

Столы романского стиля имели простую конструкцию. В ранний период они представляли широкую столешницу установленную на двух козлах, столы были разборные. Более поздние столы стоят на двух массивных щитах скрепленных одним или двумя массивными брусками. Концы брусков выходят за приделы щитов и заклиниваются. Декоративное оформление сводится к фигурной форме боковых щитов.

Прямоугольный стол с одной проножкой

Прямоугольный стол с двумя проножками

Более сложными по конструкции являются столы с круглой и восьмигранной столешницей, которая установлена на подстолье столярной работы сложной формы.

Круглый стол

Восьмигранный стол

Для изготовления мебели использовали местные породы: сосну, ель, дуб.

В качестве декоративных элементов применяли: кованные железные накладки, ряды кованных гвоздей, роспись, плосковыемчатую резьбу, архитектурные мотивы. В орнаментах использовали растительные мотивы (стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья), геометрические формы, зигзагообразные линии, фигурки людей и животных, мистических животных.

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 176 с.: ил.

Романтики, мечтающие о путешествии в прошлое, пришли к достаточно оригинальному решению: учитывая то, что физически оказаться в средневековой Европе нереально, ничто не мешает стилизовать под замок собственную квартиру. Сегодня большой популярностью пользуется средневековый стиль в интерьере кухни.

Средневековый дух

Для старинной европейской кухни характерно наличие внушительной , не менее большой печи, которая одновременно играет роль очага, а также простых предметов мебели, не связанных между собой. Уникальный средневековый стиль в одной из «стратегически важных» комнат создается при помощи интересных орнаментов, стрельчатых окошек, арок и, разумеется, цветных витражей. При этом немаловажно помнить о соответствии требованиям современного дизайна.

Благодаря внедрению интересных элементов декора, кухня кажется не только уютной, но и надежной. Ключевой особенностью средневекового стиля является наличие выполненных вручную «ингредиентов» и подлинное мастерство.

К основным элементам стиля относятся:

  1. Полы и стены, выполненные из камня.
  2. Предметы посуды и фурнитуры, изготовленные из меди или олова.
  3. Наличие витражей и мозаики.
  4. Кирпичные стены.
  5. Насыщенная, глубокая цветовая гамма.
  6. Наличие современной кухонной техники, искусно «спрятанной» за дверцами выполненных из темного дерева шкафов.

Потолок

Средневековый стиль будет идеальным решением для комнаты с высоким потолком, который легко превратить в сводчатый шедевр. В старину потолки замковых кухонь были оснащены деревянными толстыми балками. Этот элемент присутствует и сегодня, а «ребра» каркасных арок принято «облагораживать» при помощи резных деталей. Орнамент подбирается с учетом вкусовых пристрастий заказчика и особенностей кухни.

Не менее важным требованием к средневековому стилю является наличие большого количества источников света. Для создания соответствующей обстановки рекомендуется остановить внимание на большой, .

Цветовая гамма

Представление о Средних веках как об исключительно мрачном периоде не имеет под собой оснований. Дизайнеры, живущие несколько столетий назад, работая над оформлением кухонного помещения, отдавали предпочтение оттенкам глубоких насыщенных цветов. В особом почете были сочетания оттенков:

  • красного;
  • синего;
  • янтарного.

Если вы питаете склонность к спокойным и теплым тонам, то лучшим решением будет «внедрить» в кухню или пепельные цвета. Немаловажно соблюдать натуральный контраст оппозиционных природных цветов. Так, выкованные вручную элементы и темное дерево эффектно смотрятся на светлом фоне потолка и стен.

При оформлении кухни достаточно широко применяются такие виды природного камня, как:

  • гранит;
  • мрамор;
  • известняк;
  • травертин.

В дизайне появится «изюминка», если природный камень будет сочетаться с предметами мебели, выполненными из массива ореха и с полами из вишни или черешни.

Стены и полы

Основным отличием от кухни в современном стиле в дизайне замкового помещения является следующее:

  • стены, выполненные из кирпича или камня, дозволяется украсить характерной росписью а-ля работы великого Микеланджело;
  • в зоне печки и мойки при помощи декоративного камня можно создать элегантные арочные окна или проемы;
  • идеальным решением для «замкового» стиля будет монтаж полов из керамической плитки или природного камня.

Также можно использовать темные или светлые обои со специфическим узором. Ярких, кричащих оттенков следует избегать.

Аксессуары

Ну какое же средневековье без причудливых подсвечников, статуэток и фигурных свечей? Это как раз те самые детали, которые способствуют созданию старинной атмосферы и являются интересной «изюминкой» помещения.

Кроме того, достаточно оригинально и свежо в стилизованной под европейскую старину кухне будут смотреться такие характерные элементы, как:

  1. Ручки на входных и мебельных дверях, выполненные из меди или бронзы.
  2. Смесители, изготовленные из меди или латуни.
  3. Декоративные решетки и светильники.

Средневековый текстиль

Отличным решением для «замковой» кухни будет внедрение тканей насыщенных, богатых цветов. Наличие полоски или стильного цветочного принта только приветствуется.

В случае если вам интересен цветочный декор, то выбор следует остановить не на нежных розах, а на более характерных для этих непростых и суровых времен «детях солнца» - подсолнухах.

Для кухонных штор великолепным выбором будет тяжелый бархат.

Мебель

Главным критерием для мебели является ее . Учитывая то, что для средневекового стиля характерно не только устремление ввысь, но и наличие строгих линий и даже некоторая грубоватость, кухонные столы должны быть высокими, а их ножки - длинными. Не менее высокие «длинноногие» стулья, напоминающие трон, придадут помещению своеобразное очарование.

Немаловажно, чтобы на средневековой кухне нашлось место следующим предметам мебели:

  • дрессуарам (открытым буфетам);
  • шкафам-креденцам;
  • витринам;
  • стульям-креслам с высокими спинками и специальными подставками для ног.

Характерные для того времени вырезанные на мебели рисунки, несущие в себе некий тайный смысл, также будут оригинальным решением. Цвет мебели должен быть приближен к натуральному.

Заключение

Как и , средневековое помещение предполагает наличие специфических элементов декора. Колоритная керамика и симпатичные чаши, выполненные из качественного стекла способны не только создать уют, но и привнести толику воистину средневековой атмосферы.

Средневековый дизайн в итерьере отражает период Европейской истории, длившийся с 5-го по 15-ый век. Он начался с упадка Западной Римской Империи, и продолжился в Ренессанс и, так называемый, Век Открытий.

Средневековый стиль создает яркий, драматичный образ квартиры или дома, который возвращает в памяти роскошные замки и отделанные деревом просторные обеденные залы той эпохи.

Средневековый стиль в интерьере комнаты - яркий, роскошный, эксклюзивный

Характеристика средневекового стиля интерьера

Для того чтобы придать помещению нотку изысканного, помпезного, великолепного Средневековья, придерживайтесь таких рекомендаций от дизайнеров:

Стены и их отделка

Активно используется природный камень: известняк или гранит.

Если это возможно, с их помощью отделывается одна или все стены, в крайнем случае – отдельные элементы в комнате. Если нет – можно обратиться к технике рисования на стенах, декоративной штукатурке либо использовать искусственные заменители натуральных камней. Сегодняшние технологии позволяют сделать это незаметно и без потери в качестве материалов.


Отделка стен в средневековом интерьере не должна быть идеальной

Как самостоятельно отделать стены для средневекового интерьера при помощи декоративного известкового покрытия, подскажет следующее видео:

Панели из дуба или других темных древесных пород придают комнате аутентичный средневековый look. Деревянные потолочные балки, прочные, темные, дубовые – также идеально впишутся в средневековую тему.

Цвет

Выбор за богатыми, глубокими, насыщенными цветами:

  • темно-бордовый;
  • темно-зеленый;
  • золотистый.


Цветовая гамма в средневековых интерьерах - насыщенная, богатая, глубокая

Для деталей интерьера, которые планируется сделать более светлыми, выбирайте:

  • кремовый;
  • тусклые розовый, голубой, зеленый;
  • рыжий или цвет ржавчины.


В этой столовой средневекового стиля цветовая гамма подобрана очень удачно

Подбирая бумажные обои в Средневековый стиль, выберите что-то в этой цветовой гамме, можно с геральдическими рисунками; цветочными или другими растительными принтами; имитацией гобелена или другими изображениями «в тему».

Камин или печь

Обустройство камина или печи создаст фокусную точку в Средневековом интерьере.


Настоящий дровяной камин - незаменимый атрибут для гостиной в средневековом интерьере


Грубая каменная кладка на стенах, потолочные балки, камин выдают средневековый стиль в этой комнате

Напольное покрытие

Для пола подберите что-то из следующего:


Неровная бетонная заливка, на которую уложен богатый расписной ковер - то, что надо для средневекового интерьера

Фурнитура

Обратите внимание на деревянную мебель из темных пород: дуб или другие лесоматериалы.

Подходящую атмосферу помогут придать детали фурнитуры из:

  • железа;
  • окислившейся меди;
  • латуни.


Удачным приобретением в Средневековый интерьер станут канделябры и античные статуэтки. Главное требование к мебели и фурнитуре – ее массивность, надежность, устойчивость.

Другие детали и декор в Средневековом интерьере

Использование витражных стекол в интерьере позаимствовано прямо из выдающихся кафедральных соборов и церквей Европы. Живые и красочные витражи, выполненные смелыми, сочными расцветками, с интересными узорами – будут удачным решением в комнату, где царит средневековая тема.


Традиционно витражные стекла украшали изображениями фамильных гербов или щитов. Такие символы можно оформить и у себя дома. Хорошо, если они будут повторяться в разных элементах интерьера, например, на текстильном декоре или деревянных напольных или стеновых панелях.


Столы и текстиль (скатерти, покрывала и др.) в Средневековом стиле должны сочетаться с коваными железными элементами декора и большими подсвечниками на мощных подставках. Отличным дополнением к ним станут массивные настенные кованые бра или канделябры.

Из материалов для обивки мебели, драпировки окон, стен или столов подходят богатые, роскошные ткани:

  • вельвет;
  • синель;
  • камчатое полотно;
  • парча.


Текстильная отделка в средневековом стиле - это богатые, дорогие ткани

Разнообразные тематические статуэтки и аксессуары можно сегодня приобрести в различных интернет-магазинах декора для дома. Подойдут, например:

  • статуэтки рыцарей, коней или драконов;
  • детали рыцарского обмундирования: латы, мечи, шлемы и пр.;
  • кубки и чаши;
  • шкатулки;
  • картины;
  • оригинальные торшеры и светильники «под старину» и т. д.


Подбирая отделочные материалы и декор, стильную атрибутику и аксессуары, Вы можете создать неповторимый Средневековый стиль в интерьере своей квартиры или загородного дома. Ваш личный дизайн может быть чуть более античным или готическим, подчеркнуто гламурным или нарочито романтичным, близким к эклектике или минимализму. Современный Средневековый стиль допускает некоторые вариации в зависимости от Ваших вкусов и предпочтений. В любом случае, со Средневековым интерьером Вы сможете продемонcтрировать свой изысканный вкус и неординарность.

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

Романский стиль средневековой эпохи характеризуют: узорность, язычество, животный мир и сочетание ярких красок. Архитектура того времени не отличалась изяществом, а скорее несла оборонительные функции. Замки, крепости, церкви и монастыри тяжелели массивными и статичными формами. Роскошью интерьера и великолепными росписями в декорировании комнат и мебели выделялись только императорские и королевские дворцы.

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

Отделывая мебель, широко используют металл и роспись, окрашивая изделия яркими цветами. Архитектурные мотивы с растительным орнаментом обогащают мебель романского стиля. В создании орнаментов пропорции не соблюдались, но в изображении людей, животных и мистических чудовищ ощущается живость фантазии художников. Романская мебель не отвечала целям комфорта и уюта, она была простой, массивной и функциональной в соответствии с культурой и исторически сложившейся ситуации средневековья.

Мебель романского стиля многое заимствовала у византийской культуры, хотя все лучшее, что было создано в эту эпоху было робкой попыткой воссоздать дух античности.

Готика появилась в период развития западноевропейского феодализма (XI-XIII в.в. н. э.), когда рост и развитие больших феодальных городов стало мощной политической и социальной силой, меняя облик всей средневековой Европы.

Для мебели готического стиля характерными являются церковные мотивы в качестве декоративной отделки - остроконечные купола, изображения церковной утвари. Уже к концу средневековья мебельная отрасль практически полностью сформировалась и в ней присутствуют почти все современные аналоги мебели.

Именно тогда появилась возможность конструировать мебель не из цельных кусков дерева, которая получалась очень массивной и тяжеловесной, а из легких и тонких досок. Для декора в основном используют пластичные филенки в виде ажурного или лиственного орнаментов, ленточного плетения, помимо этого каркас готической мебели украшается разнообразными архитектурными мотивами - башенками, стрелами, иногда целыми замками, что несколько облегчает внешний вид изделий.

Готическая мебель становится более разнообразной по назначению, что свидетельствовало о большом внимании, уделяемому развитию быта, но пока неизменным артибутом любого жилища, как обычных простолюдинов, так и знати остается сундук, который использовался также в качестве мебели для сидения, теперь он начинает отделываться с применением различных рамок и филенок. Были изобретены новые типы мебели, такие как шкаф для посуды - буфет, креденц или дрессуар.

Поделиться: