Как подготовиться к первой исповеди? Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого

Если часто исповедоваться, не превращается ли исповедь в формальность? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

Отец Константин, в современной практике Русской Православной Церкви таинства исповеди и причастия напрямую связаны. Если человек причащается раз в две недели и чаще, не превращается ли для него исповедь в формальное перечисление грехов?

Я слышал, что во многих местах за границей исповедь и разделены. На воскресной и праздничной литургии причащается вся община, и далеко не перед каждым причащением прихожанин исповедуется. Если я не ошибаюсь, это практикуется в маленьких приходах, где священники хорошо знают всех прихожан лично, имеют представление о внутреннем мире каждого, его духовном устроении.

В современных российских условиях, особенно в Москве и Московской области, где прихожан очень много, причем не все они ходят каждое воскресенье, некоторые причащаются несколько раз или даже один раз в год, если просто разрешить всем причащаться без исповеди, это, скорее всего, приведет только к тому, что люди потеряют благоговение перед святыней, станут относиться к величайшему таинству как к одному из многочисленных обрядов.

Поэтому обычай исповедоваться перед причастием в наших условиях я считаю разумным и нужным, но надо понимать, что это именно обычай, а не канон и не догмат. И прихожанин, про которого я знаю, что он регулярно исповедуется и причащается, серьезно относится к своей духовной жизни, может просто подойти ко мне и сказать: «Батюшка, благословите причаститься». И я благословляю.

Но если он по каким-то причинам придёт в другой храм, в котором принято, чтобы перед причастием каждый подходил к исповеди и что-то говорил священнику, пусть следует тамошним обычаям. Это вообще не повод для спора. Глубоко человек кается или формально перечисляет грехи, зависит не от обычаев.

С другой стороны, не только среди новоначальных, но и среди тех, кто в Церкви с детства, есть люди, которые причащаются два раза в год. На мой взгляд, этого мало, но не могу же я им запретить причащаться и эти два раза? Разговаривал как-то раз с одним таким христианином, он сказал, что причащается на Рождество и на Пасху, а чаще ему тяжело. И что теперь? Отлучить его от Церкви? Или заставить причащаться чаще? Думаю, ни то, ни другое неправильно.

В идеале мы должны всей общиной причащаться за каждой литургией. Эта норма в первые века сложилась. Но сегодня от неё есть разные отступления, и не все они плохие. Ведь во многих больших храмах, в том числе и в нашем, литургия совершается ежедневно. Понятно, что вся община не может собираться каждый день, но я не считаю, что надо отменять ежедневные литургии и по будням вместо литургии читать часы.

А вот то, что некоторые прихожане причащаются всего несколько раз в году – отступление от нормы по нашим немощам. В Синодальный период это отступление стало признаваться нормой, считалось, что достаточно причащаться один раз в году, а пять раз в год - каждым постом и на День Ангела - уже много. Это совсем неправильный обычай, противоречащий церковной традиции, но ведь и в то время люди достигали святости. Если человек стремится к Богу, никакие правила ему не помешают.

В наше время, я считаю, церковная жизнь устроена разумней, чем перед революцией, и тем более незачем спорить о порядках. Боюсь, от таких споров будет больше вреда, чем пользы. Просвещать надо людей, публиковать книги и статьи о смысле Божественной литургии.

Слава Богу, сейчас изданы и популярны труды и других великих богословов нашего времени. Но, кстати, замечу, что если административно насаждать, то, что предлагал отец Александр, тоже добра не будет. Добрые обычаи должны вырастать из глубины приходской жизни. Жизнь нужно налаживать, а не администрировать на литургическую тему.

Беседовал Леонид Виноградов

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23).

Много вопросов задается людьми: как подготовиться к исповеди и Причастию, как правильно исповедоваться, как приступить к причастию и так далее. На самые распространенные вопросы в помощь кающимся отвечают священники разных приходов, послушаем их, это весьма кратко и емко, возможно, вы получите многие ответы на давно мучающие вас вопросы.

Можно ли идти на Литургию, если по каким-то причинам не готов причащаться?

Отвечает свящ. Антоний Скрынников. Вообще-то принято причащаться на каждой литургии, но все же церковь не призывает оставаться дома во время литургии по той причине, что вы не готовы к причастию.

Если причащаться каждое воскресенье, исповедоваться тоже нужно также часто?

Отвечает прот. Александр Ильяшенко: можно причащаться периодически без исповеди, если каждое воскресенье причащаетесь, но нужно взять у батюшки благословение, и к тому же регулярно в среду и пятницу держать пост.

Посмотрите постные блюда, простые рецепты.

Светочка!!! Я так и хотела..!!! Вот как вы и говорите, чтобы вечером иповедоваться и службу отстоять перед моим причастием, а на утро с детками к 9:30-10:00 прийти, чтобы уже только причаститься..А так получилось, что службу вчера отстояла, а исповеди не было..а потом сказали, что не знают, что завтра будет..будет ли или как…А про мясо мне сказала девушка, которая за прилавком была…Сказала, чтобы хотя бы мясо не ела(а я как назло 2 недели не ела, а в четверг ажралась курицы((((((((((()…Ну воть…В итоге я не пошла сегодня утром…Хотя очень жалею теперь…чувствую себя дрянью какой-то..ненавижу себя..и перед Богом стыдно…

Буду пробовать в субботу вечером в след. пойти на исповедь, если она будет конечно и на службу, а в воскр. утром на причастие, если всё сложится с Божьей помощью!!!

А что же получается, что не каждую вечернюю службу исповедь? или как?

Предлагаем вниманию наших читателей беседу кандидата богословия Валерия Духанина с преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской Духовной семинарии, доцентом, священником Вадимом Леоновым на тему «Реформация литургических традиций Русской Православной Церкви».

Отец Вадим, давайте обсудим очень важную тему - значение таинства Покаяния или Исповеди в духовной жизни современного православного христианина. Иногда даже в церковных средствах массовой информации начинают высказываться мнения, будто бы современная практика Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение этих Таинств. Что вы можете сказать, отец Вадим, о значении таинства Исповеди?

Человек, который верит в Бога, знает, что исповедь является открытой формой признания Господу, в каждом своем грехе с наличием желания того, чтобы Господь простил его. Когда есть чувства, что на душе тяжело, или пришлось поступить не лучшим образом, и теперь надо проводить время в страданиях, мучаясь угрызениями совести, надо побывать в церкви и исповедаться. После того как вы исповедуетесь, покаетесь в своих грехах, Вы почувствуете, что словно душа освободится от чего-то. Угрызения совести останутся позади. Вы чувствуете себя окрыленными, ваша совесть чиста перед Богом и людьми. Это действительно очень драгоценное чувство! Для того, чтобы в процессе исповеди она исцелилась, надо иметь понятие о том, как правильно исповедоваться и причащаться.

Как правильно исповедоваться и причащаться

Для того, чтобы исповедаться необходимо: осознания того, что совершен грешный поступок, искренности сердечного раскаяния в собственных деяниях, наличие желания оставить грех.

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела, и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Как правильно исповедоваться?

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов. Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника.

Можно ли после исповеди не причащаться?

У меня такой вопрос: если, к примеру, человек исповедался и причастился, а на следующий или в тот же день согрешил, и чувствуется острая необходимость в исповеди, можно ли исповедаться, но не причащаться на следующий день? Дело в том, что после исповеди более ясно чувствуешь в себе грехи, обостряется как бы внимание к себе. И получается, что через пару дней снова хочется пойти в храм и исповедаться.

Уважаемая Елена, в Церкви нет никакого правила, которое бы предполагало непременное соединение Таинств Причастия и Исповеди. Перед причастием по современной практике нашей Церкви мы всякий раз исповедуемся, но это не значит, что после всякой исповеди непременно нужно идти причащаться. Человек может ощущать себя неготовым, может прийти именно для генеральной исповеди или для того, чтобы исповедаться в каком-либо грехе, который особо ожег душу.

Семь смертных грехов

Многие люди – НЕ ЗНАЮТ и не умеют ПРАВИЛЬНО готовиться к Исповеди и исповедоваться. Ходят годами, ходят на Исповедь и Причастие, а всё никак – НЕ МЕНЯЮТСЯ и не исправляются, и потому в жизни у них всё — по прежнему, никаких перемен — к лучшему:

Как ругались муж с женой – так и ПРОДОЛЖАЮТ ссориться.
Как пил муж – так и ПРОДОЛЖАЕТ — пить и гулять.

Как были дети непослушны – так они ещё грубей и наглей — стали и перестали учиться.

Как был человек одиноким в жизни, без семьи и детей – так и по прежнему остаётся одиноким и несчастливым.

А причины этому такие: либо человек – НЕ КАЕТСЯ в своих Грехах и живёт — Греховной жизнью и ему — НРАВИТСЯ так жить.

Либо он – НЕ УМЕЕТ каяться, НЕ ЗНАЕТ и не видит — своих Грехов, да и молиться по настоящему — не умеет.

Добрый вечер. Так как я недавно на этом форуме совсем, то накопилось у меня много вопросов — вы уж простите.Скажите, пожалуйста, а исповедаться можно только в воскресенье или в любой другой день тоже можно? В будний, например? После утренней службы можно?
И как часто это лучше делать? Просто мне кажется, что если не часто, то забываешь многое, а потом окажется, что самое важное — забыто…

И еще: надо просто подойти после службы к священнику и попросить исповедать? Или как это принято делать? И надо ли после исповеди спрашивать священника — допускает ли он меня к Причастию? В мой первый раз батюшка мне ничего не сказал, и я не осмелилась причащаться… Тем более, что в храме было всего-ничего пять-шесть человек, и причастников было четверо где-то.

Первая исповедь. Как необходимо подготовиться к первой исповеди

Самое главное – не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, – и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть. Постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди.

Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом.

Если будете причащаться после исповеди, необходимо прочитать накануне молитвы: Канан покаянный ко Господу, Канон молебный к Богородице, Канон Ангелу Хранителю, Последование ко святому Причащению,это дастоточно длинные каноны, где-то 1,5 часа чтения,если вечером были на службе, на ночь их прочитайте, утром утренние молитвы, ничего не есть, попить можно водички. Перед исповедью желательно подготовиться, можно даже записать их на бумаге, вспомнит все ваши грехи, можете сами их прочитать под ризой, батюшка потом рвет бумажку. Если не успели приготовиться к причащению, можно просто исповедаться, попросите у батюшки благословления на причастие после исповеди, если разрешит без чтения канонов, то причащайся сразу.Основные страсти греховные: Пресыщение чрева, Любодеяние, Сребролюбие,Гнев, печаль, Уныние.

Я хожу в церковь, утром молюсь, вечером молюсь. Грехов у меня никаких нет, и на исповедь я не пойду – в чем мне исповедоваться? Можно ли причащаться без исповеди?

Анатолий, я попрошу Вас прислать свою фотографию, вставлю ее в рамку и помещу вместе с иконами, раз Вы такой святой и безгрешный человек. Буду молиться на Ваше изображение. Как Вам такое предложение? А может быть, Вы, Анатолий, пошлете фотографию в Священный Синод, чтобы Вас там поскорей причислили бы к лику святых, чего же время зря терять? Тут может быть два варианта: если Вы правы и Вы святой, тогда надо оповестить об этом весь мир; второй вариант – Вы находитесь в прелести, т.е. в некотором обольщении, когда человек о себе думает то, чем он не является. Ваша фраза «у меня нет грехов», она, к сожалению, противоречит Святому Писанию, которое говорит, что без греха только один Бог. А если человек говорит, что не имеет грехов, значит, либо он жулик, либо он в прелести.

О Таинстве Причащения

(Лк.22:19).

15.6. Кто может причащаться?

О Таинстве Причащения

15.1. Что означает Причащение?

– В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».

15.2. Кем установлено Таинство Причащения?

– Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом.

15.3. Как и для чего Иисус Христос установил Таинство Причащения?

– Это Святое Таинство Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое » (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

15.4. Для чего надо причащаться?

– Чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь. Без частого Причащения Святых Христовых Таин достигнуть совершенства в духовной жизни невозможно.

Действующая в Таинствах Исповеди и Святого Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их, осязательно действует так, что человек-христианин становится чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко поддается греховным делам и укрепляется в истинах веры. Вера, Церковь и все ее установления делаются родными, близкими сердцу.

15.5. Достаточно ли для очищения от греха одного покаяния, без Причастия?

– Покаяние очищает от скверн души, а Причастие наполняет Божией благодатью и препятствует возвращению в душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

15.6. Кто может причащаться?

– Причащаться могут и должны все крещеные православные христиане после положенной для этого подготовки постом, молитвами и Исповедью.

15.7. Как подготовиться к Причащению?

– Желающий достойно причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться и начать благочестивую жизнь. Готовиться к Таинству Причащения надо несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения.

С молитвой обычно соединяется пост (от одних до трех суток) – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц (при строгом посте и от рыбы) и вообще умеренность в еде и питье. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Надо исповедоваться вечером накануне дня Причащения или утром до Литургии. Перед Исповедью надо примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Накануне дня Причащения воздержаться от супружеских отношений, после полуночи не есть, не пить и не курить.

15.8. Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

– Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно обычно состоит из чтения накануне вечером четырех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю, канона из Последования ко Святому Причащению. Утром прочитываются молитвы из Последования ко Святому Причащению. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

15.9. Как подходить к Причащению?

– После пения «Отче наш» надо приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святой Чаши. Детей надо пропустить вперед. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть ее.

Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

15.10. Как часто надо причащаться?

– Это надо согласовать с духовным отцом, так как священники благословляют по-разному. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, некоторые современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Другие священники благословляют и более частое Причащение.

Обычно исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.

Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

15.11. Кто не имеет права причащаться?

– Не крещеный в Православной Церкви или крещеный в других религиозных конфессиях, не перешедший в Православие,

– тот, кто не носит нательного крестика,

– кто получил запрет священника причащаться,

– женщины в период месячного очищения.

Причащаться нельзя для «галочки», ради определенных количественных норм. Таинство Причащения должно стать для православного христианина потребностью души.

15.12. Можно ли причащаться беременной?

– Надо, и как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, посильной молитвой. От поста беременных женщин Церковь освобождает.

Воцерковление ребенка надо начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. До него доходят отзвуки внешнего мира и в них он способен улавливать тревогу или покой. Ребенок чувствует настроение своей мамы. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей, чтобы Господь посредством их воздействовал Своей благодатью на дитя.

15.13. Может ли православный христианин причаститься в какой-либо другой инославной церкви?

– Нет, только в Православной Церкви.

15.14. В любой ли день можно причаститься?

– Каждый день в Церкви происходит Причащение верующих, за исключением Великого поста, во время которого причаститься можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

15.15. Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

15.16. Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

15.17. Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

15.18. Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

15.19. Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

15.20. Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

15.21. Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

15.22. Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

15.23. Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк.5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

15.24. Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешений, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно.

Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

15.25. Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

15.26. Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

15.27. Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

15.28. Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

15.29. Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.

15.30. Оплачивается ли Причащение?

– Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно.

15.31. Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

– С брезгливостью можно бороться только верой. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное в том числе и во исцеление души и тела, и Господь не посрамляет веру христиан.

Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.

Как подготовиться к исповеди и причастию?

Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим и причаститься.

  1. Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
  2. Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
  3. Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
  4. В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
  5. Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
  6. Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.

Пост перед исповедью

Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.

Молитвы перед исповедью

Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.


Как записать грехи перед исповедью?

Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.

Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.

  1. Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
  2. Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
  3. Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
  4. Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
  5. Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.

Можно ли перед исповедью пить воду?

Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и . Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.

Можно ли курить перед причастием и исповедью?

На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.

  1. Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
  2. Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.

Можно ли заниматься сексом перед исповедью?

Многие верующие люди неправильно воспринимают , считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.

Последнее время часто ходят разговоры о том, что поститься перед Причастием необязательно. Также необязательно и исповедаться перед Причастием, потому что это разные таинства. Какое Ваше мнение?

Это говорится не просто так. Всё зависит от [конкретного человека]. Сейчас есть специальный проект о Причащении, который рассматривается. Там, [где говорится про] Причастие без исповеди и даже без особого поста, речь идёт о Пасхальной неделе. Если вдруг человеку надо на Пасхальной неделе причаститься. Хотя я всегда этому удивляюсь — человек провёл 50 дней поста, когда, пожалуйста, исповедуйся, причащайся в полную меру, и вдруг ему обязательно надо на Пасхальной неделе. Возникают вопросы: как же быть? Исповедаться или не исповедаться? Поститься или не поститься? Мне кажется, что это настолько искусственно, что об этом подчас и говорить не хочется. Вот тебе, пожалуйста, Страстная неделя для Причастия! Но, как я считаю, великое благо, что в нашей Церкви ещё сохраняется требование Исповеди перед Причащением. Уже во многих Церквах, я уже не говорю о католичестве и протестантизме, на них я уже просто рукой машу, но уже в православных Церквах мы идём по линии наименьшего сопротивления своему ветхому человеку. Пожалуй, и без исповеди, пожалуй, и без поста. Знаете чему это подобно. Вас сейчас пригласят на приём к президенту, сходите туда в спортивном костюме или, ещё лучше, в пляжном костюме, только я не знаю, пустят Вас туда или нет. Оказывается, благоговение, уважение требует соответствующей формы, и здесь, когда мы готовы вкусить Тела и Крови Христовых, Христа принять, неужели мы не понимаем, что нельзя набить свою животину и идти {изображает одышку}, наевшись, напившись? Об этом даже стыдно говорить! Воздержание — это свидетельство благоговения. Там, где нет благоговения, там нет даже религии как таковой. Поэтому требуется соответствующий пост. Какой — это вопрос другой. Требуется молитва, исповедь. Как же можно без покаяния подойти к Причащению? Это же немыслимо! Если можно, конечно, надо подойти к священнику поисповедаться. Но если уж Пасхальная неделя, и [очень сильно] захотелось причаститься, то если Вы исповедались и причащались весь Великий пост, то, может быть, здесь священник может сказать: «Ну, хорошо, можете без исповеди». Как исключение, но ни в коем случае, как правило.

То есть нужно всегда подойти к священнику и взять благословение?

Конечно. Всё равно надо взять благословение. Сказать: «Батюшка, я бы хотел причаститься, надо ли мне специально исповедаться, если у меня пока нет ничего такого, что обязательно надо сказать». Потому что если есть какой-нибудь тяжкий грех, тогда другое дело, а если ничего такого нет, то я думаю, что священник скажет: «Ну хорошо, на Пасхальной неделе можно и так». А в отношении поста, ну, по крайней мере, хоть мяса не покушайте.

Поделиться: