Какие краски надо смешать, чтобы получить нужный цвет. Как получить зеленый цвет, смешивая краски Какой цвет нужно добавить

Колер для акриловой краски обычно подбирается в том случае, когда в продаже отсутствует готовый материал нужного оттенка. Правильно смешав белую основу с одним или несколькими колеровочными составами, можно получить любой, даже самый сложный, тон.

Работа с цветом всегда предполагает некоторые сложности, поэтому приступая к созданию оригинального оттенка, важно учитывать некоторые тонкости и профессиональные приёмы.

Машинная колеровка

В крупных магазинах отделочных материалов акриловые краски представлены в большом разнообразии цветов. Ознакомиться с различными вариантами можно, заглянув в каталог оттенков.

Заказывать краску выбранного тона в нужном количестве, не отходя от прилавка – очень удобно. Благодаря специальной компьютерной программе, машина смешает краситель с белой основой в необходимых пропорциях, и проблема будет решена.

Желательно заранее рассчитать расход, чтобы приобрести материал одной партией. Даже при машинном смешивании может наблюдаться небольшая разница в тоне колерованных в один цвет составов, что приведёт к визуальному дефекту декоративного покрытия.

Ручная колеровка

Если среди десятков оттенков, представленных в каталоге магазина, нет ни одного образца, который бы полностью соответствовал требованиям, не стоит отказываться от своих замыслов и идти на компромисс, ведь цвет в интерьере имеет огромное значение! Просто придётся запастись терпением и провести колеровку акриловой краски самостоятельно. Также этот способ понадобится вам, если поблизости нет магазина с установкой компьютерной колеровки.

Что потребуется?

Никаких сложных приспособлений не понадобится. Определитесь с цветом и приготовьте всё необходимое.

  1. Белая базовая краска. Она берётся в количестве, достаточном для покрытия всей поверхности, подлежащей отделке. Высчитать затраты несложно, ведь производитель всегда указывает расход материала на 1 кв. метр. К полученной цифре рекомендуется прибавить одну её десятую часть, чтобы избежать случайной нехватки состава. Учитывайте также, что обычно акриловая краска наносится на поверхность в два слоя, чтобы покрытие получилось насыщенным и ровным по тону.
  2. Колеры (один или несколько, в зависимости от сложности желаемого оттенка).
  3. Ёмкость для смешивания. Колеруется материал в одной большой емкости (ведре или тазу), чтобы в итоге получился совершенно однородный по тону состав для окрашивания всей поверхности.
  4. Строительный миксер или дрель со специальной насадкой.
  5. Маленькая ёмкость для приготовления пробника.
  6. Пипетка или шприц, которым удобно добавлять колер, считая при этом капли (если бутылочка с колером не снабжена узким носиком).

Важно: колорант должен соответствовать по составу базовому раствору либо быть универсальным. Колеровать акриловую краску на основе органического растворителя водорастворимым пигментом (и, наоборот, на водной основе — органическим) нельзя.

Создание пробника

Чтобы не ошибиться с цветом и не испортить весь закупленный материал, лучше заколеровать минимальное его количество, высчитав при этом пропорции. Делается это так:

  • налейте 100 мл белой краски в небольшую ёмкость;
  • наберите в пипетку жидкий пигмент и накапайте, считая каждую каплю, в будущий пробник (начинайте с маленькой порции колера);
  • запишите цифры на бумаге;
  • тщательно перемешайте;
  • добавляйте колер до тех пор, пока не получите нужный оттенок, и каждый раз фиксируйте количество капель на бумаге, чтобы сделать в итоге окончательный расчёт.

Подготавливать пробник желательно именно в той комнате, которую предстоит отделывать, и при освещении, обычном для этого помещения. Дело в том, что естественный дневной свет и люстра или бра по-разному «обыгрывают» один и тот же оттенок.

Убедитесь, что освещение и созданный вами оттенок не «спорят» между собой. Для этого нанесите краску на кусочек фанеры или плотного картона, дайте высохнуть и присмотритесь с расстояния нескольких метров и с разных ракурсов. Всё в порядке? Тогда пора делать следующий шаг.

Получение нужного оттенка

Когда пробник готов, можно приступать к смешиванию основного объёма краски.

Расчёты будут такими: на один литр белого состава вам нужно взять 4/5 от количества потраченного на пробник колера, умножив их при этом на 10.

Например: к 100 мл краски вы добавили 10 капель одного красителя и 5 капель другого. Значит, на литр белой базы вы возьмёте по 80 и 40 капель соответственно. Количество можно сократить ещё немного, если вы сомневаетесь, ведь добавить яркости при необходимости будет несложно, а вот выбелить тон уже не удастся.

Теперь состав нужно очень тщательно перемешать. Используйте строительный миксер или насадку на дрель, так дело пойдёт быстрее. Включайте электроприбор на низких оборотах (взбивать краску нежелательно).

Колеровку можно провести и самостоятельно, высчитав пропорцию сначала на малой части, а затем смешав весь объем.

Качественно размешать вручную достаточно трудно, могут остаться мелкие погрешности, которые проявятся на поверхности в виде разводов, пятен и полос.

Что нужно учитывать при самостоятельной колеровке?

Перед тем как колеровать белый состав в выбранный цвет, примите во внимание следующее:

  1. Акриловые краски, предназначенные для внутренней отделки помещений, отличаются степенью белизны (особенно актуально это для водных дисперсий). Чем выше этот показатель, тем качественнее базовый материал, а также чище и сочнее получится тон при колеровке.
  2. На упаковках материалов производители часто делают пометку «для потолков» или «для стен». Не следует пренебрегать этими рекомендациями, поскольку технические характеристики таких составов всегда отличаются. Стены отделывают красками, создающими более стойкое к истиранию и загрязнениям, покрытие, а потолки, как правило, обрабатывают паропроницаемыми красящими средствами.
  3. На обширном участке цвет выглядит ярче, а на стене с оконным проёмом – темнее. Фактурная окрашенная поверхность также будет смотреться темнее на тон или два.
  4. Глянцевое покрытие «играет» оттенками, присутствующими в интерьере, отражает свет, а матовое обычно смотрится более сдержанно и монотонно.

Особенности колеров для акриловой краски

Пигменты для акриловых красок производятся на органической и неорганической основах. Первые имеют богатую палитру цветов, а оттенки, создаваемые с их использованием, получаются максимально яркими (иногда даже «ядовитыми»). Вторые больше подходят для колерования краски в нежные, натуральные, пастельные тона. Их применяют при отделке детских комнат и спален.

Органические красители неустойчивы к выгоранию, поэтому со временем теряют свою яркость под воздействием ультрафиолета. Неорганические пигменты отличаются светостойкостью, поэтому могут применяться для фасадных работ.

Колеры выпускаются в виде жидкостей, паст и порошков.

Жидкие пигменты дают при смешивании с белой основой оттенки практически любой сложности. Именно их обычно используют для художественной росписи стен и потолков. Если для рисунка нужен исключительно яркий цвет, можно наносить жидкий колер в чистом виде.

Пасты довольно просты в применении, но их насыщенность и цветовые характеристики очень неточны, а иногда и вообще отсутствуют, поэтому результат колеровки может оказаться неожиданным.

С порошками работать неудобно: трудно определять нужное количество пигмента, сложно смешивать с краской. Выбор цветов невелик, зато сухие колеры – самые доступные по цене.

Внимание: при смешивании с акриловой краской количество колоранта не должно превышать 8% от общего объёма отделочного материала.

Лакокрасочные изделия представлены на нашем рынке в огромном количестве расцветок. Однако порой нужного оттенка найти не удается. Но сегодня это не является проблемой, так как современные колеры позволяют добиться любого необходимого вам цвета. Но применять такие средства необходимо максимально аккуратно, так как здесь легко переборщить.

  • Возможность создавать цвета, которых просто не в продаже в посещаемых вами магазинах. На самом деле ассортимент многих из них весьма ограничен и представлен красками наиболее ходовых цветов. Если же вам хочется выйти за стандартные рамки, то колеровка зачастую является единственным вариантом;
  • Краска вспучилась и нуждается в замене, либо же ее просто не хватило на завершение отделки. Вам необходима дополнительная краска, но в магазинах города ее нет, как нет и времени на более детальные поиски. Ситуация весьма частая, и тут точный подбор колера позволяет решить проблему;
  • Колеровка применяется в том случае, если вам необходимо подобрать гармонирующие между собой оттенки в рамках отделки помещения.

Какая краска подходит для колеровки

Как правило, для этого процесса подбирается белая краска, в которую добавляется определенное количество колера. Однако далеко не каждая краска подходит для этого. Причина состоит в пропорции пигмента и связующего вещества. Если пигмента в краске много, то добавление дополнительного в виде колера может привести к тому, что связующего вещества просто не хватит.

Достоинства и недостатки компьютерной колеровки

Сейчас существуют специальные машины, позволяющие осуществлять колеровочные работы в автоматическом режиме. Использование данных аппаратов имеет следующие преимущества:

  • Избавление от человеческого фактора. Если подбирая тон вручную можно ошибиться и переборщить, что происходит довольно часто, то робот такие ошибки не допускает;
  • Подобранные цветовые параметры можно использовать повторно – конечный продукт будет точно таким же;
  • Большое количество цветов;
  • Недостатком является привязка к определенному месту и невозможность проводить работы непосредственно на месте. Тем более что далеко не все живут в больших городах, где такие аппараты присутствуют.

Преимущества и недостатки ручной колеровки в домашних условиях

  • Колеровочные машины могут создать множество цветов, но сложные и индивидуальные оттенки на них получить затруднительно. Человек всегда будет ограничен стандартами;
  • Возможность проводить работы по созданию краски на месте. Во время дизайнерского ремонта это может быть очень важно;
  • Экономия времени и денег. Сам колер стоит весьма недорого, да и белая краска также не относится к категории дорогостоящих материалов.
  • Недостатком является высокая вероятность ошибиться в случае отсутствия опыта. Кроме того повторное получение цвета также может быть непростой задачей. Порой, нанеся повторно полученный цвет рядом с ранее окрашенной поверхностью, мы сразу замечаем разницу, и весьма существенную.

Ручная колеровка - считаем ингредиенты

Для того, чтобы не напортачить с цветом, вам понадобится ручка и листок бумаги, а также весь запас внимательности, который у вас есть. Также необходимо обеспечить себя вариативностью, так что заготовьте несколько предметов посуды, одинаковой по объему и обязательно чистой. Идеальным решением являются баночки из-под йогурта.

Необходимо записывать то, сколько краски вы наливаете в баночки и сколько колера используете для изменения цвета. Необходимо понимать, что сам по себе колер является крайне насыщенным концентратом пигмента, поэтому добавлять его нужно аккуратно. Лучше всего начать с двух капель, после чего, в случае неудовлетворенности результатом, добавлять по капле. Необходимо очень хорошо все перемешивать, дабы пигмент растворился основательно.

Нанося краску на стену или иную поверхность в тестовом режиме, необходимо понимать, что после высыхания цвет проявится сильнее. Так что до покраски допускается создание более бледного оттенка, чем тот, который вы хотите получить. Оценив результат после высыхания и получив таким образом рецепт, можно использовать его для колеровки остальной краски.

Но тут необходимо понимать, что на большом количестве краски объем нужно уменьшать на 20 процентов, так как большая окрашенная поверхность всегда выглядит ярче, чем маленькая. Поэтому, если в вашем рецепте получилось, что на литр необходимо добавить 100 капель колера, лучше обойтись 80-ю.

Два вида колеров

Все колеры подразделяются на два типа, которые мы опишем ниже:

  • Органические. Обычно оттенки, получаемые при помощи данных пигментов, более яркие и сочные. Однако эти колеровочные системы имеют недостатки. Так, они подходят не для всех типов поверхности. Кроме того измененная с их помощью краска со временем выгорает на солнце.
  • Неорганические. Намного более устойчивы к солнечной радиации и атмосферным воздействиям, но при этом куда менее разнообразны в выборе цветов.

Формы выпуска колеров

  • На сегодняшний день на рынке присутствует несколько форм колеровочных систем, имеющих своих преимущества и недостатки:
  • Колерные краски. По своему химическому составу они полностью идентичны краскам, в которые они добавляются. Постепенно добавляя колорант в белую краску, можно получить практически любой оттенок. Если же вы хотите получить максимально яркий цвет, то в качестве ЛКМ можно использовать и сам колорант. Правда, это будет не очень экономно, так что лучше красить таким образом ограниченные площади поверхностей;
  • Колерные пасты. Представляют собой пигмент, разбавленный в диспергирующей смоле, либо без связующего компонента. К достоинствам такой пасты относится ее удобство применения, а недостатком является отсутствие равномерной интенсивности. Выпускается как для любых видов красок, так и в более узкоспециализированном виде;
  • Сухие колеры. Отличаются дешевизной, однако при этом не рекомендуемы для использования с готовыми красками, и к тому же имеют довольно небольшую цветовую палитру.

Колеровка и различные виды краски

При колеровке необходимо брать во внимание типы краски, с которой будет смешиваться колер. Конечно, сейчас на рынке присутствуют универсальные варианты, однако при работе с той или иной краской все равно необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Акриловая краска. Здесь необходимо помнить об ограничении максимального количества пигментов, которое не должно превышать 7-8 процентов от общего объема краски;
  • Водоэмульсионная краска. В случае с ней максимальный объем колера не должен превышать пятой части от общего количества ЛКМ. При этом те колеры, которые предназначены для красок на водной основе, подходят к водно-дисперсионным, латексным и клеевым краскам;
  • Важно! Если вы собрались колеровать фасадную краску , то идеальным решением станет выбор колера, имеющего стойкость к ультрафиолетовому излучению и различным природным воздействиям. Как упоминалось выше, для этого подойдет неорганический колер, а органический быстро потеряет свой цвет.

Для облегчения процесса получения нужного цвета, лучше всего пользоваться специальным таблицами. В них показывается оттенок и имеется информация о том, какое количество колера необходимо для их получения. Сама таблица должна быть изготовлена тем производителем, который изготовил краску. Крайне желательно, чтобы и колер также был изготовлен тем же производителем.

Лучше всего использовать колорант, который налит в бутылочку с узким горлышком. Так вы сможете максимально правильно дозировать ингредиент и с меньшим шансом прольете больше, чем необходимо.

Смешивать необходимо максимально качественно, пока оттенок не станет однородным. Если есть возможность, можно использовать дрель с различными видами насадок. Сами работы необходимо проводить на улице, либо в местах с естественным освещением.

Посуда, в которой проводится колеровка, должна быть одной и той же. Причина в том, что в разных типах материала получаемый цвет может различаться. На глаз данное различие может оказаться не таким заметным, однако при нанесении разница будет очевидна. Если говорить об искусственном освещении, то здесь самым важным является необходимость использовать в процессе получения цвета тот источник освещения, который будет использоваться в помещении в дальнейшем. Не стоит менять параметры освещения, типы ламп и люстр во время получения цвета. Такое может происходить во время ремонта, когда в помещении параллельно делаются несколько работ.

Обязательно учитывайте количество пигментов в базовой основе, особенно в том случае, если хотите получать темные тона. В различных типах ЛКМ это количество может быть разным.

Красители на водной основе очень удобны в работе, быстро сохнут и представлены широкой цветовой палитрой, позволяющей мастеру подобрать необходимый цвет. Но иногда случается, что нужного цветового оттенка нет в продаже или требуется какой-то необычный сложный цвет. Чтобы получить необходимую цветовую гамму, необходимо использовать колер для водоэмульсионной краски .


Подбирая подходящий цветовой концентрат, нужно учитывать, какой состав водоэмульсионной суспензии будет подвергаться колеровке. По составу красители могут быть:

  • клеевые;
  • на латексной основе;
  • водно-дисперсионные.

Подобрать к ним колерующий тон можно с учетом составляющей основы или выбрать универсальный, подходящий для всех видов водных акриловых красок.

Кроме основной составляющей, при покупке необходимо учитывать:

  1. Сколько колерующего концентрата потребуется на 1 кг красителя, и закупить его сразу в необходимом количестве. Может случиться, что потом нужного цвета не окажется в продаже и придется либо отложить ремонт на неопределенное время, или делать колеровку, подбирая тон методом смешивания различных цветосочетаний, как предлагает художественная таблица смешивания.
  2. Что колер для водоэмульсионной краски, выпущенный разными производителями , может различаться оттенком. Нужно приобретать средство для колеровки одной марки.
  3. Перед покупкой желательно изучить каталог от производителя, где четко указан цвет, который совпадает с оттенком приобретаемого концентрата. Кроме того, в каталоге должно быть указано необходимое количество колера на 1 кг материала для получения нужного тона.
  4. В случае, когда есть необходимость создать сложный цветовой тон, рекомендуется использовать таблицу от производителей колеровочных смесей этой марки. Именно при помощи таких таблиц можно определить необходимое цветосочетание из расчета на 1 кг материала.
  5. Из тары лучше приобретать флаконы с узким горлышком – такая форма емкости позволяет удобно дозировать красящий состав.


Красящая основа должна иметь чистый белый цвет без желтоватых примесей, присущих большинству белых красителей. Желтоватые пигменты при колеровке помешают получить нужный оттенок. Например, при наличии небольшого количества желтого пигмента в исходном материале при добавлении красного можно получить не желаемый красный, а красновато-оранжевый оттенок.

Вот уже все требуемое для колеровки своими руками выбрано и приобретено. Прежде чем начать работать, создавая подходящий оттеночный тон, стоит учесть несколько рекомендаций, которые поспособствуют успешному колерованию:

  1. Полученный красящий состав выглядит различно в свете разных светильников. Колеровать следует в той комнате, где будут окрашены стены, чтобы получить желаемый результат.
  2. Большая окрашенная площадь из-за игры света зрительно выглядит немного темнее, чем маленький покрашенный пробник. Этот нюанс надо учитывать, когда приходится дополнительно разводить средство для покраски.
  3. Колерующий концентрат надо добавлять по капле, тщательно перемешивая получившуюся смесь до получения однородного цветосочетания. Если налить сразу слишком много концентрированного раствора красителя, то можно испортить исходный материал слишком большой насыщенностью цвета.
  4. Если дополнительная колеровка проводится концентратом другой фирмы (например, не хватило колеровочной смеси, а нужной марки в магазине не оказалось), то расход материалов для получения требуемого цветосочетания может отличаться от произведенных ранее расчетов из расхода на 1 кг основы. Пробную смесь лучше в этом случае делать в небольшой емкости, тщательно сравнивая результат со сделанным ранее. Для эталона рекомендуется использовать предыдущий пробник, ведь на стене краска смотрится немного иначе.


Конечный результат после покраски зависит не только от того, насколько удачно удалось своими руками сделать необходимую расцветку, но и от того, насколько однородной будет смесь после колеровки.

Начинать перемешивание нужно с небольших оборотов, постепенно их увеличивая и следя при этом, чтобы раствор не разбрызгивался.

Полученную однородную смесь перед нанесением на декорируемую поверхность рекомендуется снова проверить на пробнике. Сделать это надо из-за того, что при удачном результате разведения в небольшой посуде и при расчетах количества колера на 1 кг основного красителя могли быть неточности. Следуя этим нехитрым советам, можно получить отличный результат при колеровке.

Как работать с колерующим концентратом

Возможно, кто-то давно работает с такими смесями и имеет свои секреты, как получить отличный результат. Но новичкам, только осваивающим, как сделать колерование своими руками, рекомендуется соблюдать в работе нижеперечисленные этапы:

  1. Подготовить небольшие емкости (подойдут пластиковые баночки из-под сметаны или других продуктов), мерную емкость и кисточки.
  2. Все материалы тщательно вымыть и высушить.
  3. В мерную емкость налить немного белой водоэмульсионки (объем необходимо записать – эти данные пригодятся для расчета, когда будет готовиться большой объем красителя). Из мерного стакана краска переливается в пластиковую баночку.
  4. Теперь к белому цвету добавляют по капле колеровочный концентрат. После каждой капли состав тщательно размешивается до получения однородной массы. Очень важно подсчитывать количество капель, ведь эта цифра пригодится для дальнейших расчетов.
  5. Когда достигнутый результат оказался удовлетворительным, его наносят на пробник и оставляют на сутки. Можно выкрасить квадрат 50х50 см на стене, которую предполагается красить. Такой способ при колеровании своими руками удобен тем, что позволяет оценить полученный результат при дневном и электрическом освещении. Возможно, на стене получившееся цветосочетание будет выглядеть совсем иначе и немного отличаться от того, что было в баночке.
  6. На следующий день можно оценить то, что было достигнуто во время смешивания. Если тон подходящий, то можно делать необходимые расчеты, разводить большие объемы материала и начинать декорировать.


Как рассчитать необходимый расход

Формула, позволяющая повторить понравившийся тон, очень проста. Чтобы высчитать необходимое соотношение, следует поступить следующим образом:

  1. Взять результаты смешивания, ведь не зря же замерялось количество водоэмульсионки, и подсчитывались добавляемые к ней капли.
  2. Увеличить данные в соответствии с пропорциями для большого объема. Например, на 100 мл потребовалось 5 капель, соответственно, на 1 л будет необходимо 50 капель.
  3. Теперь из получившегося количества капелек вычитаем 20%. Это необходимо потому, что большие площади, как говорилось выше, выглядят ярче. Значит, на литр потребуется 45 капель.

Подобным способом можно готовить и сложные цветовые оттенки.

Подойдя к процессу творчески и следуя вышеперечисленным рекомендациям, можно получить великолепные цветосочетания для дизайнерского оформления помещения.

Далеко не всегда удается найти нужный оттенок краски на полках строительных магазинов. Как правило, на рынке представлены стандартные цвета, а для получения оригинального оттенка понадобится колеровка краски. Рассмотрим разновидности колеров, особенности ручного и компьютерного способа смешивания, а также приведем пошаговую инструкцию колорирования краски.

Необходимость проведения колеровки

Колеровка - процесс смешивания или разбавления красок и пигментов для достижения необходимых оттенков. Чтобы получить оптимальный тон можно заказать колеровку в специализированной фирме или выполнить смешивание колоранта и готовой краски самостоятельно.


Колеровка незаменима в следующих ситуациях:

  • подбор оттенка под интерьер помещения;
  • небольшой участок окрашенной поверхности вспучился, а снимать всю краску неохота;
  • неправильный расчет краски вовремя ремонта - краски не хватило, а в магазинах такого оттенка уже нет;
  • выбор гармонирующих оттенков.


Колеровка позволяет заменить сложные малярные работы небольшим косметическим ремонтом

Что такое колеровочные системы и их разновидности

Получить идеальный ровный тон краски быстро и точно можно при помощи колеровочных систем. Для этого используют основную базовую краску и красящие составы - колеры. Колеры обладают контрастным или насыщенным цветом. Красящие пигменты колорантов могут быть органического или неорганического происхождения. Пигменты на органической основе чаще применяются для получения более ярких тонов, однако им присущи некоторые недостатки:

  • подходит не для всех типов поверхностей;
  • со временем краска выгорает под солнцем.

Неорганические пигменты представлены ограниченным спектром оттенков, но они устойчивы к атмосферным воздействиям и выгоранию.

Колоранты производятся в виде паст, красок и сухих составов.

Колерные пасты содержат в составе диспергирующие смолы или выпускаются без связующего вещества. Существуют универсальные пасты, подходящие для различных типов краски, и узкоспециализированные - для отдельных категорий ЛКМ.


К основным достоинствам колерных паст можно отнести:

  • удобство применения;
  • возможность регулировать оттенок краски в процессе смешивания.

Недостаток вязкого колера - отсутствие стандартных характеристик цвета и насыщенности пасты. Конечный результат может стать «сюрпризом» из-за неравномерной интенсивности колерной пасты.

Колерные краски имеют те же компоненты, что и ЛКМ, для которых они предназначены - водоэмульсионные, акриловые, масляные и д.р. Сочетание белой краски и таких пигментов позволяет получить любой оттенок. Для получения очень яркого эффекта можно использовать колорант в неразбавленном виде.


Сухие пигменты имеют относительно низкую стоимость. К числу недостатков сыпучих смесей относятся:

  • узкая цветовая палитра;
  • сложность корректировки оттенка в процессе колеровки (добавлять сухие пигменты в готовую краску - не желательно).

Обзор колеров отечественных и зарубежных производителей

На строительном рынке присутствует ряд колеровочных систем европейского, американского и российского производства. Среди зарубежных компаний популярны колеры «Тиккурила», «NCS», «Хюльс» и д.р. Стабильность и хорошее качество демонстрируют недорогие отечественные колоранты Палитра (Ижевское предприятие «Новый Дом»), Олки-Униколер (Санкт-Петербург), Ореол и Дали.

Для колеровки краски Тиккурила применяется система смешивания «Tikkurila Symphony», составлена на основе лакокрасочной химии. Производитель гарантирует получение точноного результата и «попадания в цвет». Система предназначена для колеровки общестроительных и бытовых интерьерных красок. Колерная система «Tikkurila Symphony» включает большое количество цветов - 2256 (из них 10 оттенков белого).


Отдельно разработана линейка колеров для фасадных работ - «Тиккурила Фасад». Система включает 232 цвета для покраски деревянных и каменных поверхностей.

Для выполнения колеровки антисептиков и лаков надо применять отдельную группу колеров Тиккурила

Система Natural Color System (NCS) - шведский и норвежский стандарт обозначения цветовых оттенков. Это общепринятая и наиболее распространенная система колеровки в мире. Основу системы NCS составляют шесть базовых цветов: черный - S, белый - W, желтый - Y, красный - R, зеленый - G и синий - B. Остальные цвета наделены визуальным сходством с элементарными тонами и имеют свои кодировки. Буквенные обозначения указывают наличие того или иного базового цвета, а цифровые - его количество в процентном соотношении.


Компания «Текс» производит колера на основе импортных пигментов с использованием высококачественного немецкого оборудования. Колера выпускаются в виде красок и пасты.

Колер-пасты «Текс» - универсальны, применимы для тонирования шпатлевок, водорастворимых красок, алкидных материалов и побелочных составов. Колер-паста - морозостойкая.

Важно! Допустимое содержание пасты «Текс» - не более 10% от общего объема краски. При работе с материалом надо учесть, что результат может меняться зависимо от качества и типа используемой краски


Колер краска «Текс» предназначена для водно-дисперсионных красок , устойчива к воздействию внешних факторов. Применяется для внутренних и наружных работ.

Компания «Аква-Колор» (Санкт-Петербург) выпускает универсальные колеры в виде пасты и красок. Пигменты используются для колерования алкидных, масляных, водоэмульсионных красок, затирок для швов, а также цементных и известковых растворов. Колера не меняют свойства краски. Товары «Аква-Колор» доступны по цене и имеют широкую сферу применения: ремонт квартир, офисных помещений, обработка фасадов зданий и д.р.

Фирма «Олки» производит универсальные морозостойкие колеровочные пасты - «Униколер», предназначенные для тонирования:

  • алкидных (пентафталевых и глифталевых) красок, эмалей, лаков;
  • водоразбавляемых грунтов и красок;
  • клеевых и побелочных составов;
  • масляных белых красок;
  • эпоксидных, органосиликатных и меламиноалкидных красок.

Важно! Пасту Униколер нельзя использовать, как краску, так как в ее составе нет пленкообразующих веществ

Группа компаний «Рогнеда» (Москва) производит колеровочные краски «Dali». Основное назначение колера:


Колеровочные краски «Dali» обладают рядом достоинств:

  • атмосферостойкость (выдерживают температурные колебания в диапазоне от -40°С до +40°С);
  • светостойкость (не выгорают под воздействием солнечных лучей);
  • высокая адгезия с разными видами оснований;
  • получение широкой гаммы цветов различной насыщенности.

Характеристики компьютерного и ручного способа смешивания

Смешивать краску можно вручную или с помощью специального оборудования. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки.

Для колеровки ручным способом необходимо приобрести базовую краску и комплект колораната. Непосредственно перед окрашиванием пигмент добавляют в краску в пропорциях согласно инструкции и смешивают. Такой метод имеет следующие преимущества:

  • экономичность;
  • возможность проводить колеровку на месте проведения ремонта;
  • можно создавать эксклюзивные тона, включающие насколько цветов из каталога колеровки краски.


Основной недостаток ручного колорирования - полученный оттенок сложно воспроизвести повторно

Автоматизированное смешивание ЛКМ подконтрольно компьютерной программе. Достаточно выбрать нужный колер, а машина сама определит пропорции для получения нужного оттенка и выдаст готовую смесь. Достоинства компьютерного способа очевидны:

  • точное и быстрое колорирование;
  • возможность повторно воспроизвести нужный цвет;
  • цвета колеровки краски представлены широким ассортиментом.

Колеровку краски машинным методом невозможно осуществить с привязкой к объекту. Кроме того, таким способом не получиться создать сложный тон или оттенок.

Особенности колеровки разных видов краски

При выборе колера необходимо учитывать два основных критерия:

  • место проведения ремонтных работ - внутри помещения или снаружи;
  • тип ЛКМ.

Некоторые пигменты универсальны - подходят для колеровки разных красок и применяются для создания нужного оттенка в интерьере комнаты или фасада здания.

При смешивании колеров с разными ЛКМ придерживаются следующих правил:

Колеровка краски своими руками: пошаговая инструкция

Весь процесс колеровки краски можно разбить на следующие этапы:


  1. Подготовить несколько емкостей из пластика.
  2. Отмерять 100 мл основы и налить в один контейнер.
  3. В базу добавить несколько капель красителя. Если нужен более сложный цвет, то можно комбинировать несколько колеров одновременно.
  4. Записать количество используемой основы (100 мл), количество капель колера и описать результат смешивания.
  5. Смешать колер с основой до получения однородного тона.
  6. Если цвет кажется бледным, то надо добавлять яркости, капая по одной капле.
  7. Как только нужный цвет достигнут, необходимо покрасить небольшую поверхность и после высыхания оценить результат при дневном и искусственном освещении. Важно учитывать, что на основании цвет краски выглядит ярче, чем в таре.
  8. Если тестовое смешивание удачное - можно колеровать основной объем краски:
    • рассчитать необходимое колличество колера исходя из объема базы;
    • из полученного результата отнять 20% - это необходимо, чтобы итоговый оттенок совпал с тестовым (на большой площади цвет смотрится ярче, чем на маленькой).

Пример. Для получения оптимального оттенка на 100 мл понадобилось 5 капель колера, логично, что для окрашивания 1000 мл краски надо было бы использовать 50 капель. Однако это не так. Достичь нужный получиться, если на 1000 мл накапать 40 капель красителя

Колеровку краски вполне можно выполнить самостоятельно. Главное условие - действовать не спеша, добавлять пигмент постепенно и равномерно перемешивать краску.

Каким бы ни был широким выбор цветовой гаммы красок в магазине, порой и его бывает недостаточно. В таком случае на помощь придет колеровка - смешивание светлой краски-основы и цветного пигмента. Это позволяет получить самые разнообразные цвета и оттенки.

Виды колеровки

Сейчас есть возможность выполнять компьютерную колеровку краски. Необходимо лишь выбрать нужный оттенок, а оборудование для колеровки краски само точно рассчитает все пропорции для смеси.

Большим плюсом такого способа является возможность повторить результат при необходимости. При смешивании краски вручную получить такой же цвет вряд ли удастся. Зато самостоятельная колеровка дает возможность оценить, как краска будет смотреться непосредственно в помещении и при необходимости внести коррективы.

Подбор оттенка

При выборе желаемого оттенка краски следует учитывать целую группу факторов. Краска может смотреться очень по-разному при первых пробных мазках и когда вся поверхность стен будет уже окрашена.

Также на восприятие цвета оказывает существенное влияние освещение. Слишком яркий свет способен визуально обесцветить яркие цвета. В сумерках или при слабом освещении они будут выглядеть более тусклыми и мрачными. Теплый или холодный свет ламп может придать краске соответственно желтизну или голубизну.

Подбирая нужный цвет по электронной таблице колеровки красок важно помнить, что мониторы даже с хорошим разрешением и отображением цветов не смогут на 100% точно передать реальный оттенок краски.

При выборе цвета стен для жилого помещения лучше отдать предпочтение более мягким и спокойным оттенкам. Кухню и прихожую можно окрасить в более яркие и насыщенные цвета.

Колеровка своими руками

Если колеровка краски делается вручную, то лучше производить ее в том помещении, в котором она и будет использоваться. Это поможет добиться идеально подходящего цвета именно в условиях освещенности данного помещения.

При колеровке краски своими руками следует помнить - как ни старайся запоминать пропорции, но второй раз идеально повторить тот же цвет не получится, различия будут заметны невооруженным глазом. Поэтому краску надо разводить в большой емкости, чтобы хватило на все помещение сразу. К указанному на упаковке расходу краски на 1 квадратный метр лучше добавить 5-10% про запас.

Совет! Облегчить процесс подбора нужного оттенка можно, скачав программу для колеровки красок.

Желательно, чтобы белая краска и колер были продукцией одной фирмы. У производителей могут быть значительные различия в технологии производства краски и ее составе, поэтому лучше не рисковать, иначе может получиться покрытие не только странного цвета, но и с плохими эксплуатационными характеристиками.

Важно! Следует использовать для поверхности только специально предназначенную именно для нее краску. У средств для потолка, стен и пола совершенно разные показатели маркости, износостойкости и т.д.

Как правило, в комплекте с колером идет таблица колеровки краски, демонстрирующая возможные пропорции смешивания цветов.


Крупные производители, например, Тиккурила предлагают покупателям целые каталоги колеровки красок, доступные в бумажном и электронном виде.

Для размешивания краски необходимо использовать миксерную насадку на дрель или перфоратор, т.к долгое и тщательное перемешивание смеси вручную все равно не даст равномерного результата. Краска мешается до получения однородной по цвету и плотности массы.

Цвет краски в емкости может несколько отличаться от того, что получится при нанесении ее на поверхность. Чтобы увидеть, как этот оттенок будет выглядеть на стене, стоит приготовить пробную смесь (постаравшись запомнить точное соотношение компонентов), а затем окрасить небольшой участок и подождать, пока он хотя бы немного подсохнет. Хотя даже при соблюдении пропорций второй раз получить абсолютно идентичны цвет не получится, пробное окрашивание все равно поможет получить примерное представление о результате. Следует помнить, что по мере высыхания цвет стен станет несколько менее ярким и насыщенным.

Если полученный цвет чем-то не нравится, то можно его изменить, добавив либо чуть больше колера, либо, наоборот, белой краски. Если применялись красители на водной основе, то смесь можно разбавить и водой.

Совет! Если колер находится в неудобной упаковке, из которой сложно добавлять его в краску в небольшом количестве, то удобно будет воспользоваться обычным шприцом.

Виды колеров

По составу красители могут быть органическими либо неорганическими. Первый вид позволяет получить более яркие и насыщенные оттенки, однако со временем такое покрытие заметно выгорает. Неорганические колеры представлены в гораздо более узком спектре цветов, но зато устойчивы к атмосферному воздействию и ультрафиолету.

Колеры выпускаются в виде:

  • Пасты;
  • Сухой смеси;
  • Жидкости.


Сухие красители имеют самую выгодную из всех трех видов цену. Среди их основных недочетов - небольшой выбор цветов и сложность точной регулировки оттенка. Перед добавлением в белую основу порошок необходимо развести в подходящей для его типа жидкости - воде, олифе и т.д. и тщательно перемешать.


Жидкие красители наиболее удобны в использовании. Они позволяют очень эффективно изменять оттенок цвета. Следует выбирать колеры в соответствии с типом краски в помещении (водоэмульсионная, акриловая, масляная и т.д.). Если какой-то участок поверхности необходимо выделить цветовым акцентом, то колер можно использовать даже в неразбавленном виде.

Колерные пасты хотя и удобны в применении, но сами по себе могут иметь неравномерную окраску. В итоге при смешивании может получиться неожиданно светлый или темный оттенок. При их применении важно соблюдать пропорции - количество пасты на определенный объем краски-основы не должно превышать указанного в инструкции.

  • Как российские, так и зарубежные производители имеют большой выбор видов и оттенков колеров. Отечественные краски не только имеют более выгодную цену, но и особо не уступают по качеству, поэтому гнаться за дорогими иностранными продуктами не имеет смысла.
  • В качестве основы для колеровки рекомендуется применять белоснежную, а не просто белую краску. Последняя часто имеет желтоватый оттенок, который может сильно повлиять на результат колеровки.
  • Не стоит увлекаться, и выливать сразу полфлакона красителя в основу. Даже несколько капель колера уже заметно меняют цвет краски.
  • Колеры могут применяться не только для получения нужного оттенка краски, но также добавляться, к примеру, в штукатурку.

Обратите внимание! Многие ошибочно называют колеровкой любое смешивание красок разных цветов.

Однако для этого действия есть два понятия:

  • лессировка - если смешиваются два разных цвета для получения третьего (к примеру, желтый и синий для создания зеленого);
  • колеровка - добавление красящего вещества в белую краску.

Подготовка поверхности

Перед покраской стену важно очистить от грязи, следов предыдущего покрытия, плесени и т.д. Если поверхность неровная, ее лучше оштукатурить и ошкурить. Важно также, чтобы покрытие стен под покраску было также белым, потому что темный фон будет заметен даже через несколько слоев краски. Для лучшей адгезии (сцепления) красителя с поверхностью рекомендуется использовать подходящую данному типу краски грунтовку.

Это позволит избежать неприятных неожиданностей в процессе колеровки краски для стен и покраски и получить желаемый оттенок без особых сложностей. А видеоинструкция подробно объяснит, как сделать колеровку краски без ошибок.

Многие хотят узнать, как колеровать краску, чтобы получить неограниченный выбор цветов для создания оригинальных интерьеров и окраски фасадов зданий. С помощью колеровки можно получить краску любого цвета и в короткий срок, к тому же можно воспроизвести цвет с высокой точностью. Чтобы получить краску нужного Вам цвета, можно приобрести уже готовую краску и путем добавления колоранта или лессировки получить нужный цвет, а можно заказать колеровку в специальных фирмах, которые используют специальные колеровочные машины. Конечно, гораздо легче приобрести готовую краску, к тому же она значительно дешевле краски, смешанной на заказ. Но набор оттенков довольно ограничен, так что не всегда можно подобрать правильный оттенок. Как известно со школьных времен, если в красную краску добавить синюю, то получиться фиолетовый оттенок. Такой способ колеровки называется лессировкой. Однако такой метод не позволяет получить гарантированный цвет, кроме того, второй раз такой оттенок получить достаточно сложно. К тому же есть риск расслоения полученной краски. Гораздо надежнее получить краску при помощи специальных красителей - колорантов.

Характеристики компьютерного метода колеровки краски

С появлением современных технологий возникло такое понятие, как компьютерная колеровка краски. Человеку нужно лишь выбрать нужный колер, а машина посчитает пропорции для получения нужного цвета и выдаст готовую смесь. Преимущество этого способа очевидно, даже если Вам не хватит краски данного оттенка, Вы всегда сможете повторить процесс замешивания, что достаточно сложно сделать при ручном замешивании красок. Однако необходимо учитывать и некоторые моменты, которые могут обернуться существенным недостатком метода. Прежде всего, следует обратить внимание на освещение в помещении, где Вы выбираете оттенок. При разном освещении один и тот же маркер будет давать и разные оттенки. Искусственное освещение имеет множество желтых лучей, и на его фоне дневной свет кажется голубым.

Электрическое освещение желто-голубую палитру может поменять на желтую или зеленоватую, в оранжево-фиолетовой краске фиолетовый цвет вообще может пропасть, а красный начнет отдавать пурпурным. Очень яркий свет визуально обесцвечивает оттенки, это же происходит и в сумерках - синие тона становятся светлее, а красные, наоборот, темнеют. Кроме того, на маленьком участке оттенок всегда выглядит иначе, чем на большой площади, особенно в вертикальной плоскости.

Колоранты или красящие пигменты

В колорантах (красках или пастах) используются самые разные цветные пигменты органического или неорганического происхождения. Органические пигменты в основном применяются для получения ярких оттенков, но при нанесении такой краски на определенные типы поверхности может произойти реакция, которая разрушает красящий пигмент. Кроме того, они выгорают на солнце. Неорганические же пигменты более устойчивы к выгоранию и другим атмосферным явлениям, но у них достаточно ограничен спектр оттенков.

В составе колерных красок имеются те же компоненты, что и в красках, для которых они предназначаются - масляные, водоэмульсионные и прочие. Смешивание такого колоранта и белой краски может дать любой необходимый оттенок, а если Вы хотите получить насыщенный цвет, можете рискнуть и покрасить поверхность неразбавленным колорантом. Состав колерных паст имеет специальную диспергирующую смолу, или они выпускаются без добавки связующего элемента. Такие колоранты могут быть предназначены для какой-либо одной краски, а могут быть универсальными. Помните, что в этом случае очень важно правильно подобрать пропорции, иначе чрезмерное добавление колоранта может привести к ухудшению типа краски. Как правило, в водоэмульсионные краски добавляют 5-20% колоранта, а в масляные - еще меньше. Колерные пасты очень плохо окрашивают белые краски, поэтому в продаже имеются специальные краски с пониженным содержанием белого пигмента.

Для колеровки краски следует приобрести краску-основу и колорант от одного производителя, причем специально предназначенные для смешивания. Если же неправильно подобрать колорант и базовую краску, то на поверхности могут появиться некрасивые разводы или краска ляжет неровно. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации производителя.

При самостоятельном смешивании краски и колоранта очень сложно выдержать правильные пропорции, поэтому в этом случае используют специальную колеровочную машину. С помощью такого приспособления можно обеспечить равномерное распределение пигмента в краске и ее однородную консистенцию, так как машина сама добавляет необходимое количество красящего пигмента.

Все колеровочные системы можно различить по некоторым признакам. По использованному материалу существуют колеровочные краски и колеровочные пасты. По назначению различают фасадные и для общего применения. У систем для общего применения, как правило, нет ограничений для любых внутренних работ , но для обработки фасадов они не подходят. Дело в том, что определенные колеровочные пасты этой системы недостаточно светостойки. Также различают колоранты и по способу колеровки. Колеровочные пасты более универсальны, так как они не используют конкретное связующее вещество. Однако такие системы не позволяют использовать белую краску в качестве основы и, как правило, требуют использования специальных колеровочных машин. А вот колеровочные краски более просты в применении. Нужно лишь приобрести белую краску и колеровочный состав, и смешать их по рецепту.

Этапы колеровки краски

Как уже упоминалось, недостаток ручной колеровки красок заключается в том, что второй раз повторить нужный оттенок практически невозможно. Поэтому перед работой следует тщательно произвести расчет с целью выяснения точного объема краски. Каждая краска имеет свой расход, и производители обязательно должны указать эти данные на упаковке. Нам придется выяснить площадь окрашивания и умножить полученную цифру на средний расход краски. К полученному значению рекомендуется добавить еще 10% на случай, если мы превысим средний расход. Колеровку следует выполнять в одной емкости. Даже если Вы точно рассчитали количество колера, есть вероятность, что в двух разных емкостях у Вас получится разный оттенок. Поэтому лучше не рисковать, если у Вас нет нужной посуды для такого большого объема, обратитесь к специалистам.

Для процесса колировки Вам нужно запастись (с насадкой), небольшой емкостью для пробника (100-200 мл) и емкостью для большого объема, белой основой и колером.

В первую очередь желательно поэкспериментировать с небольшим количеством материала - сделать пробник. В противном случае есть вероятность испортить весь объем. Нужно отлить в небольшую емкость 100 мл краски и добавить несколько капель пигмента. В этом случае очень удобно пользоваться баночками с узким горлышком, а если колер расфасован в неудобную посуду, можете воспользоваться обычным шприцом. Нужно аккуратно набрать в него пигмент и выдавить, чтобы получились капли. Для начала добавляем 2-3 капли, затем тщательно перемешиваем и доводим до нужного оттенка, капая в основу по одной капле. Как только Вы получили нужный оттенок, желательно зафиксировать количество капель на бумаге.

Следует помнить, что на стене цвет может быть несколько ярче или светлее, чем в емкости. Поэтому рекомендуется выделить небольшой участок стены для экспериментов и покрасить его полученной краской. Нужно подождать до полного высыхания поверхности и рассмотреть при разных освещениях, ориентируясь на то, которое преобладает в помещении.

Выполнить колеровку водоэмульсионной краски самостоятельно на первый взгляд кажется процессом не сложным. Но, для того, чтобы подобрать необходимый оттенок надо учитывать некоторые тонкости. Есть в продаже уже готовые лакокрасочные материалы, которые не всегда отвечают основной задаче – это гармония с интерьером. Органично вписаться красящему веществу в уже существующую обстановку поможет самостоятельная колеровка. Для этого необходимо правильно выбрать колер для водоэмульсионной краски. Но, почему это сделать не легко?

Тонкости выбора

На рынке существует большой ассортимент колера, подходящего для многих типов красящих веществ. Красители для ЛКМ можно использовать самостоятельно. Некоторые из пигментирующих составов являются универсальными, ведь они применяются не только для краски, а также штукатурки и шпаклевочной смеси.

При подборе цвета необходимо помнить, что в банке или флаконе колер выглядит ярче, чем после высыхания.

Ассортимент пигментирующих веществ представленный на строительном рынке большой. Классифицируются они по своему назначению:

  • жидкий колер и пигментная паста, используются для грунтовок, различных пропиток, а также лаков, применяемых к древесине и другим пиломатериалам;
  • концентраты жидкой консистенции, предназначенные для эмульсий и дисперсных красок, изготовленных на водной основе;
  • пасты, применяются для масляных, алкидных эмалей и большей части различных побелочных смесей.
  • универсальные колорирующие пасты для полиуретановых, нитроцеллюлозных, эпоксидных эмалей;
  • колер с металлическим блеском или перламутром – этот класс имеет широкий перечень различных составов, подобрать которые можно для любого варианта, подходящего к большей части современных лакокрасочных материалов.

Пропорции смешивания

Как видно пигментирующие добавки имеют различное назначение и представляются в виде колорантов или паст. Состав колера не содержит связующих компонентов, вместо них применяются диспергирующие смолы, повышающие растворяемость и снижающие вязкость пасты. Базовые краски смешиваются с пигментными веществами в таких пропорциях:

  • для водоэмульсионных – не больше 20%;
  • для масляных – 1,5 или 2 %;
  • для остальных составов не более 5%.

Этого количества достаточно чтобы оптимально придать насыщенности без вреда для обрабатываемого покрытия. Существует два вида пигментов: органические и неорганические.

Первый вариант имеет насыщенный и яркий оттенок. Но, приготовленные составы на такой основе отличаются незначительной светостойкостью, низким уровнем устойчивости к воздействию щелочей, которые выделяются из минеральной штукатурки. К ним относятся: сажа, марганец, охра, а также умбра и лазурит.

Второй вариант имеет высокую светостойкость, но выбор цветовых коллекций ограничен – это лютеин, родопсин и каротин.

Если колеровочные пасты и другие пигментирующие вещества имеют высокий процент насыщенности, тогда это ограничит их добавление и смешивание с водоэмульсионной краской. Не стоит забывать, что большая концентрация пигментирующего вещества снижает свойства самого красящего материала.

Колер водоэмульсионной краски соединяется с самим ЛКМ непосредственно перед нанесением на необходимую поверхность, чтобы пигмент не оседал на дно. Готовое средство используется как внутри здания, так и снаружи. Окрашиваются бетонные, деревянные, кирпичные, а также прошпаклеванные поверхности.

Преимущества использования

Главным положительным качеством колерования является тот факт, что используя его можно добиться необходимого оттенка. В готовом виде цветовая гамма ограничена и сложно найти подходящий вариант. К плюсам еще можно отнести:

  • доступную цену;
  • использовать самостоятельно без привлечения мастеров;
  • нет необходимости применять специальное оборудование;
  • не теряет свой первоначальный цвет при попадании на поверхность прямых УФ лучей;
  • хорошее размешивание с водоэмульсионной краской.

После нанесения на различные покрытия основа получается гладкой.

Особенности колорирования

Наиболее востребованным видом является колер водоэмульсионной краски. Это объясняется широким распространением данного типа красящего вещества при выполнении ремонта как в городской квартире, так и загородном доме.

Оттенки, которые можно сделать для краски на водной основе очень разнообразны. Это помогает использовать их в правильном сочетании и добиться совершенно любого оттенка. Специализированными видами колеров можно пигментировать такие виды красок:

  • латексные;
  • клеевые;
  • водно-дисперсионные.

Если на прилавке строительного магазина будет находиться упаковка, имеющая надпись «пигмент для акрила» можно не сомневаться, что она подойдет для всех выше перечисленных категорий лакокрасочных материалов.

Важно помнить, что колер водоэмульсионной краски имеет средний расход, составляющий 20% от объема базового вещества.

Приготовление красящего вещества

Чтобы придать ЛКМ на водной основе нужный оттенок следует придерживаться некоторых советов:

  • точно рассчитать необходимое количество колеровочного вещества для данного объема краски;
  • покупая колер следует руководствоваться предоставленным каталогом от производителя, чтобы увидеть какой будет оттенок в конечном результате;
  • если запланировано создать сложную оттеночную коллекцию надо пользоваться специальными таблицами, на которых виден окончательный результат смешивания краски с разными оттенками;
  • используя незнакомый пигмент не надо смешивать сразу весь объем ЛКМ, сначала надо испробовать его в небольшой емкости (посуда должна быть предпочтительно белого цвета);
  • если оттенок уже высохшей краски не удовлетворяет, придется изменить пропорцию красителя;
  • после того, как будет выбран походящий оттенок можно будет замешивать все ведро;
  • перемешивать пигмент с базовым материалом необходимо очень тщательно, ведь от этого зависит окончательный результат малярных работ;
  • размешивать вещество, для получения оптимальной консистенции, можно дрелью с регулировкой оборотов и насадкой для вымешивания штукатурки;
  • обороты выставлять на минимум, чтобы краска не разлеталась в разные стороны;
  • если она все же разбрызгивается, следует переключить регулировку в режим «реверс»;
  • непосредственно перед нанесением краски на поверхность ее снова тщательно перемешать.

Пигментированные ЛКМ в магазине

Как было замечено, сделать самостоятельно колорирование не так сложно, если придерживаться всех рекомендаций. Но, есть более простой и качественный метод – это компьютерный подбор пигмента для водоэмульсионной краски.

Большие строительные супермаркеты имеют отделы, где производится колерование при помощи профессионального оборудования. В специальный автомат размещается емкость с основой (обычно она белая). Задается программа с введением сведения о том, какой выбирается оттенок. Дозатор наливает в ведро соответствующий пигмент или комбинацию из нескольких красителей.

Ведро с краской и дополнительными оттеночными компонентами герметично закрывается и устанавливается на платформу, которая постоянно вибрирует. Из-за этого смесь хорошо перемешивается, получается однородная консистенция.

Цена специализированного процесса колеровки будет значительно выше, чем самостоятельное приготовление. Но, при автоматическом смешивании результат превзойдет все ожидания.

Всем известно, что соединяя 3 основных цвета (красный, желтый и синий), можно добиться любого другого цвета. Эту теорию еще в древности вывел Леонардо да Винчи. Вывод из теории можно сделать такой, что нельзя получить основные цвета путем смешивания других. Но, что делать и, к примеру, как получить красный цвет? Для решения вопроса подойдем к нему с практической стороны и рассмотрим как делают красный в типографии, каким способом его получают художники и что нужно для этого сделать.

Красный цвет в типографии делают путем смешиваня других основных красок. Здесь используется цветовая модель CMYK. Все различие цветов используемой модели делают путем смешивания нужных базовых цветов:

  • Голубой — cyan
  • Пурпурный (фиолетовый) — magenta
  • Желтый — yellow
  • Черный — black

Как и в других цветовых моделях надо взять не менее 2 цветов и в нашем случае красный на печатной продукции делают сочетанием 2 триадных красок: фиолетовой (маджента) и желтой. Такой метод применяют и для того чтобы делать цветные гравюры. Если обзавестись этими красками, то можно сделать не только красный цвет, но и добиться его оттенков, путем регулирования соотношения желтого и пурпурного (фиолетового). Диапазон красных красок будет от бледного фиолетового до насыщенного оранжево-красного.

Смешиваем желтый и пурпурный получаем красный

Информация: Помимо типографии модель CMYK лежит в основе работы большинства принтеров. Так же ее используют при профессиональной покраске машин, декоре интерьеров и фасадов сооружений, в тканевом производстве.

Естественный красный

Помимо искусственного получения цвета его легко можно сделать из природных материалов. Так цветы подмаренника позволяют окрасить предметы в ярко-красный. Для приготовления такой краски цветы сушат и проваривают с квасцами в течении полу часа. Цветки сафлора и зверобоя тоже пригодны чтобы сделать красную краску, путем вываривания воды до густоты. Близкую по цвету вишневую краску делают из оранжевого лишайника. Нужно мелко нарезать лишайник и смешать с пищевой содой (лучше использовать раствор), подождать 3-4 минуты и можно пользоваться.

В природе красный цвет можно встретить довольно часто. Поэтому его разные оттенки иногда называют ориентируясь на их естественных хозяев: фрукты, минералы и ягоды. Среди них можно встретить такие названия как: малиновый, гранатовый, вишневый, коралловый, синий, винный, бордо. Все подобные цвета образуют красную гамму.

Красные оттенки в живописи делают на основе пигментов теплых и холодных оттенков. К холодным надо относить хинакридон рубиновый или фиолетовый, к теплым — кадмий светлый, оранжевая сиена (натуральная и жженая).


Цветовые модели RGB и CMYK

Взаимодействие с другими цветами

Многим интересно возможно ли сделать красный из других цветов, к примеру, розового. Наш ответ — нет! Если вы замените фиолетовый розовым и смешаете с желтым, то красного цвета вам не видать, будет лишь его подобие.

Бордовый из красного получают при смешивании с черным. В зависимости от типов красок соотношение может доходить до 2:1 (нужно 2 части красного и 1 черного). Меняя концентрацию можно сделать различные оттенки бордового.

Другой вопрос, что будет если смешать красный и желтый? Ответ: получим оранжевый.

Самый популярный вопрос звучит так: «что получим при смешивании красных и синих красок?». Чтобы разъяснить посмотрим на цветовую модель RGB (красный, зеленый, синий), где хорошо видно, что,используя синий в сочетании с красным, получаем фиолетовый цвет.

Заключение

Базовые цвета для красного — желтый и пурпурный (фиолетовый). Чтобы сделать нужный цвет при смешивании, надо необязательно брать искусственные краски, можно использовать природные. Красный является базовым в модели RGB и нужно смешать с зеленым и синим чтобы сделать другие цвета.

Предлагаем к просмотру интересное видео

Сиенна жженая, ультрамарин, кадмий желтый — эти слова звучат как таинственные заклинания для непосвященного уха. На деле же это лишь названия цветов, хотя определенная магия в них, конечно, присутствует. Стоит только взять в руки кисть и нанести на палитру несколько капель, как тут же оживает воображение. И все, что остается художнику, это правильно смешать краски, чтобы творить настоящие чудеса.

Начинающим художникам порой бывает сложно сориентироваться в выборе цветов для своей картины, особенно если в наборе его акварели много цветов. Именно поэтому рекомендуется покупать краски с меньшим разнообразием оттенков, ведь гораздо интереснее и, главное, полезнее смешивать краски самому. Готовые цвета часто оказываются довольно резкими, далекими от природных приглушенных тонов. А вот собственноручно созданная палитра не только поможет найти то, что нужно для желаемого изображения, но и послужит источником воображения и полезных знаний.

Все оттенки красок делятся на теплые и холодные. Названия эти совершенно говорящие, теплые цвета более солнечные, летние: оранжевый, красный, желтый. Холодные соответственно зимние, освежающие: синий, голубой, фиолетовый.

Краски на палитре взаимодействуют друг с другом, образуя совершенно невероятные вариации. Однако существуют общие тенденции, которые отражены в так называемом круге Иттена. Это модель соединения первичных и вторичных цветов.

Круг не только показывает, как образуются вторичные цвета из первичных, но также зрительно разделяет их на теплые и холодные, соответственно одни справа, другие слева. Важно понимать, что речь идет о базовых цветах, а не оттенках. Ведь в сравнении они одни окажутся теплее, другие холоднее.

Вот небольшая таблица по смешиванию основных цветов.

Правила смешивания красок

Чтобы правильно смешать акварельные краски, нужно знать их некоторые особенности и обязательно учитывать их при нанесении на бумагу. Речь идет не только о делении на теплые и холодные тона, но и об укрывистости некоторых цветов, т.е. способности перекрывать предыдущие слои. Различные оттенки получаются не только путем смешивания двух цветов, но и варьированием их количества, а также количества используемой воды. К примеру, смешивание классического сочетания желтого и зеленого, при добавлении большего количества желтого будет постепенно изменяться к более светлому салатовому, и даже может вернуться к исходному элементу.

Цвета, близкие друг к другу при смешивании не дадут чистого тона, однако с их помощью можно получить очень выразительный оттенок, он будет называться хроматическим. Если же комбинировать цвета, расположенные в противоположных сторонах цветового круга, то можно получить ахроматический, сероватый тон. Например, такой эффект даст сочетание оранжевого с зеленым и пурпурным.

Некоторые краски при смешивании дают нежелательную реакцию. Речь идет не просто о грязи на рисунке, это может привести к растрескиванию слоя краски, а также к ее затемнению при высыхании. Сочетание цинковых белил с киноварью имеет красивый светлый розовый тон, но в дальнейшем такое сочетание темнеет, становится невыразительным. Поэтому оптимальным, конечно, считается достижение яркости и многоцветности путем смешения минимального числа цветов. Помните, что некоторые сочетания дают стойкий эффект, а какие-то вовсе недопустимы.

Как получить желтый цвет при смешивании красок

Желтый цвет — один из трех базовых, поэтому получить его путем смешивания в чистом виде невозможно! Однако можно добиться кое-какого результата, поиграв с его близкими по палитре оттенками. Например, чтобы получить золотой, понадобится обычный желтый и капля красного или коричневого. Неплохой вариант также можно вывести их желтого с красным и добавлением белил.

Как получить оранжевый цвет при смешивании красок

Намного более продуктивным является смешивание желтой краски для получения оранжевого цвета. Он образуется из замеса желтого и красного. При добавлении небольшого количества коричневого и красного можно сделать мандариновый оттенок или золотой, в зависимости от количества ингредиентов. Ярко-оранжевый цвет получается из классического оранжевого с коричневым и белым.

Как получить мятный цвет при смешивании красок

Как получить черный цвет при смешивании красок

В каждом наборе акварели имеется черный цвет, но, если по какой-то причине у вас его не оказалось, либо нужен очень темный оттенок, то можно смешать его самостоятельно. Понадобится соединить в равных пропорциях красный, желтый и синий. Отличный цвет получается из синего и коричневого. Также подойдут для смешивания красный, зеленый, желтый, фиолетовый. Мягкий черный цвет дадут желтый кобальт, синий кобальт и розовая марена.

Как получить зеленый цвет при смешивании красок

Зеленый цвет получается из желтого и синего. Однако в акварели в чистом виде он используется нечасто. Гораздо более популярны цвета солнечный зеленый или оливковый зеленый, полуночный зеленый, их соединение и прочие варианты. В зеленом солнечном используются ультрамарин и желтый кобальт, оливковый готовят из тех же цветов с добавлением сиенны жженой, а полуночный — из голубой ФЦ, желтого и капельки черного.

Как получить бирюзовый цвет при смешивании красок

Бирюзовый более известен под другим названием, аквамарин. На спектре цветов его место между зеленым и голубым. Стало быть для смешивания они и понадобятся. Понадобится чуть большее количество голубого цианового, нежели зеленого. Однако это зависит от необходимой интенсивности цвета. Для более нежного бирюзового можно добавить каплю белил или светло-серой краски. Для насыщенного аквамарина нужно будет взять яркий оттенок голубого, зеленый и немного желтого.

Как получить бордовый цвет при смешивании красок

Бордовый цвет обязан своим названием одноименному французскому вину. Это цвет торжественный, глубокий, смешать его можно с помощью трех частей красного и одной синего. Для более теплого оттенка можно ввести немного желтого, либо соединить ярко-алый пополам с коричневым. Более холодный тон получится из красного, коричневого и черного, он выходит настолько насыщенным, что его обязательно разбавлять водой.

Как получить голубой цвет при смешивании красок

Голубой цвет в акварели получить очень легко, достаточно как следует разбавить ультрамарин водой, и дело в шляпе. Однако для тех, кто не ищет легких путей, всегда найдется парочка интересных способов. Один из них это применение белил: на 2 части ультрамарина потребуется одна часть белой краски. Разбавлять синий цвет нужно постепенно, чтобы отрегулировать насыщенность тона. Для ярко-голубого цвета потребуется все тот же синий, капелька красного и белый. Еще один оттенок можно получить, добавив в эту смесь одну часть не красной, а зеленой краски.

Как получить малиновый цвет при смешивании красок

Яркий и энергичный малиновый цвет имеет целую гамму оттенков. Основной можно получить путем соединения красного, синего и небольшого количества белого. Для приглушения слишком броского цвета добавляют немного черного. Вместо черного можно применить коричневый, а вместо синего — бирюзовый или голубой, или фиолетовый, результаты будут очень неординарные.

Как получить коричневый цвет при смешивании красок

Получить коричневый цвет можно различными способами. Самый простой — это смешивание красной и зеленой красок. Также его можно сделать из фиолетового и желтого, чем больше желтого, тем светлее получится тон. Еще один способ — это применение красного, синего и желтого, однако смешивать их нужно постепенно, добавляя новые порции краски, чтобы отрегулировать оттенок, в противном случае может образоваться черный цвет, особенно если будут преобладать красный и синий. Хороший отенок дает смешивание оранжевого и синего.

Как получить фиолетовый цвет при смешивании красок

Из школьной программы известно, что фиолетовый получается из красного и синего цветов. Однако на деле это не совсем так. Получить качественный яркий оттенок довольно сложно, а то что получается из двух этих цветов скорее похоже на невзрачный бордовый. Итак, чтобы вышел яркий насыщенный лиловый цвет в компании из красного и синего должен преобладать последний. При этом оттенок красного нужно брать как можно более холодный, иначе велика вероятность смешать коричневый цвет, а не фиолетовый. К синему тоже свои требования — в нем не должно быть никаких зеленоватых нот, брать только в чистом виде, например, синий кобальт или ультрамарин. Для осветления итогового тона можно воспользоваться небольшим количеством белил. Важный нюанс, это то, что после высыхания цвет немного бледнеет.

Как получить синий цвет при смешивании красок

Синий цвет является базовым, смешать его из других цветов невозможно. Но с помощью синей краски и вспомогательных можно получить много его оттенков. Например, из яркого ультрамарина с белилами можно получить небесно-голубой. Для насыщенного синего тона берут ультрамарин с темным бирюзовым. Красивый сине-зеленый получается из синего с небольшим количеством желтого. Более бледным этот оттенок сделает белый цвет. Известная берлинская лазурь получается из замеса синего и зеленого в равных долях. Если взять 2 части синего и 1 красного, то получится сине-фиолетовый. А если брать не красный, а розовый, то получится королевский синий. Сложный серо-синий цвет, отлично подходящий для прорисовки теней, можно получить из синего с коричневым. Насыщенный темно-синий выйдет из синего и черного, соединять два к одному.

Как получить розовый цвет при смешивании красок

Обычно розовый цвет получают из соединения красного и белого, от пропорций будет зависеть его оттенок. Но можно и поэкспериментировать с различными видами красного. Замечательный эффект дает ярко алый, розовый цвет получается очень чистым. Кирпично красный дает персиковый оттенок. А кровавый ализарин с белым образую цвет фуксии. Добавляя в замес капли фиолетового или желтого можно получить неожиданно интересные результаты. Не все приемлют использование белого в акварели, тогда получить розовый можно просто путем разбавления водой любого красного цвета. В малой концентрации — это будет то, что нужно.

Как получить бежевый цвет при смешивании красок

Бежевый или телесный цвет необходим художнику для изображения людей, лиц, портретов и т.д. Нежный беж можно получить из белил с добавлением охры, кадмия желтого и красного, сиенны и иногда убры в мизерных количествах, для легкого оттенения. Соотношение охры в сравнении с остальными компонентам будет выше, все ингредиенты нужно вводить понемногу, регулирую необходимую интенсивность цвета. К сожалению, точного рецепта нет, у каждого художника свое видение этого вопроса.

Как получить сиреневый цвет при смешивании красок

Сиреневый цвет достаточно близок к фиолетовому, их даже называют родственными. Они оба являются холодными оттенками и стоят на цветовом круге достаточно близко. Собственно, и основной рецепт сиреневого цвета — это разбавление фиолетового белилами или водой.

Как получить серый цвет при смешивании красок

В акварельных картинах никогда не встретить черных теней, обычно они прорисовываются теми же красками, что и остальные детали, но с добавлением более темного элемента, например, серого. Этот цвет в акварели можно получить при соединении черного с большим количеством воды либо белилами. Интересные оттенки получаются из синего кобальта с добавлением сиенны жженой либо умбры жженой.

Смешивание масляных красок, технология смешивания

Смешивание масляных красок имеет несколько иную специфику, в отличие от акварели. Хотя основные рецепты получения тех или иных цветов, разумеется, общие. Основные техники смешивания акриловых красок:

  • Соединение цветов на палитре,т.е. физическое, для получения нового тона или оттенка с целью нанесения на рисунок. Если одна из красок более светлая, то ее наносят мелкими мазками на темную при условии, что обе краски обладают одинаковыми укрывными свойствами. При смешивании прозрачной краски с кроющей в итоге получается кроющая. Если берутся две прозрачные краски, то и результатом будет прозрачная. При таком методе неизбежно снижение чистоты и интенсивности тонов.
  • Метод наложения красок, по другому его называют лессировкой, заключается в наложении прозрачных красок друг на друга прямо на изображении. Конечно, предыдущий слой при этом должен быть абсолютно сухим.
  • Метод примыкания цветов. Если наносить мазки кисточкой очень плотно друг с другом, то визуально происходит смешивание этих цветов, как некий обман зрения.

Таблица смешивания масляных красок

Смешивание акриловых красок, технология

Акриловые краски — отличный вариант для начинающих художников и любителей живописи. Они универсальны подходят как для бумаги, так и для ткани, стекла, дерева и т.д. Единственный их минус — довольно высокая стоимость, а потому в наборах акрила, как правило не слишком богатая палитра. Но ничто не мешает расширить ее с помощью технологии смешивания. Необходимо иметь 7 цветов: красный, розовый, желтый, голубой, коричневый, белый и черный. И тогда с помощью специальной таблицы можно легко смешать акрил самостоятельно.

Таблица смешивания акриловых красок

Смешивание цвета красок гуашь

При выборе гуаши не стоит акцентировать внимание на больших наборах, выглядят они очень эффектно и презентабельно. Но по сути придется переплатить за совершенно ненужные цвета. Куда лучше сосредоточиться не на количестве баночек, а на их объеме. Ведь когда закончатся основные цвета, все равно придется купить новые краски, а неиспользованные так и останутся лежать мертвым грузом. Тем более, что получить новые цвета и оттенки гуаши очень легко, также просто как держать кисточку в руках. Никаких особых правил здесь нет, разве что таблица совмещения цветов понадобится.

Таблица смешивания красок гуашь

Поделиться: