Шахматы монголия фигурки как они называются. Монгольские шахматы положили начало завоеваниям чингисхана. Монгольские шахматные фигуры

Шатар и Хиашатар - бурятское и монгольское название национальных шахматных игр, различающихся между собой размерами доски, одной фигурой («хиа»), при идентичности остальных правил игры.

Отличия от классических шахмат [ | ]

Правила [ | ]

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила.

Расстановка фигур [ | ]

В наиболее часто встречающемся варианте начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, то есть международных шахмат.

Ходы [ | ]

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (то есть как дракон в сёги); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, то есть вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, так как его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - дается ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо.

Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведенных правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Названия и изображения фигур [ | ]

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Хиашатар [ | ]

Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Он изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальная расстановка [ | ]

Начальное расположение показано на рисунке , на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение чёрных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Ходы [ | ]

У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, то есть и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперед, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т. д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдем к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, то есть на соседнее поле. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Так как телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.


Шатар - монгольские шахматы, в которые также играли в Тибете, Внутренней Монголии - провинции КНР, а также в республике Тува, где они зовутся «шадара». Монгольские шахматы существуют в двух вариантах: маленькие, общеупотребительные (шатар), и большие (хиашатар). Основные отличия сегодняшнего шатара от старого шатранджа и других версий шахмат не так уж значительны, зато весьма занимательны с точки зрения эволюции шахматных игр.


ШАТАР


У монголов шахматы в большом почёте. Играющие шахматисты сидят в юрте на почетном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Вдобавок, по мнению монголов, все страстные шахматисты непременно долгожители. На этот счёт существует легенда.
У одного монгольского хана истёк отведённый ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски хан сражается со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы.
Другая легенда также повествует о пользе шахматной игры.
Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать. Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл.
В прошлом у монголов не было шахматной литературы (первая книга «Монгол Шатар» вышла в 1936 году, её автор - Санжажамц), шатар - не спортивная, а праздничная, спокойная игра, в ней нет жёсткого соревновательного момента. Однако история шатара довольно хорошо изучена. Известны такие работы, как «Анализ интеллектуальных и азартных монгольских игр», Асии Поповой («Монгольские этюды», ч.5, 1974, Париж), «Шахматная игра у монголов» С.Кондратьева («Шахматы в СССР», 1931, №13-14), «Монголия. Степные традиции: монгольская шахматная игра», Г.Риччи (1983. Материалы из Музея Человека, Париж), «Шахматы мира» Н.Окано, «Энциклопедия КНР по Физкультуре и Спорту», а также «Шахматные игры монголов как отражение культуры степных кочевников» Родольфо Поцци (бюллетень 10-й международной конвенции любителей шахмат в Филадельфии, США, май 2002 года). Немало внимания им уделили известный исследователь шахмат Жан-Луи Казо, а также наш соотечественник Лев Кислюк .


Доска для шатара 8х8 была одноцветной вплоть до окончания Второй Мировой войны, когда монгольские шахматисты под влиянием наставников из СССР ввели в употребление классическую доску - такая унификация, помимо прочего, позволила им участвовать в официальных соревнованиях. Монголы - кочевой народ, они не любят отягощать себя лишним имуществом. При этом в Монголии мало местного дерева, поэтому доски нередко вырезаются на крышках сундуков или шкатулок, а также и на более обычных бытовых предметах типа разделочных досок. Часто поле для игры традиционно делают из кошмы или войлока. Это совпадает с арабскими традициями, где доску тоже часто делали матерчатой. Сегодня в России можно недорого приобрести сувенирные бурятские шахматы с традиционным войлочным полем и фигурками из гипса, но большинство народа играет ими в обычные шахматы.


Фигуры вырезали из агальматолита, мыльного камня, мрамора, стеатита, бронзы или другого металла, рога, слоновой и даже мамонтовой кости. Вообще, шатар - самая впечатляющая разновидность шахмат с визуальной точки зрения. Известны многочисленные комплекты красивых резных шахматных фигур, они очень выразительны и отражают реальную жизнь. Хотя на первый взгляд они выглядят весьма цветистыми, это не мешает играющим отличать свои от чужих. В раскраске обычно превалируют базовые цвета: красный или зеленый, к тому же, фигуры сильно различаются по форме, хотя иногда различается только цвет цоколя.
Названия фигур таковы:


«Нойон» - аналог шахматного короля. Наименование идёт со времён Чингисхана. Как правило, фигура нойона изображается сидящей в кресле или паланкине. Часто нойон одной стороны изображается старым и почтенным консерватором, а другой - молодым и безбородым, олицетворяющим прогресс и развитие. Хорошей иллюстрацией этой традиции может служить тот факт, что во времена «советизации» Монголии даже появились такие варианты шатара, где одного нойона представлял феодал в традиционной шапочке и халате дэли, а другого - комиссар в кожане.




«Бэрс» - аналог ферзя. Несмотря на одинаковые названия, в шатаре эту фигуру с одной стороны изображает какая-либо дикая кошка (тигр, лев, снежный барс), с другой - домашний зверь - собака, а порой даже бык. Львы не водятся в Монголии, но возможно, в шатар они угодили из Персии или Китая. В Китае лев был в большей степени мифическим существом, вроде дракона, и шахматный монгольский лев больше похож на традиционное чудище с мордой пекинеса, которого китайские артисты в праздник таскают по улицам, предварительно забравшись внутрь.


Возможно также, что слово «бэрс» происходит от искажённого персидского «фирз» или турецкого «ферс», ибо монголы не произносят «и».


«Тэмэ» («верблюд») - аналог слона. Фигура изображает азиатского двугорбого верблюда бактриана. Как вьючное и военное животное, он занял место слона в холодных странах. Лев Кислюк считает, что в старом варианте верблюд мог двигаться по диагонали на через клетку на третью. Сегодня он ходит как обычный европейский слон.


«Мор» или «Морь» - конь, без всяких экивоков. Ходит он как конь в европейских шахматах и может перепрыгивать через другие фигуры. В шатаре эту фигуру изображает естественно, конь, непременно неосёдланный. Конём запрещено ставить мат.


«Тэрэг» («Повозка») - аналог ладьи. Любопытно, что в шатаре сохранилось старое китайское название фигуры, утраченное арабами и персами. В шатаре эта фигура представлена фургоном, повозкой, передвижной юртой, а в новое время (что, правда, сегодня тоже уже экзотика) - автомобилями, тракторами и даже танками.


Порою вместо конкретной фигурки используется свастика - символ движения и солнца, а также спирали, цветки лотоса, колёса, узлы, павлиньи «глаза», мифические птицы (Рух, Гаруда) и т.д., вот как эта фигура шахматной ладьи из Тувы.



«Фу» или «Ху» («детёныш», «щенок») - аналог пешки, будущий «бэрс». В самом деле, когда пешка достигает восьмого ранга, она может превратиться только в бэрса. Тем не менее, в шатаре пешку может изображать мелкие животные (тоже дикие и домашние) - зайцы, куры и т.п., а также музыканты, пленники и курьёзные бытовые сценки. Нередко бывает так, что ВСЕ пешки отличаются друг от друга, и различить их можно только по цвету цоколя.




Асия Попова упоминает дополнительные правила, будто конь «при особых условиях» мог делать «второй ход старого ферзя» (?), а нойон, достигнув «домашней» клетки своего оппонента, получал право делать ход коня, но источников информации не приводит, так что проверить эти сведения невозможно. «Второй ход старого ферзя» - это ход на одну клетку по диагонали. Какие «особые условия» имеются ввиду, также не уточняется, однако, как мы вскорости увидим, и эта загадка может решиться самым любопытным образом.
Итак, перейдём к первому ходу.
Все ли помнят историю Куликовской битвы, а конкретно - поединок Пересвета с Челубеем? Да-да, тот момент, когда, по преданию, печенежский богатырь перед началом битвы покинул общий строй и начал похваляться: а кто, мол, рискнёт сразиться со мной один на один? Якобы его вызов принял инок Пересвет, поле чего оба и погибли в этом поединке.


Логика легко разрушает этот исторический миф о подвиге, к которому, как всегда, позднее примазалась православная церковь. Александр Пересвет реально существовал и в Куликовской битве погиб. Судя по всему, он действительно совершил какой-то подвиг, хотя не был никаким «иноком», а был, скорее всего, литовским боярином. Но что касается его поединка с Челубеем - этот эпизод весьма сомнителен. В те времена ни русские, ни татары поединков перед битвами не практиковали - ордынская тактика предусматривала быстрый, напористый удар конницы. Летописи подтверждают, что начало Куликовской битвы было стремительным, татары лавиной обрушились на русских, никакого упоминания о поединке в них нет. И хотя под него подведена солидная теоретическая база (длинное копьё у Челубея, нарочно снятые доспехи Пересвета, чтоб копьё прошло навылет и богатырь смог дотянуться до врага своим, коротким и т.д.), как ни грустно, приходится признать, что это не более чем красивая легенда.

И всё же… всё же у меня нет сомнений, что когда-то в прошлом такой обычай у кочевников несомненно существовал, иначе зачем такие поединки прямо запрещались ясой Чингисхана, который превыше всего ставил дисциплину? А как известно, запрещают обычно те вещи, которые все делают!
Так или иначе, но в монгольских шахматах шатар обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед — d2-d4 и d7-d5. То есть, эти пешки обязаны двигаться на две клетки первым ходом. Смекаете? Вот он откуда взялся, этот особо ретивый воин, который захотел показать свою удаль и выслужиться перед нойоном!
Такая обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов. В шатаре нет ни рокировки, ни взятия пешки на проходе. Пешка, достигшая последней горизонтали, превращается только в бэрса.


Ещё одно отличие старого шатара от шахмат - ход ферзя (бэрса). Сегодня он ходит как в европейских шахматах, но в старые времена бэрс ходил, в основном, как ладья - по вертикали на любое количество клеток, но при этом мог делать ход и на одну клетку по диагонали, как ходит «Превращённый Дракон» в японских сёги.
Помимо прочего, в шатаре довольно сложные правила матования. Шах разными фигурами называется по разному:
* Шах бэрсом, повозкой или конём зовётся «шак».
* Шах верблюдом - «тук».
* Шах пешкой - «цод».
Либо ферзь, либо ладья обязательно должны быть теми фигурами, под ударом которых король находится под шахом в ходе матовой атаки. Матовать можно только «шаком» (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один «шак», причем, если «шак» объявляется последним, то это не должен быть шах конём. То есть, конь может объявлять шах и участвовать в матовой атаке, но его ходом запрещено ставить мат. Любой другой мат (с примесью «тук» и «цод») зовётся «нёл» и считается ничьей.
«Оголение» короля считается ещё одним видом ничьи с названием «робадо».
Пат («чжит») является проигрышем для запатованной стороны. Родольфо Поцци истолковывает это так: невозможность движения для кочевого народа равнозначна потере свободы - и гибели. Вот так история целого народа как в зеркале бывает полностью отражена на шахматной доске.
Иногда в регионах встречаются отличия:
* Мат конём допустим, но это некрасиво.
* Игру можно начинать и королевскими пешками, но тогда уже они обязаны ходить на два поля, а ферзевые - на одно.
* Ферзь ставится справа от короля - пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле.
* Слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, взятое из шатранджа).

Точное происхождение шатара неизвестно, но поскольку в нём используются объёмные фигуры, которые ставятся в клетки, очевидно, что он входит в индо-персидскую, а не дальневосточную шахматную ветвь. Очень может быть, что монголы узнали шахматы во времена Монгольской империи, из Аравии, после завоевания ими персидских земель в Центральной Азии и в Иране, вдоль Великого Шёлкового пути.


Однако и другая гипотеза заслуживает рассмотрения. Тибет и Монголию издревле связывали культурные отношения. Буддизм официально утвердился в Монголии во времена Алтан-хана в 1576 году в форме тибетского ламаизма. Именно Алтан-хан подарил Сонам Гьяцо золотую печать с надписью: «Печать Ваджрадхары - Далай-ламы. Да будет победа!». Сонам Гьяцо стал первым, кого официально поименовали этим титулом, а слово «Далай-лама» (букв. «всеобщий лама») монгольское, а не тибетское. В то время многие тибетские монахи пришли в Монголию проповедовать и учить народ. Вероятно, тогда же монголы переняли у тибетцев Го на доске 17х17 («дёрвёлц»), ещё одну зажимную игру «Минь-Мань» (или «Минг-Манг») и местные шахматы чандраки.

ЧАНДРАКИ

Раз уж я упомянул, надо объяснить, что это такое. Чандраки (также - «Чандараки», «Чадраки») - гипотетические шахматы Тибета. Вернее, если быть точным, это шахматы, в которые возможно играли в Тибете, поскольку от них сохранились только упоминания в хрониках, разрозненные шахматные наборы и весьма неполный свод правил. Единственный известный набор тибетских шахмат ныне хранится в музее Рериха в Москве. Принадлежали эти шахматы также семье Рерихов в Индии.
Фигуры чандраки похожи по стилю и манере исполнения и на монгольские, и на индийские, разве что пешки отличаются от традиционных для шатара мелких животных. Они вырезаны из слоновой кости и явно тибетского происхождения (в частности, фигуры ладей изображают дворец Далай-ламы Поталу в столице Тибета - Лхасе).

Слово «чандраки» восходит к санскритскому «чатуранга», что указывает на индийское происхождение игры. Тибетская письменность также восходит к санскриту. Это неудивительно, ибо это горная страна долгое время находилась под сильным влиянием индийской культуры. Тибет вообще находится между двумя центрами древнейшей культуры - Индией и Китаем, но его географическое положение таково, что он практически изолирован от них. Все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.


Коренная религия жителей Тибета - бон. Буддизм проник в Тибет в VII веке н.э., в то время, когда царь Сонгцэн Гамбо (610-649 гг.) объединил страну, но как и когда это произошло, выяснить не представляется возможным: про времена его правления сложено много противоречивых и фантастических легенд. Одна из фигур чандраки (пешка) явно изображает монаха. Такая традиция могла сложиться в эпоху правления царя Ралпачана (815-838 гг.), который ввёл в органы управления страной монахов, дав им право решающего голоса наравне с главными министрами и приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества. В те времена государство активно поддерживало переводы буддийских сочинений с санскрита на тибетский язык. Однако Ралпачан был убит в результате переворота, к власти пришёл Ландарма, который чтил религию бон и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.
В середине XIII века Тибет вошёл в состав Монгольской империи, однако поскольку ряд виднейших тибетских учителей буддизма жил при дворе монгольских владык, Тибет избежал разорения, даже наоборот: оказал сильное влияние на Монголию. В 1245 году в Монголию прибыл Сакья-пандита (1182-1251, глава школы Сакья). В 1260 году хан Хубилай провозгласил себя императором Великого Монгольского удела, в который входили Монголия, Китай, Тибет и некоторые другие территории. Хубилай использовал тибетский буддизм для противостояния ассимиляции со стороны китайской культуры в лице даосизма и конфуцианства. Возможно, именно тогда и тибетские шахматы распространились повсеместно в противовес китайским сянци. Впоследствии в Китае возымел место обратный процесс.
Однако перейдём к игре. О ней известно очень мало. Мюррей приводит следующие названия фигур и их обозначения:


«Дпон» («Лев»), «Цэнг-гэ» («Князь») - аналог короля.


«Цтаг» («Тигр») - аналог ферзя.
«Рэнгэ-Монг» («Верблюд») - аналог слона.


«Та» («Конь») - конь.


«Шинь-та» («Кибитка», «Повозка») - аналог ладьи.


«Бу» («детёныш») - аналог пешки.
Таким образом, сходство в названиях фигур в обеих разновидностях шатара и чандраке не должно удивлять. Тем не менее, других связей не видно - нет никакой информации о правилах тибетской игры. Причард в своих трудах конца XX века вторит книге Мюррея 1913 года, а тот ссылается на секретаря русского консульства в Монголии в 1874 году М.Падерина и пишет буквально следующее: «Предположительно он получил их [названия фигур и ходов - Д.С.] от некоторых буддийских паломников, которые посетили Тибет. Вполне возможно, что он просто перевёл монгольские имена на тибетский» . Таких «буддийских паломников» в принципе, было не много - Тибет долгое время был закрытой страной, любого иностранца, проникшего в Лхасу, ждала смертная казнь, исключение делалось только для бурятов и тувинцев из России, которые имели право посещать священный город.
Мюррей сверился со словарями, но отметил, что хотя названия и верные, «нет сведений, что они когда-либо использовались в шахматах» . По словам того же Мюррея тибетцы уже тогда играли в шахматы, похожие на международные. Действительно, известно несколько игр, называемых тибетскими шахматами, однако это искусственные игры, созданные на Западе и не имеющие ничего общего с национальными шахматами Тибета.
Известный энтузиаст и исследователь истории шахмат Лев Кислюк приводит весьма любопытные размышления на своей страничке в Сети .

В частности, он считает, что в представленном в музее Рериха наборе не 6, а 7 разных фигур, и потому, возможно, один из сидящих людей - не аналог слона или офицера, а дополнительная фигура «телохранитель», и перед нами ни что иное, как прототип больших монгольских шахмат хиашатар. Так ли это - сейчас выяснить не представляется возможным: комплект фигур неполный, доска также отсутствует.
Однако о хиашатаре тоже стоит рассказать подробнее.

ХИАШАТАР


Помимо обычного шатара на поле 8x8, в Монголии существовал т.н. «хиашатар» или «Великие шахматы» на стоклеточной доске 10х10. Но если обычный шатар хорошо известен и популярен, то хиашатар известен гораздо меньше. Якобы хиашатар появился около 500 лет назад. Об этом повествует ещё одна легенда:
Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в свое войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

В хиашатаре действительно существует дополнительная фигура «Ся» - «Старший советник», «Воин» или «Телохранитель», располагающийся при расстановке между слонами с одной стороны и королём или ферзём - с другой. По сведениям из разных источников, в разные времена и в разных регионах существовало три варианта её движения.

I&II) У Родольфо Поции приведён вариант, где Телохранитель ходит на 2 квадрата в любом направлении. При этом не сказано, как он рубит. Однако тот же Поцци упоминает, что Телохранитель не должен отдаляться от короля более чем на одну клетку, а рубит по диагонали (как пешка), в том числе и назад. Но при этом не сказано, как он ходит… Интересно, это только мне одному кажется, что эти два правила банально дополняют друг друга?
III) Лев Кислюк приводит совершенно другие правила. Согласно им Телохранитель ходит в любом направлении, как король, но только на 1 или 2 клетки и не может прыгать. Однако в этой 8-клеточной «зоне действия» Телохранителя любая фигура противника теряет дальнобойность и может ходить только на одну соседнюю клетку, что может быть очень эффектным щитом при атаке.

Кислюк не уточняет, может ли Телохранитель покидать своего короля, но говорит, что король НЕ может приблизиться к чужому Телохранителю. При этом совершенно не ясно, какой эффект оказывал Телохранитель на вражеского коня. Поскольку конь был чрезвычайно важным элементом монгольского быта, возможно, он вообще не подлежал такому «экранированию»? Это несколько объясняло бы тот странный факт, что в шатаре запрещено матовать конём.
Но ведь есть и другая версия, уже высказанная выше! Если мы вспомним примечания мадам Поповой, возникает вопрос: уж не те ли самые «особые условия» «обеспечивал» коню Телохранитель?

Вообще, телохранители существовали при монгольских ханах и других важных персонах. Это была давняя традиция. Вот например, Ундэр Гонгор, телохранитель Богдо Гэгэна. Его рост был 2 метра 42 см. Сами можете убедиться: этот уж точно и коня на скаку остановит, и в горящую юрту войдёт. Да и вообще, в присутствии такого «дяди Стёпы» невольно перейдёшь на шаг! А в общем и частном, в лице Телохранителя перед нами предстаёт поразительная фигура, не имеющая аналогов ни в каких других шахматных играх: нечто среднее между «Советником» в сянци и неуязвимым «Парламентёром» в старых сянси.
Остальные различия таковы:
«Бэрс» ходит как современный ферзь в европейских шахматах.
ВСЕ пешки могут делать первый ход на 1, 2 или 3 (!) клетки. (Вот вам и первый ход, рождение которого наверняка спровоцировала чересчур большая доска!) Взятие на проходе в хиашатаре разрешено.
Все остальные фигуры ходят, как в обычном шатаре. Строгих ограничений, касающихся шаха и мата, в хиашатаре нет.
Как видим, всё становится «страньше и страньше». И откуда же взялся этот диковинный стоклеточный хиашатар с его верблюдами, бэрсами, зайцами, собаками и прочим зверьём, неужели тоже от китайских сянци? Или же он представляет собой «мутацию» какой-то другой, неизвестной исчезнувшей игры?
Не всё так безнадёжно. Если хорошенько поискать, такая игра находится.

[продолжение следует]

Родиной шахмат считается Индия. Здесь они получили название «чатуранга», что в переводе означает «четыре рода войск». Таким было построение армии: боевые слоны, конница, колесницы, пешие воины. Из Индии шахматы проникли в Персию, позднее совершили триумфальное шествие по всему миру.
Пришли они и в монгольские степи. Здесь кочевники-скотоводы, люди с богатой фантазией, создали «шатар» — национальные шахматы.
По народному поверью монголов, мастера этой игры живут до глубокой старости. А самые большие умельцы чуть ли не бессмертны, бот одна из легенд.


...У монгольского хана по предначертанию судьбы во время игры в шахматы истёк срок жизни. Владыка смерти Эрлэкхан отправил за ним гонца. Но оказалось, что гонец и сам — страстный шахматист. Увидев, как храбро и мастерски сражается хан со своим противником, гонец так увлёкся их игрой, что забыл о поручении своего владыки. Хан остался жив, и ещё долгие годы наслаждался любимой игрой...


Монгольские шахматные фигуры необычны, Вместо короля — сердитый хан на троне. В юрте же старого резчика Гэлэгдандара можно увидеть шахматного короля в образе меткого стрелка из лука (чёрные) и офицера Народной армии, скачущего на коне (белые).

И посейчас ферзя у монголов заменяет фигура собаки. Почему? Собака испокон веков была самым верным другом кочевника, надежным стражем стад. Поэтому ей отвели в шахматах такое почётное место.
Слона в монгольских шахматах заменяет верблюд. Но изображается он каждый раз по-иному. Так, Гэлэгдандар создал целые скульптурные композиции из двух—трёх фигур: верблюжонок со своей матерью, верблюд, играющий с мальчиком, два дерущихся верблюда.


Много любви и таланта вкладывают резчики в фигуру коня. И, конечно, не случайно. С конём была связана вся жизнь монгола. Старинная пословица так и гласит: «Монгол рождается и умирает в седле».
Фигура коня в монгольских шахматах вся в движении. Резчикам часто удаётся уловить такие оттенки настроения животного, которые, казалось бы, невозможно передать а маленьком кусочке дерева, — от буйной радости до злобы и бешенства. В музеях Монголии и в частных собраниях — сотни и сотни шахматных коней, и среди этих фигур не увидишь двух похожих. А ведь на¬до помнить, что дерево не терпит переделок. Один неверный нажим ножа — и всё испорчено. Какая же нужна твёрдость руки и точность глаза, чтобы в крошечной шахматной фигурке размером около пяти сантиметров изобразить целую скульптурную группу — выразительную, полную движения, неповторимо прекрасную!


Своеобразно выглядит и ладья. Ей часто соответствует изображение повозки, запряжённой парой лошадей. Нередко это кибитка или юрта. Современные же резчики, пытаясь показать изменения в жизни и хозяйстве страны, создают ладьи в виде трактора, автомашины.


По старой традиции пешка изображается в виде борющихся мальчиков. Она так и называется «хуу» (дитя).


Для монгольских шахмат характерна утончённая терминология шахов.
Например, шах пешкой называется «цод», шах слоном — «дуг», конем, ладьёй и ферзём — «шаг». Мат королю обозначается термином «мадлах». Он может быть дан любой фигурой, кроме коня. Рокировка в монгольских шахматах отсутствует.


«Шатар» очень интересны не только для учёных, но и для шахматистов. Являясь нередко замечательными образцами народного искусства, шахматы монголов свидетельствуют о достижениях в области культуры.

Монгольские шахматы существуют в 2-х вариантах - малые и большие. По-монгольски они называются так: малые - шатар , большие - хиашатар . Шатар известен относительно широко, а вот хиашатар почти абсолютно неизвестен. Однако именно этот последний вариант более необычен и потому более интересен.

Слово «шатар» происходит от «шатрандж » - названия арабских шахмат. И это не случайно, поскольку по наиболее вероятной версии монголы заимствовали шахматы у арабов через посредство персов. Основная цель раздела «Монгольские шахматы» - привлечь внимание к хиашатару. Однако описание шатара помещено на первом месте, так как логично излагать материал от простого к сложному, да и сведений по шатару гораздо больше.

Прежде чем перейти к описанию правил обеих игр, стоит отметить, что монголы относятся к шахматам с большим почтением. Игра происходит, как правило, в спокойной, уважительной атмосфере, игроки ведут себя достойно, и хотя во время игры часто забывают обо всём на свете, они не дают воли эмоциям. По степени вежливости и благородства во время игры монголы, пожалуй, близки к японцам. Хвалиться победой или открыто радоваться ей считается неприличным.

В Государственном Центральном музее Монголии в Улан-Баторе есть даже специальная экспозиция, рассказывающая о появлении и развитии шахмат в Монголии. О важном месте шахмат в жизни монголов свидетельствуют также легенды. Вот две из них:

Игрок в шахматы

Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать.

Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл!

По народному поверью, страстные любители шахмат живут очень долго. Вот как об этом рассказывает другая легенда.

Хан и бог смерти

У одного монгольского хана истек отведенный ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски сражается хан со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы.

Поскольку монголы ставят шахматы чрезвычайно высоко, шахматисты сидят в юрте на почётном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Шахматные доски часто вырезаются на крышках сундуков с семейными реликвиями или шкатулок с драгоценностями, а также и на более обычных бытовых предметах - например на деревянных кулинарных (разделочных) досках.

Практически в каждой семье есть комплект шатара, и даже в самой бедной юрте можно увидеть мешочек с потемневшими от времени фигурами и растрескавшуюся, потёртую доску, или, в крайнем случае, заменяющий её истрёпанный лист бумаги.

В настоящее время популярность шатара несколько уменьшилась из-за распространения в Монголии международных шахмат.

Для создания данного раздела были использованы как интернетовские, так и «бумажные», т.е. обычные источники. Ниже приведены те и другие.

Сайты Интернета по монгольским шахматам :

Литература по монгольским шахматам :

  1. С. Кондратьев. Шахматная игра у монголов. «Шахматы в СССР», 1931, №13, с.216-218, №14, с.232-234.
  2. Giada Ricci. Mongolie-Mongolie. Traditions de la steppe (Монголия. Степные традиции), с.44-47, Le jeu d’echecs mongol (Монгольская шахматная игра), 1983. Материалы из Музея Человека (Musee de l’Homme), Париж (фр. яз.).
  3. Н. Окано, Шахматы мира (Сэкай-но мэйна сёги, яп. яз.), с.40-46, глава V, Шатар и хиашатар. 1999.
  4. ШАХМАТЫ. Энциклопедический словарь. М., «Советская Энциклопедия», с.258, Монголия. 1999.
  5. Энциклопедия КНР по Физкультуре и Спорту (Чжунго Дабай Кэ Цюань Шу Тиюй, кит. яз.). Пекин-Шанхай. С.206, Монгольские шахматы (Мэнгу сянци). 1982.

Статья С. Кондратьева (1), хотя и была написана главным образом на основе материалов 1928 г., отнюдь не потеряла и сейчас своей ценности. Интересно, что значительную часть сведений С. Кондратьев получил от лам монастыря «Гандан» в Улан-Баторе. Материал (2) был любезно предоставлен Д.Б. Притчардом (D.B. Pritchard), автором известной «Энциклопедии вариантов шахмат» (The Encyclopedia of Chess Variants). Сведения о хиашатаре были найдены только в книге Н. Окано (3). Оттуда же были заимствованы рисунки.

В прошлом у монголов не было шахматной литературы, первая книга о национальных шахматах - «Монгол шатар» - вышла в 1936 г., автор Санжажамц. К сожалению, мне не удалось использовать монгольскую шахматную литературу, поэтому я буду очень признателен всем тем, кто поможет в поиске и переводе монгольских источников.

Шатар

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила. Начнем с наиболее часто встречающегося варианта. Начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, т.е. международных шахмат.

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (т.е. как превращённая ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, т.е. вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, т.к. его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - даётся ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (т.е. ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо. Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведённых правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:

  • Король - князь, по-монгольски нойон.
  • Ферзь по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.
  • Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».
  • Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».
  • Слон называется тэмэ, в переводе «верблюд».
  • Пешка по-монгольски ху, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребёнок, а детёныш животных («бэрсенок», щенок).

Фигуры часто выполняются в такой форме:

  • король - важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине (это князь или даже хан),
  • конь - фигурка коня,
  • слон представлен верблюдом (но иногда и слоном), а
  • ладья - двухколёсной кибиткой без лошади, с оглоблями, упирающимися в землю.
  • Интересно, что распространённые изображения ферзя и пешки отличаются только размерами, но не формой: и пешка, и ферзь - лохматые собаки, но ферзь настолько больше пешки, насколько взрослая собака больше щенка. Т.е. по форме пешка - это маленький ферзь. Это напоминает нам, что каждая пешка имеет шанс стать ферзём.

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Приведём и другие варианты формы фигур. Во-первых, существуют модернизированные формы (см. ниже описание короля и ладьи). Во-вторых, одинаковые фигуры разного цвета иногда бывают разной формы. Начнём с королей.

  • Белый король напоминает описанный выше вариант, это почтенный, грузный, бородатый и очень важный мужчина. Он олицетворяет всё старое, консервативное. Чёрный король - прямая ему противоположность, это худощавый безбородый молодой человек. Он явный носитель нового и прогрессивного. В современных комплектах его даже изображали в виде председателя колхоза!
  • Как уже говорилось выше, ферзи часто изображаются в виде больших собак. Однако существуют и другие кандидатуры на эту роль - большие кошки. Для белых это обычно белый лев с зелёной гривой, для чёрных - барс или пантера.
  • Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге - жеребцы и верблюды, на другом - кобылы и верблюдицы.
  • Ладья может быть представлена не только кибиткой, но и колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, а в современных комплектах - автомобилем или танком.
  • Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.

Рис. 1. Вариант начальной расстановки фигур в шатаре

Покажем на конкретном примере, как в шатаре может закончиться партия. Белые: Кр b6, Л b4, С d3, К g8, пп с6, h2; чёрные: Кр с8, п h3. Шах или мат принято объявлять громким возгласом, поэтому ниже проставлены восклицательные знаки.

Вариант №1. 1.С f5 тук! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 тук! В результате ничья - нёл, т.к. не было ни одного шака. Вариант №2. 1.С b1 Кр b8 2.К е7 Кр а8 3.С е4 Кр b8 4.с7 цод! Результат - как в варианте 1 и по той же причине. Вариант №3. 1.К е7 шак! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 мат! Результат - выигрыш, т.к. в серии шахов был шак. Вариант №4. 1.C f5 тук! Кр b8 2.C f4 тук! Кр a8 3.Л a4 мат! Результат - как в варианте 3 и по той же причине (шак дает ладья). Вариант №5. 1.Л а4 Кр b8 2.С f5 чжит! Результат зависит от принятого соглашения о пате, т.е. здесь либо ничья, либо выигрыш белых.

Чёрная пешка на h3 кажется лишней, но это не так: ведь одинокий король не матуется, и не будь этой пешки, была бы ничья - робадо.

Рассмотрим теперь старинную задачу, имеющую историческую ценность. Белые: Кр а1, Л h1, Л h3, С h2, пп f6, g6; чёрные: Кр g8, Ф с2, пп с3, d3. С этой задачей связана следующая легенда. Два пожилых монгола играли партию на крупную денежную ставку. Жена играющего белыми заметила критическое положение мужа и сказала ему: «Двое ребят уже подросли, сломаем наши кибитки, посадим детей на верблюдов и спасёмся от цзута» (цзут - вызванный бескормицей падёж скота при глубоком снеге). Муж понял скрытую подсказку и выиграл следующим образом: 1.Л h8+ Кр:h8 2.С е5+ Кр g8 3.Л h8+ Кр:h8 4. f7х.

Эта задача не что иное, как монголизированный «мат Диларам » - знаменитая задача шатранджа. Удивительно, что при отсутствии у монголов шахматной нотации и литературы они сумели сохранить и задачу, и сопутствующую ей легенду в течение 600-700, а может быть и 1000 лет.

Хиашатар

Перейдём теперь к основной цели данного раздела - к хиашатару. Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Мы будем называть их телохранителями. Обычно телохранитель изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальное расположение показано на рис.2, на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение черных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Рис. 2. Вариант начальной расстановки фигур в хиашатаре

Перейдём теперь к описанию ходов фигур хиашатара. У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, т.е. и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперёд, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т.д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдём к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, т.е. на соседнее поле. Разъясним это с помощью рис.3. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Т.к. телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

Рис. 3. Зоны влияния телохранителей (заштрихованы)

Возник хиашатар около 500 лет назад. Вот как об этом рассказывает легенда.

Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в своё войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

В настоящее время даже в Монголии только немногие проявляют интерес к хиашатару. Однако эта оригинальная и мало исследованная игра определённо заслуживает внимания.

Монголия - маленькая и вовсе не богатая страна, очень дружественно относящаяся к России и русским. Она небогата деньгами, но очень богата культурой.

Но для начала поговорим о деньгах. Монголы - частые покупатели в российских магазинах в приграничных регионах (Бурятия, Тува, Забайкалье). «Тавтай морилно уу» - такие вывески на монгольском («Добро пожаловать») вовсе не редкость в торговых центрах этих регионов.

В последнее время наметилось снижение количества монгольских покупателей в России, что обусловлено, в том числе однообразностью товарного ассортимента. Делая покупки в российских магазинах в Бурятии или Забайкалье несколько лет кряду, монголы пресытились российскими товарами, не испытывают такой острой нужды в них, как ранее. Чтобы удержать товаропоток и туристический оборот на прежнем уровне, необходимо обновить товарную номенклатуру, и тогда монгольские деньги будут вновь оседать в российском бюджете в прежнем количестве.

Теперь - о культуре.

Монгол шатар, или монгольские шахматы, набирают популярность в приграничных российских регионах. Они несколько отличаются от классических индийских шахмат не только правилами. В них есть фигура телохранителя короля, сам король называется ноён (по-монгольски «командир», «начальник»), часть фигур - это всадники на конях. Пешки часто имеют вид вооружённых саблями воинов.

Монгол шатар - отражениевоенно-стратегического мышления древних монголов. По монгольской легенде, классические шахматы - искаженная копия монгольских шахмат. Монгол шатар были придуманы мудрецами в окружении одного из ханов для развития способа мышления, необходимого в бою.

Пока в монгол шатар играют, в основном, в Бурятии (есть бурятская версия игры), но распространение этой игры по всей России можно приветствовать. Пусть наши юноши оттачивают этой игрой своё стратегическое и полководческое мышление, готовясь к будущим испытаниям, чтобы были у нас новые Суворовы, Жуковы, Коневы и Шамановы. Шахматы были любимой игрой Наполеона и многих русских монархов и полководцев.

Стрельба из лука, наряду с монгольской борьбой - национальный вид спорта в Монголии. Кто стреляет хорошо из лука, тот стреляет хорошо из огнестрельного оружия. Один из путешественников так описывал монголов: «Каждый монгол - хороший наездник и прекрасный стрелок. Соревнования в стрельбе из лука являются годовым праздником во многих монгольских родах… Монголы, научившиеся этой верности со стрелами, оказываются чудесными стрелками из винтовок. Обращению с ними они обучаются с неожиданной легкостью» .

Тот же автор описывает монгольский характер. Если не читать в тексте слово «монгол», можно подумать, что речь о русских, настолько много общего в характеристиках обоих народов: «Монголы любят свою страну…обладают необыкновенной выносливостью и могут проходить большие расстояния без пищи или воды и выдерживать превратности природы. Физически они необыкновенно приспособлены…В дополнение к активному сопротивлению монголы обладают терпеливой мощью сопротивления пассивного, которое победить ещё труднее» .

800 лет назад русские и монголы сошлись в смертельной схватке. Полчища ордынцев захватывали одно русское княжество за другим. Но это не было завоевание в смысле полного уничтожения. Монгольские ханы отдавала дочерей замуж за русских князей. Праправнучка жестокого Батыя вышла замуж за внука Александра Невского, приняв Православие.

Христианином был и сын Батыя Сартак, а ведь сам Батый был внуком Чингисхана! Не чурались чингизиды русской крови! Сильные роднились с сильными! Воинственные и отважные создатели самой крупной в мире сухопутной империи, от Вьетнама до Польши, могли родниться только с такими же сильными и отважными.

Расовые предрассудки - продукт западной идеологии, не восточной. Англичане, голландцы, испанцы, португальцы, французы считали индейцев, негров и арабов людьми второго сорта. Немцы при Гитлере возвели расовые теории в кровавую догму.

В XVII в. русские казаки уже гоняли чингизида Кучума по сибирским снегам. Пройдёт ещё полвека-век, и чингизиды-потомки Кучума будут верой и правдой служить русским государям.

С тех пор ни разу монголы не смотрели на Россию как на врага. Всегда только как на друга. Взаимообогащение русской и монгольской культуры продолжалось. Раньше на Руси владели монгольским языком. Сейчас в Монголии многие владеют русским.

Монголия - надежный и добрый сосед России, даже сейчас, в период попыток Запада изолировать нас от остального мира. Наши народы и наши культуры обречены на сосуществование и взаимное обогащение.

Поделиться: