"муар" - полимерная порошковая окраска для металлических дверей. Метод муаровых полос и его применение для определения напряжений и деформаций Покрытие муар
Словом «муар» или «муаре» на французском языке обозначают переливающийся узор, напоминающий застывшие волны или древесные кольца. Точно также стали называть и шелковую однотонную ткань с рельефной «муаровой» поверхностью, создающей великолепную игру света и тени. Изначально ткань муар изготавливали только из высококачественного шелка. Сегодня она может быть полушелковой и даже полностью искусственной, но продолжает оставаться такой же загадочно красивой.
Немного истории
О том, кому принадлежит честь создания муара, достоверных сведений нет. Известно лишь то, что его история тянется со средних веков, а в Европу шелковые ткани с оптическим эффектом пришли с Востока примерно четыре столетия назад. Судя по описаниям, восточный муар был двух типов: из однотонного шелка и из шелка с вплетением дополнительных серебристых или золотистых нитей, что повышало стоимость ткани в разы. Торговцы называли этот волнисто-мерцающий текстиль «объярь», от персидского «об» ― вода. Позволить себе сшить такую одежду могли только очень состоятельные люди. Сегодня ее можно встретить лишь на музейных фото.
Первой европейской страной, освоившей производство муаровой ткани, стала Франция. Французский аналог ни качеством, ни внешним видом не уступал восточному первоисточнику, успешно с ним конкурировал и уже в начале XVII века покорил не только всю Европу, но и Россию, где в начале XIX века стали ткать свой «русский» муар. Долгие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, этот материал по праву считался одним из самых красивых, и каждая светская красавица обязательно имела в своем гардеробе хотя бы одно муаровое платье.
Виктор Шрамм (1865-1929 гг.) Перед балом.
Особенности производства
Секрет получения муарового узора заключался в том, что шелк полотняного плетения подвергают каландрированию: пропускают через нагретые стальные гравировальные цилиндры под высоким давлением (до 35 тонн). Они сплющивают уточные нити, меняя их структуру и направляя волокна в другую сторону. Благодаря такой деформации на шелковой поверхности и появляется переливающийся и неповторяющийся в своих линиях волнистый узор, напоминающий волны или кольца на косом срезе дерева.
Каландрирование шелкового полотна.
Нити для изготовления муаровых тканей окрашивают заранее. Поэтому полотна этого типа могут быть различной плотности и толщины, но всегда имеют однотонную расцветку.
Позже ткань с переливами стали изготавливать на основе не только шелка, но и многих других материалов, таких как: сатин, жаккард, бархат, органза, велюр, полиэстер. Они ткутся из волокон самого разного происхождения: шелковых, полушелковых, хлопковых, вискозных, ацетатных, а объединяет их одно ― муаровый узор на поверхности.
Различают два вида муара:
- Муар-антик. Отличается объемным рисунком. Его поверхность переливается на свету ярким матовым блеском за счет особой технологии сплетения нитей. Используя такую технику, можно добиться броских разводов и резких переходов от светлых тонов к темным.
- Громуар. Плотное шелковое полотно высокого качества с хаотичными ясно различаемыми крупными переливами, изготовленное непосредственно методом каландрирования.
Чем ярче и четче муаровый отлив, тем выше ценится ткань.
Громуар ― стопроцентная шелковая ткань высшего качества.
Муаровая скатертная ткань из 100% полиэстера.
Органза-муар для штор из 100% полиэстера.
Муаровый сатин-жаккард из смесовых волокон для пошива мужских сорочек.
Муаровая поверхность представляет собой уникальную игру цвета и света, которая зависит от того под каким углом на нее смотреть.
Из многочисленного семейства муаровых тканей особенно можно выделить бархат ― современную разновидность этого великолепного ворсового текстиля, пластичный материал, красиво струящийся в драпировках. Игра цвета, света и тени на бархатной поверхности выглядит очень эффектно. Бархат, как и любой другой муар, может быть как натуральным (хлопчатобумажным), так и синтетическим (полиэстровым). Иногда в него добавляют эластичные нити. Такая ткань хорошо тянется и идеально подходит для пошива вечерних платьев.
Бархат муар ―натуральный или искусственный материал с мелким ворсом и эффектными переливами.
Области применения муара
Несмотря на разницу в плотности и составе волокон муаровые ткани обладают рядом общих преимуществ, благодаря которым они всегда востребованы как в пошиве одежды, так и в интерьерном дизайне. К их основным достоинствам можно отнести:
- изысканный внешний вид;
- отличную драпируемость;
- способность держать форму;
- прочность и износостойкость.
Как уже говорилось выше, переливающаяся ткань настолько фактурно хороша, что не нуждается в нанесении рисунка. Ее выпускают гладкоокрашенной, используя при этом все богатство цветов и оттенков.
В XVIII-XIX вв. муар был невероятно популярен. На полотнах некоторых живописцев, творивших в те времена, его можно было увидеть везде. На них изображены дамы в муаровых платьях, отдыхающие в комнатах с окнами, украшенными переливающимися на свету портьерами, обставленными мебелью с узорчатой обивкой и обитыми бликующей тканью стенами.
Фрагмент старинного женского платья из громуара.
Сегодня область применения муара тоже очень разнообразна. Из него изготавливают:
- домашний текстиль (портьеры, гардины, покрывала и наволочки, скатерти);
- праздничную одежду (свадебные и вечерние платья и костюмы, женские блузы и мужские сорочки);
- наряды в стиле поп-арт и ретро;
- всевозможные аксессуары (клатчи, ленты, бальные туфли, галстуки);
- обивку для нарядной мебели не повседневного использования.
Вечерний костюм от Версаче из полушелкового муар-антика.
Великолепное свадебное платье из шелка и органзы.
Из муарового текстиля можно создавать одежду и декор любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.
Следует помнить, что муаровый узор портится от постоянного трения, поэтому такие ткани являются не самым лучшим материалом пошива мебельных чехлов и брюк.
Неизвестный художник. Портрет фельдмаршала графа А.В. Суворова (1730 – 1800 гг.)
Еще одно применение муаровой ткани, а точнее громуара, о котором нельзя умолчать ― наградные и орденские ленты. Их имеют ордена большинства государств. Для каждой награды полагается лента определенного цвета или сочетания цветных полос.
Как ухаживать за муаровыми тканями
Чтобы муаровые изделия как можно дольше сохраняли презентабельный вид, ухаживать за ними нужно бережно:
- дорогие шелковые вещи лучше сдавать в химчистку;
- автоматическая стирка возможно только в деликатном режиме, при температуре 30 градусов, без отжима;
- ацетатные и полиэстеровые шторы с муаровым узором стирают вручную, без трения и выкручивания;
- моющие средства для стирки, следует брать самые мягкие, например биогели;
- сушка рекомендуется на ровной поверхности в разложенном виде, вдали от отопительных приборов и яркого солнца;
- температура глажки выбирается в соответствии с составом материи;
- гладят изделия из муара только с изнаночной стороны;
- смачивать муар при глажке нельзя – капли воды оставляют на его поверхности заметные пятна;
- на таких вещах легко образуются заломы, поэтому расправлять их перед сушкой нужно как можно тщательнее;
- образовавшиеся заломы можно осторожно расправить над паром;
- хранят муаровый домашний текстиль аккуратно сложенным, а вещи развешанными на плечиках.
При соблюдении правильного ухода изделия из нарядного муарового текстиля будут очень долго служить без потери внешнего вида.
Ткань муар ― прекрасный способ создать праздник. Ее изысканные динамичные переливы формируют особый зрительный образ и наполняют пространство роскошью и ощущением внутренней свободы, поэтому в каждом доме или гардеробе не помешает иметь хотя бы одну муаровую вещь. Момент, когда она будет очень кстати, наступит обязательно.
[Оценивших: 3 Средняя оценка: 5]
В более понятном бытовом плане добиться муарового узора можно наложением друг на друга двух и более слоев тюлевой занавески. Подобной иллюстрацией муарового эффекта станет сканирование изображения, изначально напечатанного полиграфически. В процессе сканирования происходит наложение орнаментов, и в итоге некоторые части изображения закрашиваются в волнистый неравномерный узор при повторной печати.
Муаровая ткань
Несмотря на это, в одних областях «муар» создает нежеланные узоры, в других же - радует глаз. Муаровые ленты украшают костюмы известных полководцев и императоров на картинах. Это доказывает популярность муарового узора еще в средневековые времена. Одноименную ткань - муар, получают путем создания репсового переплетения.
Внешне муаровая ткань довольно красива, она переливается на свету, создавая игру цвета так называемыми «разводами». Муаровая ткань напоминает водную гладь, потревоженную капельками дождя. В настоящее время способов создания муарового рисунка множество. Одним из них является пропускание ткани между горячими гравировальными валиками, что помогает изменить направление нити.
Эффект выделения
Дизайнеры одежды и в настоящее время пользуются муаровым эффектом в целях выделить детали костюма. С помощью муара можно обратить внимание на отделку, очень просто добавить блеска и игры цвета.
Но наиболее заметную популярность муар приобрел в сфере дизайна интерьера. Внешняя красота ткани открыла большие возможности использования ее в декорировании. Сегодня можно приобрести муаровые шторы с разными видами узора: муар-антик или громуар. Такие шторы украсят спальню и будут выигрышно смотреться как при естественном, так и при искусственном освещении.
Муаровый узор
Возникновение муара при наложении двух линейных решёток.
Муа́ровый узор (муар, от фр. moiré ) - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.
Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок.
Понятие «муар» происходит от ткани муар , при отделке которой использовалось данное явление.
Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.
Цифровая обработка изображений
Возникновение муара в процессе сканирования
Чаще всего в повседневной жизни муар проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр . Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображенным под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадет со вторым.
Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.
Возникновение муара в процессе растрирования
«Водолазы». Небо закрашено неровными горизонтальными линиями, и на низких разрешениях получается муар.
Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании . И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.
Сканирование, фактически, представляет из себя модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решеток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна гармоника может иметь больший период, равный сумме периодов обеих решеток, что и вызывает муар. Вторая всегда имеет период, равный модулю разности периодов решеток и пропадает, потому что не может быть реализована при заданном разрешении сканирования.
Краски, влияющие на муар
Муаровая лента
При печати любым набором красок наиболее интенсивная (темная) краска, которая имеет на большой площади значение от 30 до 70 % может давать муар. То есть если у нас на CMYK фотографии черный канал не доминирует (<10-15%) то вероятность возникновения различимого глазом муара минимальна. Таким образом можно почти не обращать внимание на жёлтый канал CMYK фотографии. Угол поворота растра между самыми проблемными каналами должен быть как можно ближе к 45°.
При печати «плашками» (то есть с заполнением >95 %) понятие «угол наклона растра» практически исчезает (даже если речь идет о фотографии).
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Муаровый узор" в других словарях:
Возникновение муара при наложении двух линейных решёток. Муар на ленте ордена св. Андрея Первозванного. Муаровый узор (муар, от фр. moiré) узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что… … Википедия
Получение покрытий "муар", молотковых, трескающихся, "антиков" основано на способности некоторых лакокрасочных материалов при пленкообразовании образовывать красивые узоры в виде морщин, чеканки или разрывов. Такие покрытия на основе жидких красок издавна применяют в машиностроении, приборостроении, электротехнической промышленности и других отраслях. В последнее время аналогичные покрытия получают с применением соответствующих порошковых красок. Особой популярностью пользуются молотковые покрытия, так как они имеют гладкую поверхность, не запыляющуюся и слабо удерживающую радиоактивные загрязнения.
Покрытия "муар" (рис. 11.5, А) получают при использовании порошковой эпоксидной краски П-ЭП-135 разных цветов. Аналогичные
Краски изготавливаются многими отечественными и зарубежными предприятиями. Соответствующий морщинистый узор образуется за счет присутствия в краске специальной добавки, обеспечивающей разную скорость отверждения пленкообразователя по толщине покрытия. Краски наносят на поверхность способом электростатического распыления; покрытия (толщина 80-120 мкм) отверждают при 180 °С в течение 15 мин.
Покрытия "муар" могут быть получены и с применением жидких красок (краска МА-224 на уплотненном (полимеризованном) тунговом или ойтисиковом масле). Технология покрытий в этом случае значительно сложнее. Краски наносят на предварительно загрунтованную поверхность, как правило, в два слоя с интервалом в 5- 10 мин. Формирование покрытия проводят в две стадии: на первой стадии рисунок выявляется, на второй он закрепляется. Выявление рисунка проводят при 80±5 °С в течение 25-40 мин, операцию закрепления осуществляют при 100-170 °С в зависимости от типа краски и ее цвета.
Молотковые покрытия (рис. 11.5, Б) по внешнему виду напоминают характерные узоры, получаемые при чеканке по металлу. Такой эффект достигается в результате введения в жидкие эмали невсплывающей (обезжиренной) алюминиевой пудры и узорообразователей, которыми служат кремнийорганические соединения - силиконовые масла, каучук СКТ, вазелин КВ-ЭМ-1. Последние, изменяя поверхностное натяжение пленкообразователя, способствуют его "стягиванию" (собиранию в капли) на поверхности подложки и частиц пудры. При этом не допускается нарушение сплошности покрытия.
Для получения молотковых покрытий промышленностью выпускаются меламиноалкидные (МЛ-165 и МЛ-165М), нитратцеллю - лозные (НЦ-221), алкидностирольные (МС-160) и другие эмали. Наряду с алюминиевой пудрой в их состав входят в небольшом количестве кроющие минеральные или органические пигменты, придающие соответствующий цветовой оттенок покрытию. Эмали обычно наносят распылением (1-2 слоя) на предварительно подготовленную и загрунтованную поверхность. Перед применением в них вводят узорообразователь в виде 10 %-го раствора в ксилоле из расчета 1-10 г на 1 кг эмали. Рисунок (узор) образуется сразу после нанесения эмали на поверхность. Его закрепляют (отверждают покрытия) в случае эмалей МЛ-165 и МЛ-165М при 120 °С в течение 1 ч, НЦ-221 - при комнатной температуре в течение 24 ч.
Также разработаны порошковые краски (П-ЭП-258 и др.), образующие молотковые покрытия. Узорообразование при их использовании происходит в момент формирования покрытия за счет поверхностных эффектов в пленке. Они также содержат алюминиевую пудру. В зависимости от типа цветного пигмента они образуют покрытия разных цветов и оттенков.
Молотковые покрытия из жидких красок нашли применение для отделки металлических и деревянных изделий: приборов, киноаппаратов, швейных машин, футляров для приборов и т. д. То же назначение имеют покрытия из порошковых красок, но они пригодны для окрашивания только термостойких субстратов.
Трескающиеся покрытия (рис. 11.5, В) имитируют узор крокодиловой кожи. Для их получения применяют как жидкие, так и порошковые краски. В качестве жидких составов служат нитратцеллю - лозные краски, представляющие собой высоконаполненные системы, которые разбавляют легколетучими растворителями, например ацетоном. Растрескивание обусловлено малой когезионной прочностью образующихся пленок и большими внутренними напряжениями, возникающими при быстром улетучивании растворителей.
Краски наносят по фоновому слою из нитратцеллюлозных эмалей, цвет которых, как правило, подбирают контрастно цвету трескающейся краски. В толстых слоях краска трескается с крупными разрывами, в тонких - с мелкими. Растрескивание происходит сразу же после нанесения краски на поверхность. После высушивания от растворителей покрытие может быть перекрыто слоем лака или эмали.
В последнее время эти краски по экологическим соображениям и пожароопасности практически утратили свое значение. Эту нишу прочно заняли более удобные в применении порошковые краски. Их получают введением в порошковые термореактивные составы алюминиевой пудры и специальных структурирующих добавок, которые, растягивая частицы пудры в поверхностном слое, имитируют состояние растрескавшейся пленки. В отличие от жидких, порошковые краски практически не создают рельефа поверхности (она остается гладкой), что благоприятствует незагрязняемости покрытий. Крупность рисунка зависит от вязкости расплава.
Трескающиеся покрытия имеют чисто декоративное назначение. Иногда их используют для отделки приборных досок, облицовочных плит и панелей внутри помещений.
Текстурированные покрытия (рис. 11.6) создают эффект поверхности с крупной "шагренью", аналогичной покрытиям из лакокрасочных материалов с плохим растеканием. Наибольшее применение получили текстурированные покрытия на основе порошковых термореактивных красок. Регулирование текстуры пленки достигается чисто рецептурным путем - введением добавок, изменяющих
Рис. 11.7. Покрытия цветные типа "антик":
А- с алюминиевой пудрой; Б- с бронзой; В- с цинковой пудрой
Вязкость расплавов (аэросил, термопластичные полимеры и др.). Покрытия могут быть разного цвета, содержащими светоотражающие пигменты и не содержащими их. Примером составов этого типа могут служить эпоксидно-полиэфирные краски П-ЭП-259-Т-1 и П-ЭП - 259-Т-2, производимые ОАО НПФ "Пигмент". Макрорельеф образующихся из них покрытий позволяет скрывать дефекты поверхности металлов - литья, штамповки, мелких неровностей при толщине пленки 80-100 мкм.
"Антики" (рис. 11.7). Термин "антики" появился в технологии покрытий с разработкой большого числа порошковых красок, содержащих чешуированные светоотражающие пигменты и наполнители - пудры из алюминия, бронзы, меди, цинка и других металлов, а также слюды, перламутровых пигментов и др. Возможности варьирования декоративного эффекта таких покрытий практически неограниченны. Они определяются не только типом светоотражающего компонента, но и его дисперсностью, способом введения в композицию, природой и количеством цветных пигментов, присутствием или отсутствием структурирующих агентов.
Применяют принципиально два способа введения чешуирован - ных пигментов в порошковые составы: до экструдирования и после экструдирования. В первом случае частицы пудры хаотично распределяются в расплаве пленкообразователя и вследствие его высокой вязкости теряют способность флотироваться при получении покрытий. Высокий светоотражающий эффект достигается только во втором случае, когда порошковый состав после экструдирования и измельчения механически смешивают с пудрой. Особенно привлекательным для получения композиций является бондинг-процесс (смешение при умеренном нагреве), при котором частицы пудры прочно прикрепляются к частицам пленкообразователя. Это исключает сепарацию порошковых составов при нанесении в электрическом поле. Для получения покрытий типа "антик" пригодны любые термореактивные пленкообразователи. Особенно больших успехов в разработке рецептур таких составов достигла фирма - производитель порошковых красок "Эколон" (г. Санкт-Петербург).
Среди других покрытий декоративного типа особого внимания заслуживают лакокрасочные покрытия под названием "хамелеон". Главная их особенность - изменение цвета при рассмотрении под разными углами. Порошковые лаки для покрытий типа "хамелеон" получают на основе светостойких полиэфирных пленкообразовате - лей с применением специальных пигментов, представляющих собой соединения БЮ2 С микрослоями ТЮ2, Ре203 и 2Ю2. Такие пигменты предлагает фирма "Мегск".