Что читать и в какой последовательности читать христианскую литературу? Пища для нашей души

Православная литература — это не обязательно скучные морализаторские поучения о том, как жить. Предлагаем вниманию читателя пять интереснейших современных православных книг о вере и неверии, монастыре и мире, жизни и смерти, праведности и грешности, любви и ненависти и еще о многом другом.

«Несвятые святые»

Если вы еще не читали эту книгу, то в определенном смысле вас даже можно поздравить. Вас ждут 640 страниц увлекательного чтения. Сборник рассказов Тихона Шевкунова — это, несомненно, современный не только православный бестселлер, но и вообще всероссийский.

Первое издание появилось в 2011 году, а к началу 2016-го суммарный тираж его достигал уже свыше двух миллионов экземпляров. За это время осуществился перевод бестселлера на 13 иностранных языков.

О чем эта православная книга, за несколько лет обретшая такую популярность не только у русского читателя? Рассказы епископа Тихона Шевкунова — это книга о главном. О Боге и человеке, о вере и покаянии, о человечности и работе над собой, о монашеской жизни без купюр и украшений, о современной жизни Церкви и советских испытаниях веры.

До Тихона Шевкунова фактически ни один автор не изображал так правдиво и детально монашеские будни. Каждый рассказ читается на одном дыхании, написан легко и доступно даже далекому от Церкви человеку. В ней нет морализаторства и фарисейства, занудных поучений и скучных историй.

Если бы православная литература в большинстве своем напоминала «Несвятых святых», то стереотипов о скучных «поповских» письменах не существовало бы.

Автор, в свое время окончивший сценарный факультет ВГИК, пишет так, словно снимает кино. Перед нами и строгий наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил, и улыбчивый старец Иоанн Крестьянкин, и строго-смиренный схиигумен Мелхиседек, и многие люди, удивительными путями искавшие Бога, — несвятые святые. Это книга-напоминание. О чем? О том, что каждый из нас призван к святости.

Судя по откликам в сети, для многих людей эта православная книга стала первой ступенькой на пути в Церковь.

«Флавиан»

Еще один пример качественной современной православной литературы — тералогия «Флавиан». Протоиерей Александр Торик показывает судьбы современных героев, так или иначе пришедших к Богу. Многие из них перед встречей с Богом наломали дров или упали на самое дно. И когда, казалось бы, надежды не осталось, они открывают для себя удивительный духовный мир, знакомятся с прекрасным священником — отцом Флавианом.

Перед нами семья Алексея и Ирины с их пятью приемными детьми (а перед этим были сплошные непонимания, пять абортов, развод и тяжелая болезнь Ирины), бесноватая девушка Катя, монахиня Серафима, заядлый атеист-профессор, при смерти принявший Бога и монашеский постриг, афонские старцы…

Православная книга написана живым языком, просто и постепенно знакомит с основами веры. Вместо длинного перечня грехов и рассказа о 20 мытарствах — проникновенная первая исповедь Алексея; вместо строгих описаний жизни на Афоне — запоминающиеся рассказы с прекрасными героями. И это еще далеко не все, что ждет читателя на страницах всех четырех книг. Как показывает опыт, если вы взяли в руки первую часть, то обязательно захотите почитать все остальные.

«Пасха красная»

Это повесть о жизни трех оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года их убил полусумасшедший сатанист. На ноже было выгравировано 666. Нет, это совсем не яркая вспышка фантазии православного писателя. Все именно так и было.

Православная книга написана не какой-то безызвестной христианкой, проживавшей вблизи Оптиной пустыни. Автор повести Нина Павлова — писательница и драматург со стажем. Всеобщее признание среди читателей получила именно ее книга «Пасха красная».

Нина Павлова разносторонне показала жизнь трех советских парней, в определенное время пришедших от неверия к Богу.

Иеромонах Василий — в миру Игорь Росляков — журналист с образованием МГУ и мастер спорта международного класса, в свое время член сборной Советского Союза по водному поло. Ему пророчили отличную карьеру, но он оставил все и ушел в монастырь.

Леонид Татарников (инок Трофим) в миру никак не мог найти себе место. Не потому, что ленился работать или только и мечтал о монастыре. Бог постепенно готовил его к иночеству, закаляя скорбями, непониманием со стороны других. Но у монаха на все было главное оружие — любовь, неподдельная радость и искренняя улыбка.

Владимир Пушкарев (монах Ферапонт) пришел к Богу после знакомства с некой женщиной, пережившей клиническую смерть. По ее рекомендации прочитал некоторые православные книги: том сочинений Игнатия Брянчанинова, жизнеописание Иова Почаевского и поучения Силуана Афонского. С этим стартом, наивной верой, смирением и кротостью он и пришел в Оптину.

У каждого — своя удивительная судьба и дорога навстречу Богу. И с этим нас знакомит Нина Павлова.

«Отец Арсений»

Отец Арсений — советский священник, прошедший сквозь мрак лагерей, но не потерявший главные христианские добродетели — веру и любовь. Его главная проповедь — это собственный пример. Даже самые ожесточенные узники видят в нем особенного человека. В нечеловеческой системе он не теряет человеческое обличье.

Отец Арсений делится последним сухарем, ухаживает за безнадежно больным, не прогибается под систему, защищает парня-студента от «зеков». В холодном карцере при -40 его согревают вера и молитва.

Эта православная книга подойдет для тех, кто в мирской суете потерял духовные ориентиры, разуверился в людях и ожесточился. Читайте и думайте.

«Мои посмертные приключения»

Каждый человек наверняка задумывался над тем, а что же все-таки ждет его за гробом? Православная писательница Юлия Вознесенская в своей повести показала, как может выглядеть жизнь после смерти.

Что ожидает умершего? Как он будет проходить мытарства? Почему за каждый грех придется отвечать? Как родные могут помочь покойнику? Есть ли надежда на Царство Небесное?

Именно на эти вопросы дает ответы книга Юлии Вознесенской, так не похожая на типичные образцы православной литературы по этой теме. Повесть написана легко и доступно, поэтому подойдет даже для далекого от религии человека. Несмотря на художественный стиль и доступность восприятия, она основывается на учении Церкви или отдельных святых отцов и почти не содержит ляпов.

Книга Юлии Вознесенской совсем не похожа на морализаторские поучения в стиле «Покайтесь, а то гореть вам в аду!». Но вместе с тем читатель делает для себя определенные выводы: желает измениться, больше времени уделяет молитве за усопших, учится ценить каждый момент, а то завтра его уже может не быть.

Предлагаем вам также посмотреть спектакль-концерт «Несвятые святые» по книге архимандрита Тихона (Шевкунова):


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует ли деление на чистых и нечистых животных в православии? Принес ли нам изменения Новый Завет? Почему собакам запрещается входить в храм, а кошкам - нет? Всех ли зверей можно держать в доме или квартире? Какие обычаи приняты в других религиях? Что означает ритуальная нечистота?

Если до этого дня вы все время откладывали регулярное чтение христианской литературы, то появились целых два повода для этого благодатного дела. Во-первых, 14 марта день православной книги . Праздник весьма молодой, введенный 4 года назад. А ведь чтение для христианина — важная часть духовной работы. И вот уже на днях начинается , прекрасное время для духовных подвигов!

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священое Писание. Кроме того, это святоотеческие труды, жития святых. Помимо этого, в последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. У каждого человека есть свои любимые книги. По данным сайта lib.pravmir.ru мы предлагаем вам 10 самых читаемых современных книг , полезных в духовной работе.

1. — книга архимандрита Тихона Шевкунова. Издана в 2011 году. Книга вызвала большой интерес у читающей публики. Так, к октябрю 2012 года суммарный тираж книги составил один миллион сто тысяч экземпляров. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это — часть нашей церковной жизни».

2. — последнее произведение православного автора Виктора Лихачева, ушедшего из жизни в 2008 году. Писатель не успел закончить свою книгу, но он надеялся, что каждый, кто прочитает ее, узнает в ней себя, почувствует ту безграничную любовь к России, к русской деревне, которую питал автор, впустит в свое сердце веру в Бога и надежду на то, что никогда не покинут нас Ангелы, наши небесные покровители…

3. «Пролог в поучениях на каждый день года» —книга составлена в 2007 году протоиереем ВикторомГурьевым. «Пролог» — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого «Пролог» украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовного совершенства и спасения души.

4. «Отец Арсений» — это книга, вышедшая из-под пера неизвестного автора, ярко показывает читателю торжество любви над злом, жизни над смертью.Отец Арсений являет собой образ святого старца - ревностного молитвенника, трезвящегося, кроткого, всецело вручившего себя в руки Божьи. Первые издания распространились по всей России и за ее пределами и сделали книгу «Отец Арсений» одной из самых любимых в православном мире.

5. «Душа после смерти» (О. Серафим Роуз) — наверное, нет такой книги, которая настолько наглядно, доступно и понятно раскрывает посмертный опыт человека и дает понятие об ангельском и потустороннем мире. Книга вместила в себя двухтысячелетний опыт святых отцов. У издания двоякая цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных «посмертных» опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни.

6. «Пасха Красная» (Павлова Н.А.) — именно после этой книги автор получил широкую известность. Книге уже 11 лет, но она не теряет популярность. В ней повествуется о трёх Оптинских новомучениках - иеромонахе Василии и иноках Ферапонте и Трофиме. Это три совершенно разных человека, их пути к Богу были особенными. Подвижническая жизнь потрясает, многие читатели отмечают, что после этой книги сразу хочется посетить Оптину Пустынь.

7. «Кто услышит коноплянку?» (Лихачев В.В.)роман о Родине и о русской душе. Он ведет читателя дорогами русской провинции. Главный герой втянут в настоящие приключения: он несет чудотворную икону, уклоняясь от бандитской погони... А внутренне — проходит путь духовного возрастания: от неверия — к вере, от смятения — к благодатному покою, от душевной слепоты и глухоты — к прозрению и слышанию чуда Божия.

8. «Пути небесные» (Шмелев И.С) — роман о судьбах скептика-позитивиста инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и верующей, кроткой и внутренне сильной Дариньки - послушницы монастыря, покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Виктором Алексеевичем. Через страдания и радости, таинственными и непостижимыми мирским разумом путями эти герои проводятся к Источнику Жизни. Внутренним сюжетом книги является «духовная брань» со страстями и помыслами, искушениями и нападениями тёмных сил.

9. «Начальник тишины» (Всеволод Фильпьев) — книга обращена к вечным вопросам — любви и ненависти, верности и предательства, правды и лжи. Герои книги решают эти вопросы неодинаково и подчас неожиданно. Остросюжетное, реалистичное повествование увлекает читателя в события, которые происходят зимой 2002 года в Москве и в Северной Америке. Вместе с героями читатель попадает в Санкт-Петербург XIX века и в исторические времена князей Бориса и Глеба. Повесть-притча рассчитана на широкий круг читателей, и каждый волен по-своему ее истолковать.

10. «Нам оставлено покаяние» (игумен Никон Воробьев) — письма, обращенные своим духовным детям, мирянам и монашествующим. Отец Никон назидает, наставляет, призывает к покаянию и терпению, показывает, что нужно делать, какие помыслы нужно держать, утешает, учит правильно относиться к скорбям: «О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу... Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши».

Приятного чтения!

Молитва перед чтением духовных книг:

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Вероника ВЯТКИНА

02.09.2016

Знакомство с книгами во время учебного года зачастую жестко подчинено школьной программе: что задали по литературе, что нужно прочесть для докладов по истории, географии… Впрочем, уроки православной культуры, которые могут посещать четвероклассники в школе, могут внести новые ноты в этот несколько однообразный список или дадут возможность по-другому увидеть литературную классику и описания исторических событий. А что обычно читают православные христиане, что находится на книжной полке, а что – на тумбочке для чтения перед сном?

Однажды мальчику лет десяти-двенадцати подарили Библию, а потом его спросили: «Как звали двух первых апостолов?»

– Давид и Голиаф, – ответил Том Сойер к огорчению директора школы.

Я часто вспоминаю эту историю, когда речь заходит о чтении духовной литературы.

Если оставить в стороне вечные разговоры о том, что православные христиане Евангелию предпочитают Молитвослов и Акафистник, а книга «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова) бьет рекорды продаж, переизданий и пиратских скачиваний, то можно серьезно поговорить о круге чтения православных христиан.

Для начала немного цифр. На одном из крупнейших российских треккеров (сетей, где люди обмениваются книгами, фильмами или музыкой) я посмотрел в разделе «Православие» лидеров по скачиванию. Разумеется, не все скачавшие прочитали или посмотрели фильм или книгу. Я не знаю, христиане ли эти люди, но все-таки можно предположить, что материал, скачанный несколько тысяч раз, популярнее текста, который скачали всего десять раз.

Лидером по числу скачиваний стала книга «Несвятые святые» – 31 тысяча раз за несколько лет.

На втором месте по популярности – аудиоверсии Библии и Нового Завета, всего около 12 тысяч скачиваний с 2013 года.

На третьем месте – огромный сборник видеоуроков по «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского, 8 тысяч раз с 2009 года.

Толкование на Апокалипсис священника Даниила Сысоева скачали 3523 человека с сентября 2012 года, а пятитомник Паисия Святогорца – 5379 человек с марта 2012 года.

Эти цифры и имена скорее свидетельствуют о том, что по представлению массового пользователя интернета нужно читать, чтобы узнать о православной вере.

Современное Православие ассоциируется с Евангелием, Законом Божиим, рассказами про подвижников второй половины ХХ века, старцем Паисием и священником, убитым в храме. Не самый плохой вариант. Если человек прочитает или прослушает все эти книги, то он сможет адекватно ответить себе и другим на вопрос «Почему я христианин».

Можно долго рассуждать на тему, что православные якобы мало читают Евангелие и сильно интересуются книжками и фильмами про конец света, про противостояние православных и католиков и «ересь экуменизма» (эти материалы часто скачивают), но все-таки это не лидеры.

Это радует. Я сам крестился в 90-е годы. Интернета не было, и я покупал много православных книг. Евангелие в разных переводах, митрополит Сурожский Антоний, творения святых отцов, акафистники, сборники молитв, жития святых, книги по истории Церкви, Сергей Нилус – вот лишь малая часть того, что читал подростком и юношей. Сейчас что-то из этого списка выпало.

По работе я читаю много текстов православных авторов, но самая интересная тема для меня - это жития святых и история Церкви. Святоотеческими текстами и Евангелием я пользуюсь, в основном, как источником цитат.

Исключение составляет лишь митрополит Сурожский Антоний, беседы которого много лет были моими настольными книгами, поэтому многие высказывания владыки я не воспринимаю как цитаты. Каким-то образом они стали частью моей жизни, руководством к действию.

При этом я не воспринимаю беседы митрополита Антония как книгу в том смысле, что на вопрос «что ты сейчас читаешь» я скорее отвечу списком книг по истории, журналистике, филологии, назову несколько десятков детективов, но владыку Антония называть не буду. С одной стороны, я не читаю его «сейчас». С другой – в любой момент, когда мне нужна помощь или ответ на сложный вопрос, или хороший пример для моего читателя, я найду ту или иную беседу этого человека и прочитаю ее, что называется «вне очереди».

Именно поэтому мои друзья-православные не будут называть Евангелие или творения святых отцов в списке последних прочитанных книг. Это больше похоже на молитвенное правило, и Новый Завет становится для христианина не только книгой, которую он знает и может пересказать ее содержание, но и книгой, которая в нем живет.

Я плохо себе представляю христианина, который ни разу не читал Евангелия и может перепутать апостолов Андрея и Петра с Давидом и Голиафом. Наверняка они существуют, раз Марк Твен придумал такой ответ, но это какое-то другое христианство.

С другой стороны, я не очень люблю, когда человек по любому поводу сыплет цитатами из Евангелия и всех приглашает на кружок по изучению Библии. Я ходил на несколько таких кружков, прочитал довольно много книг по истории создания или текстологии Нового Завета, но при этом не считаю, что христианин обязан знать назубок текст Евангелия или отличать пророка Осию от пророка Исаии.

Сам я Ветхий Завет так и не прочитал, за исключением псалмов, отрывков из Ветхого Завета, которые читаются на православном богослужении и первых глав книги Бытия. Разумеется, я этим не горжусь, но и не страдаю от того, что мои знания ветхозаветной истории ограничиваются «Детской Библией».

У каждого из нас в литературе, в науках, в молитве есть свои предпочтения, и нельзя превращать Церковь в клуб принудительного и обязательного изучения Библии или творений святителя Иоанна Златоуста.

Так что не стоит посыпать голову пеплом от того, что христиане на вопрос «что ты сейчас читаешь» отвечают не перечислением святоотеческих текстов и глав из Нового завета, а называют такие разные книги, как «Рассказы Ляо Чжая о необычном» Пу Сун Лина или «Владимир Ильич Ленин» Максима Горького.


Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.

– Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

– К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

– Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь – поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой – является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию. Признавая свою ограниченность и греховную нечистоту, препятствующие проникновенному…

Страница 1 из 7

В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу?

Если что-то и препятствует современному человеку идти путем спасения, то уж точно не отсутствие православной литературы. Новоначального христианина скорее дезориентирует обилие брошюр и книг. Кажется, на изучение опыта, накопленного Церковью, жизни не хватит. С чего начинать? Выбирая книги самостоятельно, новообращенный рискует купить некачественное, необъективное издание, выпущенное без благословения Церкви.

Даже хорошая книга, но прочитанная не вовремя, может принести вред душе человека… Как и в любой сфере, здесь нужны советы специалиста – священнослужителя, духовного наставника. Какие книги в первую очередь нужны новоначальному христианину, а с какими стоит повременить? Как лучше использовать аудио- и видеоисточники? Какими принципами руководствоваться при чтении? На эти и другие вопросы нам помогли ответить настоятель Храма в честь иконы «Споручница грешных» протоиерей…

— Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропускает церковную службу без уважительной причины, тот сам отлучает себя от Церкви.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

— Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Писания, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, христианин соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

— Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей…

Предисловие

Посвящается эта работа моему первому наставнику в церковном служении Протоиерею Василию Владышевскому с любовью и благодарностью.

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке — всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить…

22.1. Как и в каком порядке читать Библию? Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений. 22.2. Что можно читать из Священного Писания в пост? К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. 22.3. Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно? Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь – поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой – является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию.

Признавая свою ограниченность и греховную нечистоту, препятствующие проникновенному познанию слова Божия,…

Сегодня православные лавки наполнены огромным ассортиментом печатных изданий. К сожалению, среди них нередко встречаются книги неправославного содержания. О том, почему так происходит и по каким критериям необходимо выбирать духовную литературу для чтения, мы попросили рассказать настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» протоиерея Николая Маслова.

Отец Николай, что Вы можете сказать по поводу необычайно широкого ассортимента литературы в церковных лавках в наши дни?
Слава Богу, сейчас такие времена. Вот, помню, в советское время Библию и то трудно было достать, не говоря уже о книгах Святых Отцов. Но перестройка изменила общество. Теперь люди получили мнимую свободу. Я не хочу хвалить те времена, поскольку и сам тогда немало пострадал, однако раньше государство следило за нравственностью, хотя при этом запрещало религию и гнало Церковь. Сейчас же государство не заботится о подрастающем поколении, кругом абсолютно…

Я, в своё время, окончила медицинский институт. Мы учили строение человеческого тела. Интересно то, что мы не начинали его изучать с макушки, постепенно опускаясь до пяток, а учили по системам (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и т. д.) . Библию легко и понятно
изучать тоже по темам (сотворение человека, потеря совершенства, расселение
несовершенных людей по земле и власть над ними Сатаны, приход на землю Иисуса Христа, свержение в последние дни Сатаны с неба на землю, конец правления Сатаны, приход на землю Царства Бога во главе с Иисусом Христом, Армагеддон, восстановление Рая… .) . Если Вы действительно приняли решение прочесть и понять Библию, будет очень полезно найти сообщника в изучении, т. к. в ходе обсуждения тем и сопутствующих вопросов большим подспорьем будет возможность сравнивать мнения и способы аргументации…

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?

Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы - ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное - научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия…

Какие книги нужно читать православному христианину?

Добрый день, дорогие наши посетители! Наверняка многие из Вас задаются вопросами, как задалась им Е. И. Таврина из г. Екатеринбурга – “Какие книги предпочительней? Что самое главное надо знать христианину?”

На эти вопросы отвечает известный богослов – протоиерей Александр Шаргунов.

Кроме Священного Писания и молитвословов, житий святых, особенно близких к нам по времени и, конечно же, мучеников и исповедников Российских, важнее всего книги, предостерегающие нас от ложного духовного пути. Такие, например, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, писания старца Силуана Афонского, письма игумена Никона (Воробьева), письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потому что хуже всего - идти не в том направлении. В конечном счете - не к Богу, а к диаволу.

Однако одних…

Ко дню православной книги

Если до этого дня вы все время откладывали регулярное чтение христианской литературы, то появились целых два повода для этого благодатного дела. Во-первых, 14 марта - день православной книги. Праздник весьма молодой, введенный 4 года назад. А ведь чтение для христианина - важная часть духовной работы. И вот уже на днях начинается Великий пост, прекрасное время для духовных подвигов!

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священое Писание. Кроме того, это святоотеческие труды, жития святых. Помимо этого, в последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. У каждого человека есть свои любимые книги. По данным сайта lib.pravmir.ru мы предлагаем…

Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каж дый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета - ука затель Евангельских и Апостольских чтений.

К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь - поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой - является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию. Признавая свою ограниченность и гре ховную нечистоту, препятствующие проникновенному познанию сло ва Божия, надо смиренно молиться…

Христианин и литература. Ответы на вопросы

Какая литература называется греховной и какую литературу кроме духовной можно читать? Евгений.

Дорогой Евгений!
Как отличить греховную литературу от просто литературы? К греховной литературе можно отнести литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и т.д. Сюда же относится пустяковая, совершенно пустая, никчемная литература, Ее классифицируют, как «чтиво», сами потребители. Ее читают, чтобы «убить время». Но есть классическая литература. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Грибоедов, Тютчев и А.К. Толстой, Достоевский и Лесков…, классики недавнего времени – Ахматова, Шмелев – как без них может жить культурный православный человек? Выбор круга чтения зависит и от твоих запросов, и от того, чего ты ждешь от прочитанного. Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза. Есть…

А моей первой книгой была «Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Стихотворения»Прочитал, и мир мой перевернулся! Слава Богу за все!

Раз вспомнили Оптинских Старцев… в самом начале моего пути на меня произвело большое влияние чтение

Дневника последнего старца Оптиной пустыни. Иеромонах Никон (Беляев).
и
Завещание духовным детям. Иеромонах Никон (Беляев).

(из библиотеки сайта Оптиной Пустныни)
Они оставили неизгладимый след в моем сердце. Очень легко читаются и наполнены такой непередаваемой искренностью, светом, простотой и смирением, какие в простой жизни даже и не встретишь, наверное только в монастырской или скитской. Если кто-то спросит меня: покажи мне смирение; Батюшка Никон будет первый, кого я посоветую почитать.

Из записок:

2. О борьбе с собой и о хранении себя от соблазнов
Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с…

Иоланта:ЁLка, да даже не в чудесах дело, а слог там такой незамысловатый, не богатый литературно, вроде как в бульварных романах.

аааа..я поняла просто «лубочно» в несколько ином смысле.
Вроде как наша тема «Замужество. Желаемое и действительное..»
Или как двух-мерная картинка, а реальность-то намного многомерней..

Прасковья:Расчитано, видимо, на такой круг читателей, которые более сложный слог просто откинут, а основы православия вплетены в эту сказку неплохо

Вот да, как-то так…вот у нас здесь все, слава Богу, девушки грамотные можно сказать, цвет прихожанства
а в жизни встречаются женщины, для которых такие книги — понятны и доступны..особенно, когда их настоятельно рекомендуют в церковной лавке…
Может, не поверите — но вот эти милые женщины ВЫПИСЫВАЮТ себе в тетрадочку цитаты из книжек..ну нет у них инета, или пользоваться не умеют — чтобы скачать…
Меня только сегодня спрашивали «А Флавиан на самом деле где-то служит, есть…

Священное Писание: чаще целуем, чем читаем?

Важной составляющей круга чтения православного человека не может не быть – хотя часто оказывается, что его там нет, – Священное Писание. Нередко выясняется, что целиком среди православных Библию прочитали только те, кто специально занимался библеистикой или перешел из разного рода протестантских или сектантских сообществ («что не отнесешь к недостаткам этих объединений; в полемике как начнут сыпать цитатами, так душой понимаешь, что начетничество, но думаешь: вот знал бы я Священное Писание, так смог бы ответить», - отметил протоиерей Максим Козлов).

«Если Священное Писание – это книга, которую мы чаще целуем, чем читаем, - то это абсурд», - подчеркнул священник. Если мы слушаем по воскресеньям одни и те же Евангельские отрывки, а в течение недели Евангелие ни разу не открываем; если апостольские чтения целиком проходят мимо нас, как пауза перед Евангелием на службе, если так называемая «проблема непонятности…

Поделиться: