Самые красивые святые православные древние храмы и монастыри россии фото и видео. Православный храм

История

Раннехристианская архитектура , ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, так же являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:

  • от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином;
  • от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.

Первый этап обусловлен нелегальным положением новой религии и характеризуется тем, что места собраний скрывались. В этот период выступления проповедников происходят в синагогах, а собрания верующих - в домах членов общин. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви (например, дом-церковь в Дура-Европос , 231 г.) Во время гонений на христиан со стороны римских властей в качестве храмов также использовались катакомбы (сложная система подземных галерей-некрополей) Рима , Эфеса , Александрии , Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы Св. Каллиста (нач. III в.). На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни.

Устройство христианской базилики

С развитием обрядовой стороны, происходит усложнение композиции храма, появляются:

  • атриум перед входом, имевший в центре фонтан для омовений или крещальную купель;
  • притвор;
  • трансепт (поперечный неф) для увеличения алтарной части.

В IV в. происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся как на западе разорительным набегам варварских племён. Для северной Сирии это - трёхнефная базилика с полукруглой апсидой, скрытой между двумя прямоугольными (базилика в Браде, 395-402 г.г.). Иногда возводились две башни у западного фасада, такой приём, являясь местной традицией, впоследствии стал характерным для этого типа храмов. В южной Сирии сооружались храмы однонефные с плоским перекрытием и с апсидами различных форм (церковь Юлиана, 344 г., "восточная церковь" в Умм идж Джимале) или трёхнефные церкви, где нефы были равны по высоте (церковь в Тафе). На западе империи, особенно в Италии, преобладала трёхнефная или пятинефная базилика. Древнейшая церковь Рима - Сан Джованни ин Латерано (319 г.).

На дальнейшее развитие храмовой архитектуры сильное влияние оказали сирийские церкви V-VI в.в., среди которых особенно примечательна церковь в Коджа-Калесси (V в.), центральная ячейка среднего нефа которой имеет купольное завершение. На Востоке также возникает новый тип христианского сооружения - монастырь (V в.). Важное место в становлении христианской архитектуры занимали центрические сооружения:

  • мавзолеи (в чьих формах нашла развитие поздняя античная традиция);
  • и крестовидные церкви (IV-V в.в.).

Символика и устройство

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток . Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, Церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (д.Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённой на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом . По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

  • 1 купол - символизирует Господа Иисуса Христа;
  • 2 купола - два естества Христа (божественное и человеческое);
  • 3 купола - Святая Троица;
  • 5 куполов - Христос и четыре евангелиста ;
  • 7 куполов - семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;
  • 9 куполов - девять чинов ангельских;
  • 13 куполов - Христос и 12 апостолов .
  • 24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;
  • 25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;
  • 33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с "вытягиванием" формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма - кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Основные части православного храма

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда - иконостас . На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):
местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) - эти два ряда могут меняться местами;
пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
праотеческий (иконы ветхозаветных святых).
Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

  • На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм - изображение Благовещения и четырёх евангелистов.
  • Слева от царских врат - икона Богородицы, справа - Христа.
  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
  • На дьяконских дверях - обычно архангелы или святые, связанный с силовыми структурами.
  • Над царскими вратами - "Тайная вечеря", выше (на той же вертикали) - "Спас в силах" или "Спас на престоле" деисусного чина, справа от Него - Иоанн Предтеча, слева - Богородица. Особенность икон из Деисуса - фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV-XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас - символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой . Цвет катапетасмы бывает различным - тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения - золотой, голубой, алый. Пространство между катапетасмой и престолом не должен пересекать никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение - солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней - 1, 3 или 5. Символическое значение солеи - приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико - в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место - у южной стены для правителя, у северной - для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон) - область земного пребывания людей, место общения с Богом.
  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм - символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
  • Притвор (предхрамие) - символ греховной земли.
  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым - символ града небесного Иерусалима.
  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы - сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Храм, церковь - самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня "вырастает" из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка ). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.

Этапы развития архитектурных форм

В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа.

Россия

Древнерусская храмовая архитектура до кон. XVII века развивалась в соответствии с религиозными канонами и местными традициями. С принятием христианства в качестве государственной религии в 988 г. на Руси стали появляться первые каменные храмы, возводимые под руководством приглашённых из Византии мастеров.
С началом правления Петра I и ориентированности на западное светское искусство внешний облик православных храмов стал также тесно связан с развитием художественных стилей (таких как барокко , классицизм , ампир , различные направления модерна).

Развитие архитектуры в XII-XIV в.в. имело схожие черты с архитектурными традициями Первого царства, однако из-за византийского владычества и феодальной раздробленности строительство культовых сооружений характеризуется меньшими размерами и разнообразием архитектурных форм.
Храмовая архитектура представлена четырёхстолпными, трёхконховыми купольными (однонефные постройки с полукруглыми апсидами на востоке, севере и юге) и бесстолпными купольными церквями. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В мире есть три православных собора, которые в равной степени могут претендовать на звание «самый большой храм в мире». Один из них самый вместительный - это Цминда Самеба в Тбилиси. Другой - самый большой по габаритам: это собор святого Саввы в сербском Белграде. И наконец, самый высокий собор - это храм Христа Спасителя в Москве.

Храм Христа Спасителя в Москве. Его высота 103 метра - это почти 40-этажный дом. Но архитектор храма Константин Тон создал такие пропорции, что со стороны собор не кажется таким высоким или крупным. Большим? Да. Самым крупным или тем более самым высоким - нет.

Масштабы начинаешь осознавать, когда оказываешься внутри. Размеры центрального алтаря - как приходская церковь. Своды - захватывает дух.

При этом, в отличие от католических соборов, размеры которых также поражают, в храме Христа Спасителя не возникает ощущения, что ты - человек-мелкий (говорят, это особенность латинского стиля - дать человеку ощущение, что он муравей по сравнению с Богом). Ты - часть всего здания, это твой дом. Ощущение, которое так близко именно православном храме…

У этого собора была необычная и трудная история - начать с того, что изначально он должен был быть совершенно другим (совсем совершенно), и стоять не на Волхонке, а Воробьевых Горах. Но это .

Самые высокие православные соборы в мире

Итак, храм Христа Спасителя это самый высокий православный храм в мире - 103 метра.

А вот высота каких еще соборов превышает 90 или 100 метров:

101,5 метра - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Образец, как раз, «латинской» архитектуры, когда храм это не только храм, но и величественный замок, который то ли «поднимает» тебя в высь, то ли «давит», не понятно…

97,5* - Цминда Самеба, Тбилиси, Грузия. Звездочка стоит, потому что всюду приводятся самые разные данные - вплоть до 86 метров без креста. Это связано и с конструктивной особенностью Собора (часть его на 10 метров уходит под землю), и с тем - считать крест за часть постройки или нет: а он семь с половиной метров…

96,0 - Спасо-Преображенский кафедральный собор в Хабаровске. Построен в 2004-м году. В отличие от храма Христа Спасителя, у него более вытянутые пропорции и поэтому он кажется гораздо выше.

93,7 - Смольный собор , опять Питер и опять пример «латинского» стиля. Как архитектура - безоговорочный шедевр Растрелли: абсолютно совершенная композиция. Но оказавшись внутри, понимаешь, почему так важно ценить и чтить традиции в храмостроении…

Если брать Европу, то там самым высоким православным храмом будет собор Трех святителей в Тимишоар е, Румыния - 83 метра. Вот он: (обратите внимание на отличную от нашей традицию в православной архитектуре - для Восточной Европы она совершенно привычна)

Самый вместительный храм

Цминда Самеба в Тбилиси (Грузия), Троицкой собор, храм Святой Троицы - самый вместительный православный храм в мире. Вообще говоря, некоторые считают его еще и самым высоким - 105 метров. Но это высота вместе с 7,5-метровым крестом, да и то - в лучшем случае, слишком разнятся данные от источника к источнику.

Но один факт неоспорим - это единственный православный собор, который может вместить в себя 15 тысяч человек.

Как и храм Христа Спасителя, собор возводился исключительно на пожертвования: от простых грузин до крупных бизнесменов. Строительство было закончено в 2004 году.

Храм спроектирован с отзвуками традиционного грузинского храмового стиля - как и храм Христа Спасителя с элементами старо-русского стиля.

Собор стоит на возвышенности на берегу реки Куры, виден отовсюду.

Цминда Самеба, как часто это бывает в случае с крупными соборами, включает в себя не только центральный, поражающий воображение, храм, но и девять часовен, которые расположены под землей на глубине более 10 метров (возможно, отсюда такие большие расхождения в высоте здания, и кто-то учитывает еще подземные сооружения).

А вот какие еще храмы, не считая Троицкого собора, входят в «пятерку» самых вместительных (все цифры оценочные, то есть -приблизительные):

  • 14 000 человек - Исаакиевский собор (Санкт-Петербург)
  • 12 000 - Михайловский кафедральный собор (Черкассы, Украина)
  • 11 000 - собор Святого Саввы (Белград, Сербия)
  • 10 000 - это сразу несколько храмов: храм Христа Спасителя (Москва) ; храм влкмч. Пантелеимона (Афины, Греция); Спасо-Преображенский собор (Одесса, Украина); храм Гроба Господня (Иерусалим, Израиль)

Самый большой православный храм

Ну а если под величиной храма подразумевать его ширину, помноженную на длину, то самый большой православный храм - это сербский собор во имя святого Саввы в Белграде.

Его длина - 91 метр, ширина - 81 метр (для сравнения: Цминда Самеба - 77 на 65 метров, храм Христа Спасителя - 60 на 60).

Это «долгострой» в самом прямом смысле этого слова. Строительство началось в 1935 году. Потом случилась война, потом - советская власть. Возобновились работы только 1986 год. Насколько нам известно, сейчас почти закончены отделочные работы.

Собор очень приземист по пропорциям. При своих огромных размерах, он на 24 метра ниже храма Христа Спасителя - «всего» 79 метров.

На верхушке четырех-тонного центрального купола (говорят, его поднимали дольше месяца!) - огромный, 12-метровый позолоченный крест, а на других куполах - еще семнадцать крестов. И еще несколько десятков колоколов, самый крупный из которых весит 12 тонн!

Но всё это просто цифры.

Величие любого храма не в метрах - а в собрании христиан. На отпевании патриарха Павла в 2009 году у вокруг собора собралось более миллиона человек.

Каждый большой собор несет в себе две судьбы

  • первая - это судьба храма, в котором совершаются Таинства, и где могут собраться в едином порыве ко Христу тысячи людей.
  • вторая судьба - или, скорее «крест» - это роль символа (города, или страны), который обрекаем быть туристическим местом. То есть святым местом низводимым в глазах людей до просто красивого здания, тонущем в суете, фотовспышках и разговорах…

Второе, наверное, неизбежно, но надо всегда помнить, чем отличается туризм от паломничества и не становиться подле соборов благосклонными туристами:

Турист смотрит на здания «сверху-вниз»;

а паломник - ощущает себя в доме Отца Небесного.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Недаром именуемая в исторических источниках «Русь православная», может похвастать сотнями старинных храмов и монастырей, чья художественная ценность огромна. В каждой небольшой деревне, в каждом городке непременно есть церковь. История многих их них насчитывает несколько веков, поэтому судить, какая главнее, непросто, да и неразумно.

Мы представляем вашему вниманию десятку храмов, известных своей художественной, архитектурной и исторической ценностью.

Успенский собор во Владимире

Этот белокаменный собор, внесенный в список наследия ЮНЕСКО, не зря является первым в нашем списке. До возвышения Москвы именно он был главным храмом Руси, а построен и расписан он был еще до татаро-монгольского ига.

Сейчас в этом храме также находится музей, и его можно посетить в любое время, когда не идут церковные службы.

Казанский кафедральный собор

Знаменитый храм Невского проспекта, построенный в начале XIX века, известен каждому туристу.

Это здание в стиле ампир не похоже на типичную православную церковь, однако службы в нем проходят. Собор, выполненный по образу Собора Святого Петра в Риме , в советские годы служил Музеем религии и атеизма и значительно пострадал, но к 2000 году был полностью восстановлен и заново освящен.

Исаакиевский собор

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

Ставший в СССР музеем, храм долго был в бедственном положении, но в 1946 году был полностью восстановлен. С недавних пор здесь снова начали проводить богослужения, но и как музей его также можно посетить.

Церковь Покрова на Нерли

Основанный в 1165 году скромный храм над рекой широко известен именно своей утонченной красотой, простотой и изяществом форм. В отличие от пышных столичных храмов он мал, не покрыт резьбой и узорами, но ценится историками и художниками.

Отражение храма в воде тихой реки изображалось и фотографировалось тысячи раз и не перестает привлекать туристов, которые не ленятся пройти пару километров от ближайшего села, чтобы полюбоваться храмом на закате и рассвете.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Отстроенный в 1997 году храм стал самым спорным религиозным проектом в России. С одной стороны, это лишь восстановленный собор XIX века, на стенах которого были написаны имена солдат и офицеров, погибших в боях с Наполеоновской армией. С другой — это модное место, в котором «принято появляться» у российских политиков и бизнесменов.

Кстати, многие прихожане храма отмечают, что класть в урну для пожертвований менее 500 рублей здесь считается дурным тоном.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Деревянная восьмигранная церковь на острове Кижи была построена в начале XVIII века и сейчас находится в плачевном состоянии. Специалисты в области архитектуры настаивают на ее полной реконструкции, но никак не могут выбрать, каким способом это сделать.

Ну а пока они спорят, туристы, отправляющиеся на остров чтобы полюбоваться 22-главой церковью, рискуют своим здоровьем, приближаясь к аварийному зданию.

Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря

Основанный в конце XIV века святым Ферапонтом, монастырь стоит на холме меж двух озер в Вологодской области. Он внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и особо ценных исторических объектов России . Несколько веков он был самым крупным монастырем в этом крае, но с приходом советской власти не избежал музейной участи.

Тяжба о судьбе бывшего монастыря идет между РПЦ и Министерством культуры до сих пор.

Георгиевский Собор в Юрьев-Польском

Массивный, приземистый белокаменный собор был сооружен в 1230 году по приказу князя Святослава.

Он отличался необычной для того периода архитектурой и многочисленной резьбой на стенах храма. Фрески, украсившие его изнутри, неоднократно стирались от времени и восстанавливались местными мастерами, поэтому сейчас они отличаются от первоначальных, хотя сюжеты и сохранены.

Церковь Спаса на Нередице

Неподалеку от Великого Новгорода, на берегу реки, стоит церковь XII века, построенная по приказу князя Ярослава в память о двух его погибших сыновьях. Возведенная меньше чем за год, она отличается массивностью конструкции и уникальными фресками, покрывшими все стены от пола до потолка.

Церковь сильно пострадала от фашистов во время Второй Мировой и была полностью восстановлена лишь в 2004 году. Сейчас она открыта как музейный объект, но по праздникам в ней проводятся службы.

Каждое из этих строений прекрасно по-своему, и побывать в них стоит, даже если вы не являетесь религиозным человеком.

Самые необычные храмы в России.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов . Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее.

В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды.
Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Архызские церкви


Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX - началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в.
На территории городища сохранились три средневековых храма – Северный, Средний и Южный. Во время раскопок археологом В.А. Кузнецовым была найдена даже единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, сооруженная из плоских каменных плит. Стены храма покрывали искусно выполненные византийскими мастерами фрески – об этом свидетельствуют рисунки художника и археолога Д.М. Струкова, сделанные в конце XIX века.
В Среднем храме продумана даже акустика: в нем существует система голосников – сквозных и глухих отверстий в стенах храма.
Южный храм этого городища является сейчас древнейшим действующим православным храмом России. В скальном гроте недалеко от этого храма обнаружен лик Христа, проявленный на камне.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях в Екатеринбурге

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость. В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен. Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона. Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. К слову, сам Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этого храма. Эта церковь не похожа на русскую, она выстроена в редком для наших земель стиле рококо и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной. Говорят, особенно эффектно она смотрится зимой, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский.
В 1812 году храм заняли наполеоновские войска, не причинив, однако, ему никакого ущерба. Но в ХХ веке и этот храм закрыли
В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Интересна история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже, по требованию митрополита Филарета (Дроздова) их заменили церковнославянскими. А в 2004 году при реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Храм-вагон в Нижнем Новгороде

Почти противоположный по своей идее православный храм возник в Нижнем Новгороде в 2005 году. Храм удивляет, не пытаясь удивить, потому что располагается он в… железнодорожном вагоне. Это временное сооружение: прихожане ждут постройки каменной церкви. А началось все с подарка: нижегородской епархии железнодорожники подарили вагон. И епархия решила оборудовать его под церковь: вагон зафиксировали, сделали ступеньки с крыльцом, установили купол, крест и 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, освятили. В народе необычный храм называют и «голубым вагоном» по одноименной детской песне, и «Soul train» на английский манер. Символика поезда, вагона, а значит пути, издревле присуща христианской церкви. С ранних времен храмы строились по образу кораблей – в этом смысле нижегородский храм продолжает византийские традиции! Стоит отметить, что это не единственный, но самый известный храм-вагон в России.

Костомаровский Спасский женский монастырь

Старейший пещерный монастырь России с «дивами» - меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Внутри, в толще меловой горы, храм так велик, что вмещает две тысячи человек. Именно здесь находится знаменитая на всю Россию «пещера покаяния» - коридор, тянущийся под землей 220 метров и постепенно сужающийся. Известно, что до революции сюда направляли на «исправление ума» самых закостенелых грешников. Само движение по пещере настраивает на исповедь: кающийся проделывает долгий путь в темноте, держа зажженную свечу, свод пещеры становится все ниже, и человек сгибается в поклоне. Паломники говорят, что чувствуют, как будто чья-то рука постепенно преклоняет их голову, смиряя человеческую гордыню. Даже в наши дни посещающих «пещеру покаяния» не сопровождают до конца: человека оставляют пройти в одиночестве часть пути.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд. Оба здания венчают «яблоки» с крестом. Благодаря тому, что на куполе «кулича» нет барабана, в алтарной части церкви становится темно. Игра света и голубой «небесный» купол изменяют ощущение объемов, поэтому изнутри храм кажется намного просторнее, чем снаружи.
В нижней части колокольни-«пасхи» находится баптистерий, имеющий всего два маленьких окошка вверху на стенах. Зато прямо над крещаемым – колокола, звучание которых распространяется через прорезанные в стене арки. Толщина стен увеличивается книзу, по мере наклона стены. На внешней стороне звонницы, выше колоколов, нарисованы циферблаты, каждый из которых «показывает» разное время. К слову, в этом храме крестился А.В. Колчак, будущий адмирал.

Поделиться: