Отклоняющееся поведение: виды и примеры. Социальное отклонение

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа- ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нор- мы») - это официально установленные или сложившиеся под воз- действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических услови- ях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установлен- ные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий со- циальный опыт общества и осмысление современной действительнос- ти. Они закрепляются в законодательных актах, должностных ин- струкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппиро- ванные по основным нормообразующим факторам, они подразделя- ются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., слу- жат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и дея- тельности.


120 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей - гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение - это социальное развитие человека, по- ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор- мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и анти- социальное.

Асоциальное поведение (от греч. а - отрицательная частица «не»,

«без» и лат. socialis - общественный, связанный с жизнью и отноше- ниями людей в обществе) - это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти- воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti - против и соци- альный) - это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоот- ветствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недоста- точность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул тео- рию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без- нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют опреде- ленные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для ано- мии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достиже- ния): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.


Конформизм (от позднелат. conformns - подобный, сходный) - равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средст- вам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio - возобновление, перемена) - положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выбо- ре средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм - отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ри- туального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм - отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 121

Бунт - отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революцион- ные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение - отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле- вым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином

«девиантное» (от лат. deviatio - отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ- ки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти- воречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризу- ется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздей- ствиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де- линквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо- бой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен- тацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в

«большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко- торых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп- ределяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведе- ния человека. Среди них: биологические - своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, право- нарушениям (Фрейд); социологические - девиантное поведение челове- ка является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и пси- хологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельст- вуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало,


122 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквент- ное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси- хологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, по- требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответст- вующие им (негативной направленности и отрицательным привы- чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновениепротиворечиямежду социальными нормами илич- ностью;

проявлениенесогласия,отрицаниесоциальныхтребованийребен- ком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивыпротивозаконныхдействий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганст- во, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

нарушениезаконов;

совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально- негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фак- торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ- кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре- зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от- клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую- щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаж- дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личнос- ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 123

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Раз- личные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познава- тельной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз- растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-16 лет) - переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Подростки - как правило, школьники - находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детст- ва и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в бук- вальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «до- делок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномернос- тью созревания.


Несоответствие

индивидуальности


Недостатки в воспитании


Несоответствие воспитания возрасту


Негативная личностная позиция ребенка

Ребенок

Отклонения в психическом и физиологическом развитии

(врожденные и приобретенные) Негативные факторы среды

Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих

на формирование девиантного поведения человека


124 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное раз- витие организма в период полового созревания; неразвитость сердеч- но-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбу- димости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи- телями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине- ния» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по- требность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает нега- тивный пример для подражания, формирует соответствующее миро- воззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен- ком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостат- ку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному внима- нию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, по- буждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория

«детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в тече- ние длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на де- душку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 125

пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходи- мое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их без- надзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле- видения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающие- ся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формирова- нию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать че- ловеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные слож- ности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра- зовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде- лям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих услови- ях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, кото- рые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступ- ной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товари- щеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к право- нарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко- тикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея- тельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и под- ростками и пр.;


126 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару- шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци- альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к воз- никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со- четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра- вонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведен- ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра- вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде- ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова- нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не- сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со- перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со- перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактив- ности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб- ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо- лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро-

вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, не- обходимо определить и наиболее важные направления педагогичес- кой деятельности по их профилактике и преодолению.

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во многих случаях происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отрицательные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде всего в преступлениях и других правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т.д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонение от норм могут носить и позитивный характер, то есть иметь полезные для общества последствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления отклоняющегося поведения, столь же разнообразны, как различные социальные нормы. Не менее разнообразны последствия этих отклонений, их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Преступления и другие правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и другие подобные негативные процессы в развитии общества приносят чрезвычайную потерю человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют разные точки зрения по этому вопросу. В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причины отклонений: наличие у некоторых людей врожденной склонности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и тому подобное. Эти теории впоследствии были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причины отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, которое нарушает установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимости или необходимости оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу", "Бери

от жизни все, что можешь! ").

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности является следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоуничижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которой удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признаки "сильной" личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения, от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных изменений, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падения деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), которая отрицает общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступную среду создает свою субкультуру, свои нормы, противостоят нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодой) норм антиобщественного поведения.

Существуют и другие объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попробуйте сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

В отношении лиц, допускающих отрицательное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, то есть наказание за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (ошибка, обман, грубость, халатность и т.д.), корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, юмор, осуждения и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий вызывают осуждение и наказание, исходят не только от общественности, но и государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения, подробнее рассмотрим преступность, алкоголизме наркоманию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Понятие девиантного поведения подростков. Причины и формы девиаций в подростковом возрасте. Девиантное поведение и явление дезадаптации. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков. Организация коррекционной и профилактической работы.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Определение отклоняющегося поведения и анализ различных форм его проявления: психического заболевания и антисоциального поведения. Понятие, виды и причины возникновения девиантного поведения, три вида теорий. Методы и подходы к изучению проблемы.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Факторы, способствующие формированию девиантного поведения. Социально-психологические особенности девиантных подростков. Особенности девиантного поведения молодежи, характерные для современного белорусского общества. Профилактика девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Характеристика понятия "девиантное" поведение, основные его причины. Характеристика основных форм девиантного поведения молодежи. Предпосылки девиации в подростковом возрасте. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2010

    Характеристика отклоняющегося поведения подростков, причины возникновения. Факторы зависимости успешности работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков от определенных педагогических условий, программа воспитательной работы.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2014

    Характеристика существующих подходов к пониманию нормы и девиантного поведения. Структура, типы, причины, биологическое, социологическое и психологическое объяснение отклоняющегося поведения. Суть и виды акцентуаций характера детей подросткового возраста.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Сущность понятий "норма" и "девиантное поведение". Теоретические подходы к объяснению девиации. Социально-психологические особенности подростков как социально-демографической группы. Основные причины и современные формы девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2011

Отклоняющееся поведение и его особенности.

Тема 6.

Девиантное поведение и социальный контроль

1. Отклоняющееся поведение и его особенности.

2. Теории девиации. Социологические теории о причинах девиации.

3. Типы девиации (по Р. Мертону).

4. Делинквентное поведение.

5. Социальный контроль: нормы и санкции.

6. Методы социального контроля и его агенты. Функции социального контроля.

Термин девиация, или "социальное отклонение ", обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Исходным для понимания сути девиантного (от лат. deviatio - отклонение) поведения служит понятие "норма". Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации .

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются .Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм (относительность в науке принято называть релятивизмом). Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо относительное. Девиация относительна: а) исторической эпохе, б) культуре общества. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами.

Различают такие виды отклонений .

— Конструктивные и деструктивные.

Ø Социальные отклонения могут носить позитивный характеркак средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Это - культурно одобряемые отклонения, или конструктивная девиация. Л юди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Ø Негативные (деструктивные) формы социальных отклонений (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.) могут иметь разную степень выраженности и подлежат разным социальным санкциям (наказанию, регулированию). Некоторые ученые называют девиацией всякое неуместное или непристойное поведение. Подобные слабые и случайные формы девиации (грубость, ложь, нарушение порядка или просто норм приличия) фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Явно выраженные формы социальной патологии - преступного поведения – подлежат наказанию с позиции уголовного права.



— Индивидуальные и групповые.

Ø Индивидуальные отклонения (индивидуальный девиант), когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры (самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки противоправного поведения (стать делинквентом).

Ø Групповое отклонение (н апример, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах, "подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и нормы собственной субкультуры).

— Первичные и вторичные.

Ø Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли .

Ø Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Стоит только индивиду получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности.

Роль девиантного поведения в обществе.

· Девиантное поведение приводит к конфликтам в обществе, дестабилизирует его .

· Однако девиация может носить и положительный для общества характер :

Ø отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов ;

Ø девиация вообще и преступность в частности необходимы (утверждают некоторые социологи, которые опираются на теорию социальной солидарности Дюркгейма) поскольку ониобъективно способствуют усилению социальной интеграции; когда "нормальная" часть общества с помощью общепринятых ритуалов осуждения «единодушно» осуждает девиантные поступки некоторых своих членов, усиливается чувство единения среди большинства общества.

Специалисты в области социологии понимают под девиантным поведением поступки человека, которые не подчиняются принятым в oбществе нoрмам. Отклоняющееся поведение также можно рассматривать как массовое явление в социуме.

В основе оценки девиантного поведения лежит такое определение, как социальная норма. Это есть некий процент дозволенного в поведении людей, выполнение которого необходимо для сохранения социальной структуры. Отклонения от социальных норм классифицируют следующим образом:

  • позитивное отклонение. Его цель – благоприятное изменение социальной структуры путем перехода от устаревших стандартов к современным;
  • негативное отклонение. Приводит к разрушению и дезорганизации социальной системы и, как следствие, к девиантному поведению.

Давайте подумаем, верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении: «Девиантное поведение можно отождествить с социальным выбором. В случае, когда цель не представляется возможным достичь реальными возможностями, индивиды часто прибегают к иным средствам, позволяющим добиться желаемого». Для социологов ответ очевиден – суждения верны, а в качестве примера к ним можно привести людей, стремящихся к власти и богатству. Для достижения своих целей они могут выбрать противозаконные и антисоциальные средства и даже стать преступниками. Или же, к примеру, протест, неприятие общественных ценностей тоже являются формами отклонений, которыми характеризуются террористы, экстремисты, революционеры.

Девиантное поведение относительно, поскольку оно сравнивается с нормами конкретной группы. Например, в криминальном мире вымогательство есть норма, однако для среднестатистического населения это считается отклоняющимся поведением. В обобщенном виде к примерам девиантного поведения

относятся:

  • алкоголизм
  • проституция
  • уголовная преступность
  • суицид
  • психические расстройства
  • азартные игры
  • наркомания

В научных кругах более всех распространена типология Р. Мертона. Автор данной типологии считает девиацию результатом разрушенной культурной базы, в особенности, её этической основы. Таким образом,

Мертон выделяет четыре основных типа девиантного поведения:

  1. инновация = согласие с общественными целями, но отрицание предложенных обществом путей достижения. Формы девиации – проституция, шантаж, создание «финансовых пирамид».
  2. ритуализм = отрицание общественных целей, преднамеренное преувеличение путей их достижения. Форма девиации – бюрократия.
  3. ретретизм = неприятие одобренных социумом целей и полный отказ от способов их достижения. Формы девиации – наркомания, алкоголизм, бродяжничество.
  4. бунт = отрицание и целей, и способов, установленных обществом, а также замена их на новые. Форма девиации – революция, стремление к перелому общественных отношений.

Мертон заявляет, что девиация не означает негативное отношение к общепринятым нормам. К примеру, вор желает материального достатка, проявляет рвение к этой социально одобряемой цели. Или бюрократ, который стремится к выполнению надлежащих правил работы, однако исполняет требования буквально, а порой и абсурдно.

Проведем краткий обзор основных распространенных причин отклоняющегося поведения.

Причины девиации имеют не только социальное происхождение, но и биопсихическое. К примеру, склонность к наркомании и алкоголизму может передаться детям от родителей.

Одна из причин – маргинализация. Её основные признаки – разрыв с обществом всех связей: в первую очередь, социальных и экономических, а затем и духовных. Следствие маргинализации – переход к примитивным сегментам общества.

В большинстве случаев отклонения связаны с аддикцией – стремлением уйти от внутреннего дискомфорта, имеющего социально-психологический характер, изменить своё психическое состояние. Чаще всего отклоняющееся поведение выбирают те люди, чьи индивидуальности подавляются, а стремления блокируются. Они по ряду причин лишены возможности «построить карьеру», повысить социальный статус и считают общепринятые стандарты несправедливыми.

Психологические и биологические причины девиации на данный момент не полностью изучены и подтверждены наукой. Более достоверны социологические теории, которые рассматривают отклонения в поведении в общественном контексте. Так, довольно широкое распространение имеет концепция дезориентации, предложенная французом Э. Дюркгеймом. Он полагал, что основная почва появления отклоняющегося поведения – это общественные кризисы. В том случае, когда происходит рассогласование общественных норм и жизненных принципов конкретного человека, может наступить состояние аномии, что означает отсутствие норм.

Широко известна также теория стигматизации («навешивание ярлыков»). Согласно этой теории, абсолютно все люди имеют склонность к нарушению общественных норм. Однако по девиантному пути пойдут только те, на кого навешен этот ярлык. Например, рецидивист может забыть своё преступное прошлое и начать новую жизнь, но окружающие всеми своими действиями не дадут ему этого сделать, они могут ограничить общение с ним, не станут принимать на работу. И тогда человек будет вынужден снова вернуться к криминальной стезе.

Причины девиации психологического характера – это расстройства психики, отклонения в умственном развитии. Например, Фрейд выяснил, что есть тип людей с врожденным желанием к разрушению.

Заражение плохими нормами тоже может рассматриваться как причина девиации. «Заразиться» можно в результате случайного взаимодействия с малознакомыми людьми.

Неравенство в социуме также может стать причиной отклонений в поведении людей. Базовые потребности у большинства людей похожи, а вот возможности их удовлетворения у разных слоёв общества различные. В результате бедные приходят к мысли, что они имеют «моральное право» на девиацию по отношению к богатым.

Нельзя не отметить в качестве причин девиации природные/техногенные катаклизмы. Они приводят к нарушению психики людей, неравенству в обществе. Обратимся к примеру ближайшего к нашим дням прошлого – это последствия затянувшегося военного конфликта в Чечне или катастрофа в Чернобыле, различные землетрясения.

Для того, чтобы девиация не прогрессировала в поведении человека, ему следует придерживаться некоторых правил:

  • открывать себе доступ к новым легитимным путям достижения благополучия, повышения социального статуса;
  • принимать социальное равенство людей перед законом;
  • стараться адекватно трактовать наказание и преступление.
Поделиться: