Сердца четырёх. О датировке одного прижизненного изображения преподобного серафима саровского

"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".

Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века. Поволжье.

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.

Преподобный Серафим Саровский, с видом Саровской Успенской пустыни. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь


Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)

Конец XIX века. Холст, масло.

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

1829-1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание

Наиболее ранний, прижизненный портрет.
Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.

По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".


(написан на части кирпича из могилы святого)

"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).



Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собрание

Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.
Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве


"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)


Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) (?). Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку. Вторая треть XIX века. Холст, масло. Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге


Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник . Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.

Монахиня Серафима (Петракова). Явление Божией Матери
преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения
1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского
монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь


Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления . Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.


Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX-начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.

Семь сюжетов жития преподобной Елены Дивеевской. 1920-е годы. Н.Н.Казинцева (?). Дерево, левкас, темпера. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мастерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.
К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.

"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.

Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.
По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов . К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле" . Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

Несмотря на то что сам святой Серафим очень неохотно соглашался позировать художникам ему посвящено множество изображений от народных лубков до вышитой иконы, которую своими руками сделали великие княжны.

С момента кончины преп. Серафима Саровского, последовавшей 2 января 1833 года, до времени его канонизации в июле 1903 года прошло 70 лет. Однако, как это часто случается с наиболее чтимыми подвижниками, народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых.

Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился - еще задолго до появления канонических икон.

Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»

Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.

Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е - 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.

Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.

Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Живой и характерный набросок портрета старца. Подпись «Серафим Саровский. Пустынножитель»

Из воспоминаний художника арзамасской школы Раева известно, что во время обучения он дважды, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные» — писал Раев.

Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ.

Преподобны Серафим одет в клобук с полумантией, и шубу с меховой опушкой, опирается на палку, в левой руке - четки.

Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».


В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них - «Стояние на камне».

Стиль рисунка и образ святого Серафима при этом у разных художников получался по разному.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.

Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Святой с медведем - это другой, наверное самый излюбленный сюжет.

Вот другое его воплощение - на этот раз в технике эмали на медной основе. Начало XX века. Хранится в ЦАК МДА.

Монохромность, элементы лубка, использованные в изображении, указывают на литографированный оригинал эмалевой иконы.

Семья Царственных страстотерпцев тесно связана с преподобным Серафимом Саровским.
Император Николай II принимал непосредственное участие в канонизации святого старца.
Подробнее об этом можно прочесть .

В связи с участием царя в перенесении мощей преподобного Серафима в 1903 году был распространен соответствующий сюжет народных информационных лубков-литографий.


Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.

В первом ряду несущих раку с мощами - император Николай II.


Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва. Инв 94.

Схожий сюжет - другой ракурс.

В завершение - вышитая дочерьми царя Николая II икона.

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург.

Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»

Источники:
«Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография». Издательство «Индрик». Москва. 2004 г.

«Духовные светочи России» Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. Москва, МСД, 1999 г.

Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых. Его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации…

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.

В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован.

Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.


Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность.

Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто.

Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года.

Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.

Прижизненный портрет

В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину.

Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).

Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».


После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.

Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают.

Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться».

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 1903 г.

О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.

Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.

Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»).

Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен.

Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда.

Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима?

В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства?

Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.

Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе.

Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи».

Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году.

Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. link

Автор - A-delina . Это цитата этого сообщения

Преподобный Серафим Саровский.


Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках - Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск - 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.

Народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых. Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился – еще задолго до появления канонических икон. Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»



Серафим Саровский с житием (икона, н. XX века).

Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.


Картина священника Сергия Симакова. Падение с колокольни Прохора
Мошнина.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.


Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.


В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них – «Стояние на камне».

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных).


Неизв. художник. Преподобный Серафим Саровский.


Св. Серафим кормит медведя. Миниатюра в технике эмали на медной основе начала XX века, Ростов. Хранится в ЦАК МДА.


Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.
Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».


М. Маймон. Преподобный Серафим Саровский и Император Александр I. 1904

Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.


Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Вероятно является копией прижизненного портрета.

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме - жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы - «Духовные наставления отца Серафима».


Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ. Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».

Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве за подписью I. C. В 1844 году в XVI томе журнала «Маяк» вышло более подробное сказание о старце Серафиме - автор его не был обозначен, но московский митрополит Филарет в письме к архимандриту Антонию приписывал этот труд Некоему Георгию (вероятно настоятелю Николо-Барковской пустыни, жившему при отце Серафиме в качестве гостинника в Сарове под именем Гурия; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге.


Сайда Мунировна Афонина. Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский.

В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, живший в Сарове 13 лет под именем послушника Иоанна Тихонова, издал ещё более подробные сказания, которые с дополнениями были переизданы в 1856 году. В 1850-х годах также появилась книга, где вновь были объединены сказания о старцах Серафиме и Марке. Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря - по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима; автор этого труда, Н. В. Елагин, был указан только в 5-м издании, в 1905 году.

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с четками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях - и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей. Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.


Картина священника Сергия Симакова. Гряди откуда ты пришел. (Серафим Саровский прогоняет масона).

Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Елагин Н. В., прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».


В.Е. Раев. Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому:

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.


Личная подпись Серафима Саровского.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы - есть послушание, то есть труд.


Ю.И. Пешехонов. Св. Серафим Саровский.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.


Вид Свято-Троицкого Серафимо – Дивеевского женского монастыря. Литография.

Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.


С. Ивлева. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит».


Сергий Симаков. Серафим Саровский благославляет семью Николая II.

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года - годом коронации Александра III (25 января 1883 года был напечатан Высочайший манифест от 24 января того же года о коронации царствующего императора, имеющей состояться в мае того же года): начальник московских женских гимназий Гавриил Киприанович Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Победоносцев, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.

По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги - весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет - образ святого Серафима.»


Вышитая дочерьми царя Николая II икона. Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург. Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»

Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего тогда настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал императору «первую мысль о сем предмете». Того же мнения был и генерал А. А. Киреев, замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Сер[афим] действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».

11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.


Гроб-колода, в котором был погребен о.Серафим.

«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:

1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».

Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.


Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.


Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва.


Канонизация прп. Серафима Саровского.

Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).


Павел Рыженко. Серафим Саровский.

В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим вскрытия мощей, был известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык З. Ф. Дорофеев. 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта. В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).


Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца

Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6-7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре. 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни. С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Их посетили свыше 10000 паломников.


В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу Саров памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу.

В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков. В 2011 г. именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы». В августе 2011 года освящён памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге. Запланированный на торжества 110-летия канонизации преподобного визит в Дивеево Патриарха Кирилла, для которого были подготовлена резервная резиденция, не состоялся.


Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни.

Сегодня Русская православная церковь чествует память Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых в русском народе святых.

Он родился 19 июля 1759 года в Курске в благочестивой купеческой семье. С юных лет Прохор (такое имя преподобный получил при рождении) отличался большой тягой к духовной жизни. В семнадцать лет мать благословила его на монашеский подвиг, 18 августа 1786 года Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона.

Преподобный Серафим опекал сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. 2 января 1833 года преподобный Серафим умер во время молитвы перед иконой Богоматери.

1. Первое чудо

Практически во всех "Сказаниях" о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая:

"... по детской неосторожности упал с высоты здания на землю". И к несказанной радости родителей и величайшему удивлению прихожан остался целым и невредимым.

Если вы бывали в Курске, то, наверняка, видели это здание - прекрасный Сергиево-Казанский кафедральный собор, работами по возведению которого четверть века руководила обычная русская женщина Агафья Мошнина, мать будущего чудотворца Серафима Саровского (в миру - Прохора Мошнина).

2. Изображения Серафима Саровского

Иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

3. Дивеево

Дивеево называют "Четвертым Уделом Божией Матери" (после Иверии, святой горы Афон и Киево-Печерской Лавры). Пресвятая Богородица обещала всегда быть Игуменией этой обители, "изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих".

Двенадцать раз являлась в Дивеево Богородица пламенному молитвеннику Серафиму Саровскому.

Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери "Умиление", восстановлена Святая Канавка, по которой прошла сама Царица Небесная, в окрестностях - находятся пять чудотворных источников. Но главная святыня обители, конечно же, святые мощи преподобного Серафима Саровского, которые наполнили жизнь Дивеево незримым его присутствием.

4. Где молиться Серафиму Саровскому в Москве

Совершить праздничное паломничество в Дивеево удается не каждому. Но помолиться святому Серафиму Саровскому можно и в Москве:

Частица мощей старца находится в Серафимо-Дивеевском монастыре .

Икона с частицей мощей преподобного Серафима находится в храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной

Образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и одежд хранится в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе .

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре .

Частицы мощей старца хранятся в Донском и Сретенском монастырях .

Образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

5. Высказывания Серафима Саровского

Суди себя сам, и Господь не осудит.

Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Смирение может весь мир покорить.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Поделиться: