Можно ли на могиле оставлять икону. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины? Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

В одном из храмов г.Чернигова (Украина) продается брошюра "1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам". Автор брошюры не указан, указан лишь издатель - "Православный приход храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево при участии ООО "Синтагма", 2001г. Имеется также указание на благословление Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского. Брошюра составлена из вопросов и ответов на них, причем большинство из ответов имеют ссылку на источник (в основном имена святых). Но некоторые ответы без подписи. Меня смутил один такой ответ. Привожу его дословно; вопрос: "1187. Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать? Ответ:" Ни в коем случае не допустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой: некоторые читают "Серафимово правило". У нас давно уже стало традицией, причем всенародной, посещение кладбища во второй понедельник после Пасхи для поминовения усопших, и столики и скамейки стали просто самой собой разумеющейся необходимостью, не говоря уже о фотографиях. И несмотря на наличие всевозможных памятников, рядом всегда присутствует православный крест (конечно, только у православных людей). И вдруг такой приговор - "языческий обычай".

художник

Уважаемый Виктор! Народные обычаи и церковное предание иногда совпадают, а иногда довольно заметным образом отличаются. И не всякий, даже укоренившийся, народный обычай следует принимать как безусловно относящийся к нашей вере. Будем помнить, в частности, такие слова блаженного Августина: «Что такое обычай без истины? Устаревший предрассудок». Посещение кладбищ во вторник второй недели после Пасхи является, безусловно, обычаем церковным, так как в этот день впервые после Пасхи совершается заупокойное поминовение усопших. В некоторых регионах, например, на Украине, это бывает не во вторник, а в понедельник второй недели после Пасхи. И в этом обычае нет ничего неправильного. Добро сходить в этот день в храм, помолиться на заупокойном богослужении. Если есть такая возможность — пригласить священника на могилку, если нет, то просто самим помолиться и пасхально поприветствовать своих усопших близких.

А вот обычай есть на могиле содержит в себе нечто от языческой тризны. В особенности если это сопровождается оставлением еды усопшим, выливанием алкоголя на их могилу. В этом есть какой-то магизм, какой-то языческий материализм по отношению к усопшим. Как будто им нужны яички, которые мы оставим на могиле или, в особенности, не дай Бог, алкоголь, который оставляется там же. Давно уже нет тех нищих, для которых оставленная на могилках пища была бы реальным пропитанием. Более того, если есть желание нищим помочь, то разумно это делать каким-то более обычным образом. В отношении же расположения скамеечки у могилки не вижу ничего неправильного. Приходящие к могилке люди могут быть пожилого возраста, престарелые. И придти, посидеть у креста на могиле своих усопших близких — в этом трудно усмотреть что-либо недоброе.

То правда, что помещать фотографии умерших на памятниках есть новый обычай, возникший преимущественно в советскую эпоху, и в правильности которого позволю себе усомниться, хотя и не до такой степени, чтобы присоединяться к тем, кто требует его запрещения на церковных захоронениях. Дело в том, что помещение фотографий на памятниках в советское время было проявлением неверия в жизнь вечную и своего рода свидетельством о том, что все, что остается у нас от наших усопших близких — это память о них, их вещи, их образы, зафиксированные на фотографиях. В этом было какое-то проявление неверия в то, что мы встретимся с ними в жизни вечной, в той, в которой не будет человеческого возраста, изъянов и немощей, которые приносили нам болезни и страдания, в той, в которой Бог будет всяческая во всех. Думается, что более глубоким отношением к поминовению было бы расположение на могиле креста с именем усопшего, чтобы каждый, даже случайный человек, проходя мимо того, кто в этой могилке погребен, мог помолиться о нем. Иногда на кресте или на памятнике пишутся какие-то краткие изречения, выражающие мировоззрение усопшего либо память нашу о нем, а иногда ничего больше и не пишется.

Количество записей: 105

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! В какие часы необходимо быть на кладбище на 40-ой день или это не имеет значения

Андрей

Андрей, самое главное - это наша молитва за усопших. Необходимо соблюсти 40-й день, а в какие часы мы придем - не имеет значения. Из практики скажу, что удобнее всего приходить до обеда. Повторяю, это для удобства, и только. Когда мы приходим с утра, то у нас остается много времени, и во время обеда можем помянуть усопшего за столом, и потом еще останется время поделать какие-то свои дела.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Когда отпевали мою мамочку, в руках у нее была икона. Что мне с ней делать? Спасибо.

Людмила

Людмила, икона - это Святой образ Божией Матери, и мы должны иконы хранить дома (сделать красный уголок) и молиться на иконы. То, что икона была в руках у покойной - ничего страшного. Икона - это Святыня, а любая Святыня - только благо для человека.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, в самое ближайшее время когда можно пожениться (расписаться в ЗАГСе) и совершить венчание? Знаю, начинается пост, в течение поста нельзя? А в мае? Говорят, надо жениться на Красную Горку. Правда ли это? Прошу дать совет, а то мы никак не можем определиться с датой росписи в ЗАГСе, свадебного торжества, венчания... И все ли надо совершить в один день?

марина

Действительно, постом не венчают. Венчаться на "Красную горку" не обязательно (тем более, что обычно в этот день много венчаний), просто это самый первый день, когда начинают венчать после поста. Хотя, наверное в этом году на "Красную горку" будет немного народа – не любят люди венчаться в мае, хотя это и обыкновенное суеверие. Расписываться и венчаться в один день необязательно, хотя так проще чисто организационно.

диакон Илия Кокин

Скажите, пожалуйста, батюшка, почему в наших церквах не разрешается сидеть? Что бы изменилось? Ведь не секрет, что на службу ходит много пожилых и больных людей, которым стоять очень тяжело, а помолиться сходить хочется. Как быть?

Анна

Да разрешается сидеть, Анна, какая в этом проблема? Просто люди сами стесняются, да и подвиг хотят сугубый понести, помолиться стоя. Ну, и в некоторых храмах, что правда, то правда, нет скамеек, но те, кому действительно нужно, приходят со своими складными стульчиками.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, для чего необходим траур по усопшему? Откуда появилась такая традиция? Ведь люди, близкие ушедшего человека, истязают себя изнутри скорбью, плачем. У многих начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, повышается давление, появляется уныние. Почему нельзя вспоминать человека с приятными чувствами, пожеланием доброты в небесах? Объясните пожалуйста, зачем эта душераздирающая традиция?

Алексей

Алексей, это хороший вопрос. Вот на Афоне монахи радуются, когда кто-то из братии умирает. Казалось бы, странно, ан нет, просто они уверены, что человек действительно спасется, и поэтому, зачем скорбеть? Вот и задумаешься невольно о причинах траура. Либо это скорбь о вечной погибели твоего близкого человека, ушедшего из жизни не готовым к вечности – но тогда надо скорее браться за молитву, а не убиваться в рыданиях, не терять на это время. Либо это скорбь по личной утрате, нам с человеком было хорошо и комфортно, а теперь его нет – но опять же это как-то эгоистично. Других причин я, честно говоря, и сам не вижу, и в любом случае в трауре есть много языческого, я уж не говорю про такой траур, когда нанимают специальных плакальщиц и совершают какие-то странные ритуалы – это вообще напоминает античные мистерии.

игумен Никон (Головко)

Спаси Господи! Можно ли ставить фотографию усопшего на полку, над которой висят иконы и стоит лампадка? И еще вопрос: я читала утренние и вечерние правила по молитвослову, а сейчас скачала перевод на русский язык и начала читать по листочку. Не согрешаю ли я, и надо ли мне брать благословение на это?

Наталья

Наталия, мы молимся на иконы на Святых, которые прославлены Богом и церковью. Ставить фотографию рядом с иконами нехорошо. Фотографии наших близких должны находиться в соответствующих местах (коробочке, альбоме), или если уж так хочется - то можно повесить на стенку или в сервант поставить, но не рядом с иконами. Молитвы читайте, как раньше читали, по Молитвослову, ничего не меняйте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер. Меня зовут Виктория. Мне нужна Ваша помощь. Накануне нас с мужем попросили обвенчать пару молодых. Невеста приходится мне двоюродной сестрой. Мои родители венчали родителей невесты. В каких случаях мы можем отказаться от венчания их? Я верю, что отказ от того, чтобы стать крестными родителями - это грех. Мы не в состоянии на данный момент венчать молодых. Мы с мужем поженились полгода назад и сами живем на съемной квартире, и еще остался долг отдать от свадьбы. Причем, за все это время я не видела особого почета и уважения от них к своим родителям, как к крестным их, а наоборот, насмешки и высокомерие. Поэтому не хотим их венчать, т. к. им это нужно лишь для галочки. Тем более, я понимаю всю ответственность взятых на себя обязательств, если согласимся венчать. А обратились к нам лишь потому, что в их кругу нет больше венчанных пар. А так мы не хотим венчать. И еще один вопрос - как получить благословение на зачатие ребеночка? Мы 3 месяца назад потеряли ребеночка на раннем сроке, 5 недель, и очень переживали. Теперь с Божьим благословением хотим снова попробовать. Жду ответа. Спасибо Вам.

Виктория

Виктория, искать каких-либо особых причин на то, чтобы отказаться быть свидетелем на венчании, не нужно, это дело добровольное. Если Вы не хотите участвовать в их венчании, так и не участвуйте – это не грех, это свободная воля человека. Вот молитва о рождении ребенка, читайте ее каждый день. "Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь".

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у дедушки выпадает 40 дней на 18 марта 2013 г. Когда нам можно организовать поминки по усопшему и что можно готовить?

Анна

Анна, для усопших самое главное - не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное - это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мне из Иерусалима привезли 33 свечи, могу ли я их зажечь дома, а потом дать родным и друзьям, чтобы они тоже зажгли их у себя? И что потом делать со свечами? Или их нужно разделить и раздать? Спасибо!

Татьяна

Татьяна, поступите следующим образом: либо подарите их друзьям, по штучке, либо оставьте себе, чтобы зажигать их на молитве дома.

игумен Никон (Головко)

Уважаемый отец Сергий, большое спасибо Вам за доброе слово, надежду и веру. Если можно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: покойному на могилу и дома у фотографии цветов ставят обязательно четное количество? Если Службу на Пасху смотреть по телевизору и молиться - это что-то значит, это можно? И последний вопрос. У моей подруги, она верующая, есть бабушка, которая видит, например, жив человек или нет, если он пропал, ворует ли подчиненный на работе, сложатся ли отношения с мужчиной и т. д. Денег никогда не берет и чужих не принимает, а если кому из близких поможет, потом плохо себя чувствует. Удивительно, но всегда говорит чистую правду и никогда не ошибается, она еще и лечит немного. Я всегда знала, что это считается грехом, но подруга уверяет, что это у бабушки дар от Бога, что она получила разрешение и благословение в церкви. Скажите, пожалуйста, такое возможно? Большое спасибо за внимание и терпение, заранее благодарна за ответ.

Елена

Елена, традиционно кладут четное количество цветов. Если ошибетесь, не беспокойтесь, это никак не повредит никому. Молиться можно всегда, и если нет возможности пойти в храм, можно благоговейно посмотреть трансляцию по телевизору. Но, заменив храм трансляцией без серьезной причины, Вы окрадете себя. "Разрешение и благословение" - это сказки. Избегайте общения с такими "бабушками". Просто так плохо себя не чувствуют. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли делать венчальные кольца из платины? И правдивы ли суеверия о кольцах? Спаси Господи.

Наталия

Кольца из платины делать можно, а любое суеверие – ложно. Даже в рифму ответил.

диакон Илия Кокин

Доброго дня! Скажите, пожалуйста, есть ли очередность или разница, кому вначале ставить свечу - за мертвых, а потом перейти и ставить за живых?

Всегда принято сначала молится о здравии, потом о упокоении. В алтаре на Литургии молитва за живых о здравии всегда идет первой, потом уже мы поминаем о упокоении. И я думаю, в отношении свечей надо придерживаться такого же правила - сначала ставить о здравии, потом о упокоении. Во всех молитвословиях также сначала мы молимся о здравии, потом об усопших.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Насколько часто зажигают лампаду? Благодарю!

юлия

Юлия, Лампады в доме обычно зажигают, когда мы молимся, в церковные праздники, в воскресные дни, бывает, что просто хочется зажечь лампаду – конечно, можно зажечь лампаду просто так. Можно сказать, что лампаду можно зажигать в любое время, когда Вам захочется.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что необходимо выполнить для того, чтобы подготовиться к Великому посту? Я слышал, что перед его началом следуют какие-то особые недели. Заранее благодарен. Дмитрий.

Дмитрий

Дмитрий, нужно просто прожить это приготовительное время вместе с Церковью, как, собственно, и всегда - жить Церковью и быть ее членом. А суть приготовительных недель заключается в постепенной подготовке к посту - и морально, через назидательные примеры покаяния, бывшие в истории человечества, и, в том числе, физически, через постепенный отказ от скоромной пищи, мяса, затем молока, и, наконец, полный переход на пищу постную. Эта тема отражена в одном из разделов "Видеокурса" на нашем сайте.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Строка поиска: иконы

Найдено записей : 572

Ответьте, пожалуйста, у каких икон надо ставить свечки за без вести пропавшего родственника (в моем случае - это дедушка, уже около 40 лет как ушел из дома). И как правильно его поминать?

Ольга

Я не слышал, чтобы существовали «специальные» иконы, перед которыми было нужно молиться о без вести пропавших. Молитесь Божией Матери, святому покровителю Вашего дедушки. Лет до 90 можно подавать о нем записки, как о живом (подписывая после имени: «без вести пропавший»), а после того, как ему исполнится 90, молиться о нем, как об усопшем.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, уважаемые батюшки. У меня 2 не связанных друг с другом вопроса: 1. Дайте, пожалуйста, совет. В конце прошлого года в сети мы со знакомой увидели объявление, что слепому юноше грустно, в нем просили, у кого есть возможность, с ним пообщаться. Он совсем для нас мальчик (ему 17-18 лет, инвалид по зрению - полностью слеп), мне - 28, знакомой 36. Мы встретились, прогулялись в парке втроем, пообщались насколько могли. Он верующий, мы даже там в парке заходили в церковь, я подводила его к тем иконам, к которым он просил. Обменялись номерами телефонов. Но у него, видимо, есть какие-то нарушения психические, не то, чтобы он душевнобольной, просто как-то... немного не знает, когда остановится. Ну, и понятно, что в силу своей проблемы, кругозор немного узковат. Мне он звонил несколько раз, весьма настойчиво, сейчас перестал. А знакомой звонит ОЧЕНЬ часто, говорить фактически не о чем, к тому же он говорит очень громко. Как правильно повести себя в такой ситуации? Ни она, ни я не можем взять на себя ответственность дружбы с этим парнем, именно в силу его некоторой небольшой надекватности, хотя, я думаю, это не очень правильно. Помогите понять, как следует ему сказать, чтобы он не звонил все время, что у каждого своя жизнь. Кстати, он не совсем одинок - есть мама (она много работает, чтобы его как-то обеспечить), у него есть друзья по учебе, с которыми он перезванивается. Сейчас он переехал в подмосковье, и гулять конечно ему особо там не с кем, как было и здесь. Сумбурно получилось описание, но я не знаю, что посоветовать знакомой, которой он очень надоедает звонками. Помогите как-то разобраться в ситуации, посоветуйте, пожалуйста. 2. Прочитала многое, но так и не поняла - можно ли целовать крест, иконы, пить святую воду и причащаться во время критических дней? Отвечают по-разному, кто-то говорит да, кто-то нет, кто-то, что как сама себя ощущаешь, если есть необходимость. Как быть? Мы не приучены, но ведь и в Новом Завете явных запретов на это, как я поняла нет.

Дарья

Здравствуйте, Дарья. Если не хотите человека ранить и для себя пользу потерять, общение с убогим надо поддерживать. Однако это общение надо ввести в упорядоченные рамки. Нет ничего кощунственного и зазорного в том, чтобы это прямо и без обиняков обсудить. Например, назначить такие встречи на первое и третье воскресенье месяца. И звонки так же определить временем. По второму вопросу: в православии нет правил ритуальной чистоты, это понятие ветхозаветное. Строго следуя православному богословию, никаких препятствий для участия в таинствах во время кровотечений мы не найдем. Но, богословие это теория, мало кто ее знает, и еще меньше тех, кто находит связь между теорией и жизнью. В практике сложился обычай воздерживаться от участия в таинствах из благочестивых соображений. Обычно приводится пример евангельской женщины страдавшей много лет от кровотечений, которая дерзнула приступить ко Христу, но не дотронулась до Него, а только до края одежды. Ее поведение ставят в пример «женской аскетики», но, касается это только Причащения, и только при обычном течении жизни, когда можно и подождать пару дней. Если ждать нельзя, есть опасность смерти, или кровотечения вызваны болезнью, а не естественным физиологическим циклом, надо причащаться без смущения. Понятно, что эта позиция компромисс между ревнителями ветхозаветных норм и поборниками легкого православия, но ведь и Господь заповедал идти средним путем.

Иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте!Моя дочь выходит замуж.Подскажите,пожалуйста,как следует родителям по православной традиции благословлять молодоженов и какой иконой?Какие молитвы можно читать матери за взрослую дочь и за молодую семью?Заранее благодарна за ответ.

Наталья

Вы можете благословить молодых иконой Богоматери, а родители жениха – иконой Спасителя и тогда эти иконы можно будет использовать на Венчании. Молитесь святым Петру и Февронии, блаженной Ксении Петербуржской.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! 1) Пожалуйста поясните такую фразу из Евангелие «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» К сожалению даже прочитав пояснение не поняла полностью всей сути. 2)Скажите пожалуйста, можно ли подавать записки в Храме о маме (за упокой) или стоит за нее только дома молиться если она хоть и была крещеной, но заблудилась в жизни и умерла не покаявшись, и в Храм не ходила, и не причащалась, и к большому сожалению еще и увлекалась гаданиями и вскими практиками. А умирая мне передала разные атрибуты гаданий. Я тогда еще была далека от православия и тоже ни чего кроме Крещения в детстве не имела. Слава БОГУ за все! ГОСПОДЬ показал мне путь к спасению и я начинаю свой путь в православии. Но вот много возникает вопросов. Очень жалко что мама умерла в заблуждении. Хотя в ее вещах мы с папой нашли молитвослов и иконы разные. Может она все таки старалась что то понять. Но к сожалению не знаю как она этим пользовалась. Молилась ли или в гаданиях использовала. Пожалуйста подскажите как правильно будет. С благодарностью ко всем отвечающим.

Нина

Нина, 1) в этом отрывке текста Священного Писания говорится о том, что Господь предрасполагает сердце человека к принятию веры: Он видит готовность человека и посылает ему в жизни назидания, чтобы окончательно расположить к истине; 2) что касается Вашей мамы, то лично я думаю, что молиться о ней обязательно нужно: она - крещенная христианка, и сейчас сильно сожалеет о своем жизненном заблуждение, так помогите ей молитвой!

игумен Никон (Головко)

Подскажите, пожалуйста, почему иногда в церкви хочется плакать? Я в церкви бываю редко, но иногда, когда я ее посещаю (не каждый раз) - мне хочется плакать, и приходится сдерживаться. Сегодня я была на православной ярмарке, где было много икон - и возле двух очень хотелось плакать, и прямо чувствовалось, что от иконы идет чистая, сильная энергия. Я хочу сказать, что я человек не очень религиозный, даже молитв не знаю. На службы не хожу.

Я думаю, Ваша душа сильно истосковалась о Боге и иссохлась без благодати, и когда чувствует присутствие Своего Создателя и Небесного Отца, приходит в умиление. Вот Вы говорите, что человек нерелигиозный и на службу не ходите – что ж, неужели Вы не хотите жить с Богом, а предпочитаете блуждать между оккультизмом с его «энергиями» и полным неверием? Если душа Ваша плачет в присутствии Бога, думаю, что нет. Так ступайте тогда в храм, там для Вас и помощь, и спасение.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. Подскажите, пожалуйста, по поводу оформления домашнего иконостаса. На стеночке, где у меня организовано место для молитвы, иконы расположены так: справа Спаситель, слева Матерь Божия, над ними посередине Троица, а еще повыше распятие. В самом нижнем ряду - святые. Но нигде не могу найти информацию, как располагать ангела хранителя. И на какой высоте лучше располагать иконы? Раньше, когда были только иконы Божией Матери и Спасителя, они располагались в один ряд на уровне глаз или, может, чуть выше. Когда появилась Троица, то вроде стало не очень удобно наверх смотреть. Решила переместить пониже. Вроде вся композиция попадает в поле зрения, и голову задирать не нужно. Но глаза Спасителя и Божией Матери оказались ниже уровня моих глаз. Вот и думаю - может, зря так сделала - может, лучше было поднимать глаза на Троицу? И почему нельзя иконы располагать в изножье детской кроватки - ведь так ребенку их хорошо видно, а в изголовье он их видеть не сможет. И еще в отдельном месте повесила иконы праздников. В один ряд, как в храме - место не позволяет, поэтому сделала так. Праздники, посвященные Божией Матери, расположила отдельно. А отдельно - в нижнем ряду - от Рождества Христова до Преображения плюс Воздвижение Креста, над ними - Вход Господень в Иерусалим, в центре композиции - Воскресение, справа - Вознесение. И выше всех в центре - Троица. В среднем ряду планирую дополнить еще воскрешением Лазаря и Сошествием Святого Духа на апостолов - чуть меньшие по размеру - слева и справа соответственно. Вопрос в следующем - стоит ли рядом с Троицей расположить Архангелов Михаила и Гавриила (в меньшем размере), или это уже перебор? И вообще, как их располагать? В храме-то они в деисусном чине. Могут ли они Троице предстоять на иконостасе? И вообще, какая у бесплотных сил "субординация"?

Ирина

Ирина, никаких правил относительно того, как располагать иконы дома, нет. Как сможете, как Вам нравится, так и располагайте. Разве что, предпочтительно, чтобы иконы находились в изголовье Никакой «субординации» у святых и ангелов нет. Они пребывают в Любви Христовой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! У меня вопрос, можно ли ставить иконы в шкаф закрытый, за стеклом, кроме икон в шкафу ничего нет. Спасибо.

Диана

Диана, иконы должны стоять где-то на виду, или висеть на стенке, но в любом случае – они должны не просто «быть в наличии», Вам необходимо молиться перед этими иконам. Если будете молиться, то можно и в шкафу за стеклом держать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять, как правильно. Там, где я сплю, в ногах стоят небольшие открытые полки в четыре этажа. Получается, я сплю ногами к иконам. Правильно ли это?

Николай

Николай, ничего страшного в этом нет. Если нет возможности поставить иконы в изголовье, то пусть стоят так.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Батюшка, не могу понять, почему на иконах, например, Богородицы: на каждой иконе разный лик? Если Она была дева Мария одна, почему разная везде?

Евгения

Евгения, существуют определенные каноны, то есть правила, по которым пишутся иконы. Портретное сходство при написании иконы не является строго обязательным, ведь на иконе изображается не лицо, а лик. Тем более что оно не всегда возможно, ведь описания внешности Богородицы и древних святых даются словесные, а не фотографические.

иерей Владимир Шлыков

ЗДРАВСТВУЙТЕ! В каком углу нужно ставить иконы?

Инна

Традиционно, иконы вешают с восточной стороны, но если это по каким-то причинам затруднительно, то можно поместить иконы в любом удобном углу.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшки. Если у меня есть икона новозаветной Троицы, где Бог Отец изображен в виде старца, а между ними Дух Святой в виде голубя, то можно ли у этой иконы молиться? И зачем людям изображать Бога Отца, как изображают Его?

Екатерина

Екатерина, эта икона не является каноничной. Каноничной, то есть написанной по правилам, считается икона Святой Троицы, на которой изображены три Ангела (как у Рублева). Здесь же художник изобразил Троицу так, как захотелось лично ему, не следуя правилам иконописи. Молиться перед этой иконой можно, а рассуждать о воображении художника не вижу смысла, так как Церковь уже установила рамки для написания икон Святой Троицы.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Знакомая привезла мне из поездки в Иерусалим платочек, который она приложила ко Гробу Господню. Что с ним делать и нужно ли что-то делать? Не язычество ли это? Или это святыня в какой-то степени, как икона, например? Простите и благословите.

Светлана

Здравствуйте, Светлана. К святыне прикладывают какие-то вещи, чтобы потом благоговейно хранить или привезти ближним как благословение. Можно постелить этот платочек на полочку под иконы. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста, советом. Мы с мужем не венчались, просто регистрировались. Его родители и мои родители благословляли нас иконами. Сейчас мы развелись, а иконы остались у бывшего мужа дома... Я всегда за ними ухаживала, когда мне пришлось уйти, я очень хотела их забрать, но оставила, т.к. на тот момент мне казалось, что они будут оберегать тот дом и его. Сейчас мне очень неспокойно, что я их там оставила. Что мне делать - стоит их забрать? Или забрать только одну икону, какую? Или пусть остаются там, а себе купить новые? Я даже не знаю, ухаживает там кто за ними или нет... Что мне делать?

Елена

Елена, Вы можете поступить по своему усмотрению. Если бывшему мужу иконы не нужны, попробуйте их забрать. А можно и оставить все как есть.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня вопрос: сейчас в церкви продают много маленьких заламинированных бумажных иконочек, так вот, не знаете ли, как долго они "живут"? Может ли такая икона прожить век? Просто хочется, уж если есть иконы, то, чтобы они были одни и те же, а не менять в течение жизни из-за того, что они пришли в ветхость. Понятно, что надо проявлять должную заботу о них, но при ее наличии будут ли они все равно долговечны? И еще вопрос: не будет ли воровством - брать иконы из интернета и распечатывать их, и после освящать, ведь фото икон в интернете кто-то делал, кто-то те иконы писал, а я, получается, не спросив, взял фото иконы и для себя распечатал. Заранее спасибо за ответы.

Алексей

Здавствуйте, Алексей, о сроке службы ламината судить пока рано, слишком недавно его изобрели. Мне кажется, это долговечный материал. Скачивание материалов, лежащих в открытом доступе, воровством не является. Поэтому можно сделать иконы, как Вы собираетесь. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я недавно вышла замуж, и в дом мужа с собой принесла иконы, которые у меня дома были. Поставила иконы в нашей спальне на полочке, часто к ним обращаюсь, молюсь. А на днях мне свекровь сказала, чтобы я иконы из спальни убрала, мол, в спальне сексом занимаемся с мужем и перед святым ликом нельзя этим заниматься. Верно ли это? Следует убрать иконы? Я вот не хочу убирать. Считаю, что мы повенчались, и это не грех, потому как мы в браке.

Анна

«Сексом занимаются» приматы – они спариваются, у нормальных же людей это называется супружескими отношениями. Вы правы – иконы в спальне должны быть, никакого греха в этом нет. Бог, кстати, знает о нас все и прекрасно нас видит, и даже если мы уберем из спальни иконы, то это не сделает нашу жизнь тайной от Него. У одного святого монаха был такой пример в житие: блудница хотела его соблазнить тайно, а он пригласил ее на площадь для этого. Она сказала, что там люди, а монах ответил, что Бог везде. Поэтому надо жить честно и меньше грешить. В частности, держать свою супружескую жизнь в дали от людских глаз, а уж свекрови точно в ней нет места.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, у меня умер папа. Нашли его поздно, долгое время спустя. Как отсчитать 40 дней? Как попросить у него прощения? Можно ли относить на кладбище иконки Матроны и Ангела-Хранителя? Что сделать, чтобы его душа успокоилась? Что делать, если зеркала были открыты, пока он был в помещении?

Диана

Диана, сорок дней в таком случае считают от даты, указанной в медицинском заключении о смерти. На кладбище иконы носить не нужно – нет смысла, к тому же они там испортятся от непогоды. Иконы должны висеть дома, перед ними нужно молиться. Прощение попросите на могиле у него, как сможете. Нужно в церковь ходить, исповедоваться в своих грехах и причащаться. Нужно, в первую очередь, самой жить достойно и не грешить. Упокоение его души зависит от его прожитой жизни и от Вашей молитвы за него. А зеркала зачем закрывать? Какой в этом смысл? В церкви нет таких суеверий.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, после смерти мамы остались несколько бумажных иконок. На некоторых уже совсем не видно лика, выцвел от солнца. Как можно поступить с такими иконками?

Поделиться: