О страхе божием. Поэма в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть

Боящийся несовершенен в любви

Как это было - 1

(Откр.17:12-14).

» (2Фесс.2:7,8).

»

Боящийся несовершенен в любви

Прежде чем начинать рассматривать и сравнивать с нашим временем вторую составляющую того, как это было в далекие допотопные времена, давайте подведем небольшой итог наших рассуждений, которые мы начали еще в статье «Как это было - 1 ». Первый вопрос, который может возникнуть у большинства людей (особенно в свете открывшегося перед нами коварного заговора сильных мира сего): каким образом они собираются этот заговор заканчивать? Сразу же поправлюсь - в нашем случае вопрос правильнее было бы задать так: как Господь разрушит планы служителей сатаны по установлению глобальной диктатуры антихриста? Однако ответ на этот вопрос нас может сильно удивить.

Как часто человек пытался представить проявление Божественного вмешательства в ход своих личных событий, либо глобальных мировых процессов и в итоге ошибался? Господь еще изначально предупреждал нас: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь» (Ис.55:8). Давайте вспомним то, как в древние времена Израильский народ ожидал прихода Мессии и что в итоге случилось. Именно такое ложное (свое) представление о Божьем проявлении и сыграло с ними злую шутку, не позволив им полноценно принять Иисуса Христа, как своего Спасителя, когда Он наконец пришел к ним. Скорее всего они ждали некоего принца на белом коне с мечом освободителя в правой руке, а явился - ни вида, ни статуса, на ослике, толпою униженный и оплёванный, на кресте распятый «сумасброд».

Чего ныне ждет от Бога Его народ? Каким образом он представляет себе события последнего времени, если представляет их вообще? В ответ можно задать только вопросы: о чем можно говорить, если многие верят или по крайней мере в тайне надеются на восхищение церкви до времен скорбей, о которых мы можем читать в Библии? На что могут рассчитывать верующие люди, если всю свою сознательную жизнь с Богом они относились к Нему, как к исполнителю их желаний? Где окажутся дети Божьи, которые так и не поняли зачем в Библии говорится о войне с этим миром и что имеет ввиду Слово Божье, когда сообщает нам о власти верующего, бодрствовании и самопожертвовании? Подобных вопросов можно задавать бесконечное множество. Но если б это было только оплошностью не выходящей за рамки церкви, так нет же, такое младенчество и невежество теперь оборачивается трагедией и для всего мира - потому что те кому была возвращена власть над миром, снова упустили ее, отдав первенство другим силам. Я говорю сейчас о невостребованной власти церкви и о противостоящей ей силе первого зверя.

Эти старые болезни Божьего народа были причиной сна и поражения не только во времена первого пришествия Иисуса Христа, когда подавляющее большинство из народа Божьего так и не признали в Иисусе Христе Мессию, но послужат причиной поражения подавляющей части церкви и в последнее время: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем . И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13:3-8). Вот вам и ответ на поставленный в начале статьи вопрос: наш Бог оказывается не разрушит планы сатаны, но даст им реализоваться. Но сделает Он это лишь с той целью, чтобы Сам Христос духом уст Своих победил сатану и всех его приспешников: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр.17:12-14).

Лишь только одолев святых сатана может окончательно встать над всем миром, народами и государствами, но не потому, что так будет угодно Богу, а потому что церковь сама утеряет свою главную силу сопротивления сатане - единство. Однако основная прчина ни в этом, потеря единства могла стать лишь результатом потери другого единства - единства с Богом, но Христос молился: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы » (Иоан.17:11). Господь молился о нашем единстве, приводя в пример единство Сына и Отца, и не потому что мы должны как-то молиться или говорить одинаково, нет, ведь надлежит в церкви быть и разногласиям. Отсутствие единства в Божьем народе на самом деле вскрывает более глубокую проблему потери Пути Правды, а значит цели от Бога и ее движущей силы - любви. Если так, то церковь, потеряв свое предназначение, теряет и необходимую силу единства для его претворения в жизнь. Господь видел - как только единство будет окончательно утеряно, на сцене обязательно покажется её дьявольский суррогат (о чем мы поговорим уже в следующей статье). Оттого Христос и молится за столь необходимое единство, отсутствие которого и должно сказать нам о начале царствования антихриста и победе над святыми, о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова. Как это не печально, но это закономерный факт, Слово Божье говорит: «… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50), поэтому и победа наша будет не плотской, как многие ее себе представляют, но духовной во главе с Агнцем Божьим: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего » (2Фесс.2:7,8).

Другими словами, можно не сомневаться, что мы с вами увидим великую драму и последующий за ней конец всей человеческой цивилизации. Однако ни это событие должно явиться главным, главным будет то - станем ли мы вслед за этой надвигающейся драмой участниками победы и торжества Агнца Божьего или нет. А этот выбор совершается нами каждодневно, здесь и сейчас. Невозможно предугадать все события, которые ожидают человечество, да этого и ненужно, потому что не принесет никакой пользы и не даст силы. Подобные знания могут посеять в человеке лишь только страх, а это и является одной из основных целей дьявола. Слово Божье говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви » (1Иоан.4:18). Если человек руководствуется не Словом Божьим и Духом Святым, а сценариями этого мира, это неизбежно приведет к страху за свою жизнь, за свою семью, бизнес, деньги и т.д. В итоге действиями такого человека будет руководить инстинктивный низменный страх, а не Господь, а это неминуемо приведет к поражению. Безусловно, мы все видим, что события развиваются в сторону разрушения, однако это не взгляд пессимиста, если человек это видит Божьими глазами. Наоборот, благодаря трезвости в которой мы будем пребывать и Духу Святому, мы сумеем уповать не на свои собственные силы, либо силы хороших людей, влиятельные организации или государственные службы, но лишь только на Бога, а у Него все всегда под контролем.

Итак, создав из людей общество потребителей: потребителей продуктов, потребителей услуг, потребителей информации, он сформировал в их умах и свое видение конца (потому что конец все равно будет), свое видение спасения и свое видение Бога. Этими видениями увы живут и многие христиане, реагируя на многие происходящие события отформатированной реакцией, которую воспитал в них лукавый. Даже верующие люди рассуждают не по Духу, но по обычаям мира сего. Чтобы это лучше понять в следующей статье мы рассмотрим одно лукавое учение, которое было рождено в недрах генератора новых идей. Это концепция экуменизма. Ей сатана увлек не только весь мир, ей в равной степени живут и о ней говорят многие обманутые священники, пастора, учителя, проповедники и богословы.

Совершенная любовь , говорит Иоанн, изгоняет страх, ведь совершенство - это верная любовь человека.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лев Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Итак, не была другой истина, в которую надо было вникнуть, и не другим учение, которое следовало проповедовать, но надлежало, чтобы способность тех, кто обучался, увеличилась, и увеличилась твердость той любви, которая гонит всякий страх наружу и не боится ярости преследователей.

Проповеди 76.

Прп. Авва Дорофей

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: . Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33:10) , и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх ? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх .

Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4:7) . Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: (Быт. 22:12) , сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: ныне познах , когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх (всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога . Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): любы вон изгоняет страх ; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх.

Поучение 4. О страхе Божием.

Прп. Макарий Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы через них, снова обратились к благочестию. Младенцы ищут Бога, боясь земной опасности, а преуспевающие держатся стремлением, ибо совершенная любовь изгоняет страх .

В сравнении с той любовью, которая совершенна, эти дарования [говорение языками и тому подобное] еще частичны. И кто пребывает на этой ступени, если будет в небрежении, то случается, что и падет. А кто имеет любовь, тот не может падать. Сказываю же тебе о людях, которых видел, что имели они все дарования и соделались причастниками Духа, но, не достигнув совершенной любви, падали.

Слово.

Прп. Максим Исповедник

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Вопрос : Если боящийся не совершен в любви , то почему несть лишения боящымся Его (Пс. 33:10) ? Если нет лишения, то ясно, что [боящийся] совершенен. Каким же образом боящийся не совершенен ?

Ответ : Прекрасное благочиние Божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей направляется к Божественному Единству, называет «боящимися» вводимых [в благочестие] и пребывающих еще преддверии божественного храма добродетелей; стяжавших же соответствующий навык в добродетельных помыслах и нравах обычно называет «преуспевающими»; а достигших уже умозрительным путем самой вершины проявляющейся в добродетелях Истины нарицает «совершенными». Итак, ни боящийся Господа, всецело отвратившийся от ветхого жития в тлении страстей и из страха [Божия] предавший всё свое душевное расположение божественным повелениям, не лишен ни одного из благ, приличествующих вводимым [в благочестие], хотя он еще не приобрел навыка в добродетелях и не сделался причастником мудрости, проповедуемой между совершенными (1 Кор. 2:6) ; ни преуспевающий не лишен ни одного из благ, относящихся к его степени, хотя он и не стяжал еще самого ведения божественных [тайн], отличающего совершенных.

Опять же те, которые мужественно проходят деятельное любомудрие как не освободившие еще душу от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», которые, согласно блаженному Давиду, нисколько не лишены того, что необходимо для борьбы за истину с супротивной силой, хотя им и не хватает дарованных свыше и распространяющихся в уме таинственных созерцаний, [свойственных] совершенным. А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас «возлюбленными».

Итак, согласно блаженному Давиду, боящимся (как «боящимся») несть лишения , хотя «боящийся» и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с «любящими» Господа. Ибо каждый в своем порядке (1 Кор. 15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания.

Поскольку же страх бывает двояким, по написанному: бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28) , и: страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10) , и: велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88:8) , то должно исследовать, как любовь изгоняет страх , если он пребываяй в век века, а также как Бог пребудет в беспредельные века страшным для всех, кто окрест Его?

Или лучше: поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.

Таким образом, созвучны друг с другом пророк и Евангелист: один, говоря, что несть лишения боящимся Господа чистым страхом, а другой - что боящийся Его как Судью вследствие загрязненной совести не совершенен в любви . Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его (Пс. 88:8) . Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16) ; под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию.

Первый страх любовь совершенная изгоняет вон из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27) ; и: начало премудрости страх – Господень (Притч. 1:7) ; ко второму: страх Господень чист пребываяй в век века (Пс. 18:10) ; и: несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10) .

Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда.

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви

Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия.

В Божественной любви присутствуют все Божественные силы Христа, и если они имеются, то что нас может устрашить? Может быть, смерть или грех, или, может, ад и все силы зла? Ничего из всего этого. Эта любовь, всегда совершенная, если есть в нас, то она изгоняет всякий страх из нас. Поэтому христиане и являются единственными истинными героями в мире, единственными бесстрашными победителями всего “страшного”, всего земного. Только один путь существует, которым любовь Христова печатлеется в нас неизгладимо и глубоко. И этот путь составляют все евангельские добродетели. Евангельская любовь развивается, живет и совершенствуется только посредством остальных евангельских добродетелей: молитвы, поста, праведности, смиренномудрия, надежды и веры. Это путь, который выводит и рождает совершенную любовь. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Он истинно говорит. Значит, если ты не хочешь иметь страх, прежде реши, обладаешь ли ты уже совершенной любовью , которая изгоняет страх . Если же страх исключается до достижения этого совершенства, то надмевает гордость, а не назидает любовь.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Еп. Михаил (Лузин)

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

В любви нет страха и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха - совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова - дерзновение . Страх есть в этом смысле понятие, противоположное понятию дерзновения , так как страх заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; страх и любовь - понятия несовместимые. Если любящий брата своего, пребывая в Боге, достигает такого совершенства любви , что имеет дерзновение пред Богом в день суда , то душе его не может быть причастен никакой страх, так как любовь изгоняет из души страх. Есть страх рабский, есть страх сыновний. Апостол говорит именно о страхе рабском, который противоположен любви; этот страх возбуждается ожиданием наказания, и потому он заключает в себе муку, или мучение. Этот страх исключается любовию, но ею отнюдь не исключается страх сыновний, или то безболезненное и приятное чувство бдительного внимания к себе и опасения, как бы не сделать чего неугодного Богу. Совершенная любовь освобождает душу от этого рабского страха и вселяет в нее мир и покой и надежду дерзновения, - это высшее состояние счастия человека на земле. - «Основываясь на словах Давида: бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33:10) , иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем: страх - двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх - совершенный. Этот страх свободен от всякой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века (Пс. 18:10) . Что же это за страх и почему совершенный? - Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого» (Феофилакт). - В страхе есть мучение : неприятное, тягостное, болезненное чувство и мучительное; это как бы предвкушение будущего мучения грешника, тогда как любовь - предвкушение сладостного, светлого, райского состояния. - Боящийся несовершен в любви : кто боится Бога, как раб строгого господина, тот очевидно не имеет сыновней искренней любви и преданности Богу и очевидно несовершен в любви к Богу.

Толковый Апостол.

(7 голосов : 4.71 из 5 )

По благословению Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского

Изречения

Господи, всели в мя корень благих, Страх Твой в сердце мое

Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым.

Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия… Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ; когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств…

Св. Исаак Сирский

Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень.

Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести.

Как тает воск от лица огня (), так нечистый помысл от страха Божия.

Бл. Авва Фаласий

Дух страха Божия есть воздержание от злых дел.

Св. Максим Исповедник

Любовь к Богу и страх пред Богом

«Неужели же нам, потому что мы грешники, вовсе не любить Бога?» – спрашивает епископ Игнатий и сам же отвечает на этот вопрос: «Нет! Будем любить Его, но так, как Он заповедал любить Себя, будем усиленно стремиться к достижению святой любви, но тем путем, который указан нам Самим Богом. Не будем предаваться увлечениям обманчивым и льстивым самомнениям! Не будем возбуждать в сердце пламени сладострастия и тщеславия, столько мерзостных пред Богом, столько пагубных для нас!»

Единственно правильный и безопасный путь к любви Божией епископ Игнатий, согласно учению святых отцов, видит в воспитании в своей душе страха пред Богом.

Чувство страха пред Богом нельзя понимать в грубом обманчивом понимании какого-то животного бессознательного страха. Нет! Чувство страха пред Богом есть одно из возвышенных чувств, которые доступны христианину. Епископ Игнатий свидетельствует, что только опыт открывает высоту этого чувствования. Он пишет: «Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, престает произносить слова, плодить мысли; благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и творит невыразимую молитву, рождающуюся от этого сознания». Чувство страха пред Богом, равное глубочайшему благоговению пред Ним, возникает у каждого христианина при размышлении о необъятном величии Существа Божия и при сознании своей ограниченности, немощи и греховности.

«Если Он (Бог) умалил Себя для нас, приняв зрак раба по неизреченной любви к нам, то мы не имеем права забываться пред Ним. Мы должны приступать к Нему как рабы к Господу, как твари к Творцу…», – говорит Владыка. Далее он продолжает, что все небожители, окружающие непрестанно Господа, в страхе и трепете предстоят Ему. Преславные серафимы и пламенные херувимы не могут зреть славу Божию, они закрывают крыльями свои огненные лица и в «непрестанном вечном исступлении» вопиют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Грешник может предстать пред Богом только в одежде покаяния. Покаяние делает христианина способным к принятию обильных даров Божиих, оно вводит его сперва в страх Божий, а потом постепенно в любовь. Страх Божий есть дар Всевышнего Бога; как и все дары, он испрашивается у Господа молитвою и постоянным деятельным покаянием. По мере преуспеяния в покаянии христианин начинает ощущать присутствие Божие, от которого появляется святое ощущение страха. Если при ощущении обычного страха человек старается удалиться от объекта, который вызывает страх, то духовный страх, наоборот, будучи действием Божественной благодати, имеет в себе свойство духовного услаждения и все более и более привлекает человека к Богу. Священное Писание неоднократно говорит о страхе Божием и полагает его началом премудрости (). Святой апостол Павел заповедует всем христианам: Со страхом и трепетом спасение свое соделывайте ().

Виды страха

Как Он в мире был непорочен и чист, почему и говорил: «идет князь мира сего, и во Мне не найдет ничего» (); так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно, всегда нося в теле своем мертвость Его (). Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха. В подтверждение сего и прибавляет: совершенная любовь изгоняет страх. Какой же страх? Сам же он говорит, что страх мучения. Ибо можно иного любить и по страху наказания. Но такой страх не есть совершенный, т.е. несвойствен совершенной любви. Сказав это о совершенной любви, говорит, что мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас, и как Он прежде сотворил нам благо, то мы тем усерднее должны принуждать себя к воздаянию за оное. Основываясь на словах Давида: «бойтесь Господа все святые Его, потому что не бывает недостатка у боящихся Его» (), иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем. Страх двоякого рода. Один – предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию, и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Этот – страх предначинательный. Другой страх – совершенный. Этот страх свободен от такой боязни; почему и называется чистым и пребывающим в век века (). Что же это за страх, и почему он совершенный? Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого.

Испытание Авраама

Итак, тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления Богу, о чем св. апостол говорит так: вемы, яко всяк рожденный от Бога не согрешает; порожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (). Это, впрочем, должно разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно, как говорит апостол Иоанн: аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти: не о том глаголю, да молится (). А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием ни охраняли себя от оных. Очевидный же признак души, не очищенной еще от скверн пороков, состоит в том, когда кто не имеет чувства сожаления к чужим проступкам, но произносит на них строгий суд. Ибо, как может обладать совершенством сердца такой человек, который не имеет того, что, по словам апостола, составляет исполнение закона? Друг друга тяготы носите, говорит он, и тако исполните закон Христов (). Он не имеет и той добродетели любви, которая не раздражается, не превозносится, не мыслит зла , которая вся покрывает, вся терпит, всему веру емлет . (). Ибо праведник милует души скотов своих: утробы же нечестивых немилостивы (). Следовательно, если кто с беспощадною, бесчеловечною строгостью осуждает другого, то это верный знак, что он сам предан тем же порокам.

Пророк Давид о страхе Божием

Начало премудрости страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет во век ().

Толкование псалтири Архиепископа Иринея . – Пророк напоминает верным о истинном Богопочтении и хранении закона. Страх Божий началом или главизною премудрости нарицая, осуждает в безумии всех, кто не повинуется Богу и не сообразуют жизни своей с законом Его. К тому же относятся и слова: разум верный у всех, исполняющих заповеди Его . Ибо Пророк, отвергая мнимую мудрость света сего, прикровенно укоряет тех, которые остротою ума своего гордятся, забывая, что истинная мудрость и здравый разум в хранении закона проявляются. Впрочем, страх Господень берется здесь за главное основание благочестия, и заключает в себе все части истинного Богопочтения. Последние слова псалма некоторые относят к Богу, а некоторые – к человеку, боящемуся Бога и творящему то, что Бог и разум творить повелевают, которому за это будет награда та, что он вселится в дом Господень во вся дни живота своего, и будет один из тех, кто восхвалит Бога во век века, и взаимообразно и сам прославлен будет от Бога, как раб благий и верный; а следовательно и от Ангелов и от всех сынов Божиих получит похвалу, которая будет вечная, по неложному изречению: в память вечную будет праведник: от слуха зла не убоится ( и 7).

Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех его восхощет зело ().

В этих словах содержится главное предложение, которое Пророк во всем псалме доказывает различными доводами, чтобы убедить всех к благочестию.Блажен , глаголет, муж бояйся Господа . Но как не всякая боязнь творит человека блаженным, сего ради присовокупляет: в заповедех Его восхощет зело . То есть, тот совершенно блажен человек, который боится Господа и который с сыновним страхом прилежно упражняется во исполнении заповедей Его: ибо хотеть в заповедех зело, не что иное есть, как любить заповеди, и во исполнении их чувствовать великое удовольствие. Кратко сказать: тот нарицается блажен, кто и внутри боится Бога страхом святым, и извне готов ко исполнению заповедей, а потому праведен и благочестив.

Волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я . ().

Не просто глаголет: волю просящих исполнит, но волю боящихся Его сотворит . Самая справедливость требует, чтобы Бог творил волю тех только, кто сам творит волю Его. А творят волю Божию те, которые, будучи исполнены страхом святым, боятся прогневать Бога, и лучше желают все потерять, чем лишиться милости Его. То же самое повторяет и в следующих словах: молитву их услышит ; наконец присовокупляет: и спасет я , – дабы показать, каким образом Бог слушает молитвы боящихся Его; ибо часто кажется, что не слушает молитвы рабов Своих, когда например, не избавил Апостола от пакостника плоти, о чем хотя и трижды Господа молил ( и 8); но в самом деле нельзя сказать, чтоб не слушал молитв боящихся Его; ибо слушает и исполняет главное желание их, желание вечного спасения. Якоже бо Господь повелел: ищите прежде царствия Божия и правды Его (), то есть, благодати и славы; так и все боящиеся Бога страхом святым просят начала спасения, то есть, благодати, а потом совершения его, то есть, славы. Таким образом Бог всегда слушает боящихся Его, но слушает, когда просят того, что полезно ко спасению.

В нашей власти состоять под благодатью Евангелия, или под страхом закона Моисеева

Прп. Иоанн Кассиан . – В нашей власти находится – состоять ли под благодатью Евангелия, или под страхом закона. Ибо всякому необходимо по качеству своих действий пристать к той или другой стороне. Превосходящих закон воспринимает благодать Христова, а низших закон удерживает, как своих должников и повинных ему. Ибо виновный против заповедей закона никак не может достигнуть евангельского совершенства, хотя бы и хвалился, что он христианин и освобожден благодатью Господа, но напрасно. Ибо надобно считать еще состоящим под законом не только того, кто отказывается исполнять заповеди закона, но и того, кто довольствуется только соблюдением повелений закона и вовсе не приносит плодов достойных благодати Христовой и звания, в котором не говорится: приноси Господу Богу твоему десятины твои и начатки (), но – пойди, продай имение свое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною (); при этом по причине величия совершенства просившему ученику не дозволяется и на короткое время отлучиться для погребения отца, и обязанность человеческой любви не предпочитается добродетели Божественной любви ().

Изречения святых отцов о страхе Божием

Из «Древнего патерика»:

Авва Иаков сказал: как светильник, поставленный в темной комнате освещает ее; так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим.

Авва Петр говорил: когда я спросил его (Исайю): что есть страх Божий? – то он сказал мне: человек, надеющийся на кого-либо, а не на Бога, не имеет в себе страха Божия. … Когда грех увлекает сердце человека, то в нем нет еще страха Божия.

Сказал еще: приобретший страх Божий имеет полноту благ; потому что страх Божий спасает человека от греха.

Брат спросил старца: почему, авва, сердце мое жестоко, так что я не страшусь Бога? Старец отвечал ему: я думаю, что когда человек воспринимает в сердце свое обличение самого себя, тогда он приобретает страх Божий. Брат спросил его: в чем состоит обличение? В том, отвечал старец, чтобы человек обличал свою душу во всяком деле, говоря самому себе: помни, что ты должен предстать пред Богом, и еще: чего я хочу себе, живя с человеком (а не с Богом)? Итак я думаю, если кто будет сохранять самообличение, то вселится в него страх Божий.

О душевном страхе

О пользе воспоминаний страха мучений в геенне

Свт. Иоанн Златоуст . – Тот, кто вполне добродетелен, руководствуется не страхом наказаний и не желанием приобрести царство, но самим Христом. Но мы будем помышлять о благих в царстве и о мучениях в геенне, и по крайней мере таким образом будем правильно образовывать и воспитывать себя, будем таким образом побуждать себя к исполнению того, что должно исполнять. Когда в настоящей жизни увидишь что-либо хорошее и великое, тогда подумай о небесном царстве, – и убедишься, что виденное тобою ничтожно. Когда увидишь что-либо страшное, то подумай о геенне, – и ты посмеешься над тем.

Если опасение приступить законы, которые здесь изданы, имеет такую силу, что удерживает нас от злодеяний; то тем более памятование о будущем непрестанном мучении, наказании вечном. Если опасение земного царя удерживает нас от стольких преступлений; то тем более опасение Царя вечного. Каким же образом мы можем постоянно возбуждать в себе этот страх? Если будем всегда внимательны к словам Писания. Если бы мы постоянно помышляли о геенне, то не скоро низринулись бы в нее. Для этого-то Бог и угрожает наказанием. Если бы размышление о геенне не приносило нам великой пользы, то Бог не изрек бы сей угрозы; но так как память о ней может способствовать надлежащему исполнению великих дел, то Он как бы некоторое спасительное врачевство посеял в наших душах возбуждающую ужас мысль о ней.

Разговор о приятных предметах ни малейшей не приносит пользы для нашей души, напротив, соделывает ее более немощною; тогда как беседа о предметах печальных и скорбных отсекает от нее всякую рассеянность и изнеженность, обращает ее на истинный путь и воздерживает даже тогда, когда она покорилась немощи.

Кто занимается чужими делами и любопытствует узнавать их, тот часто чрез такое любопытство подвергается опасности. Между тем тот, кто говорит о геенне, не подвергается никакой опасности и в тоже время соделывает душу свою более целомудренною.

Ибо невозможно, чтобы душа, постоянно занятая мыслью о геенне, скоро согрешила. Выслушай поэтому это превосходное наставление: поминай , говорит последняя твоя и во веки не согрешиши (). Ибо страх, укрепившись в нашем уме, не оставляет в нем места ничему мирскому. Если речь о геенне, которая только по временам занимает нас, так смиряет и укрощает нас; то мысль о ней, которая постоянно в душах пребывает, не лучше ли всякого огня очищает душу? Не столько будем помнить о царствии небесном, сколько о геенне. Ибо страх имеет больше силы над нами, чем обетования.

Если бы Ниневитяне не убоялись погибели, то они погибли бы. Если бы жившие при Ное устрашились потопа, то не погибли бы в потопе. И Содомляне, если бы убоялись, не были бы потреблены огнем. Кто пренебрегает угрозой, тот вскоре на опыте узнает ее следствие. Беседы о геенне соделывают наши души чище всякого серебра.

Душа наша подобна воску. Если будешь вести холодные речи, то сделаешь ее твердою и жесткою; а если – пламенные, то умягчишь ее. А умягчивши, можешь дать ей такой вид, какой будет тебе угодно, и начертать на ней царский образ. Заградим поэтому слух наш от праздных разговоров: они не малое составляют зло. Будем иметь пред глазами геенну, будем помышлять о неизбежном сем наказании, чтобы и зла избежать, и стяжать добродетель и сподобиться получить блага, обещанные любящим Его, благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Притча о мытаре

Мытарь, издалече стоя, не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику .

Свт. Филарет, Митр. Московск . – Мытарь, вошед в церковь, стоит вдали, ближе к дверям храма. Что сделаем мы по сему образцу? Станем ли тесниться в притворе, оставив церковь пустой? – Это не было бы сообразно ни с удобством, ни с порядком церковным. Кто может, насколько может, да подражает и видимому образцу оправданной мытаревой молитвы, всякий же да постарается постигнуть дух образа сего и им одушевиться!

Что значит мытарево стояние вдали? – Страх Божий пред святыней Божией, чувствование своего недостоинства. И мы да стяжаем и да сохраним сии чувствования! – О Боже святыни и славы! Тот, которого Ты оправдываешь, не дерзает приблизиться к святыне Твоей, которой Ангелы со страхом служат, приступать к таинствам Твоим, в которые Ангелы желают проникнуть! Даруй мне страх, и трепет, и самоосуждение, да не осудит меня мое дерзновение.

Мытарь не хочет и очей возвести на небо. Что сие значит? – Смирение. Итак, имей смирение в молитве, и будешь иметь молитву оправдывающую.

Мытарь бьет себя в перси. Что сие значит? – Сокрушение сердца о грехах и покаяние. Итак, имей и ты сии чувствования. – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит .

Память о смерти для обретения страха Божия

Иеромонах Арсений . – Когда нам предстоит поездка в дальнюю, нам неведомую страну, сколько мы делаем разных приготовлений, дабы не потерпеть в чем недостатка, или не подвергнуться каким неприятностям. Но вот всем нам предстоит путь в далекие, неведомые пределы загробной жизни, из которой уже не возвратимся сюда – готовимся ли мы к этому путешествию. Там произнесется решительное определение участи нашей на бесконечные веки. А если взять во внимание, что переход в жизнь загробную нередко совершается мгновенно, то что и сказать о нашей малозаботливости?..

Начало спасения, как и всякого дела, есть размышление о нем. Заботы о житейском преобладают нами собственно от того, что мы все дни и ночи проводим в попечениях о земном, так что не оставляем уже времени, чтобы подумать о том, что, по слову Спасителя, единое по потребу ; потому оно и остается у нас на заднем плане и не зарождается в нас страх Божий, без которого, как говорят св. отцы, невозможно спасти душу. Где страх, там покаяние, усердная молитва, слезы и все благое; где нет страха Божия, там преобладает грех, увлечение суетами житейскими, забвение о вечности. Страх Божий всевается от ежедневного размышления о смертном часе и о вечности, к чему необходимо понуждать себя; потому и говорит св. Евангелие, что только понуждающие себя наследуют царствие небесное.

Как знать час смертный: быть может, он уже близок, хотя мы и не думаем о нем; переход этот страшен, особенно для тех, которые не заботятся и не готовятся к нему; тогда мгновенно все земное для нас, как сон, исчезнет, как дым развеется, – пред нами откроется иной мир, иная жизнь, для которой потребуется лишь богатство добрых дел и богоугодной жизни. – Поспешим запастись этим богатством, дабы в числе мудрых Евангельских дев сподобиться войти в чертог небесного Жениха украшенными брачною одеждою души.

Когда разрешим всякий союз неправды, и расположимся благодетельствовать ближнему от всей души, тогда облистаемся светом ведения, освободимся от страстей бесчестия, исполнимся всякою добродетелию, светом славы Божией осветимся, и от всякого неведения избавимся; – молясь же Христу, услышаны будем, и Бога всегда будем иметь с собою и божественных исполнимся желаний.

Страх Божий помогает нам устоять во время скорби

Свт. Иоанн Златоуст . – Достаточное утешение во всем – страдать за Христа; будем повторять это божественное изречение, и прекратится боль всякой раны. А как, скажешь, можно страдать за Христа? Положим, что кто-нибудь оклеветал тебя просто, не за Христа. Если ты мужественно перенесешь это, если будешь благодарить, если станешь молиться за него, то все это сделаешь ты для Христа. Если же будешь проклинать, досадовать, стараться мстить; то, хотя это тебе и не удастся, ты будешь терпеть не для Христа, но еще получишь вред и лишишься плодов по своей воле. Ибо от нас зависит – получать от бедствий пользу, или вред; это зависит не от свойства самих бедствий, а от нашего произволения. Представлю пример. Иов, испытав столько бедствий, перенес их с благодарностию, и был оправдан, – не потому, что страдал, но потому, что, страдая, переносил все с благодарностию. Другой, испытывая такие же страдания, – или лучше, не такие, потому что никто не страдает так, как Иов, а гораздо меньше, – гневается, досадует, проклинает весь мир, ропщет на Бога; такой человек осуждается и наказывается не потому, что страдал, но потому что роптал на Бога.

Нам нужно иметь душу твердую, и тогда ничто не будет для нас трудным; напротив, для слабой души нет ничего нетрудного. Если дерево глубоко пустит свои корни, то его не может поколебать и сильная буря; если же оно будет распростирать их не глубоко, на поверхности, то и слабый порыв ветра вырвет его с корнем. Так и с нами: если мы пригвоздим плоть свою страхом Божиим, то ничто не поколеблет нас; если же оставим ее на свободе, то и слабое нападение может поразить и погубить нас.

Страх Божий в деле спасения ближнего

Авва Дорофей . – Если случится кому видеть, что брат его согрешает, не должно презреть его и умолчать о сем, попуская ему погибнуть, не должно также ни укорять, ни злословить его, но с чувством сострадания и страхом Божием должно сказать тому, кто может исправить его, или сам видевший пусть скажет ему с любовию и смирением, говоря (так): «Прости, брат мой, если не ошибаюсь, мы не хорошо это делаем». И если он не послушает, скажи другому, о котором знаешь, что он имеет к нему доверие, или скажи старцу его, или авве, смотря по важности согрешения, чтобы они его исправили, и потом будь спокоен. Но говори, как мы сказали, с целью исправить брата своего, а не ради празднословия или злословия, и не для укорения его, не из желания обличить его, не для осуждения, и не притворяясь, что исправляешь его, а внутри имея что-либо из упомянутого. Ибо, поистине, если кто скажет и самому авве его, но говорит не для исправления ближнего, или не для избежания собственного вреда, то это грех, ибо это злословие; но пусть он испытает сердце свое, не имеет ли оно какого-либо пристрастного движения, и если так, то (пусть) не говорит. Если же он, рассмотрев себя внимательно, увидит, что хочет сказать из сострадания, и для пользы, а внутренне смущается некоторым страстным помыслом, то пусть он скажет авве со смирением и о себе, и о ближнем, говоря так: совесть моя свидетельствует мне, что я хочу сказать для исправления (брата), но чувствую, что имею внутри какой-то смешанный помысл, не знаю, от того ли, что имел некогда (неприятность) с этим братом, или это искушение, препятствующее мне сказать о брате для того, чтобы не последовало (его) исправления; и тогда авва скажет ему, должен ли он сказать, или нет. А когда кто говорит, как мы сказали, единственно ради пользы брата, то Бог не попустит, чтобы произошло смущение, чтобы не последовала скорбь или вред.

В Отечнике сказано: «От ближнего – жизнь и смерть». Поучайтесь всегда в этом, братия, следуйте словам святых старцев, старайтесь с любовию и страхом Божиим искать пользы своей и братий ваших: таким образом можете от всего случающегося с вами получать пользу и преуспевать с помощию Божиею.

Совершенные отцы все делали со страхом Божиим

Св. Варсанофий и Иоанн . – В чем упражняться ежедневно? – Должен ты упражняться в псалмопении, молиться устно; нужно время и на то, чтобы испытывать и блюсти свои помыслы. У кого на обеде много разных снедей, тот много ест и с услаждением; а кто каждый день употребляет одну и ту же пищу, тот не только без услаждения вкушает ее, но иногда чувствует, может быть, и отвращение от нее. Так и в нашем состоянии бывает. Только совершенные могут приучить себя употреблять ежедневно одну и ту же пищу без отвращения. В псалмопении же и молитве устной не связывай себя, но делай, сколько Господь тебя укрепит; не оставляй также чтения и внутренней молитвы. Несколько того, несколько другого, и так проведешь день, угождая Богу. Совершенные отцы наши не имели определенного правила, но в течении целого дня исполняли свое правило: упражнялись в псалмопении, читали изустно молитвы, испытывали помыслы, мало, но заботились о пище, и все сие делали со страхом Божиим. Ибо сказано: вся, елика аще творите, во славу Божию творите ().

Наставления Свв. Варсанофия Великого и Иоанна

Варсанофий и Иоанн . – Согрей сердце свое в страхе Божием, возбуждая его от мысленного сна, наводимого двумя злейшими страстями – забвением и нерадением. Согревшись, оно примет желание будущих благ, и отселе ты будешь иметь попечение о них, и чрез сие попечение отступит от тебя не только мысленный, но и чувственный сон, и тогда скажешь, подобно Давиду: в поучении моем возгорится огнь (). Что о сих двух страстях сказано, то приложимо ко всем: все они подобны хворосту и сгорают от оного дуновения огня.

Умягчи сердце свое, и оно обновится; сколько смягчишь его, столько найдешь в нем помышлений для жизни вечной о Христе Иисусе Господе нашем.

Враг крепко лютует на нас; но если смиримся, то Господь упразднит его. Будем всегда укорять себя самих; и победа всегда будет на нашей стороне. Три вещи всегда победоносны: укорять себя, оставить волю свою позади себя, и почитать себя ниже всей твари.

Ты тогда хорошо подвизаешься, когда тщательно внимаешь себе, чтобы не отпасть от страха Божия и от благодарения Богу. Блажен ты, если поистине сделался странным и нищим, ибо таковые наследуют царствие Божие.

Придти тебе в умиление препятствует воля твоя; ибо если человек не отсечет своей воли, то не может приобрести болезни сердечной. Не позволяет же тебе отсечь волю свою неверие; а неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой. Если поистине хочешь оплакивать грехи свои, внимай себе и умри для всякого человека. Отсеки три эти вещи: волю, самооправдание, человекоугодие; и поистине придет к тебе умиление и Бог покроет тебя от всякого зла.

Постараемся очистить сердце наше от страстей ветхого человека, которые ненавидит Бог: мы Его храмы, и Бог не живет в храме, оскверненном страстями.

Как достигнуть, чтобы страх Божий пребывал непоколебимо в моем жестоком сердце? – Должно все совершать со страхом Божиим, и приготовив сердце (располагая к тому по силе своей сердце), призывать Бога, чтобы Он даровал ему страх сей. Когда во всяком деле будешь предлагать пред очами своими страх сей, то он сделается непоколебимым в сердце нашем.

Многократно случается, что мне приходит на память страх Божий, и вспомнив суд оный, я тотчас умиляюсь, как я должен принимать память о нем? – Когда это приходит тебе на память, т.е. (когда почувствуешь) умиление о том, в чем согрешил ты в ведении и неведении, то будь внимателен, как бы это не произошло по действию диавольскому, на большее осуждение. А если спросишь: как распознать истинную память от приходящей по действию диавольскому, то выслушай: когда придет тебе таковая память, и ты стараешься делами показать исправление; то это есть истинная память, через которую прощаются грехи. А когда видишь, что вспомнив (страх Божий и суд), умиляешься, и потом снова впадаешь в те же, или худшие грехи, то да будет тебе известно, что такое припоминание от сопротивного, и что демоны влагают в тебя оные к осуждению души твоей. Вот тебе два ясные пути. Итак, если желаешь бояться осуждения, бегай дел его.

Боязнь же и страх наведет нань

Свт. . – Вот первое обнаружение в душе действия благодати очищающей! В грешной душе есть какое-то нечувствие, холодность к духовным вещам. Пленяясь и восхищаясь успехами и совершенствами видимыми, она не трогается ничем невидимым. Размышляет или читает о жалком состоянии грешника, о правосудии Божием, о смерти, о Страшном суде, вечных муках – и все это для нее предметы сторонний, до нее как бы не касающиеся. Такие мысли, спасительные посетители души, держатся иногда несколько времени в уме для интересов познания и потом вытесняются другими, приятнейшими, не оставив и следа своего действия в душе. Сердце, не умягченное благодатию, – камень. Все святое или меркнет в нем, или отражается назад, оставляя его холодным по-прежнему. Обращающийся грешник живо чувствует такую окаменелость и потому первое всего просит Господа, чтобы избавил его от окамененного нечувствия и даровал искренние слезы покаяния. Спасительная благодать в первом действии своем на сердце восставляет и очищает духовное чувство.

Теперь вошедшая в себя душа видит конечное расстройство свое, помышляет сделать то или другое для своего исправления; но не находит в себе ни сил, ни даже охоты к делам добрым. При этом естественная мысль: не перешла ли она уже черту, из-за которой нет возврата к Богу, не испортила ли она себя до того, что самая сила Божия не может сделать из нее что-либо доброе, такая мысль поражает ее. В смятении она обращается к Богу милосердному, но угрызающая совесть живее представляет ей Бога правосудным, строгим карателем беззаконных.

Вся жизнь протекает перед ней, и она не находит в ней ни одного доброго дела, за которое сочла бы себя достойною воззрения Божия. Бога, выше Которого нет никого, ничтожная в таком великом мире тварь дерзала оскорблять противлением Его воли всемогущей. Затем ужасы смерти, суда, вечных мук, представление, что все это может постигнуть ее через несколько минут, даже теперь, довершает поражение. Страх и трепет приходят на нее, и покрывает ее тьма. Душа прикасается в это время некоторым образом вечных мучений. Благодать, приведшая душу в такое подавляющее состояние, блюдет ее между тем от отчаяния и, когда трепет произведет свое действие, возводит ее ко кресту и через него вливает в сердце отрадную надежду спасения. Впрочем, сей спасительный страх не оставляет потом души во все время исправления; Только сначала он есть необходимый содействователь к перелому в греховном болезни, а потом остается в душе как сберегатель от падений, напоминая ей о том, куда ведет грех. Оттого, когда найдет искушение, когда возродится в не очищенном еще сердце сильный порыв к обычным грехам, в боязни и страхе обращается она тогда к Господу, моля Его, чтобы не попустил ее пасть и избавил огня вечного. Таким образом, благодать наводит на душу спасительный страх за себя во все время исправления, и даже до конца жизни, если душа не успеет взойти до такого состояния, в котором страх исчезает в любви. «Когда душа, – говорит Диадох, – начинает чрез великое внимание очищаться, тогда чувствует, как некое врачевство животворное, страх Божий, как палящий ее в огне бесстрастия действием обличений. Потом, очищаясь мало-помалу, она достигает совершенного очищения, успевая в любви, соразмерно тому, как уменьшается страх, и таким образом приобретает любовь совершенную».

Список использованной литературы:

  1. Добротолюбие, т. 2, 1895 г.
  2. Добротолюбие, т. 3, 1900 г.
  3. Писания Преподобного Отца Иоанна Кассиана, 1892 г.
  4. Толковая псалтирь Архиепископа Иринея, 1903 г.
  5. . «Творения», т. 1, 1993 г.
  6. Избранные творения архиепископа Константинопольского Иоанна
  7. Златоуста, т. II, 1993 г.
  8. Толкование на деяния и соборные послания святых Апостолов блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, 1993 г.
  9. Игумен . Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа , 1997 г.
  10. Творения Филарета, митрополита Московского и Коломенского, 1994 г.
  11. Творения святого Ефрема Сирина, т. 1, 1993 г.
  12. Письма иеромонаха Арсения Афонского, 1899 г.
  13. Душеполезные научения преподобного Аввы Дорофея, 1900 г.
  14. Руководство к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна, 1993 г.
  15. Древний патерик Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1899.

П реследует ли вас страх? Многие люди не знают, что Библия – это предписания от страха и других негативных эмоций.

Задумайтесь вот над чем: когда люди больны, они ищут доктора, так как верят, что лекарство, прописанное им, сделает их здоровыми.

Враг использует страх, чтобы запугивать христиан. Остановите запугивание через истину Слова Божьего.

Мы должны больше доверять Святому Писанию – Библии. Божье Слово – это Его записанные предписания для Своих детей не только для того, чтобы быть здоровыми, но и чтобы преуспевать в Нем.

Основное преимущество послушания Его Слову в том, что мы изо дня в день все лучше и лучше познаем Его характер.

Одна из сфер, где дети Божьи нуждаются в Его предписаниях – это область страха.

Враг использует страх, чтобы запугивать многих детей Божьих. Духовными глазами я вижу его стоящим на пути Божьих благословений для нас.

Враг говорит (образно выражаясь): «Если вы хотите получить Божьи благословения, вам придется столкнуться со мной».

Страх может маскировать себя под беспокойство, заботы, опасения или озадаченность, но все это основанные на страхе эмоции.

Причина страха находится в его определении: «Эмоции, переживаемые в предчувствии боли или опасности».

Главное слово здесь «предчувствие». Враг пытается навязать вам образ наихудшего возможного исхода, чтобы вы испугались.

Однако Слово Божье дает нам предписание пресекать страх у самого корня. Предписание, к которому я обращаюсь, когда страх пытается охватить меня – это 1 Ин. 4:18: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.»

Бог не хочет, чтобы Его дети жили в мучениях и были жертвами запугивания врага. Иисус пришел освободить нас и разрушить дела дьявола силой Своего Слова!

Бог – наш источник совершенной любви. 1 Ин. 4:8 говорит нам: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Вот три дополнительных Писания (предписания) о Боге, о которых нужно помнить и размышлять, когда вы в страхе:

  • «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10).
  • «Не повелел ли Я тебе?: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (И.Нав. 1:9).
  • «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31:8).

Во всех этих отрывках Писания Господь уверяет Своих детей: «Я с вами». Это утверждение, которое вам нужно вкладывать в свое сердце, когда страх пытается охватить вас. Вы никогда не одиноки – Господь с вами.

Вдобавок, Господь говорит Своему народу не ужасаться. Слово «ужас» произошло от слова, означающего «быть не способным».

Однако в такие времена вам необходимо напоминать себе, что Господь с вами и Он способен.

Вот одна вещь, на которую вы должны решиться, чтобы изгнать страх: откажитесь ожидать боли и опасности в своем воображении. 2 Кор. 10:4-5 советует «ниспровергать замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленять всякое помышление в послушание Христу».

Согласно этому месту Писания, вы можете пленять саморазрушительные мысли, которые враг насадил в ваш разум. Не позволяйте им бесконтрольно распространяться в вашем разуме, разрушая все вокруг!

Вместо этого берите в плен мысли страха, фокусируясь на том, что вам известно о Боге из Его Слова. Божье Слово говорит:

  • Господь уже находится там, куда вы идете! Он – Вездесущий, что значит, что Он может идти перед вами и в то же самое время быть с вами.
  • Господь находится там, чтобы укрепить вас.
  • Господь там, чтобы дать вам мудрость, когда вы не знаете, что делать. Он лишь просит, чтобы вы просили у Него мудрости (Иак. 1:5).

Если вы размышляете и верите Божьей истине, тогда есть ли смысл беспокоиться о чем-либо?

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18).

Если идет речь о совершенной любви, значит, она бывает и несовершенной. Оказывается, любовь имеет много измерений, о чем мы уже говорили, рассматривая молитву, записанную в Еф.3:14-19.

Совершенная любовь изгоняет страх и не только страх. Любая проблема, которая еще не решена в вашей жизни указывает на недостаток познания Божьей любви. Когда вы наполнитесь Любовью, уйдут страхи, болезни, разочарования…

Впрочем, они уходят не без сопротивления. Очень важна наша активная позиция. Я верю, что Господь уже все мне даровал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф.1:3). В послании к Ефесянам великий апостол многократно повторяет важнейшую истину – Господь уже все нам даровал! Последнее слово Господа на Кресте было «СОВЕРШИЛОСЬ». Значит, все что зависело от Бога, Он уже совершил.

Мне не надо просить у Господа сделать для меня что-то особенное. Мне надо суметь верой принять то, что уже по истине мое во Христе. Именно поэтому апостол учит нас не просить Бога об исцелении, финансовом благословении или о чем-то еще, но молиться о премудрости и откровении, чтобы знать и верить, какое богатство и какая сила нам уже даны в возрожденном духе (см. Еф. 1:17-23).

Я не согласен с болезнями, которые иногда атакуют мое тело или с депрессиями, которые пытаются войти в мой разум, потому что Господь уже даровал мне силу для исцеления и радость. Когда я запрещаю болезням, начинается борьба веры, которая побеждает если я не сдаю свои позиции. Так исполняется обещание Иисуса: «познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин.8:32).

Истина в том, что мне уже все дано, поэтому если я ее не просто знаю, а активно сопротивляюсь всему тому, что ей противоречит (болезням, страхам, депрессиям и пр.) тогда и только тогда истина делает меня свободным!

Как именно бороться? Мне всегда помогает молитва на иных языках. Я верю, что в такой молитве мой дух напрямую обращается к Богу и моя душа получает связь с духом, в котором уже есть все ответы. Молитва на языках назидает веру (Иуд. 20), а вера необходима, чтобы принимать благодать. Также через молитву на языках приходят откровения о препятствиях, которые надо устранить, чтобы ответ из духовного мира появился в материальном.

Мотивацию для борьбы дает именно любовь Небесного Отца и вера в обещания Слова Божьего. Например, меня вдохновляет такое обетование: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак.4:5-7). Если даже дьявол должен бежать, то тем более какие-то болезни, немощи и проблемы!

В третьей главе того же послания к Ефесянам находится молитва об исполнении любовью – одна из немногих молитв, записанных в Новом Завете: «Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом, от Которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле, чтобы дал Он вам по богатству славы Своей быть могущественно укрепленными Духом Его во внутреннем человеке так, чтобы вселился Христос в сердца ваши чрез веру, и вы были укоренены и утверждены в любви, чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что — широта, и долгота, и высота и глубина (любви Христа — АБ), и познать превышающую познание любовь Христа, чтобы вы были исполнены всей полнотою Божией» (Еф.3:14-19 КАС).

Фокусом этой молитвы является Божья любовь. Нам нужно содействие Святого Духа, что укореняться и утверждаться в любви. Вместе со всеми возрожденными людьми мы можем постигать разные измерения Любви. То, что познали мы – лишь поверхность, а можно и нужно углубляться в нее бесконечно.

Заметим, что только вместе мы можем иметь успех. Только со всеми святыми во Христе мы можем открывать новые измерения Любви. Мы нужны друг другу такие, как мы есть в том числе и с нашими несовершенствами. Слава Богу за Его Церковь!

Как можно познать превышающую познание любовь? Очевидно, что апостол имеет ввиду опытный, а не ментальный уровень познания. На личном опыте мы можем узнавать то, что никогда не постичь нашему ограниченному сознанию.

Когда мы погружаемся в Любовь, приходит исполнение всей полнотой Бога. Фактически на любую нужду мы можем найти ответ в Божьей любви. Можно сказать так: если какая-то нужда остается в нашей жизни – это значит, что мы еще не познали какого-то измерения Божьей любви. Когда мы его познаем, придет вся полнота!

Поделиться: