Трудовые коллективы и профсоюзы. Наемный труд и его правовое регулирование

РЫНКИ РЕСУРСОВ

1. Наемный труд

2. Заработная плата

3. Спрос и предложение труда

4. Занятость и безработица

5. Модели занятости

6. Безработица, заработная плата и инфляция

7. Виды безработицы и формы их проявления

Глава 16. Рынок капитала

1. Понятие «капитал»

2. Реальный капитал

3. Оборот капитала

4. Ссудный капитал

5. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг

6. Функционирование рынка капитала

Глава 17. Рынок земли

1. Специфика земельных отношений

2. Спрос и предложение земли

3. Виды рент

4. Взаимосвязь абсолютной и дифференциальной ренты

5. Государственная собственность и рента

6. Рентные отношения в России

Раздел V. Рынки ресурсов

Глава 15. Наемный труд. Рынок труда

1. Наемный труд

Отношения найма

Подавляющая часть населения страны, чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования, вынуждена предлагать свои услуги по труду за определенное денежное вознаграждение, называемое заработной платой. Эта часть населения продает особый товар - рабочую силу. Для торговли ею существует особый рынок - рынок труда. Последний напрямую связан с юридической свободой людей труда и их экономическим принуждением: «свободный» человек, не имеющий ни средств производства, ни средств существования, вынужден вступать в отношения найма. Но методы насилия (использование законодательства, полиции и даже армии против работников) не сразу исчезли, а широко применялись для того, чтобы заставить наемных работников смириться с невыгодными для них условиями купли-продажи рабочей силы, которые способствуют росту прибыли работодателей. Это, естественно, вызывало сопротивление, которое усиливалось по мере увеличения численности наемных работников и обогащения арсенала их борьбы за свои права. Новым в отношениях между трудом и капиталом стало образование профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в переговорах с предпринимателями.

Наемный труд и профсоюзы

Профессиональные союзы представляют собой объединения работников одной профессии, отрасли или предприятия, созданные для защиты их интересов при согласовании с работодателями условий и оплаты труда. Профсоюзы превратили наемных работников в организованную силу на рынке труда, что и вынудило работодателей считаться с их интересами. В целом это способствовало тому, что противостояние двух сторон перестало принимать крайние формы.

В большинстве стран мира используются два основных способа купли-продажи рабочей силы: индивидуальные трудовые контракты и коллективные договора (соглашения). В коллективном договоре фиксируется согласование позиций сторон по самому широкому кругу вопросов. На национальном уровне подписываются генеральные соглашения. Они представляют собой документы, определяющие общие условия купли-продажи рабочей силы. Генеральное соглашение подписывают по итогам переговоров правительство, объединения работодателей и профсоюзы.

Рынок труда охватывает способы, общественные механизмы и организации, позволяющие продавцам (наемным работникам) найти нужную им работу, а покупателям (работодателям) - нанять работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Обращаясь к анализу рынка труда, необходимо помнить, что на нем выступают не бездушные товары, а люди, которые образуют органическое единство с рабочей силой, являющейся объектом купли-продажи. Поэтому следует принимать во внимание психологические, социальные, национальные, культурные, духовные и прочие аспекты поведения человека на рынке труда.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • сущность и основные характеристики рынка труда;
  • основные принципы функционирования организации;

уметь

  • прогнозировать и планировать потребность в персонале в соответствии со стратегическими планами организации и определять эффективные пути ее определения;
  • анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале;

владеть

Методами планирования численности и профессионального состава работников в соответствии со стратегическими планами организации.

Наемный труд и его основные характеристики

Любая экономическая деятельность человека или семьи, результатом которой является доход в денежной форме, рассматривается как доходное занятие (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Если рассматривать труд не как категорию, присущую всем атомическим системам, а как категорию рыночной экономики, то интегральное место в системе экономических отношений занимает прежде всего наемный труд.

Статус наемного ставит работника под опеку и защиту закона и самой организации (табл. 3.1). Именно организация нанимает и увольняет работников, обеспечивает рост их карьеры. Статус наемного работника не позволяет использовать его в качестве рабочей силы сверх меры, его не могут уволить без достаточных на то оснований. Наемный работник заключает контракт и наделяется определенными правами и обязанностями.

Таблица 3.1. Кто считается наемным работником

Аспект рассмотрения

Наемный работник

Самостоятельная

занятость

Налогообложение

Уплачивает налоги согласно Налоговому и Трудовому кодексам РФ

По Налоговому кодексу РФ для самостоятельной занятости

Может ли работать более чем в одной фирме

Обычно только в одной фирме

Число компаний, для которых может трудиться свободный работник, обычно не ограничивается

Инструменты, оборудование и средства транспорта

Предоставляются

работодателем

Обычно свои

Ежедневный контроль

Работа, как правило, задана в установленных границах и нормах

Обычно сам организует работу в собственных рамках

Может ли отказаться работать

Очень серьезные последствия при отказе выполнять работу

Обычно может отказаться от выполнения работы без особых последствий

За свой труд наемный работник получает заработную плату (жалованье), зависящую от различных тарифов, условий оплаты (нормирования) труда, контрактов и т.п., выполнение (нарушение) которых может вызывать конфликтные отношения с работодателями.

В условиях централизованной плановой экономики безраздельно господствовал государственный наем рабочей силы, носивший тотальный характер, все работники (за очень малым исключением) зависели от государства как главного работодателя.

Начиная с 1992 г. впервые выпускники вузов и других учебных заведений оказались на свободном рынке рабочей силы.

В дореформенные времена работник не был полностью экономически свободен распоряжаться своей рабочей силой; существовала масса различных мер бюрократического контроля и принуждения к труду на всех уровнях экономической иерархии. Труд рассматривался как обязанность, а не право. Отсюда появилась возможность не всегда обоснованного расширения сферы наемного труда.

Добровольная незанятость рассматривалась как административно или даже уголовно наказуемое деяние. По существу, не существовало главного условия существования самого наемного труда – рынка труда, предполагающего ничем не ограниченное передвижение рабочей силы и перелив ее из одной сферы хозяйства в другую, не говоря о том, что цена рабочей силы должна была бы в основном определяться рынком труда, а не централизованной, единой для всей страны тарифной системой и массой посторонних внерыночных факторов.

Наемный труд можно рассматривать в качестве трудовой услуги, которую работник оказывает своему нанимателю и опосредованно – обществу в целом. Такая "услуга" приносит работнику деньги, она же является основой для обретения им некоего статуса и самоидентификации. По этой причине люди изо всех сил держатся за нее, измеряя ею свои успехи, связывая с ней все свои ожидания как в отношении себя, так и в отношении своей страны; не мысля без нее своего будущего.

Трудовые услуги приобретают на рынке труда. Их можно предоставить, самих же работников купить нельзя, но при этом, покупая на рынке труда не способности человека к труду, а личность как таковую, предприниматель берет на себя и обязанность относиться к человеку как к личности. Это проявляется не только в обеспечении человека достойным заработком и соответствующим уровнем жизни, достойным уровня его профессиональной квалификации (что само собой разумеется), но и в расчете работодателя на то, что более благоприятные условия, которые он предоставляет работнику, должны выразиться в дополнительной трудовой отдаче работника. Процесс приобретения проходит несколько этапов: сначала устанавливается контакт между покупателем и продавцом трудовых услуг; затем проходит обмен информацией о цене и качестве; далее – по достижению договоренности – вступает в силу определенный трудовой договор о гарантиях занятости, в котором отражаются вопросы оплаты труда, стабильности предполагаемой работы, срок, на который она рассчитана, и др., т.е. на рынке труд распределяется по фирмам, отраслям, профессиям и регионам в соответствии с принятыми соглашениями, детерминируемым соотношением "трудовые усилия – компенсация", но при этом работник и работодатель действуют как равные партнеры (рис. 3.2).

Однако трудовые услуги неотделимы от самих работников, поэтому условия, при которых происходит приобретение услуг, всегда существенным образом сказываются на сделке и цене приобретения. Такими условиями могут быть: состояние рыночной конъюнктуры, существующие представления о "справедливости", условия труда, ограничения со стороны спроса и др. Эти условия, при которых совершаются сделки, могут увеличивать или сокращать размеры трудовых усилий, увеличивать и сокращать доходность от сделок и, соответственно, порождать более или менее выгодные, эквивалентные или неэквивалентные обмены между трудом и результатом. В результате формируются секторы прибыльного и неприбыльного приложения труда, которые имеют формальные, ресурсные и временные ограничения для переливов рабочей силы.

В настоящее время отношения между работником и работодателем не сводятся к простому контракту по продаже рабочей силы за денежное вознаграждение.

Наемный труд сокращается в принудительном порядке, потому что стремительный технический прогресс освобождает больше рабочей силы, чем ее требуется. До недавнего времени экономисты и политики надеялись, что уволенные найдут себе применение в сфере обслуживания. Между тем там тоже начался процесс автоматизации. Многие зарубежные экономисты и политики связывают свои надежды с новыми рабочими местами, подключенными к компьютерным информационным

Рис. 3.2. Партнерские отношения в системе "работник – работодатель"

сетям. Однако их явно недостаточно, чтобы трудоустроить миллионы рабочих и служащих, которых вытесняют (замещают) новые технологии. Развитие новых технологий, прежде всего информационных, приводит не только к прямой ликвидации рабочих мест. Расчищая путь глобализации, происходят пересортировка и перераспределение сохраняющихся .

Сегодня на смену традиционным производственным организациям, которые гарантировали занятость и хорошую оплату своим работникам в течение длительного периода, приходят аморфность и расплывчатость предприятий. Крупные предприятия все чаще передают выполнение части своих функций подрядчикам, перемещают производства в регионы с дешевыми факторами производства, прибегают к заключению временных контрактов с персоналом, используют работников в тече-

Рис. 3.3.

ние части рабочего дня, практикуют лизинг персонала и другие формы найма работников. Применительно к наемному труду это ведет к тому, что хорошо оплачиваемые, обеспечивающие занятость работы теперь не гарантированы большинству работников. В будущем более значимую роль будут играть кратковременные работы, требующие от человека гибкости, прагматизма и разносторонности. Следствием таких изменений на рынке труда становится изменение системы образования, соответствие которой требованиям быстро меняющегося мира является важнейшей проблемой современности.

Таким образом, в современных условиях процесс формирования наемного труда рыночного типа носит двоякий характер. С точки зрения отдельных людей это прежде всего проблема, которая разрешается появлением новых работников или же переходом части прежних наемных работников в разряд пауперов или маргиналов с последующей утратой своего социальнопрофессионального и материального статуса. В обоих случаях меняется состав социума, трансформация которого в новое состояние имеет свой специфический механизм и подчиняется общеэкономическим законам. Таким механизмом, в частности, является развитый рынок труда, посредством которого постепенно формируется армия наемного труда (рис. 3.3).

Например, разрабатывая бизнес-план, предприниматель изучает рынок товаров, которые собирается выпускать, ищет источники сырья, определяет необходимые оборотные средства и производственные площади и даже определяет потребность в рабочей силе. Но рынок труда работников соответствующих профессий остается вне его внимания. Не производится оценка содержания и характера труда и их соответствия образовательному и профессиональному уровню работников. Затем предприниматель сталкивается с необъяснимым явлением: оборудование импортное, сырье тоже, а продукция – отечественная.

  • См.: Размышления о будущем труда // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2. С. 40.

В середине XVIII века начинается промышленный переворот в странах Западной Европы. Одно за другим появляются открытия и изобретения, совершившие революцию в технике, то есть в спо­собах обработки сырья. Механическая прядильная машина, меха­нический ткацкий станок и, наконец, применение двигательной силы пара - вот основные этапы данной революции.

Благодаря открытиям и изобретениям конца XVIII и начала XIX века был сделан большой скачок в области развития произ­водительных сил.

Переворот в области техники, прежде всего появление машинно­го производства, вызвал к жизни переворот в области общественных отношений. С появлением машинного производства резко измени­лось положение труда и капитала. Промышленный капитал сделался важнейшим фактором общественной жизни. В то же время, наряду с ростом капитала, росла нищета наемных работников, которые, ли­шаясь какой бы то ни было собственности, были вынуждены прода­вать владельцам орудий и средств производства свою рабочую силу.

Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, крупная ма­шинная промышленность выбрасывала на рынок массу дешевых изделий, разоряя мелких, и средних ремесленников и вытесняя их в ряды наемных работников. С другой - капитал проникал в дерев­ню, успешно конкурируя с подсобными крестьянскими промысла­ми и вытесняя разорившихся крестьян в города.

В условиях «дикого рынка» промышленный капитал стремился полностью использовать машины, бездействие которых считалось прямым убытком. Это порождало беспощадную эксплуатацию ра­бочей силы, которая выражалась в удлинении рабочего дня и уре­зании заработной платы до предельно возможного минимума. Ра­бочие массы, выбрасываемые на улицу все новыми и новыми машинами, ничего не могли противопоставить капиталу, кроме покорности или стихийных выступлений. Законодательство XVIII-XIX веков отождествляло рабочего, который предлагал на рынке свой труд, с продавцом всякого другого товара, преследуя коалиции как преступления против общественного порядка. Тем самым ра­ботника фактически лишали возможности путем соглашения с дру­гими работниками обеспечить себе равноправное положение при торге с предпринимателем. Изолированный рабочий, зная, что за его спиной стоит множество таких же продавцов труда, беспреко­словно принимал условия, диктуемые предпринимателем, и дого­вор, юридически двусторонний, на самом деле превращался в одно­стороннее предписание. Работники вынуждены были конкурировать друг с другом, сбивая и без того нищенскую зарплату, а также по­сылать на предприятия своих жен и детей. Только в отдельных слу­чаях доведенные до отчаяния люди вымещали свою злобу на осо­бенно жестоких фабрикантах или машинах, в которых они видели главного виновника своих бед.


Новые экономические условия и новые общественные отноше­ния таили в себе ряд противоречий: рост богатства на одном полю­се общества и рост бедности, необеспеченности, физического и нравственного вырождения - на другом. С одной стороны, проис­ходило небывалое увеличение производительности труда, появля­лись все новые изобретения в науке и технике, с другой - суще­ствовали темные и невежественные массы, которых технический прогресс толкал к еще большей нищете.

Возникновение и развитие профсоюзного движения среди рабо­чего класса Европы стало одним из проявлений в социальной жиз­ни общества закона борьбы за существование.

Исследователи профсоюзного движения выделяют, как прави­ло, следующие причины его возникновения:

Формирование капиталистических отношений на основе сво­боды трудового договора;

Беспомощность и изолированность рабочего перед предпри­нимателем при заключении трудового договора;

Неустойчивость социального положения наемного рабочего;

Образование класса постоянных рабочих, занятых в продол­жение жизни и часто нескольких поколений в одной и той же отрас­ли производства и даже на одном и том же предприятии;

Концентрация производства и скопление рабочих масс в од­ном месте;

Различие интересов предпринимателей и рабочих, потеря среди большинства последних надежды сделаться самостоятельными хозяевами;

Борьба рабочих за свои права, приводящая к созданию ими своих первых объединений;

Объединение предпринимателей для борьбы с требованиями рабочих;

Проведение в области государственной экономической поли­тики первой половины XIX века принципа laisser faire, устранявше­го участие государства в регулировании отношений между пред­принимателями и рабочими;

Социально-политическое развитие рабочих масс, осознание ими своих профессиональных и классовых интересов;

Влияние деятельности различных политических партий на развитие организованного рабочего движения.

К причинам, которые тормозили развитие профсоюзов, относят: территориальную изолированность и разбросанность наемных ра­бочих в некоторых отраслях промышленности; их социально-эко­номическую и политическую безграмотность; низкий уровень жиз­ненных потребностей; бедность низкоквалифицированных рабочих; постоянный прилив в регионы с лучшими условиями труда имми­грантов из сельской местности или из слаборазвитых стран, отсут­ствие острых противоречий между хозяевами и рабочими на мел­ких предприятиях и законодательное запрещение свободного существования объединений рабочих.

Появление профсоюзов носило объективный и закономерный характер. Причина их появления лежит в необходимости объеди­нения рабочих в условиях существования частной собственности на средства производства и основанной на ней системе наемного труда. Созданием профсоюзов рабочие стремились уничтожить кон­куренцию на рынке труда, защитить себя от «тирании и бездушного отношения буржуазии».

Возникая из потребностей борьбы рабочих за свои права, про­фессиональные союзы долгое время существовали в качестве тай­ных, незаконных объединений. Их легализация стала возможна только по мере развития общества. Законодательное признание профсою­зов сыграло важную прогрессивную роль в их развитии.

Профсоюзы играли большую роль в улучшении материального положения рабочих. Изначальная и коренная функция, ради кото­рой и создавались профсоюзы, - это защита интересов рабочих от посягательств капитала. Ее основное содержание -- борьба за бо­лее высокую заработную плату и за лучшие условия труда. При этом данная борьба воспринималась рабочими как ответная мера, вы­званная противоположными акциями предпринимателей.

Помимо материального, экономического эффекта, деятельность профсоюзов имела высокое нравственное значение. Организован­ный протест рабочих говорил о сохранении ими человеческого до­стоинства. Отказ от экономической борьбы неизбежно привел бы к деградации рабочих, превращению их в безликую массу. Именно профсоюзы способствовали формированию гражданского общества, развитию правовой культуры.

Несмотря на общие закономерности появления и развития проф­союзов, в каждой стране существовали свои политические и эконо­мические условия, которые оказывали влияние на деятельность и организационную структуру профсоюзов. Это можно проследить на примере возникновения профсоюзного движения в наиболее раз­витых странах Западной Европы и Северной Америки.

Первые профессиональные союзы (англ. trade union - трейд-юнион) было создано в конце ХУЛЕ ст. в Англии. Однако их появление вызвало сопротивление со стороны как работодателей, так и государства. С целью их подавления вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и создавалось законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Под давлением рабочего движения профсоюзы впервые были признаны в Англии. Закон "профсоюза" 1871 г. приводил их определения, раскрывал содержание правового статуса и разделял на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные).

Профсоюзы (одна из старейших общественных организаций трудящихся Украины) созданы в 1905 г. и начали действовать легально на основании Временных правил об обществах и союзах, утвержденных 4 марта 1906 г. Создание профсоюзов допускалось только по профессиональному принципу. В них могли вступать лица, занимающиеся однородными или взаимосвязанными работами и промыслами. Организация профсоюзов служащими правительственных учреждений запрещалась.

Согласно ст. 23 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. конкретизировал это право и провозгласил, что государства обязуются обеспечить:

а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в них по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других;

б) право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к ним;

в) право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других.

В части 1 ст. 36 Основного Закона Украины гарантировано право граждан Украины на свободу объединения, в частности, в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения экономических, социальных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. Граждане имеют право на участие в профсоюзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов.

Особенности правового регулирования, основы создания, права и гарантии деятельности профсоюзов определяют Закон Украины от 15 сентября 1999 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" глава XVI "Профессиональные союзы. Участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" и статьи некоторых глав Кзот Украины, решение Конституционного Суда Украины и другие правовые акты.

Согласно ст. 1 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональные союз - это добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами за родом их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения). Деятельность профсоюзов строится на принципах законности и гласности. Профсоюзы, их объединения в своей деятельности не зависят от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных организаций, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, работодателей, их объединений в уставную деятельность профсоюзов, их организаций и объединений.

Граждане Украины имеют право на основе свободного волеизъявления без любого разрешения создавать профсоюзы, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в работе профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут создавать профсоюзы, но могут вступать в профсоюзы, если это предусмотрено их уставами. Членами профсоюзов могут быть лица, которые работают на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования, у физического лица, использующего наемный труд, лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, лица, обучающиеся в учебном заведении. Граждане свободно выбирают профсоюз, в которую они желают вступить. Основанием для вступления в профсоюз является заявление гражданина (работника), поданное в первичную организацию профсоюза. При создании профсоюза прием в него осуществляется учредительными собраниями. Никто не может быть принужден вступать или не вступать в профсоюзы. Уставами (положениями) может быть предусмотрено ограничение относительно двойного членства в профсоюзах. Работодатели не могут быть членами выборных органов профсоюза любого уровня.

Ограничения относительно членства в профсоюзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. Согласно ст. 16 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к профсоюзам. Особенности применения Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в Вооруженных Силах Украины (для военнослужащих), органах внутренних дел, Службе безопасности Украины устанавливаются соответствующими законами. Так, по ст. 6 Закона Украины от 25 марта 1992 г. "О Службе безопасности Украины" на период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопасности Украины в таких объединениях останавливается. Как исключение разрешается членство работников, которые заключили трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой любых ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и законами Украины.

Профсоюзы и их объединения создаются с целью осуществления представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, а также с другими объединениями граждан. К формам реализации защитной функции профсоюзов относятся: а) участие в отношениях социального партнерства, в том числе отношений по установлению условий труда на предприятии:

б) участие в применении установленных условий труда на предприятии:

в) участие в решении трудовых споров; г) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда. Кроме функций представительства и защиты, профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения профсоюза, их объединения имеют право направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. Объем прав профсоюзов по защите интересов работников не ставится в зависимость от статуса профсоюза.

ст. 11 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определено, что профсоюзы могут иметь статус первичных, местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских. Само по себе определение видов статуса профсоюзов в ст. 11 этого Закона является правомерным в контексте признания государством правосубъектности этих общественных организаций. Статус первичных имеют профсоюзы или организации профсоюза, которые действуют на предприятии, в учреждении, организации, учебном заведении или объединяют членов профсоюза, которые обеспечивают себя работой самостоятельно работают на разных предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц. Статус местных имеют профсоюзы, которые объединяют не менее как две первичные профсоюзные организации, действующие на различных предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы (города, района в городе, района, села, поселка). Статус областных имеют профсоюзы, организации которых есть в большинстве административно-территориальных единиц одной области, городов Киева и Севастополя; в большинстве административно-территориальных единиц одной области, городов Киева и Севастополя, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной отрасли. Статус региональных имеют профсоюзы, организации которых есть в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей. Статус всеукраинских профсоюзов определяется по одному из следующих признаков: а) наличием организаций профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, определенных ч. 2 ст. 133 Конституции Украины (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь); 2) наличием организаций профсоюза в большинстве из тех административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной отрасли. Статус республиканских профсоюзов Автономной Республики Крым определяется по признакам всеукраинских профсоюзов относительно территории Автономной Республики Крым. Статусом профсоюзов предопределяется представительство соответствующего профсоюза на общенациональном, региональном, местном, отраслевом уровнях при ведении консультаций, коллективных переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров (на соответствующем территориальном и отраслевом уровнях), участие в работе трехсторонних органов, управления социальным страхованием и тому подобное.

Согласно ст. 16 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения легализируются путем сообщения на соответствие заявленному статусу. Всеукраинские профсоюзы легализуются Министерством юстиции Украины, а другие профсоюзы-соответственно Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими, районными, районными в городах, городскими (городов областного значения) управлениями юстиции. Для легализации профсоюзов их учредители или руководители выборных органов подают заявления. К заявлению прилагаются устав профсоюза с решением о его утверждении, сведения о выборных органах, наличие организаций профсоюза в соответствующих административно-территориальных единицах, об учредителях объединений. На основании представленных документов легализирующий орган в месячный срок: а) подтверждает заявленный статус; б) включает профсоюз, объединение профсоюзов в реестр объединений граждан; в) выдает свидетельство о легализации с указанием соответствующего статуса. Легализующий орган не может отказать в легализации. В случае несоответствия поданных документов профсоюза указанному статусу легализирующий орган предлагает профсоюзу предоставить дополнительную документацию, необходимую для подтверждения статуса. Статус организаций всеукраинского профсоюза или профсоюза другого статуса определяется уставом этого профсоюза. О принадлежности к определенному профсоюзу организации, которые действуют на основании устава этого профсоюза, посылают легализирующему орган по месту своего нахождения уведомление со ссылкой на свидетельство о легализации профсоюза, на основании которого они включаются в реестр объединений граждан. Первичные профсоюзные организации также письменно уведомляют об этом работодателя.

Профсоюзы могут прекратить свою деятельность путем реорганизации или ликвидации (самороспуска, принудительного роспуска). Решение о реорганизации или ликвидации (самороспуск) принимается съездом (конференцией), общим собранием в соответствии с уставом (положением). Одновременно с принятием такого решения принимается также решение об использовании имущества и средств профсоюзов, их объединений, оставшихся после проведения всех необходимых расчетов, на уставные или благотворительные цели. Деятельность профсоюзов, которая нарушает Конституцию и законы Украины, может быть запрещена только по решению местного суда, а профсоюзов со статусом всеукраинских и республиканских и объединений профсоюзов с соответствующим статусом - только по решению

Верховного Суда Украины. Не допускается принудительный роспуск, прекращение, а также запрещение деятельности профсоюзов, их объединений по решению любых других органов. Решение о принудительном роспуске объединения профсоюзов не влечет за собой роспуска профсоюзов, которые входят в это объединение. Принудительный роспуск профсоюза или объединения профсоюзов приводит к аннулированию свидетельства о регистрации и исключения из Реестра объединений граждан Украины, потерю прав юридического лица с обязательным сообщением об этом в средствах массовой информации.

При участии профсоюзов существуют два вида отношений: внутренние-организационные и отношения с внешними субъектами. Отношения первого вида содержат взаимные права и обязанности профсоюза и его членов. Содержанием второй группы отношений являются взаимные права и обязанности профсоюза с внешними субъектами (работодателями и их объединениями, государственными органами и др). Отношения внутри профсоюза, возникающих в связи с принятием членов, уплатой профсоюзных взносов, проведением профсоюзных собраний и тому подобное, трудовым правом не регулируются. Государство не вмешивается в деятельность внутри профсоюза - она регулируется уставными нормами. Отношения же с работодателями по установлению условий труда, представительства и защиты интересов работников регулируются законодательством о труде.

Основные права и обязанности профсоюзов, их объединений указано в разделе II Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". К ним относятся права профсоюзов: представлять интересы своих членов, а в вопросах коллективных интересов работников - независимо от их членства в профсоюзах - во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления и другими объединениями граждан; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде; обеспечивать занятость населения; социальной защиты и обеспечения достаточного жизненного уровня граждан; в области социального страхования; в управлении предприятиями и при изменении форм собственности; в решении трудовых споров; организовывать забастовки и проводить другие массовые мероприятия; относительно информации по вопросам труда и социально-экономического развития; создавать учебные, культурно-образовательные учреждения, исследовательские и другие организации; в сфере защиты духовных интересов трудящихся; в защите жилищных прав граждан; относительно привлечения к ответственности должностных лиц и др.

в Зависимости от степени полномочности права профсоюзов можно классифицировать на три группы: 1) общие с работодателем (определение размера премий, материальной помощи, распределении жилья); 2) согласительные права, когда право решения вопроса принадлежит работодателю, но он должен предварительно согласовать его с профсоюзом (введение, замена и пересмотр норм труда, установление коллективной (бригадной) материальной ответственности, утверждение графиков отпусков, сменности и тому подобное); 3) права на участие профсоюзных органов в решении производственных вопросов работодателем (решение профсоюза по этим вопросам имеют для работодателя, как правило, рекомендательный характер).

Свои полномочия первичные профсоюзные организации осуществляют через образованные в соответствии с уставом (положением) выборные органы, а в организациях, где выборные органы не создаются, - через профсоюзного представителя, уполномоченного согласно уставу на представительство интересов членов профсоюза. В ч. 2 ст. 37 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что в случае, если на предприятии, в учреждении или организации действует несколько первичных профсоюзных организаций, представительство коллективных интересов работников предприятия, учреждения или организации по заключению коллективного договора осуществляется объединенным представительским органом, который образуется этими первичными профсоюзными организациями, по инициативе любой из них. В этом случае каждая профсоюзная организация должна определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Представительный орган образуется на началах пропорционального представительства. Первичная профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в представительском органе, лишается права представлять интересы наемных работников при подписании коллективного договора.

Выборный орган первичной профсоюзной организации на предприятии, в учреждении или организации:

1) заключает и контролирует выполнение коллективного договора, отчитывается о его выполнении на общих собраниях трудового коллектива, обращается с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение условий коллективного договора;

2) вместе с работодателем решает вопрос внедрения, пересмотра и изменений норм труда;

3) вместе с работодателем решает вопрос оплаты труда работников предприятия, форм и систем оплаты труда, расценок, тарифных сеток, схем должностных окладов, условий введения и размеров надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных выплат;

4) вместе с работодателем решает вопрос рабочего времени и времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков, введение суммированного учета рабочего времени, дает разрешение на проведение сверхурочных работ, работ в выходные дни и тому подобное;

5) вместе с работодателем решает вопрос социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально-бытового, медицинского обслуживания работников;

6) принимает участие в решении социально-экономических вопросов, определении и утверждении перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот;

7) участвует в разработке правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации;

8) представляет интересы работников по их поручению при рассмотрении индивидуальных трудовых споров и в коллективном трудовом споре, способствует его разрешению;

9) принимает решение о требовании к работодателю разорвать трудовой договор (контракт) с руководителем предприятия, если он нарушает законодательство о труде, уклоняется от участия в переговорах относительно заключения или изменения коллективного договора, не выполняет обязательств по коллективному договору, допускает другие нарушения законодательства о коллективных договорах;

10) дает согласие или отказывает в даче согласия на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником, который является членом действующей на предприятии профсоюза, в случаях, предусмотренных законом;

11) принимает участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, работе комиссии по вопросам охраны труда;

12) осуществляет общественный контроль за выполнением работодателем законодательства о труде и охране труда, обеспечением на предприятии безопасных и безвредных условий труда, производственной санитарии, правильным применением установленных условий оплаты труда, требует устранения выявленных недостатков, а также имеет другие права, предусмотренные законодательством Украины.

Поделиться: