Основные принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов. Способы конструктивного решения конфликтов в организациях

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Вступив в конфликт, сторона делает все для того, чтобы ее точка зрения была принята и цель была достигнута. Поэтому возникает необходимость управления конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным будет это управление, возникает вероятность их появления или отсутствия в дальнейшем.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать достижению целей организации.

Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо изучать их причины. Прежде чем реагировать на действия других лиц, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. Если это конфликт делового характера, то его разрешить бывает проще. При личностном конфликте его устранение и разрешение происходят достаточно тяжело, так как он основывается на глубоких внутренних противоречиях, затрагивает черты характера человека, его взгляды на жизнь, убеждения, социальные установки.

Если деловые конфликты можно разрешить путем сотрудничества, компромисса, перестановки кадров, принятия отдельных решений со стороны руководителя и т.д., то межличностные конфликты трудно поддаются разрешению. Руководитель должен создать условия для установления прямого контакта конфликтующих друг с другом, открытого, непредвзятого обсуждения, совместного анализа ситуации. Другими словами, разрешение межличностного конфликта требует длительной индивидуальной работы руководителя с каждой конфликтующей стороной, подготовки их общения друг с другом и т.д. Иногда необходимо создать условия, чтобы люди длительное время не контактировали друг с другом, или гласно обсуждать причину конфликта. Например, одна награда и два претендента на нее, каждый считает себя более достойным ее. Обсуждение всех "за" и "против" необходимо проводить гласно, тогда конфликтующие стороны будут более реально и критически оценивать себя.

Различают структурные (организационные) и межличностные стратегии разрешения конфликтов.

А). Структурные методы (стратегия) управления конфликтами . Разработка данной стратегии основывалась на положении о том, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как хорошо отлаженный механизм (административное направление). Для этой цели разработаны следующие методы управления конфликтами.

1. Четкая формулировка требований. Особенно это ценно при разъяснении требований к результатам работы каждого конкретного работника. Должны быть ясно и однозначно сформулированы права и обязанности, правила выполнения работы.

2. Исполнение координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный точно знает, чьи распоряжения он должен выполнять. При разногласиях можно обратиться к низовому руководителю как "третейскому судье". Для этого можно создать специальные интеграционные службы для увязки целей различных подразделений.

3. Установка общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел или результатах принятия решений. Эффективным является формулирование целей организации на уровне целей общества (пример - празднование дня города).

4. Система поощрений. Должны быть установлены критерии эффективности работы, которые максимально учитывают специфику каждого подразделения. Например, если поощрять работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений, то это приведет к конфликтам со всеми эксплуатационными организациями.

Б) Межличностные методы (стратегии) управления конфликтами . Известны пять основных стилей разрешения конфликтов в зависимости от стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях по К. Томасу.

1. Уклонение, избегание. Человек стремится уйти от конфликта. Если нет условий для эффективного разрешения конфликта, ситуация может разрешиться сама собой, то человек уклоняется от конфликта.

2. Сглаживание, уступка. В основе такой стратегии лежат тезисы "Не стоит раскачивать лодку", "Давайте жить дружно". Человек старается не выпустить наружу признаки конфликта, призывая к солидарности. При этом проблема, лежащая в основе конфликта, забывается, наступает временный покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются и приводят к взрыву.

3. Принуждение. Человек пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересует мнение других. Это связано с агрессивным поведением, для влияния на других используются власть, сила. Зачастую руководитель должен настаивать на своем, не считаясь с мнением подчиненных, что приводит к подавлению инициативы подчиненных и возможности повторных конфликтов.

4. Компромисс. Принятие точки зрения другого человека, но до определенной степени. Способность к компромиссу довольно распространена в управленческих структурах, но через некоторое время может появиться неудовлетворенность половинчатым решением. Компромиссы всегда ведут к уменьшению недоброжелательности и позволяют быстро разрешить конфликт.

5. Решение проблемы (сотрудничество). Основывается на убеждении участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы понять друг друга. Это дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, ищет решение проблемы, а не ее отстранение.

Но бывают борьба, противодействие, нежелание идти на компромисс, неумение выслушивать другую сторону, настаивание на своем, решение "или-или", агрессивность. Участники признают только свою сторону и видят только свой интерес.

Любой процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленных, обоюдных влияний. Участники конфликта пытаются оказать одностороннее влияние на другую сторону или сами становятся открытыми для диалога и совместного поиска. Можно говорить о том, что они оказывают психологическое влияние друг на друга. Можно выделить следующие виды влияния:

убеждение - аргументированное воздействие с целью изменения суждения других, намерения и решения (четкие аргументы за и против, открытое признание сильных и слабых сторон, получение согласие на каждом аргументе);

самопродвижение - проявление своей компетентности и квалификации и получение преимуществ при решении проблем (демонстрация своих возможностей, предъявление сертификатов, дипломов, отзывов, раскрытие личных целей);

внушение - неаргументированное воздействие на человека с целью изменения его состояния (личный магнетизм, авторитет, уверенность, использование обстановки - при свечах, приятная музыка, прикосновение и т.д.);

заражение - передача своего состояния другому (высокая энергетика собственного поведения, артистизм, интригующее влечение, индивидуализированный особый взгляд в глаза, прикосновения и телесный контакт);

побуждение к подражанию - вызов стремления подражать, копировать других (публичная известность, демонстрация образцов мастерства, милосердие, новаторство, "модное" поведение, комплименты и т.д.);

формирование благосклонности - развитие положительного отношения к себе (проявление привлекательности, оказание услуги, высказывание благоприятных суждений о человеке);

просьба - обращение с призывом удовлетворить желание инициатора (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву отказать в просьбе);

принуждение - требование выполнить распоряжения инициатора угрозами, собственным давлением (предъявление жестких сроков выполнения работы без объяснений, наложение запретов и ограничений, запугивание, угрозы);

деструктивная критика - высказывание пренебрежительных суждений, оскорбление, грубое агрессивное осуждение, осмеяние (принижение личности, высмеивание внешности, социального и национального происхождения, справедливая критика ошеломленному человеку);

игнорирование - умышленная невнимательность, рассеянность по отношению к партнеру, пренебрежение, неуважение, игнорирование (пропускание слов "мимо ушей", присутствие партнера не замечается, невыполнение обещаний, молчание, отсутствующий взгляд в ответе на вопрос);

манипуляция - скрытое побуждение к переживанию состояний, к изменению принятия решений; при этом другой человек считает мысли, чувства, решения своими собственными, а не наведенными извне (нарушение личного пространства, слишком близкое приближение, подзадоривание типа "Тебя так легко задеть, обмануть, расстроить", "невинный" обман, замаскированные высказывания типа оговор, клевета, преувеличение своей слабости, неосведомленности, чтобы пробудить желание помочь, "невинный" шантаж - дружеские намеки на промахи, нарушения, напоминание о старых грехах.

Любой человек при конфликте может противодействовать психологическому влиянию и противостоять чужому мнению, он пытается оказывать сопротивление. Если внимательно прочитать все виды воздействия, то можно выделить такие, как влияние, убеждение, внушение и просьба, которые используются в диалоге равнонаправленных партнеров, и такие, как давление, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипулирование, которые отражают методы борьбы, направленные на победу над соперником в конфликте. Таким образом, конструктивное влияние должно отвечать следующим критериям:

1) не быть разрушительным для личности, участвующей во взаимодействии;

2) быть психологически корректным (учитывать психологические особенности партнера, ситуации);

3) удовлетворять потребности обеих сторон.

В каких же видах осуществляется психологическое противостояние влиянию? Это:

контраргументация -- опровержение или оспаривание аргументов;

конструктивная критика - подкрепление фактами действий инициатора и обоснование их несоответствия целям;

энергетическая мобилизация - сопротивление передаче состояния или способа действия;

творчество - создание нового, пренебрегающего влиянием образца;

уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия;

психологическая самооборона - применение речевых формул, интонаций, способствующих сохранить присутствие духа, выиграть время;

игнорирование - умышленное незамечание слов, действий, чувств других;

конфронтация - последовательное противопоставление своей позиции и выдвижение требований;

отказ - выражение своего несогласия выполнить просьбу.

Видим, что можно говорить об амбивалентном характере большей части влияний, которые могут иметь конструктивный и в то же время деструктивный характер разрешения конфликтных ситуаций, т.е. одна и та же техника взаимодействия может принимать различный характер. Например, при рассмотрении ассертивного поведения (настойчивого, самоутверждающегося) может быть его переход в негативные формы, так как чем выше власть человека, тем сложнее демонстрировать ассертивное поведение, легче подчиниться.

Так как типологии конфликтов очень неоднозначны, изменчивы и непохожи, поэтому нет единой формы разрешения конфликтов.

Л. А. Козер считал, что в социальном конфликте должна быть установлена четкая договоренность между соперниками относительно его завершения. В том случае, когда не достигнуто никаких взаимных соглашений к некоторому моменту борьбы, ее окончание становится возможным лишь как следствие гибели минимум одного из противников. Это означает, что завершение конфликта содержит в себе ряд проблем, которые не свойственны конечным процессам.

Американский исследователь Р. Даль выделяет три возможные

альтернативы завершения: тупик, применение насилия и мирное урегулирование. Т.е. конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, «приостанавливается до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение. Но гибель обеих или одной стороны не означает, что конфликт разрешен. Завершением конфликта - всякое его окончание, прекращение по любым причинам, а разрешение - положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Предпосылки конструктивного разрешения конфликта определяются в значительной мере возможностями сторон и других участников. А главной предпосылкой прекращения конфликта является устранение объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. Таким образом, объектно-субъектный характер возникновения конфликта подразумевает и объектно-субъектный характер разрешения последнего.

Л. А. Петровская считает, что разрешение конфликта возможно:

1. За счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации;

2. За счет преобразования образов ситуации, имеющихся сторон.

Причем, возможно и полное, и частичное разрешение конфликта как на объективном, так и на субъективном уровне.

По мнению исследователей, чтобы урегулировать и разрешить конфликт, нужно выяснить условия:

1) необходимые для разрешения, институционализации и регулирования конфликта;

2) создающие возможность урегулирования конфликта непосредственно

самими сторонами, включенными в него;

3) способствующие конкурентному иди кооперативному разрешению конфликта.

Главные предпосылки для урегулирования конфликта:

1. Конфликтующие стороны должны быть сами по себе организованы.

2. Каждая из конфликтующих сторон должна быть готова признать законность требований другой стороны и принять результат урегулирования конфликта, даже если он оказался вне ее интересов. Если такого рода готовность не будет ощущаться противоборствующими сторонами, то у них не будет желания урегулировать конфликт, особенно если она в чем-нибудь ущемляет их интересы.

3. Конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности. В данном случае близость нормативных систем, общность ценностей и традиций облегчает коммуникацию между участниками конфликта и ускоряет его разрешение.

В настоящее время в рамках объектно-субъектного подхода известны две модели разрешения конфликта: модель арбитража и посредническая. Арбитр изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное и обязательное для выполнения решение.

А. Г. Ковалев разные пути разрешения конфликтов в производственной организации сводит к педагогическому и административному решению.

1. Педагогический путь предполагает объективацию конфликта (перевод его с эмоционального на рациональный уровень), умение различить интересы и позиции участников конфликта и убеждать их в необходимости разрешения ситуации, учитывая их индивидуально-психологические особенности.

2. Административный путь предполагает учет возможностей аффекта у обоих или у одной из сторон, сбор необходимых сведений о конфликтующих сторонах и выбор соответствующего способа разрешения конфликта, организацию наблюдения за вышедшими из конфликта.

Т. М. Данькова считает эффективным способом разрешения конфликтов вынесение их на обсуждение коллектива и принятие группового решения.

С. Е. Аксененко выделяет два способа разрешения конфликтов:

1. самообобщение, т. е. создание условий для продуктивного обмена информацией в конфликте;

2. вмешательство других лиц, окружающих, и прежде всего официальных. Подобный путь автор считает наиболее подходящим для использования в организаторской и педагогической работе.

А. Б. Добрович считает, что истоком конфликта часто являются неподтверждения ролевых ожиданий, предъявляемых друг другу партнерами общения или относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных контактировать друг с другом.

Предлагает следующие прямые методы погашения конфликта:

1. Руководитель поочередно приглашает к себе враждующих, просит изложить суть причины столкновения, уточняет факты и принимает решение.

2. Педагог или руководитель предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг другу при группе, на собрании. Последующее решение принимается на основе выступлений участников собрания по данному вопросу.

3. Если, несмотря на указанные меры, конфликт не утихает, педагог или руководитель прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (от критических замечаний до административных взысканий).

4. Если это не помогает, изыскивается способ развести конфликтующих по разным классам, цехам.

Добрович считает, что прямые методы погашения конфликта менее эффективны, чем косвенные, поэтому предлагает некоторые принципы косвенного погашения конфликта:

1) Принцип «выхода чувств» заключается в том, чтобы дать человеку беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, и тогда они сами собой постепенно сменяются положительными; после «выхода чувств» человек легче принимает разумные доводы педагога.

2) Принцип «эмоционального возмещения». Вы соглашаетесь с тем, что он ощущает себя «жертвой» конфликта (даже если это не так), тогда обращение к его разуму и совести (если он не прав) будет действенным и приведет к раскаянию.

4) Принцип «обнажения агрессии» заключается в том, что психолог или педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу, побуждает их ссориться в его присутствии и, дав им выговориться, продолжает «работу» с ними.

5) Принцип «принудительного слушания оппонента» заключается в том, считает автор, что обычно во время ссоры конфликтующие не слушают друг друга, приписывая обидчику тон и слова, которых в действительности не было. Фиксирование на этом внимания конфликтующих может снять или уменьшить накал борьбы.

6) Принцип «обмена позиций». Побудить конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. Этот прием, по мнению А. Б. Добровича, обладает универсальной эффективностью и уместен при разрешении конфликтов любого типа.

7) Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих заключается в разборе ссоры, в показе недобросовестности аргументации, мелочности и непринципиальности причин конфликта. Необходимо показать конфликтующим, что в ценностях более высокого порядка они едины, а не враждебны.

Кроме вышеперечисленных принципов разрешения конфликтов автор предлагает использовать специальные психологические игры, которые способствуют более успешному разрешению и профилактике межличностных конфликтов.

В. М. Афонькова считает, что на высоких стадиях развития коллектива возможна саморегуляция конфликта. Когда же этого не происходит, то целесообразно вмешательство в конфликт, которое может быть полным или частичным и идти двумя путями:

1. Прямым -- метод «взрыва» по А. С. Макаренко, индивидуальная и групповая беседы, коллективное решение, коллективная терапия, компромисс.

2. Косвенным (педагогический маневр) -- изменение числа участников конфликта, изменение деятельности, теоретический анализ аналогичных ситуаций, переключение внимания конфликтующих на другой объект.

1) прекращение реального противоборства;

2) устранение травмирующих факторов;

3) достижение цели одной из конфликтующих сторон в результате ее успешной стратегии и тактики поведения;

4) изменение позиции индивида (имеется в виду снятие или ослабление эмоциональной напряженности);

5) наличие навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

Посредническая (медиаторская) деятельность по разрешению конфликтов -- новая психологическая реальность. Серьезно этот вопрос рассматривается в работах Н. В. Гришиной. Она считает, что в отечественной практике к «естественным» посредникам можно отнести руководителей и учителей, социологов и психологов, занятых практической деятельностью.

1) Уяснением специфической природы посредничества, принципов поведения посредника;

2) Возможностями посредника выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.

Дж. Макграта выдвигает три основные разнонаправленные «силы», влияющие на поведение каждого из участников и преследующие цели:

1. отстоять позицию, которую поручено защищать;

2. найти согласие с противостоящей стороной;

3. выработать такое решение, которое было бы оценено как качественное и конструктивное посредником, представляющим ту социальную общность, в которую «вписан» конфликт.

Сам же посредник является объектом действия двух «сил», ставящих различные цели:

1) привести участников переговоров к той позиции, которая будет одобрена стоящей за ним социальной системой;

2) способствовать достижению согласия между сторонами.

Осгуд предложил метод ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения), который применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных.

Метод включает следующие правила:

1. Делать искренние публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет снизить напряжение и остановить эскалацию конфликта.

2. Объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Крайне необходимо сообщать, что, как и когда будет сделано.

3. Выполнять обещанное.

4. Побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний.

5. Уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью.

Но сделанные уступки не должны приводить к увеличению беззащитности и уязвимости стороны, их осуществляющей.

Разрешение конфликта -- это достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. Поэтому полезно, чтобы все действия по разрешению конфликта совершались не только третьей стороной, но и самими субъектами. Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное

осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки конструктивного решения, а в некоторых случаях полностью разрешить конфликт, если окажется, что в его основе лежит искаженное восприятие ситуации участниками конфликта.

Основной акцент в успешности разрешения конфликта переносится на личность, ее адаптивные возможности и ресурс. В данном случае речь идет о переходе с субъект-объектных форм общения на субъект-субъектные, где каждый участник ситуации является субъектом деятельности и ответственен за все, что происходит с ним в данный момент.

Ситуация общения -- это творчество обеих сторон, и устранение любого противоречия между людьми должно основываться на уважении к каждой индивидуальности и одновременно на убеждении в том, что человек обладает многогранными возможностями, в большинстве своем способен к самоуправлению и работе над собой.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что прогнозирование и предупреждение конфликта - это важное составляющее работы над собой человека. Это повышает его личностные характеристики, следовательно, помогает управлять динамикой событий собственной жизни. А так же социальный конфликт имеет свою цикличность в зарождении, разгаре и затухании. Способность определять этап протекания конфликта, формирует дальнейший выбор стратегии людей.

Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения социальных конфликтов.

Конфликты (от лат.conflictus: столкновение) это противоборствующие отношения между индивидами или группами людей, связанные с обострением противоречий между их интересами, ценностными ориентациями, взглядами, убеждениями.

Социальные конфликты (в широком понимании) это столкновения, возникающие в обществе при взаимодействии отдельных индивидов, групп людей, социальных институтов по поводу путей разрешения социальных противоречий . Иначе говоря, если конфликт связан с социальной жизнью общества, его можно называть социальным , даже если он возник в сфере экономики, политики, культуры или других сферах.

Виды и формы социальных конфликтов

Конфликты подразделяют на виды , в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают:

1) экономические конфликты – появляются в экономических отношениях, в процессе производства, распределения, обмена;

2) политические конфликты – связаны со сферой политики между субъектами политики по поводу завоевания и реализации власти;

3) идеологические конфликты – появляются на уровне столкновения различных идей, взглядов, мировоззрений;

4) психологические конфликты, характерны для межличностных отношений и влияющих на социальные связи между индивидами;

5) социальные конфликты, возникают по поводу противоречий между интересами индивидов, социальных групп, социальных институтов.

Выделяют две точки зрения на понятие социального конфликта:

1. Социальный конфликт – это любое столкновения между людьми, возникающие на различных уровнях социальной иерархии по поводу противоречий в их интересах. В этом случае в перечень социальным конфликтам можно включить все перечисленные выше.

2. К социальному конфликту относятся не все конфликты, а только возникающие в конкретных социальных общностях. Например, социальными не следует считать конфликты психологические, межличностные или, наоборот, глобальные, возникающие в мировых масштабах.

В социологических анализах конфликтов чаще используется первый подход, но при условии, что в исследуемом явлении присутствует социальное взаимодействие.

Функции конфликтов (связанные со смыслом,назначением, целями конфликтов) бывают разного, часто противоположного содержания.

1) позитивные функции конфликтов:

а) разрядка напряженности между противоборствующими сторонами, своеобразный «выхлопной клапан» для отрицательных эмоций;

б) движущая сила (стимулятор) изменений – обостряются отношения, чтобы стимулировать перемену в действиях партнера;

в) информационно-коммуникативная функция – позволяет лучше узнать друг о друге, после чего бывшие враги могут стать друзьями;

г) формирование компромиссов в отношениях между индивидами и группами людей, когда в результате споров «рождается истина», происходит переоценка ценностей, пересмотр прежних взглядов и убеждений.

2) негативные функции конфликтов:

а) дезинтеграция отношений разрушение социальных и психологических связей в группах людей, организациях, обществе в целом;

б) ликвидация сторон – когда противоречия достигают антагонистической стадии развития, может произойти физическое или статусное уничтожении одного или нескольких участников конфликта.

То есть, можно сказать, что конфликты бывают созидательные и разрушительные . Важно не избегать конфликтов. Это практически невозможно. Они – часть человеческой жизни. Надо направлять конфликты в созидательное, а не разрушительное русло, стремиться влиять на причины, их порождающие.

Можно выделить основные типы конфликтов:

1. Конфликт интересов, возникает, когда надо что-то распределить, но ресурсы ограничены. Например, как справедливо распределить национальный доход в стране или премии в трудовом коллективе. Тем не менее, из всех типов конфликтов это наиболее простой. Делить можно по коэффициенту участия , по большинству голосов, поровну , по жребию , с помощью посредника и т.д. Даже если ограничены возможности, всегда можно найти компромисс – среднее решение, которое бы устраивало все стороны.

2. Конфликт ценностей – появляется, если спор идет о том, какие ценности должны доминировать в данной социальной группе. Например, различают семьи по социальным ориентациям :

● семьи, ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга;

● семьи, считающие главным в семейной жизни развлечения, потребление материальных и духовных благ;

● семьи, стремящиеся к реализации профессиональных интересов, к карьере, успехам на работе, саморазвитие личности.

К примеру, скажем, муж и жена предпочитают различные, не совпадающие подходы, возникает конфликт ценностей . Для его устранения используется либо компромисс, либо, если это не удастся, развод .

3. Конфликт идентификации , когда выясняется, кто «наши » а кто «чужие ». Это наиболее сложный для разрешения вариант конфликта. С такими конфликтами многие сталкиваются довольно часто. Например, оказавшись в незнакомой компании, любой «новичок» чувствует недоверие к себе: «чужой» появился в группе. Для преодоления конфликта этого типа надо либо много времени для адаптации, пока не признают своим, либо постараться сделать для всех что-то очень значимое . Тогда вас сразу станут считать членом группы, идентифицировать с остальными.

Конфликты различаются по количеству участников . Они бывают:

1) односторонние (внутренние ) конфликты, когда индивид затрудняется принять однозначное решение, под влиянием противоречивой, альтернативной информации;

2) двусторонние – наиболее часто встречающиеся конфликты, когда сталкиваются противоречащие друг другу подходы;

3) многосторонние – конфликты возникают между тремя или большим количеством сторон.

Нередко подразделяют конфликты по уровню социальной иерархии :

1) межличностные конфликты (между индивидами);

2) между личностью и группой ;

3) межгрупповые конфликты (между группами, включая малые социальные группы, классы, национально-этнические и другие общности);

4) межгосударственные конфликты (международные);

5) глобальные конфликты (общемировые).

В зависимости от степени напряженности выделяют конфликты:

1) неантагонистические – противоречия, когда возможен компромисс;

2) антагонистические – непримиримые конфликты, которые нельзя разрешить мирно, путем компромисса.

Можно сказать, что поводом всех социальных революций является антагонистический конфликт между обществом (или, чаще, отдельными социальными группами) и государственной властью, неспособной найти эффективные способы преодоления возникшего при этом кризиса.

Причины и пути преодоления конфликтов

Многообразные причины конфликтов , то есть, факторы , определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

1. Субъективные причины конфликтов, возникают из-за разного восприятия целей, интересов, ценностей, конкретного поведения. В этом блоке причин отражается несовершенство психики человека.

2. Объективные причины конфликтов, появляются из-за неравного положения людей в системе социальных отношений. На эти причины влияет несовершенство общества , которое всегда насыщено самыми разными по характеру и содержанию противоречиями.

В отношении индивидов и групп людей к содержанию конфликтов и путям их преодоления можно выделить три основные подходы :

1. Конфликт – это борьба , в результате которой противника надо уничтожить, устранить, изолировать. Если возникла проблемная ситуация, надо сразу принимать жесткие меры. Это непримиримый , агрессивный подход. В политике это леворадикальный (марксистский) способ реагирования на социальные процессы. Например, в вузовском учебнике истории КПСС только в оглавлении 38 раз употребляется слово «борьба» и ни одного раза слово «сотрудничество».

2. Конфликт – это противоречие , которое надо постепенно видоизменить, ослабить, нейтрализовать. Проблемы следует разрешать постепенно, без излишних обострений. Это компромиссный , реформистский подход. Его придерживаются политики социал-демократической ориентации.

3. Конфликт – это естественное состояние человека. Конфликты надо не устранять, а управлять их развитием, ориентировать и направлять в «спокойное» русло. Для этого надо прогнозировать причины возможных конфликтов и оптимизировать их развитие без резких перемен. Это профилактический , упреждающий подход. Его придерживаются в основном люди консервативных взглядов.

Конфликты , при всем своем разнообразии имеют общие черты , которые можно изобразить в виде формулы .

Формула конфликта может быть изображена примерно так:

К = УК + ОК + Д,

где: К – конфликт как столкновение интересов индивидов или социальных групп;

УК – участники конфликта , то есть те индивиды или группы, интересы которых затрагивает конфликт;

ОК – объект конфликта , то есть, тот ресурс, на который распространяются интересы сторон;

Д– действие одной из сторон, или обоих одновременно.

В приведенной выше формуле выделяется конфликтная ситуация , которая выглядит как УК + ОК. Это состояние, предшествующее конфликту, когда есть участники и объект конфликта, но отсутствует действие.

Из приведенной выше формулы конфликта можно вывести основные способы их разрешения:

1. Метод избегания конфликтов – то есть игнорирование противника, отказ от контактов с ним; это – уклонение от обсуждения проблем. В данном случае из конфликтной ситуации убирается элемент «УК». Нет одного из участников, значит, нет конфликта или, по крайней мере, он приостанавливается. Недостаток этого метода в том, что не устраняется противоречие, которое стало источником конфликта (ОК), а значит, сохраняется причина конфликтной ситуации.

2. Сближение позиций сторон – воздействие на объект конфликта (ОК), сглаживание «острых углов» за счет частичных уступок . Если по-поводу оценки объекта конфликта достигается устойчивый компромисс, конфликт прекратится.

3. Способ откладывания конфликта – отказ от действий, способствующих перерастанию конфликтной ситуации в конфликт, то есть отказ от элемента «Д», по меньшей мере, до накопления сил или изменения ситуации в сторону более благоприятную.

4. Примирение через посредника – это попытка воздействовать на все элементы конфликта с помощью «нейтральной» стороны. В последние годы появились специальные психологи, даже менеджеры по конфликтам. Их функции – примирение конфликтующих сторон.

5. Арбитраж или третейское разбирательство – похоже на предыдущий метод. Его особенность в том, что конфликтующие стороны заранее договариваются передать окончательное решение спора третьей стороне.

6. Переговоры между сторонами– поиски решения возникших проблем в процессе длительного обсуждения всех факторов и условий, которые могли бы положительно повлиять на разрешение противоречий между сторонами;

7. Принуждение – демонстрация силы перед противником, с целью принудить его пойти на уступки.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Понятие «конфликт», его основные признаки.

2. Классификация конфликтов по сферам общественной жизни.

3. Специфика социальных конфликтов.

4. Две точки зрения на социальный конфликт.

5. Назовите позитивные функции конфликтов.

6. Укажите негативные функции конфликтов.

7. Основные типы конфликтов:

7.1. Дайте характеристику конфликтов интересов. Приведите примеры.

7.2. Что собой представляет конфликт ценностей. Проиллюстрируйте примерами.

7.3. Особенности конфликта идентификации. Покажите на примерах.

8. Дайте классификацию конфликтов по количеству участников, уровню социальной иерархии, степени напряженности.

9. Объективные и субъективные причины конфликтов.

10. Три подхода к путям разрешения конфликтов. Какой из них, на Ваш взгляд, наиболее целесообразен.

11. Напишите формулу конфликта. Какое место в ней занимает конфликтная ситуация.

12. Что собой представляет способ откладывания конфликта? Применяете ли Вы его в своих отношениях с окружающими?

13. Дайте характеристику метода избегания конфликта.

14. Возможности разрешения конфликта через сближение позиций сторон.

15. Что означает примирение конфликтующих сторон через посредника? Что такое третейское разбирательство?

16. Какую роль в преодолении конфликта могут сыграть переговоры? В каких сферах общественной жизни этот метод чаще применяется?

17. Какие из названных выше методов преодоления конфликтов, на Ваш взгляд, наиболее действенны?

18. Проанализируйте содержание вопросов и вариантов ответов анкеты №3 (см. форму 8.5.3 в гл. 8):

18.1 . Какие типы конфликтов исследуются с помощью этой анкеты?

18.2 . Назовите возможные причины этих конфликтов.

18.3. Какие желательно использовать способы разрешения этих конфликтов?

19. Какие методы преодоления конфликтов Вы чаще используете в своих отношениях с друзьями или родственниками?

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Ребенок, словно чистый лист бумаги, Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу

Что такое конфликт? Конфликт в переводе с латыни означает столкновение. Конфликтологи утверждают, что бесконфликтных взаимоотношений не бывает.

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения.

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик - ученик»

Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

    соперничество

    обман, сплетни

    оскорбления

    обиды

    враждебность к любимым ученикам учителя

    личная неприязнь к человеку

    симпатия без взаимности

    борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель - родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

    разные представления сторон о средствах воспитания

    недовольство родителя методами обучения педагога

    личная неприязнь

    мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Главный единственный путь к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Конфликт «Учитель - ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

    отсутствие единства в требованиях учителей

    чрезмерное количество требований к ученику

    непостоянство требований учителя

    невыполнение требований самим учителем

    ученик считает себя недооцененным

    учитель не может примириться с недостатками ученика

    личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

    Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

    Второй момент - анализ ситуации без превратности .

    Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

    Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

    Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Средь множества пытливых глаз

Попробуй заслужить признанье.

Ребенок - главный среди нас,

Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,

Встречая каждый день улыбкой.

И много знать, и не солгать,

Не совершать сумей ошибки.

Теперь о методах разрешения конфликтов. Всю совокупность методов, в зависимости от типов моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы:

  • · первую условно назовем группой негативных методов, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные» методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения.
  • · вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это -- в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и позитивных методов относительно, условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко дополняют друг друга. Кроме того понятие «борьба» как метод разрешения конфликта весьма общее по своему содержанию. Известно, что принципиальный переговорный процесс может включать в себя элементы борьбы по тем или иным вопросам. В то же время самая жесткая борьба конфликтующих агентов не исключает момента переговоров по определенным правилам борьбы. Без борьбы нового со старым нет творческого соперничества, хотя последнее предполагает наличие в отношениях между соперниками и момента сотрудничества, поскольку речь идет о достижении общей цели -- прогресса в конкретной сфере общественной жизни.

Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Рассмотрим наиболее существенные характеристики метода переговоров и приемы его реализации.

Переговоры -- это совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются преимущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

При ведении переговоров обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, что способствует сохранению основы для согласия.

Американские конфликтологи Фишер Р. и Юри У. анализируют метод принципиальных переговоров. Он состоит в требовании решения проблемы на основе ее качественных признаков, т.е. исходя из существа дела. Этот метод, пишут авторы, «предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно; а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-либо справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров».

Метод принципиальных переговоров, или «переговоров, основанных на определенных принципах», характеризуются четырьмя основными правилами. Каждый из них составляет базовый элемент переговоров и служит рекомендацией по их ведению:

  • 1. «Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров», «отделите человека от проблемы». Переговоры ведут люди; обладающие определенными чертами характера. Обсуждение их недопустимо, так как это привносит в ход переговоров мешающий решению проблемы эмоциональный фактор. Критика личных качеств участников переговоров только обостряет конфликт или, по крайней мере, не способствует поиску путей его разрешения.
  • 2. «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях». Позиции оппонентов могут скрывать их подлинные цели, а тем более интересы. Между тем, в основе противоречивых позиций всегда лежат интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о позициях, нужно исследовать определяющие их интересы. За противоположными позициями всегда кроется больше интересов по сравнению с теми, которые нашли отражение в этих позициях. Иными словами, за противоположными позициями наряду с противоречиями находятся разделяемые и приемлемые интересы.
  • 3. «Разработайте взаимовыгодные варианты». Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны. В таком случае диалог становится дискуссией с ориентацией -- «мы против проблемы», а не «я против тебя». При такой ориентации возможно использование мозгового штурма. В результате может быть получено не одно альтернативное решение. Это позволит отобрать нужный вариант, соответствующий интересам сторон-участников переговоров.
  • 4. «Найдите объективные критерии». Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих сторон. Только тогда оно будет справедливым, стабильным и длительным. Если же критерии субъективны, то есть не нейтральны по отношению к какой-либо стороне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало быть, соглашение будет восприниматься как несправедливое и в конечном счете оно не будет выполняться. Объективные критерии вытекают из принципиального подхода к обсуждению спорных проблем; они формулируются на основе адекватного понимания содержания этих проблем.

Наконец, справедливость выработанных решений зависит от используемых в ходе переговоров процедур урегулирования противоречивых интересов. В числе таких процедур: устранение разногласий при помощи жребия, делегирование права решать посреднику и т.д. Последний способ решения спора, т.е. когда ключевую роль играет третья сторона, широко распространен, его вариации многочисленны.

Одним из основных способов разрешения конфликтов является общение между людьми. Это наиболее общий метод, включающий в себя и переговоры. Сущность и технология общения достаточно широко описаны в литературе. Д. Ден в своей работе «Преодоление разногласий» разработал «4-шаговый метод». По его мнению, этот метод служит достижению согласия между людьми и их плодотворному сотрудничеству. В его основе лежат два правила:

  • · «не прерывайте общения», так как отказ от общения порождает и означает конфликт;
  • · «не применяйте силовых игр, чтобы выиграть в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ультиматумов».

Важно подготовить подходящие условия для беседы, под которыми подразумеваются, кроме времени, также место и благоприятная для беседы обстановка. Длительность диалога определяется временем, необходимым для достижения прорыва в сглаживании конфликта. Содержание разговора должно сохраняться в тайне, поскольку несвоевременная огласка его порождает слухи, сплетни и усиливает конфликт.

Таким образом, до определенного времени, пока не достигнуто положительного результата, должна соблюдаться конфиденциальность беседы. Диалог, успешное его завершение предполагает постоянное соблюдение предмета обсуждения, исключения из беседы элементов, не относящихся к обсуждаемой проблеме (разговор о сослуживцах, о событиях дня и т.п.). В ходе беседы следует постоянно делать жесты примирения, не пользоваться уязвимостью другого и, вместе с тем, не проявлять беспринципности. Разговоры о волнующей обе стороны проблеме следует вести с ориентацией на взаимовыгодное решение и исключение иллюзий относительно его результата по принципу «выигрыш--проигрыш». Итог диалога -- договор, описывающий отношения сторон на будущее, фиксирующий в письменном виде сбалансированное, согласованное поведение и действия по реализации противоречивых интересов.

Описанные методы общения и переговоров предполагают взаимодействие отдельных личностей, коллективов. В жизни же большую роль играют конфликты, возникающие в среде массовых сообществ, между не только малыми, но и большими группами. Конечно, и такие конфликты могут разрешаться путем разнообразных переговоров и видов общения. Однако общение в таких случаях приобретает форму не диалога, а многосубъектного обсуждения проблем. Это -- различного рода деловые совещания, семинары, конференции, съезды и т.д.

Разностороннее и с участием многочисленных индивидов и организаций обсуждение спорных, жизненно важных для всех вопросов, безусловно, обеспечивает разрешение некоторых конфликтов. Положительный результат таких мероприятий достигается при соблюдении ряда условий.

  • - Во-первых, обеспечения объективного рассмотрения дискуссионных проблем;
  • - Во-вторых, свободного обсуждения всех позиций и точек зрения при наличии равных возможностей участия в обсуждении каждого субъекта;
  • - В-третьих, оформления результатов обсуждения в виде рекомендаций, обобщающих выявившееся единство взглядов и позиций по тем или иным вопросам.

Указанные формы эффективны при разрешении политических, идеологических, научных конфликтных проблем. В этих формах наилучшим образом действуют демократические принципы обсуждения и решения конфликтов.

Применение позитивных методов разрешения конфликтов воплощается достижением компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это -- формы завершения конфликтов в основном по типу «выигрыш--выигрыш», «победа--победа». Они представляют реализацию стилей компромисса и сотрудничества.

Поделиться: