Что такое вода гвс. Что такое водоотведение в коммунальных платежах, в квитанции жкх, как считается оплата за него в многоквартирном или частном доме. Как выглядит строка в квитанции

Все граждане России ежемесячно оплачивают коммунальные услуги. Особое внимание уделяется платежу за водоотведение. О том, что это такое, и как производится начисление оплаты, расскажем далее.

Что такое водоотведение в коммунальных платежах

Понятие водоотведения четко расшифровывается в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 года №354. Здесь указано, что водоотведение представляет собой комплекс процедур, направленных на удаление стоков бытового характера из жилых помещений с помощью присоединительной сети. Их могут получить все потребители коммунальных ресурсов.

Касательно вопроса отведения использованной воды государство занимается законодательным регулированием, и устанавливает определенные правила. Так, вопрос водоотведение регламентируется рядом нормативных актов, среди которых:

  • Постановления Правительства РФ, в содержание которых включены упоминания о ЖКХ;
  • региональные нормативные акты и положения, на основании которых рассчитывают сумму к уплате;
  • локальные правила водоканалов и прочих структур, имеющих отношение к водоотведению;
  • постановления и рекомендации, исходящие от органов местного самоуправления.

ХВС и ГВС в квитанции: что это

Перечень всех коммунальных услуг, подлежащих обязательной оплате со стороны потребителей, четко приписан в ст.154 ЖК РФ. Здесь же указано, что коммунальщики вправе использовать сокращения для обозначения той или иной услуги.

Закон гласит, что наименования и их аббревиатуру менять категорически запрещено, и они должны соответствовать текущим рекомендациям. Учитывая тот факт, что в квитанции масса сокращений, у пользователей нередко возникает вопрос, что такое ХВС.

Под аббревиатурой ХВС понимается холодное водоснабжение , под од ГВС — горячее. Кроме того, в платежных документах графа может содержать термин ХВС ДПУ. Он обозначает, что оплата потребленной холодной воды происходит на основании общедомового счетчика. Если же в квитанции указано ХВС КПУ, это означает, что у потребителя в квартире имеется собственный учетный прибор, на основании которого производят оплату.

Отведение сточных вод в квитанции

Многие пользователи полагают, что под наименованием водоотведение скрывается исключительно канализация, то есть сток использованных вод. Однако на деле само понятие намного шире, и складывается из массы процедур, среди которых:

  • отвод использованной горячей и холодной воды;
  • транспортировку стоков до очистных сооружений;
  • очистку сточных вод от мусора и загрязнений;
  • утилизация жидких отходов;
  • отвод сточных вод (использование в технических целях).

Оплата за водоотведение в многоквартирном доме: тариф и расчет

Тариф на водоотведение устанавливается исходя из различных параметров. Отметим, что единого тарифа для России нет, и в каждом регионе действуют свои особые величины. При определении размера тарифа на оплату водоотведения в расчет принимают следующие параметры:

  • климатические и погодные условия региона;
  • текущее состояние канализационных сетей;
  • оценка работоспособности сетей водоснабжения;
  • расстояние прокачки воды и стоков;
  • качество насосных станций, а также их удаленность;
  • количество пользователей, потребляющих данную услугу (в частности, имеющих отдельный счетчик);
  • оплата услуг аварийных бригад и специалистов, обеспечивающих поддержание сетей в приемлемом состоянии. Отдельно платят за услуги, в которых нуждается водопровод;
  • оплата работы сотрудникам водоканалов.

В зависимости от указанных выше параметров всегда возникают серьезные различия в размере тарифной сетки. Так, к примеру, для жителей Сургута действует показатель в 25,44 руб./куб. м, в Ростове-на-Дону данная величина составляет 24,26 руб./куб. м, а в Красноярске тариф отличается больше всего – 9,42 руб./куб. м. Если величина выросла, об этом заранее уведомят потребителя.

Для расчета водоотведения используется 3 способа:

  1. В каждой квартире (частном доме) имеются индивидуальное учетное устройство, по которому определяется потребление воды.
  2. Расход воды определяется на основании показателей общедомовых счетчиков.
  3. На общих нормативах.

Каждый из способов обладает своими особенностями, однако, для потребителей наиболее выгодным считается тот, при котором в квартирах устанавливается персональный счетчик.

Центр начисления по холодному водоснабжению и водоотведению

Вопросами потребления воды и отведения стоков занимается специально сформированный Центр, сотрудники которого рассчитывают тарифы на отведение воды, а также занимаются контролем за сбором средств.

В 2019-м году такие утвержденные центры существуют в каждом крупном населенном пункте, и в их обязанности входит проводить любые операции, связанные с водопотреблением и водоотведением, в частности, контроль за текущим состоянием сетей и направление аварийных служб на места чрезвычайных происшествий. Кроме того, в случае возникновения споров Центр будет заниматься перерасчетом платежки.

Почему водоотведение больше водопотребления

Пользователи сталкиваются с фактом, что тариф на водоотведение может быть значительно больше, чем на потребление воды. Это объясняется несколькими параметрами:

  • климатические особенности региона. В более холодных регионах тариф традиционно выше, так как поддерживать работоспособность сетей сложнее;
  • цена утилизации жидких отходов начисляется на высоком уровне;
  • использование особых технологий очистки воды, целью которых является усовершенствование системы.

Следовательно, если касательно водопотребления тариф включает в себя только транспортировку, подготовку к использованию и нагрев (для горячей воды), то в случае с водоотведением добавляются новые операции. А это значит, что расходы более высокие, и потому тариф увеличивается.

Как посчитать водоотведение по счетчику: тариф, формула и пример расчета

Для расчета платежа за водоотведение используется следующая формула :

  • СВ = (ХВС +ГВС) х Тв, где
  • СВ – сумма платы за водоотведение;
  • ХВС – количество потребленной холодной воды за месяц (в куб. м);
  • ГВС – количество использованной горячей воды, рассчитывается в куб. м;
  • Тв – включенный тариф на отведение стоков (воды).

Правила расчета платы за водоотведение, а также рекомендации, как правильно все посчитать утверждены на высшем государственном уровне, и прописаны в Постановлении Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг». Отметим важный нюанс, что тариф на водоотведение устанавливается на уровне регионов, и потому в зависимости от населенного пункта величина может отличаться.

В качестве примера расчета возьмем город Красноярск. Потребитель за месяц использовал 20 куб м холодной воды и 10 куб м. горячей воды. Тариф в Красноярске равен 9,42 рубля за 1 куб. м.

Следовательно, к оплате потребителю выставят (20 + 10) х 9,42 = 282,6 рублей. Также для определения ставки потребители могут использовать калькулятор, расположенный на специальных интернет порталах.

Как платить за водоотведение

Как и любые другие коммунальные услуги, за водоотведение на квартиру необходимо вносить плату за календарный месяц . Сроки совершения платежа довольно четкие. По окончании отчетного срока на имя потребителя приходит квитанция, в которой указывается сумма к уплате. Оплатить квартплату нужно до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

В противном случае против неплательщиков, которые должны деньги, будут применены штрафные санкции в виде пени за каждый день просроченного платежа. Затягивание оплаты повлечет за собой последствия, так как водоканал будет считать, что его интересы нарушены.

Как не платить за водоотведение

Оплата за водоотведение является обязательной для всех граждан, проживающих на территории России, и отмена не предусматривается. Однако, 16 апреля 2013 года Правительство РФ выпустило Постановление №344, согласно которому отменяется определение норматива водоотведения на общедомовые нужды.

Следовательно, теперь плата за отведение воды для общего пользования в квитанцию включаться не должна (если иное не обозначено в договоре с водоканалом или управляющей компанией). В противном случае потребители вправе подать судебный иск против нарушителей и потребовать перерасчет, принимая за основу объем потребления по счетчику.

Умышленный слив воды

Оплату за умышленный слив воды, ЖКХ вправе требовать лишь в той ситуации, когда он был произведен собственником помещений, или отмеченная ситуация произошла из-за протечек и ненадлежащего состояния системы в квартире. Отметим, что сливать воду периодически стоит, однако вопрос оплаты остается открытым.

Согласно действительным нормам, собственники обязан следить за целостностью и сохранностью своего имущества, и если будет установлено, что слив произошел из-за небрежного отношения владельца, он будет платить. Но если канализация новая, и в квартире все в порядке, тогда оплачивать умышленный слив будет ЖКХ.

Если имеет место умышленный слив воды сотрудниками ЖКХ, платить за него потребители не будут. Если в платежке указано иное, то есть имеет место неправомерное начисление платежа, они вправе обратиться к правоохранителям с жалобой на коммунальщиков.

В квитанциях за коммунальные услуги появилась новая графа – ГВС. У пользователей она вызвала недоумение, поскольку не все понимают, что это такое и почему нужно вносить платежи по этой строке. Есть и такие собственники квартир, которые вычеркивают графу. Это влечет за собой накопление долга, пени, штрафы и даже судебные разбирательства. Чтобы не доводить дело до крайних мер, нужно знать, что такое ГВС, теплоэнергия ГВС и почему за эти показатели нужно платить.

Что такое ГВС в квитанции?

ГВС – такое обозначение расшифровывается, как горячее водоснабжение. Его цель заключается в обеспечении квартир в многоквартирных домах и иных жилых помещений горячей водой с приемлемой температурой, но ГВС – это не сама горячая вода, а тепловая энергия, которая затрачивается на подогрев воды до приемлемой температуры.

Специалисты разделяют системы горячего водоснабжения на два вида:

  • Центральная система. Здесь вода нагревается на теплостанции. После этого она распределяется в квартиры многоквартирных домов.
  • Автономная система. Она обычно используется в частных домах. Принцип действия такой же, как и в центральной системе, но здесь вода нагревается в котле или бойлере и используется только для нужд одного конкретного помещения.


Обе системы имеют одну цель – обеспечить владельцев жилого помещения горячей водой. В многоквартирных домах обычно используется центральная система, но многие пользователи устанавливают бойлер на случае, если горячую воду отключат, как это ни раз бывало на практике. Автономная система устанавливается там, где нет возможности подключиться к центральному водоснабжению. За ГВС платят только те потребители, которые пользуются центральной системой отопления. Пользователи автономного контура оплачивают коммунальные ресурсы, которые затрачиваются для нагревания теплоносителя – газ или электроэнергия.

Важно! Еще одна в графа в квитанции, связанная с ГВС – это ГВС на ОДН. Расшифровка ОДН – общедомовые нужды. Значит, графа ГВС на ОДН – это расходование энергии на подогрев воды, используемой на общие нужды всех жильцов многоквартирного дома.

К ним относятся:

  • технические работы, которые выполняются перед сезоном отопления;
  • опрессовка системы отопления, проводимая после ремонта;
  • ремонтные работы;
  • отопление мест общего пользования.

Закон о горячей воде

Закон о ГВС был принят в 2013 году. Постановление Правительства за номером 406 гласит, что пользователи центральной системы отопления обязаны осуществлять оплату по двухкомпонентному тарифу. Это говорит о том, что тариф разделили на два элемента:

  • тепловая энергия;
  • холодная вода.


Так в квитанции появилась ГВС, то есть тепловая энергия, затраченная на нагрев холодной воды. Специалисты ЖКХ пришли к выводу, что стояки и полотенцесушители, которые подключены к контуру горячего водоснабжения, расходуют тепловую энергию для обогрева нежилого помещения. До 2013 года эта энергия в квитанциях не учитывалась, и потребители пользовались целые десятилетия ей на безвозмездной основе, поскольку вне отопительного сезона нагрев воздуха в санузле продолжался. На основании этого чиновники разделили тариф на две составляющих, и теперь гражданам приходится оплачивать ГВС.

Оборудование для нагрева воды

Оборудованием, осуществляющим нагрев жидкости, является водонагреватель. Его поломка не оказывает влияния на тариф на горячую воду, но стоимость работ за ремонт оборудования обязаны оплатить пользователи, поскольку водонагреватели – это часть имущества владельцев жилья в многоквартирном доме. Соответствующая сумма появится в квитанции за содержание и ремонт имущества.

Важно! К этой платежке следует внимательно относиться собственникам тех квартир, которые не пользуются горячей водой, поскольку в их жилье установлена автономная система отопления. Специалисты ЖКХ не всегда обращают внимание на это, просто распределяя сумму на ремонт водонагревателя между всеми гражданами.

В результате таким собственникам квартир приходится вносить плату за оборудование, к которым они не пользовались. При обнаружении повышения тарифа за ремонт и содержание имущества, необходимо выяснить, с чем это связано и обратиться в управляющую компанию за перерасчетом, если платеж насчитан неправильно.

Компонент «тепловая энергия»

Что это такое – компонент на теплоноситель? Это и есть подогрев холодной воды. На компонент тепловой энергии не устанавливается прибор учета, в отличие от горячей воды. По этой причине нельзя сделать расчет этого показателя по счетчику. Как в таком случае рассчитывается тепловая энергия для ГВС? При подсчете платежа учитываются следующие моменты:

  • тариф, который установлен на ГВС;
  • расходы, затраченные на содержание системы;
  • стоимость потери тепла в контуре;
  • расходы, затраченные на передачу теплоносителя.

Важно! Расчет стоимости горячей воды выполняется с учетом объема израсходованной воды, которая измеряется в 1 кубическом метре.

Размер платы за энергию обычно вычисляется, основываясь на значение показаний общедомового прибора учета горячей воды и количества энергии в горячей воде. Рассчитывается энергия и для каждой отдельной квартиры. Для этого берутся данные потребления воды, которые узнают из показаний счетчика, и умножаются на удельный расход тепловой энергии. Полученные данные умножаются на тариф. Эта цифра и есть тот необходимый взнос, который указывается в квитанции.

Как сделать самостоятельный расчет

Не все пользователи доверяют расчетному центру, поэтому и возникает вопрос, как посчитать стоимость ГВС самостоятельно. Полученный показатель сравнивается с суммой в квитанции и на основании этого делается вывод о правильности начислений.

Чтобы рассчитать стоимость ГВС, необходимо знать тариф на тепловую энергию. На сумму также влияет наличие или отсутствие прибора учета. Если он есть, то берутся показания со счетчика. При отсутствии счетчика берется норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Такой нормативный показатель устанавливается энергосберегающая организация.

Если в многоэтажном доме установлен прибор учета расхода энергии и в жилье есть счетчик на горячую воду, то сумма за горячее водоснабжение вычисляется на основании данных общедомового учета и последующего пропорционального распределения теплоносителя по квартирам. При отсутствии счетчика берется норма расхода энергии на 1 куб воды и показания индивидуальных счетчиков.

Жалоба из-за неправильного расчета квитанции

Если после самостоятельного вычисления суммы взносов за ГВС выявлена разница, необходимо обратиться в управляющую компанию за разъяснениями. Если сотрудники организации отказываются давать объяснений по этому поводу, необходимо подать письменную претензию. Ее сотрудники компании не имеют права проигнорировать. Ответ должен поступить в течение 13 рабочих дней.

Важно! Если ответа не поступило или из него не понятно, почему возникла такая ситуация, то гражданин имеет право подать претензию в прокуратуру или исковое заявление в суд. В инстанции будет рассмотрено дело и вынесено соответствующее объективное решение. Можно также обратиться в организации, контролирующие деятельность управляющей компании. Здесь будет рассмотрена жалоба абонента и вынесено соответствующее решение.

Электроэнергия, используемая для подогрева воды, не является бесплатной услугой. Плата за нее взимается на основании Жилищного Кодекса Российской Федерации. Каждый гражданин может самостоятельно вычислить сумму этого платежа и сравнить полученные данные с суммой в квитанции. При возникновении неточности следует обратиться в управляющую компанию. В этом случае разница будет компенсирована, если ошибка будет признана.

Жилец многоквартирного или частного дома, переложивший на одного из родственников оплату впервые заглянув в квитанцию, может впасть в легкий ступор. В этом документе немало строк, а в каждой из них вписана услуга, смысл которой быстро понять не удастся. О том, что нужно платить за свет, газ и отопление, знает даже ребенок. Но что такое водоотведение в Что это за услуга? Почему ее нужно оплачивать и по какому тарифу осуществляется расчёт?

Водоснабжение

Что такое водоотведение в коммунальных платежах? Вкратце на этот вопрос ответить не получится. Прежде всего стоит уяснить, что водоотведение и водоснабжение - понятия разные. Под последним стоит понимать подготовку воды к использованию, а также ее расход. Процесс этот довольно длительный. Холодная вода, которой пользуются жильцы, предварительно обеззараживается. Горячая — подогревается. Подогрев, видимо, требует больших средств. А потому и тарифы за горячую воду более внушительные, нежели за холодную.

С оплатой водоснабжения разобраться несложно. Рассчитать стоимость израсходованной воды можно, умножив количество кубометров, использованой воды, на число, указанное в графе "тариф". Нередко результат довольно внушителен. Но спорить о необходимости оплаты этой услуги, едва ли есть смысл. Человек оплачивает очищенную воду, которой пользуется. Больше, чем он израсходовал, оплатить не может благодаря установленным счётчикам. Но водоотведение в квитанции — это что?

Всё, что связано с подачей воды, в этом документе находится в графах "ГВС" и "ХВС". Почему нужно оплачивать ещё одну, дополнительную услугу?

Что такое водоотведение в коммунальных платежах?

Израсходованная вода поступает в канализацию, а затем подвергается сложному процессу утилизации. Для его осуществления применяют особую технологию, которая связана с немалыми финансовыми затратами.

Что такое водоотведение в коммунальных платежах? Это услуга, которую обязан оплачивать каждый человек, независимо от того, где он проживает — в частном или в многоквартирном доме. Потому как вода сама по себе утилизироваться не может. так же как и мусор, который ежедневно жильцы отправляют в специальные контейнеры, должны подвергаться непростому процессу уничтожения. Но что это за процесс? Из каких этапов он состоит?

Технология утилизация жидких отходов

Что такое водоотведение (КПУ) в коммунальных платежах? На этот вопрос мы ответили. Однако сказать, что это всего-навсего утилизация, было бы ошибкой. Для того чтобы понять, что такое водоотведение в коммунальных платежах и почему его нужно оплачивать, стоит представить процесс, которому подвергаются и жидкие отходы. А он включает и отвод, и транспортировку, и очистку, и, наконец, утилизацию.

В законодательстве

О том, что такое водоотведение (КПУ), сказано в нормативных актах. Закон регламентирует и подачу воды, и ее очистку, которая должна быть произведена своевременно. Суммы, начисленная за использование такой услуги, как водоотведения, — отнюдь не прихоть управляющей компании. Убедиться в этом можно, ознакомившись ФЗ, вступившем в силу в 2011 году.

Ранее сфера регулировалась во многом отдельными нормативными актами. Но в 2011 году был принят закон, согласно которому, все организации, которые осуществляют и подачу, и утилизацию воды, несут ответственность за качество выполненных услуг и производственный процесс. Жильцы же, в свою очередь, обязаны оплату производить вовремя, то есть до десятого числа.

Тарифы за водоотведение

Все расчёты уже представлены в квитанции. Водоотведение — это что? Это коммунальная услуга, оплату которой можно рассчитать самостоятельно. Так же, как и водоснабжение, и свет. Единых тарифов в России нет. Они зависят и от управляющей компании, и от региона, и от прочих факторов. Тарифы устанавливаются с соблюдением некоторых критериев: категория жидких отходов и сточных вод, качество воды и так далее. В эти сложные расчеты можно не вдаваться. Но контролировать желательно.

Как рассчитать стоимость услуги?

Сколько кубометров воды жилец израсходовала за месяц, столько он должен и платить. Если использовано было десять кубометров холодной воды, то показатель, который находится в столбце "Тариф" нужно умножить на 10. То же самое с горячей водой. Но как производится расчёт за водоотведение?

Утилизации подвергается и холодная вода, и горячая. При расчёте следует умножить тариф (водоотведение) на общее количество израсходованных кубометров. То есть, если за месяц использовано восемь кубометров холодной воды и четыре горячий, следует найти производное из чисел 12 и x. X —это тариф, который, как уже было сказано, может быть разным. Но в большинстве случаев он составляет от 20 до 25 рублей.

Оплата водоотведения делится на количество жильцов в том случае, если установлен общедомовой счётчик. Установка индивидуального способна существенно сократить итоговую сумму в квитанции.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

Исходя из положений закона об энергосбережении от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015), предписывающего сроки установки счетчиков воды в квартирах, все, кто не сделал это до 01.01.2017, будут оплачивать услуги по водоснабжению с повышающим коэффициентом + 50% к действующим нормативам на воду в регионе. Скорее всего, расчет по нормативу будет не выгоден жильцам. В каких случаях рассчитываться по счетчику будет выгодней мы писали в статье экономия воды после установки счетчика воды .

Для установки узла учета необходимо правильно выбрать водомер, плюс решить еще несколько важных вопросов.

Разновидности счетчиков ХВС и ГВС, какой прибор учета воды лучше подойдет в квартиру

Все счетчики холодной и горячей воды разделяют на 2 группы: механические и энергозависимые, работающие от электричества. Далее, приборы учета делятся еще на 4 подвида:

  1. Тахометрические модели. По способу учета являются они являются механическими счетчиками ГВС или ХВС, не требующими подключения к электричеству. Приборы учета делятся на 2 вида в зависимости от конструкции рабочего колеса: крыльчатые или турбинные. Проходящая внутри корпуса вода вращает рабочее колесо, связанное со счетным механизмом. Учет расхода ведется по количеству оборотов. Тахометрический счетчик способен работать с жесткой, а также загрязненной водой. Недостатком прибора учета являются неточные показания после обрастания вращающего механизма твердым налетом. Срок службы - до 12 лет. Благодаря низкой стоимости и простому обслуживанию, тахометрические приборы учета ставят во всех квартирах.
  2. Электромагнитные счетчики ХВС и ГВС. Такие счетчики являются энергозависимыми. Их работа основана на физическом свойстве воды проводить электричество. Такой прибор учета дает большие погрешности учета воды с примесями ржавчины, что характерно для отечественных водопроводов. В идеально чистой воде электромагнитный счетчик не способен работать по той же причине. Срок эксплуатации изделия - 10 лет. Высокая стоимость плюс невозможность работы во время отключения электроэнергии не делают прибор популярным для бытового использования потребителями.
  3. Ультразвуковые приборы учета. Такие модели также работают от электричества. Учет расхода происходит за счет измерения скорости прохождения ультразвука по ходу и против потока воды. Внутри корпуса счетчика ГВС или ХВС расположены сенсоры, излучающие и улавливающие сигналы. За обработку данных отвечает электронный чип. Благодаря встроенной памяти данные учета сохраняются в случае отключения электричества. Срок эксплуатации изделия до 15 лет. Прибор работает только в чистой воде без ржавчины, достаточно дорого стоит, поэтому для бытового использования такой счетчик - не лучший вариант.
  4. Вихревой или резонансный счетчик. Внутри корпуса он имеет 3 параллельных канала. По центру стоит специальный механизм - завихритель, направляющий воду по разным каналам. Учет расхода ведется электронным вычислителем по скорости завихрения струй воды. Прибор энергозависим, работает только с чистой водой. Стоимость счетчика - высокая дорогой. Срок эксплуатации до 8 лет. Для квартир невыгоден.

На наш взгляд из всех рассмотренных видов счетчиков ХВС и ГВС для установки в квартире или частном доме лучше всего подходят тахометрические модели: лучшее соотношение цена-качество-простота использования.

Разновидности тахометрических счетчиков ХВС и ГВС

Итак, в квартире эффективней всего устанавливать тахометрические водомеры. Механические приборы учета классифицируются по температуре воды:

  • синий цвет корпуса обозначает предназначение счетчика для холодной воды, температурой до +30°C;
  • красный цвет корпуса обозначает предназначение счетчика для горячей воды, температурой до +130°C;
  • универсальные счетчики воды окрашивают в оранжевый цвет, они выдерживают температуру воды до +90°C.

Приборы учета горячей воды изготовлены из термостойких материалов, что существенно отражается на их стоимости. Счетчики для ГВС существенно дороже счетчиков для измерения холодной воды.

По принципу действия крыльчатые устройства разделяются на одноструйные и многоструйные модели:

  • Работа одноструйного прибора основана на вращении крыльчатки потоком воды. Количество вращений передается с помощью магнитов счетному механизму, изолированному от жидкости.
  • В многоструйных счетчиках поток воды перед крыльчаткой разбивается на несколько струй, что позволяет снизить погрешность учета. Прибор отличается более простым монтажом.

Турбинные модели предназначены для трубопровода диаметром 50-200 мм. Крыльчатые водомеры устанавливают на трубопровод диаметром до 40 мм. Существуют комбинированные модели с обоими типами рабочего колеса, но они предназначены для водопроводов с сильным перепадом давления.

Счетный механизм тахометрических приборов может располагаться в воде или быть изолированным. Первый тип быстрее выходит из строя и требует установки дополнительного фильтра очистки воды от примесей. Водомер «сухого» типа стоит дороже, но его срок службы больше и точнее показания.

В соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 допускается установка многотарифных крыльчатых счетчиков ГВС. Они позволяют контролировать расход воды и показатели ее температуры. Это позволяет оценить качество предоставления горячей воды и при необходимости - предъявить претензии управляющей компании.

Пломбировка и регистрация узла учета

Пломбируют узел учета после его установки, а также все последующие разы в случае замены, отправки на поверку и аварийного демонтажа (читайте здесь что делать в случае если сорвана пломба на счетчике воды). Собственник квартиры подает заявку на регистрацию прибора учета. Процесс предусматривает предоставление пакета документов и сведения о собственнике жилой площади, а также контактный телефон. Потребуется копия технического паспорта водомера.

Ставить пломбу на узел учета разрешено ресурсоснабжающей компании (водоканалу) или представителям управляющей компании. Специалист проверяет правильность установки водомера, пломбирует его, после чего предоставляет пакет документов, необходимых для регистрации.

Специалист приходит в течение 3-5 дней. Согласно закону о водоснабжении от 1.01.2013, пломбировка узла учета после первой установки выполняется бесплатно. Если водомер сломался по вине пользователя, повторная пломбировка будет платной. Тариф на опломбировку зависит от компании, предоставляющей такую услугу, и колеблется в пределах 500-2 тыс. руб. Начисление оплаты за расход воды по счетчику начинается с момента его регистрации и подписания договора водоснабжения обеими сторонами.

Обслуживание узла учета и самостоятельный монтаж

По истечении определенного времени водомеры необходимо сдавать на поверку (истечение срока межповерочного интервала). Такие сроки указаны в техпаспорте прибора учета воды. Обычно межповерочный интервал для счетчика ХВС составляет 6 лет, а для прибора ГВС - 4 года.

Если решено установить водомер самостоятельно, придется собрать узел, состоящий из шарового крана, фильтра грубой очистки, обратного клапана и самого счетчика. Во время сборки узла надо обращать внимание на направление стрелок движения воды. Они имеются на корпусе водомера и обратного клапана.

Также в случае самостоятельного демонтажа счетчика ХВС или ГВС необходимо обязательно сообщить об этом факте представителями ресурсоснабжающей организации или исполнителю коммунальных услуг (УК,ТСЖ).

Способ врезки узла в водопровод зависит от используемых труб. После поверки счетчика и его установки, необходимо подавать заявку на его повторную опломбировку и регистрацию.

Остались еще вопросы? Хотите получить ответы на них?

Здесь Вы можете задать его бесплатно экспертам или юристам портала gkh-konsultant.ru.

Поделиться: