Виды словарной работы на занятиях по культуре речи в техническом вузе. Словарная работа на уроках чтения Работа со словарной статьей

Vocabulary work on the reading lessons

Аннотация: Данная статья раскрывает приемы работы со словами на уроках чтения, которая способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности у обучающихся.

Annotation: This article reveals techniques for working with words in the reading lessons, which contributes to the development of speech and spelling to improve literacy among students.

Ключевые слова: урок чтения, словарная работа, словарь, анализ слов

The keywords: reading lesson, vocabulary work, vocabulary, analysis of words

Одной из основных задач на уроках чтения учителя начальных классов является развитие речи обучающихся. Работа над группой слов из текста поможет обучающимся понять текст и обогатит их словарный запас; очищению речи школьников от нелитературных слов.

При подготовке к уроку чтения учителю необходимо заранее проанализировать изучаемый текст с точки зрения его лексических особенностей, выписать из него все слова, понимание которых может затруднить обучающихся, а также нелитературные слова и выражения, если они имеются. При отборе слов для проведения словарной работы на уроке чтения следует установить, какие из них достаточно лишь бегло пояснить, чтобы облегчить восприятие текста, а над какими следует основательно поработать, для того чтобы эти слова вошли в активный словарный запас школьников.

Учителю нужно продумывать особенности методики работы над словами, а именно разработать приемы объяснения непонятных слов и словарные упражнения. В результате лексического анализа текста учитель составляет список трудных слов и разрабатывает методику их изучения.

Существующие формы и методы словарной работы разнообразны и выбор их определяется конкретными условиями; характером материала, уровнем подготовленности класса, наличием словарей и справочных пособий.

Для раскрытия лексического значения слов целесообразно использовать такие, например, приемы, как замену слова синонимом, замену слов описательным оборотом, разбор слова по составу.

Самым распространенным приемом объяснения значения слова является подбор синонимов. Он экономнее других приемов и более эффективно способствует обогащению словарного запаса обучающихся.

Однако не во всех случаях прием подбора синонимов можно использовать. Так при объяснении слова терминологического характера он неприемлем, поэтому здесь приходится применять другой прием - замену слова описательным оборотом. Использование этого приема при объяснении значении слов способствует обучению детей логике речи, развивает их мышление и речь.

Не менее эффективным приемом объяснения лексического значения слова является разбор слова по составу. Этот прием способствует закреплению знаний по морфологии и совершенствованию орфографических навыков.

В целях более экономного объяснения трудных слов на уроках чтения можно рекомендовать использование настенных таблиц - словариков, подготовленных заранее учителем.

Не следует забывать, что при объяснении слов учителю необходимо учитывать особенности контекста и давать такое толкование новых слов, которое позволит раскрыть значение их именно в данном тексте.

Усвоение словарного материала - длительный и трудоемкий процесс, требующий постоянной и кропотливой работы над словами, трудными в лексическом и орфографическом отношениях.

Можно подвести итог, что наиболее рациональными видами заданий при этом являются следующие:

1) замена данных слов синонимами или описательными оборотами;

2) включение новых слов в предложения;

3) составление с данными словами словосочетаний или предложений;

4) составление небольших рассказов с использованием данных слов;

5) включение новых слов в диктанты.

Исходя из принципа связи уроков чтения с уроками грамматики и правописания, учитель должен работать над всеми трудными словами, встречающимися в текстах учебника.

Продуманная и хорошо организованная словарная работа способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности у обучающихся.

Статья "Организация словарной работы

на уроках русского языка"

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны.

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение ) и имена прилагательные (безвольный , беззаветный, бескорыстный, беспечный ),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).

4) Составление упражнений,включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный (в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по словарю;

2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );

3) подбор антонимов (смелость - трусость; талантливый - бездарный );

4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж );

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый" );

6) перевод (интернациональный - международный ).

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.

Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить , признание - признательность , связный - связанный и др .

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов . С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем , а кого посланником ? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными , а каких честолюбивыми ?

2) Подбор синонимов (ср. невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ) .

3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.

Литература:

1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991

Статья для учителей начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

В статье обобщен опыт работы со словарными словами.
Тема: Словарная работа на уроках русского языка.
Цель: Развитие памяти у детей. Выявление наиболее рациональных приемов обучения
при работе со словарными словами.
Задачи : 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.
Ожидаемые результаты : Добиться безошибочного письма с трудным написанием,
используя приемы запоминания, разнообразные, интересные
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Введение
«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.
По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.
В начале учебного года я провела несложный тест, для того чтобы располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся моего класса. Тест показал, что уровень развития памяти в классе низок, особенно по зрительному типу (в норме только у трех учащихся, а у остальных учащихся ниже). У большинства детей преобладает моторная память. Для запоминания им нужно проговорить вслух негромко по слогам каждое слово. Этот способ наиболее эффективный т. к. он предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
Для учащихся со слуховой памятью нужно проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед. Со зрительной памятью - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Полученную информацию можно использовать и на других уроках. Для развития памяти я провожу специальные упражнения на каждом уроке.

Основная часть
Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.
На первом этапе первичного восприятия слова или группы слов можно использовать приемы, направленные:
-на запоминание орфографического облика слова
КАРАНДАШ Это слово легко запомнить – карандаши и коробка для них.
А ЕЯ Не бывает аллеи без деревьев.
Б Р Б Н А какой барабан без палочек
- Группировка по орфографическому признаку( например по начальной букве о: отец обед орех; или класс, суббота, русский; месяц, заяц, язык, земляника)
Этот этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным т. к
ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с текстом бессмысленной.
Я провожу эту работу по следующим этапам.
1. Орфоэпическое чтение слова вслух.
2. Краткий орфографический разбор.
3. Запоминание с опорой на главный тип памяти (30-60 сек.) именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
4. Запись под диктовку.
5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
Этап первичного восприятия слова
Традиционный подход.
На первом этапе введения нового слова можно использовать следующие виды работ.
Загадки: Я весь день ловлю жуков
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей)
Пословицы: Москва – всем городам мать.
Поговорки: Сорока на хвосте принесла.
Скороговорки. Скоро да не споро.
Проворонила ворона вороненка.
Стихи: Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой……
Песни: Вместе весело шагать…
Описание предмета: орудие с длинной обычно деревянной ручкой и широким плоским
(металлическим или деревянным) концом для копания земли,
насыпания, сгребания (лопата)
Но такая работа зачастую дает нам уже готовое слово. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности. При этом предлагаемые упражнения и задания должны обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность.

Новый подход
Очень интересную форму работы со словарными словами я нашла в ж. Начальная школа №3 2000г в статье Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка автор Г. А. Бакулина и в книге этого же автора Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Все упражнения по предъявлению нового слова можно объединить в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.
Для 2 класса я разделила слова в три группы:
1. Выявление нового слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнение у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, мышление, сообразительность.
2. Выявление нового слова через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
3. Выявление искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом.
К первой группе относятся упражнения:
Попробуйте догадаться какие слова у меня зашифрованы.
Н Д Р Е В Е Я (деревня)
Л М И Е С Д И В Ц Е А Д Ь (лисица, медведь)
П О А Д Е Л Ь Ж Д Т А О (пальто, одежда)
А Е Я Т Р Б (Ребята)
Ко второй группе относятся упражнения вида:
Каждой букве соответствует определенное число.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...... 7 3 5 3 1 (мороз)
З А О С Р Г М П У Д..... 8 3 4 9 10 2 (посуда)
.... 4 2 8 3 6 (сапог)

Зашифруйте слова: герой, Родина, победа
3.. 4.. 5.. 6.. 7.. 8.. 9.. 10
1.. В.. Л.. Т.. Р.. Й.. А.. С.. П
2.. М.. О.. Е.. Н.. У.. Х.. К.. Б

1-3, 2-4, 1-6, 2-4, 2-10, 2-5, 1-7 (ВОРОБЕЙ)
или можно дать детям задание зашифровать следующие слова: петух, ворона, сорока, собака, весело, Москва.
1.. М.. Х.. Л.. П..
2.. Р.. О.. А.. Д..
3.. К.. Л.. Ш.. З..
4.. Т.. Ц.. Г.. Я..
К третьей группе относятся упражнения вида:
1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово П Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (береза)
2. Найдите слоги в следующем порядке: сг, сгс, сгс- к л м н с т т к а в г д щ ш р а н х з с б в ж п п д а ш н н (карандаш).
3. Прочитайте написанные на доске слова: выд.вить, охр.нять, б.лезнь, кр.ситель, зн.чение, умн.жение, аб.жур, сл.мался, л.скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (вокзал)

Тренировочно – закрепительный этап.

Второй этап системы работы над словарными словами - тренировочно-закрепительный.
Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны. Например: На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…(горох)
Прошу вас все слова назвать
Где –оро- надо написать

Можно также использовать шуточные вопросы и задания.
В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…
В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…
Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.
Составить из данных слов две пословицы.: до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.

За время работы мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Например:
1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, к.пуста.
2. Выпиши слова в два столбика: в первый с глухими согласными на конце слова, во второй – звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш.
3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета,ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лото.
4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
5. Игра. Из каких слов выпали гласные? Д.р.вн., м.л.т.к, к.ньк., п.ртр.т, с.л.м., т.л.ф.н.
6. Игра: Угадай слово.
Учитель показывает карточку на которой написан первый слог нужного слова го (город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало (..суда, ..реза, ..сква)
7. Игра. Собери слова.
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак,
8. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т. д. По направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
9. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему: Птицы, Овощи, Одежда, Животные.
10. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
11. Игра. Кто больше придумает слов.
Л е с и ь г о а я т р
12. Игра. Расшифруй слова.
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофер)
13. Ребусы.
Рона ма 40а коро
14. Буквы рассыпались.
К Ы Я З (язык) А З Я Ц (заяц) Т Е Р Е В (ветер) М О З О Р (мороз)
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. У детей совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
Например:
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко, образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подберите слова к схемам:
3. Игра. Найди лишнее слово.
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиный.
4. Составьте словосочетания.
Ребята радостн.., календарь перикидн.., улица многолюдн.., береза кудряв…
5. Составьте слова по схемам: лис..а, …ник.
6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.
7. Восстановите предложения. Какая часть слова поможет?
Мой папа дал объявление в (газета).
8. Найдите однокоренные слова.
Вокзал – городские ворота. Если город небольшой, в нем один – два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму, можно с вокзальной почты.
Морфологические упражнения.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки, действия.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Выпишите слова в три столбика: ж. р., м. р., ср. р.
4. Вставить предлоги.
Машина остановилась …… (дом).
Заяц быстро несся … (лес).
5. Ответьте одним словом.
- Кто живет в лесу?
- В чем хранятся ручки и карандаши?
Синтаксические упражнения.
1. Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.
2. Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3. Замените предложения одним словарным словом. Составьте свое предложение с этим словом.
Комната для занятий в школе.
4. Составьте предложение из слов: огород, растет, в картофель.
5. Выписать словосочетание со словарным словом.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
6. Составь предложение по схемам: Кто? ……что делают? …… в какие? ….. во что? (Воробьи собираются в шумные стайки.)
Лексические упражнения.
Дети объясняют значение слов как прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами.
1. Найди лишнее слово.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.
Капуста, помидор, солома, морковь.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
На берегу возвышается старинный стоит
Квартира была закрыта на стоит
Билет в театр ….. десять рублей замок
Телефон …….. на тумбочке замок
3. Сгруппируйте слова по темам:
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: Школа. Квартира.
5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы.
6. Игра. Кто как голос подает?
П.тух чирикает
С.рока лает
С.бака мычит
К.рова кукарекает
В.рона стрекочет
В.робей каркает
7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы.
8. Выберите наиболее подходящее слово.
Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.
М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону леса.
. 9. В данный текст вставьте наиболее подходящие, сходные по значению слова: плескаться, литься, лить.
Волны тихо ……у берега.
Молоко…….. из ведра.
Рабочий продолжает …… сталь.
10. Объясните значение выделенных слов.
И в светлицу входит царь стороны той государь.
И царевна очутилась в светлой горнице.
11. Знаешь ли ты?
Знаешь ли ты происхождение слова библиотека?
12. Это интересно!
Как появилось в нашем языке слово агроном?
13. Когда так говорят?
Исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте, медведь на ухо наступил.
14. Вставить слова.
Трактор, шумел как ….. . С треском повалилась осина, будто …. .
На тренировочно – закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.
Введение нового слова в активный словарь учащихся.
Третий этап работы – введение нового слова в активный словарь учащихся. На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка.
1. Сравните между собой слова. Найдите общие существенные и несущественные признаки.
Например слова: карандаш и пенал.
Карандаш и пенал – школьные принадлежности. Карандаш и пенал не тонут в воде. Карандаш и пенал могут изготовляться из дерева.
2. Назовите предметы, противоположные слову медведь по разным признакам. Дайте полный ответ.
Медведь и птица противоположны по способу передвижения: медведь ходит а птица летает. Медведь и камень представляют собой живой и неживой предметы. Медведь и змея противоположны по особенностям телесного покрова: у медведя – лохматая шерсть, а у змеи гладкая кожа.
3. Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединились бы между собой с помощью любого третьего слова.
Ученик взял тетрадь.
Ученик пишет в тетради.
Тетрадь находится у ученика.
Ученик спрятал тетрадь.
4. В чём смысловое сходство слов корова и собака.
Корова и собака – домашние животные.
5. Прочитать написанные пословицы и поговорки. Вставить в них пропущенное слово, подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.
Как …… языком слизала.
Сидит как на …..седло.
…….лает, ветер носит.
Бодливой ….. бог рогов не даёт.
6. Составьте предложения со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.
Корова и собака – домашние животные, лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.
7. Составьте предложение с одновременным включением в него двух, трёх изученных слов.
Хорошо в мороз на улице.
8. Соотнесите по смыслу написанное слева и справа.
Голодать, скудно питаться. Медведь на ухо наступил.
Отдаленное глухое место. Сосать лапу.
Отсутствие музыкального слуха. Медвежья услуга.
Попытка сделать что либо хорошее с
Плохим результатом. Делить шкуру неубитого медведя.
Раньше времени говорить о результатах
Дела, которое ещё не закончено. Медвежий угол.
9. Придумайте примеры фантастического характера.
Пальто можно использовать как ковёр – самолёт. Из пальто можно соорудить скатерть-самобранку.
Рациональное использование этих приёмов служит для интеллектуального развития младших школьников.
Важное значение на этом этапе имеют лексико-орфографические упражнения как средство обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также развития культуры речи и воспитания любви к родному слову.
Учетно – контрольный этап.
Четвертый этап системы – учётно-контрольный. Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.
Контрольные словарные диктанты я провожу по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во 2 классе – 8-10 слов, 3 классе – 10-12 слов, в 4 классе – 12-15 слов.
Благодаря системной целенаправленной работе со словарными словами у меня в классе почти все дети справляются с контрольными диктантами. В среднем на 4 и 5 – 70-80%.
Очень нравятся моим детям словарные диктанты на основе ассоциативной связи. Для таких диктантов я подбираю необходимое количество слов, компонуя их попарно.
Например: корова – молоко работа – лопата
Завод –рабочий ворона – воробей
Ученик – тетрадь одежда – пальто
Класс – учитель мороз – коньки
Каждую цепочку, состоящую из двух слов произношу один раз, о чём предварительно предупреждаю учащихся; делаю паузу, во время которой дети записывают то что запомнили. После окончания диктанта, дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность написания.
Постепенно порядок слов можно усложнять.
1. Увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи.
Например: колхоз – деревня – молоко
Медведь – заяц – лисица
Город – завод – машина
Петух –собака – корова
Пенал – карандаш – тетрадь
2. Увеличение количества, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.
Например: дежурный – Москва – лопата
Город – петух – рабочий
Работа по тематическим группам.
К началу 3 четверти второго класса мы изучили все слова, предусмотренные программой. Для дальнейшей работы я объединила их в тематические группы (блоки) следующим образом.
1. карандаш.. 2. Москва.. 3. ягода
тетрадь.. Родина.. капуста
пенал.. город..
урожай..
русский.. деревня.. береза
язык.. фамилия.. осина
4. хорошо 5. класс 6. дежурный
весело товарищ
учительница
быстро ребята учитель
скоро девочка ученик
вдруг
7. завод 8. петух 9. ветер
машина сорока мороз
работа ворона коньки
рабочий воробей суббота
народ соловей
лопата
10. посуда 11. корова
молоко собака
одежда медведь
пальто медведица
платок лисица
сапоги заяц
В начале каждого последующего урока в течение одной учебной недели обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Каждое восприятие осуществляется в новых условиях, т. е. в процессе решения фонетических, лексических, речевых задач.

Заключение
Таким образом, для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:
1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.
2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.
3. Работу проводить в системе поэтапно.
4. Использовать богатый иллюстративный материал.

Литература.
Г. А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка М., 2001
В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.
М., Просвещение 1991
Г. Е. Окулова Словарная работа на уроке
Оса 1993
О. В. Узорова Словарная работа
М., 2002
О. А. Андреев Тренируйте память
М., Просвещение 1994
Газета Начальная школа №4 2000, №5 2000
Журнал Начальная школа №3 2000, №3 2000
Журнал А Б В Г Д №4, №5 1998
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти М., Учитель 1993

Словарной работе на занятиях по дисциплине «Культура речи. Риторика» , безусловно, должно отводиться значительное место, особенно в той части курса, которая связана с изучением норм современного русского литературного языка. Данное положение определяется тем, что по опыту работы можно отметить отсутствие необходимой лексикографической компетенции у современных студентов-нефилологов.

Существует ряд проблем, которые преподаватель культуры речи должен решить, стараясь приобщить студентов к грамотному пользованию словарями.

Основная проблема, с которой обычно сталкиваются при обращении к словарной работе со студентами-нефилологами , заключается в том, что после школьного курса студенты знают весьма ограниченный набор словарей, к которым они и предпочитают обращаться в любых затруднительных случаях. «Лидером» здесь выступает «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, с которым они в большинстве случаев успели поработать в школе. Обращение к этому словарю обычно не составляет особых трудностей для большинства студентов. Они представляют его структуру и способы представления информации в нем, знают, что в данном словаре можно не только справиться о значении слова, но и подчерпнуть дополнительную, сопутствующую информацию: правописание, некоторые грамматические формы, правильную постановку ударения. Но при этом выхода на уровень осознания словаря как «целого мира в алфавитном порядке» не происходит.

Второй словарь, который называют студенты, это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, однако представление о способе подачи информации, структуре словарной статьи в этом словаре у них достаточно смутное. А ведь концепция данного словаря заключалась не только в демонстрации лексического богатства русского языка, но и в стремлении В.И. Даля «показать «дух» русского языка, т.е. словопроизводственные отношения, чему отвечает гнездовой принцип расположения слов, а также отобразить духовные и нравственные взгляды русского народа, черты его характера, обычаи и нравы».

Таким образом, в курсе «Культура речи. Риторика» для студентов-нефилологов представляется важным не только познакомить студентов с различными типами словарей, научить их извлекать из словарной статьи требуемую информацию, но и сформировать у них представление о языковой картине мира русского народа.

В связи с таким подходом встает проблема отбора тех типов словарей, которые преподаватель будет рассматривать на занятии. Нельзя объять необъятного, и как бы не хотелось познакомить студентов с необычными для них словарями и с той информацией, которую они содержат, все же приходится отбирать те словари, к которым студенты в дальнейшем действительно будут обращаться. Из всего многообразия словарей следует познакомить студентов со словарями, отражающими лексический состав русского языка (толковые словари, словари синонимов, антонимов и др.), словарями трудностей (грамматических, произносительных и др.), историческими словарями. Хорошо воспринимается студентами работа с «Русским ассоциативным словарем». В принципе на занятиях по культуре речи можно использовать практически любой тип словаря, главное, чтобы алгоритм работы с ним был объяснен преподавателем, а анализ его материала органично включался в содержание занятия.

Знакомство со словарями обычно начинают уже на первом занятии. Способы работы здесь могут быть разными. Это может быть и сравнение представленной информации в энциклопедических и толковых словарях, и обзор разных типов словарей (трудностей, синонимических, антонимических, исторических и т.п.). Следует отметить, что, например, обзор различных типов словарей может проводиться не только под преимущественным руководством преподавателя или как домашнее задание, но и проходить в виде творческой работы, как конкурс на лучшее представление своего словаря. На занятие преподавателем приносится несколько словарей разных типов (6-7).

Студенты делятся на рабочие группы, а преподаватель задаѐт параметры анализа представленной в словаре информации (адресат словаря, количество единиц, структура словаря и словарной статьи, цели и задачи словаря, дополнительная информация в словарной статье и т.д.). Ограничением выбора словарей для такого типа работы может служить лишь материальная база института и учет специфики аудитории – нефилологи. Наверное, лучше отобрать несколько толковых словарей, фразеологические, синонимические и прочие словари, отражающие парадигматические связи лексики. Интересным представляется анализ исторических и учебных словарей. По результатам аналитической работы студенты каждой группы должны выступить с кратким представлением своего словаря.

Можно усложнить задачу. Преподаватель выбирает одно слово, и студенты, помимо общего обзора словаря, рассказывают, как представлено это слово в словаре и какие особенности явления или предмета, названного данным словом, зафиксированы словарѐм. Чем разнообразнее состав словарей на данном занятии, тем интереснее результаты. Для полноты картины можно привлечь орфоэпические и даже орфографические словари. Таким образом, обобщая итоги работы с разными типами словарей, студенты создают лексикографический портрет отдельного слова. Результатом такой работы становятся:

  • знакомство с различными типами словарей;
  • приобретение первичных, элементарных навыков работы со словарем;
  • описание фрагментов языковой картины мира по данным словарей русского языка.

Наиболее интересными для такого типа анализа являются слова, которые могут иметь в своем значении идеологический компонент или коннотацию (например, лакей, пролетарий «бездомок, безприютный, захребетник» у Даля), или слова, обозначающие абстрактные понятия (истина, правда, честность и др.), т.е. слова, испытавшие влияние времени или вызывающие затруднения в их точном определении.

Если говорить о работе со словарями грамматических трудностей, то их в последнее время появилось достаточно много, и цель словарной работы в данном случае носит скорее ознакомительный, нежели аналитический характер. При изучении раздел «Грамматические нормы современного русского литературного языка» следует больше уделять внимания работе со справочниками и справочными пособиями, где не только приводятся правильные варианты, но и раскрываются закономерности в становлении той или иной нормы. Например, это касается выбора окончаний множественного числа Именительного и Родительного падежей, определения рода неизменяемых имен существительных, где важно наметить тенденцию в преобладании того или иного варианта. В противном случае приходится сталкиваться с тем, что, определив по словарю род слова пони как мужской, студент зачастую затрудняется определить род в схожих случаях, например кенгуру, гризли, какаду .

Работа с разными типами словарей важна при изучении темы «Трудные случаи в системе норм словоупотребления». Виды работы со словарями и сам выбор словарей здесь многообразен. В зависимости от темы занятия или упражнения, выполняемого студентами, привлекаются синонимические, антонимические, фразеологические словари, словари иностранных слов и т.п. Как правило, использование данных типов словарей не вызывает затруднения у студентов, поэтому работа с ними обычно носит характер домашнего задания с формулировкой: «при выполнении данного упражнения обратитесь к словарю синонимов, паронимов, иностранных слов и др.».

Одной из интересных составляющих словарной работы по теме «Лексические нормы» является аналитико-поисковый вид работы, когда студентам на основе анализа материала словарной статьи предлагается сделать вывод, углубляющий их представление о языке и преодолевающий стереотип восприятия словаря как справочника, существующего отдельно от живой, повседневной речи.

Например, из курса школьной программы студенты знают, что некоторые слова имеют ярко выраженную стилистическую принадлежность. Это такие слова, как неологизмы, архаизмы, диалектизмы и т.п. Также они уверенно оперируют понятием лексикон, а вот какие слова составляют лексикон современного русского человека и их собственный лексикон в том числе, они зачастую затрудняются ответить.

При знакомстве студентов с понятиями активного и пассивного словарного запаса можно предложить им проанализировать страницу любого толкового словаря и распределить все слова по трем группам:

  1. знаю и употребляю,
  2. знаю, но не употребляю,
  3. не знаю.

Таким образом, после выполнения этого задания студентам становится очевидно, что представляет собой современная лексическая система языка, какие жизненные сферы она обслуживает, что входит в активный словарный запас современного носителя языка, а какие слова и по каким причинам относится к пассивному словарному запасу. Кроме того, данная работа носит еще и творческий характер, основывается на желании студентов узнать свой словарный запас, сравнить его с результатами работы других студентов, что повышает их заинтересованность в работе со словарем.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что словарная работа на занятиях по культуре речи не только учит студентов правильно и осознанно пользоваться словарями, но и повышает их лингвистическую компетенцию, помогая проникнуть в сам язык и увидеть его тесную связь с жизнью человека, его культурой и бытом.

К большому сожалению, грамотность молодого поколения оставляет желать лучшего. Возможно, причина кроется в том, что сегодняшние школьники все меньше читают классических произведений. А грамотность, как известно, во многом зависит от количества и качества прочитанного.

Многие полагают, что грамотность - это показатель ума и интеллекта человека. И в школах грамотности письма уделяют много внимания. Школьные учителя, применяя различные передовые методики, прикладывают немало сил, чтобы ученики быстро и легко запоминали правильность написания словарных слов. Но, как известно, их запоминание - это сложная задача практически для всех учащихся. Чтобы запомнить трудные слова, не регулируемые правилами, надо неоднократно их повторять, а повторение - занятие очень монотонное и утомляющее.

Конечно, ученикам с хорошей памятью легче справиться с такой проблемой. Но все же если процесс обучения в подобной области сделать еще и увлекательным, то добиться успеха в запоминании правильного написания трудных слов будет значительно легче и быстрее.

Как известно, дети, чей активный словарный запас сравнительно богат, показывают лучшие результаты в проверочных работах по русскому языку. Но любой ученик при регулярных занятиях и систематическом выполнении словарно-орфографических заданий способен активизировать свой словарь и со временем делать все меньше ошибок при отражении словарных слов на письме.

Программа по русскому языку предполагает работу над сложными словами с начальных классов. И чтобы младшие школьники усвоили предложенную им программу и выучили все трудные слова, предусмотренные учебным планом, их педагогу приходится прикладывать массу усилий и подходить к процессу обучения творчески.

Перед учителем стоит задача не только познакомить своих учеников с грамматическим явлением, но и закрепить приобретаемые знания. Цель регулярных заданий и упражнений по усвоению сложных слов - это закрепление и применение получаемых знаний и выработанных навыков и умений на практике. Практические занятия способствуют формированию навыков самостоятельной работы, а также укреплению навыков мыслительной деятельности.

Выполняя те или иные задания, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать и составлять словосочетания и предложения. Благодаря упражнениям учащиеся систематизируют и автоматизируют свои знания.

Учителями регулярно проводится словарно-орфографическая работа, которая представляет собой набор упражнений, проводимых на постоянной основе и направленных на усвоение школьниками орфографических, грамматических, лексических и произносительных норм литературного русского языка.

Подводя итог, можно сказать, что учитель может научить детей писать грамотно и не делать ошибки при использовании словарных слов, применяя различные методики преподавания и разнообразные способы и приемы, позволяющие сделать процесс обучения максимально эффективным.

Поделиться: