Дни особого поминовения усопшего. Молитва поминальная на полгода

Смерть – это переход человека в вечность, начало новой жизни. Для человека заканчивается время подвигов, духовной борьбы, очищения души от греховных скверн. Пришло время воздаяния. Человеку предстоит встретиться лицом к лицу с Творцом. От того как человек жил на земле зависит, способна ли его душа принять в себя вечное блаженство Царствия Небесного. Омывалась ли она в водах покаяния при жизни своей или же предавалась грехам и порокам. Земная жизнь влияет на вечную участь. После разлучения души с телом помочь умершему могут только живые. Поэтому Святая Церковь установила чин поминовения усопших. Живым людям, родным и близким почившего, следует как можно чаще молиться о спасении его души. Поминки делаются прежде всего для общей молитвы. Молиться можно как дома, так и в храме.

Днями особого поминовения усопшего считаются третий и девятый дни по смерти, сорок дней, годовщина, день рождения и именины умершего. Совершают также поминки на полгода. Поминать на полгода можно на общей трапезе, которая делается для родных и близких умершего, можно также накормить нищих. В постные дни пища должна быть постной, в обычные – скоромной. На поминках не должно быть никакого спиртного. Перед трапезой необходимо помолиться: нужно прочитать «Отче наш» и спеть «Вечная память». Во время трапезы можно вспоминать об умершем. Если нет возможности сделать общую трапезу, можно раздать поминающим небольшие угощения или какую-либо памятную вещь (платок, посуда и т. д.) . Очень важно творить милостыню - помогать бедным с просьбой помолиться об усопшем.

Поминать усопшего можно в Православном храме, на Божественной литургии. Для поминовения заказывается сорокоуст – это поминание умершего на Божественной литургии в течении сорока дней. Поминовение в храме может совершаться и больший срок – полгода, год. Можно заказать поминовение на проскомидии. Проскомидия - это первая часть литургии, на которой хлеб и вино готовятся к таинству Причащения. Присутствуя на Божественной литургии, родные усопшего могу причаститься и исповедоваться. При этом из просфоры (особого хлеба, который пекут для служения литургии) вынимаются частицы за живых и за умерших. Существуют особые молитвенные песнопения об усопших – панихида и лития (в данном случае подразумевается вид литии, читаемый об упокоении души умершего) . Читать заупокойные молитвы можно дома, перед иконами.

Для служения панихиды можно пригласить священника - домой или на кладбище. Панихиду и литию могут служить и миряне, при этом молитвословия, которые обычно произносит священник опускаются. Панихиду и литию для мирян можно найти в православном молитвослове. Поминать на полгода можно читая заупокойную псалтирь. Читать ее дома могут родственники умершего, можно также пригласить домой, для чтения псалтири, церковнослужителя. Следует отметить, что об умерших священниках вместо псалтири принято читать евангелие. Поминки на полгода организуются не всеми. Но необходимо помнить, что для усопшего очень важна молитвенная помощь живых. Молиться об умерших родных и близких необходимо на протяжении всей жизни.

Самое подробное описание: молитва на полгода по усопшему - для наших читателей и подписчиков.

Молитва за упокой души умершего на 9 дней, 3, 40 и годовщину - как и зачем ее читать

Молитва за упокой души умершего - важнейшая часть любых похорон и поминок. Как, в частности, в нашей, православной вере, так и в христианской религии в целом. Почему этой части похоронного ритуала уделяется столько внимания?

Молитва за упокой души умершего - откуда произошла эта традиция и зачем она нужна

Молитва после смерти человека - давняя часть любой традиции, не важно, христианской, или языческой. Называются они по-разному и принимают абсолютно разные формы, но факт остаётся фактом. После смерти человека в путь на другую сторону его провожают определённым, установленным песнопением, панихидой, или другой формой религиозного ритуала. Потому что в каждой традиции, вне зависимости от вероисповедания, существует практика провожать человека.

Молитвы за упокой облегчают переход человека из одного мира в другой.

Почему? В чём причина? Верования человечества во многом расходятся. Но все они сошлись во мнении, что человеческая душа, отягощённая грехами, с трудом сможет попасть в лучший мир. Но у каждого есть родственники и люди, которые его любят. И желание облегчить такую дорогу близкому человеку вполне естественно.

Именно для этого существуют молитвы за упокой души. Ведь их произносят с горячим состраданием, пытаясь помочь умершему. Высшие силы, увидев такое рвение со стороны родственников и друзей, понимают, что если его так любят, то и меру грехов можно умерить. По плохому человеку вряд ли кто-то будет страдать.

Так что существование таких ритуалов вполне понятно, как логически так и эмоционально. Все хотят помочь своим родственникам, хоть живым, хоть мёртвым. Тем более, что, по большому счету, сам покойник уже не нуждается ни в гробе, ни в памятнике. Он уже мёртв, ему всё равно. Это если говорить о теле. Но вот душа - другое дело. Именно для неё скорбящие возносят молитвы. И стоит знать, что такая молитва может помочь живым тоже. Таким образом, что она поможет им настроится на духовный лад. Встать, так сказать, на одну линию связи с Небесами. Задуматься о том, какое количество грехов скопилось у каждого на душе. И подумать на такую тему - а сколько людей будет горевать на ваших собственных похоронах?

Когда нужно читать молитву об упокоении души

Молитва об упокоении души умершего - важная часть поминальной службы, когда душе больше всего нужна поддержка во время её скитаний. Нельзя относиться к вашему мёртвому родственнику небрежно, ведь Бог почувствует ваше халатное отношение и уже не будет так снисходителен.

Самая сильная помощь будет, если прочитать такую молитву в Церкви. Прежде, чем вознести молитву, живому родственнику нужно посетить храм. Прийти лучше всего к самому началу службы, либо за несколько минут до. Принесите с собой церковную записку, ведь её нужно будет передать к алтарю. Самый лучший момент - на проскомидии . Тогда во имя покойного возьмут часть из специальной просфоры. С её помощью можно получить великое очищение от грехов, когда часть такой просфоры положат в Чаще Священных Даров. Когда литургия закончится, панихиду тоже нужно будет отслужить. Если вы хотите, что бы молитва стала намного эффективнее, то скорбящему следует самому причаститься.

Есть определённые дни года, когда в Церкви чтят всех. От братьев и сестёр, которые умерли со всеми христианскими молитвами и отпеваниями, до тех, кого настигла смерть лютая, или внезапная. Без полагающейся в такой момент религиозной, обрядовой части.

  1. Суббота, которая называется мясопустной. Её отмечают за восемь дней до Великого Поста.
  2. Субботы, носящие название родительских дней. Стоят на второй, третьей и четвёртой неделе Великого Поста.
  3. Суббота троицкая. Отмечается перед днём Святой Троицы.
  4. Радоница. Вторая неделя после Пасхи, во вторник.
  5. Суббота, которая считается как родительской, так и Димитриевской. Отмечается восьмого ноября, что день памяти святого и мученика, Димитрия Солунского. Изначально она проходила в канун Куликовской битвы и во время её поминали имена православных воинов, которые почили, защищая родную землю.
  6. Поминовение православных, усопших воинов, 9 мая (26 апреля по старому стилю).

О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Что ещё нужно помнить, для правильного поминовения? Во-первых - особые даты. Умершего нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на именины . Так же в эти дни советуется щедро нести пожертвования церковные, где всегда будут чтить имя его. А ещё - милостыня бедным, с тем расчётом, что бы они вспоминали имя вашего родственника, когда будут молиться.

Текст молитвы об упокоении души умершего:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя - правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на 9 дней после смерти, а так же на 3 день, 40 дней и годовщину

Почему читается молитва именно на 3 дня, 9 и 40 дней после смерти ? Считается, что первые 3 дня душа готовится к отходу. Она всё ещё в теле, но держится за него буквально несколькими ниточками. Потом, когда на 3-й день тело хоронят, последняя связь прерывается. И с 3-го дня по 9-й день новоотлетевшей душе показывают райские кущи, так сказать. Как выглядит Рай, какие удовольствия ждут душу, как там хорошо и приятно.

Но когда наступает 10-й день - перед душой разворачивается совершенно другая картина. Ей начинают демонстрировать муки адские, и что её ждёт, если она попадёт сюда. Всё это время она не знает, что же именно её ждёт, Рай, или Ад. И узнает об этом умерший только на 40-й день. Именно в эти дни, когда решается судьба человеческой души, ей больше всего нужна поддержка от живых родственников. Потому принято читать молитвы и совершать панихиды именно в эти даты. Так что, как мы сами видим, молитва на 9 дней после смерти, на 3 дня и на 40 - очень важны. Ведь именно в эти дни решается судьба человеческая, а точнее судьба бессмертной души.

Есть несколько основных правил, которых нужно придерживаться, когда проводят поминки на такие значимые даты. Первое - верная атмосфера, дома, или вместе, где будет проходить мероприятие. Родственники должны налить в стакан воды, положить сверху ломоть хлеба и запалить лампадку.

Второе - количество поминающих. Их не должны быть много. Это близкие родственники и друзья, а так же сослуживцы, с которыми он поддерживал самый тесный контакт. Женщины должны подобрать волосы под платок, без исключения. А мужчины должны находится без каких-либо головных уборов.

Третье - приглашение. Не принято приглашать людей на поминки, ведь только так можно узнать, кому действительно важно спокойствие души умершего. Они должны прийти сами. Но иногда так бывает, что человек под гнётом горя забывает о том, какой сейчас день. Так что ему можно невзначай напомнить, не приглашая прямо.

Заупокойная Божественная литургия и панихида в храме святителя Николая Чудотворца - Патриаршем Подворье г. Софии

Четвёртое - еда. Все, кто собирается накрывать стол в этот день, должны помнить, что компот, кутя и вообще каши - обязательный атрибут поминального стола. Можно приготовить любимую еду усопшего и поставить во главу стола.

Пятое, и самое важное правило - вы собрались не для того, что бы отобедать. Вы должны помянуть усопшего. Вспомните совместные, приятные моменты, какие-то факты из его жизни. Пусть он всплывет в вашей памяти как живой. Как человек, который был с вами рядом. Почувствуйте его тепло.

Молитва на 9 дней после смерти:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на 3 дня:

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея, души усопших раб Твоих) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Молитва на 40 дней:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва на годовщину после смерти:

Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Молитва об упокоении души усопшего - важная часть любой похоронной и поминальной церемонии. Потому что она помогает душе очистится, при чём как душе умершего, так и душам живых. Тем более, что при прочтении такой молитвы сам Господь Бог будет с большей милостью оценивать поступки усопшего.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Дни особого поминовения усопшего

    Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

    Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

    Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

    После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

    Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

    Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

    ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

    Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

    Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

    Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

    Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

    К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

    Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

    Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

    Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

    Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

    Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

    После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

    Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

    Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

    Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

    ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

    Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »

    Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

    Молитва о усопших

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

    Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

    Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

    Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

    От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

    Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

    Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

    «Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

    Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

    В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

    скрыть способы оплаты

    скрыть способы оплаты

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    • В воскресенье - православный календарь на предстоящую неделю.
    • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
  • Здравствуйте, Ольга.
    Очень хорошо, что за Вашего отца можно молиться!
    Во-первых, закажите в Церкви сорокоуст "О упокоении", это нужно Вам сделать обязательно. Во-вторых, в молитвослове в "Утренних молитвах" есть молитва "О усопших", она находится в самом конце утренних молитв. Там есть и такое прошение: "Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их ), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя жизни наслаждения...". Далее можете молиться, вычитывая Псалтырь. В Церкви, когда совершаются Панихиды, всегда читается 17 Кафизма, эту кафизму Вы можете вычитывать и дома. Порядок чтения всей Псалтыри по усопшим такой: каждая кафизма начинается молитвословием "Приидите, поклонимся..." (трижды); по каждой "Славе" кафизмычитается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", находящаяся в конце "Последования по исходе души", и на ней поминается умя усопшего, а по окончании кафизмы читаются Трисвятое по Отче наш, тропари покойны и положенная после каждой кафизмы молитва. Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин. В некоторых молитвословах есть такое молитвенное правило "Лития по усопшим, творимая мирянином", если найдете, вычитывайте и данное правило. Молиться о усопших можно всегда, кроме дня Святой Пасхи. В этот светлый день Великого Праздника, даже в Церкви не отпевают усопших.
    Милостыню можете подавать чем угодно, кроме наркотиков и алкоголя. Можете подавать одеждой, деньгами, продуктами. Кому подавать? Кому хотите, только подавая милостыню, говорите: "Христа ради, за упокой раба (ы) Божиего (ией) (имя)". Такая милостыня будет защитана как доброе дело, которое Вы совершаете ради Господа Иисуса Христа. Милостыню можете подавать и в Церковь, например, в Церковную трапезную можете принести что-то из еды. Тем бездомным людям, которые сидят у Церковных дверей, а они как правило всегда пьющие, можете подавать только едой, т.к. деньги они скорее всего пропьют. Хотя, по этому поводу мнения священников расходятся, некоторые говорят, что подавать нужно всем, не взирая на внешность человека (пьяница или нет) по слову Господа Иисуса Христа: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Матф.5,42), иные говорят, что таким давать лучше всего едой или одеждой. Я же более согласен с мнением вторых священников, что лучше подавать едой или одеждой. А бедным (не пьяницам) можно и нужно подавать по нужде, если можете - деньгами, если нет - то одеждой или продуктами.
    Храни Вас Господь!
    С Уважением,
    Прот.Алексей

    Инструкция

    Помолитесь за усопшего утром в день, когда настало полгода со дня смерти родного человека. Это следует делать дома перед иконой, фотографией и предварительно зажженной свечой. Загляните в церковь перед тем как пойти на могилку. Делать это следует до начала церковной службы. Положите пожертвование и купите свечу (обязательно).

    Подайте записку с именем усопшего в соответствующее окошко храма, заказав специальный обряд. Лучше всего если вы закажите поминание на проскомидии. В таком случае из особой просфоры за усопшего вынимают небольшую частичку и в последующем опускают ее в специальную чашу со святой водой в знак омовения его грехов.

    Запалите лампадку или просто свечу, купленную в церкви. Накройте близ могилки небольшой стол с едой, дабы, как говорится, покушать вместе с умершим. По поверью считается, что дух усопшего витает в облаках и находится рядом. Также следует положить несколько кусочков еды на могилку. При этом важно соблюдать посты, если такие есть на момент поминания.

    Помолитесь за упокой души усопшего около могилы. Соберите всех, кто посетил могилу умершего и пригласите домой за поминальный стол. Еда на столе должна быть только разрешенная церковью на момент поминания (пост – постная, а также в зависимости от дня недели, в который проходит поминание).

    Необходимо перед трапезой совершить литию. Это может сделать мирянин, прочитав соответственно молитву.

    Подайте сначала, перед тем как приступит к трапезе, кутью (каша) из пшеницы или риса с изюмом и медом.

    Приступите к трапезе, каждый раз поминая добрыми делами и поступками умершего. Именно отсюда и название «Поминки» - значит .
    Внимание! Поминая усопшего, следует воздержаться от спиртного даже в том случае, если сам умерший любил выпить.

    В христианской традиции поминание умерших символизирует веру в вечную жизнь и в то, что после жизни "биологической" начинается жизнь другая, не ведомая людям земным, но от этого не менее реальная. Поминая, мы стараемся помочь ушедшему от нас человеку в жизни вечной. И так как поминание умерших, в первую очередь, основывается на вере, все обычаи так или иначе связаны с церковью.

    Вам понадобится

    • * молитвослов;
    • * церковные свечи.

    Инструкция

    Во-первых, молитесь. Так как мир, к которому мы обращаемся при умерших, для нас нематериален, основой взаимодействия с ним является именно молитва. Несмотря на то, что молитвой можно практически всегда, существуют дни особые: после - третий, девятый, сороковой, а также день рождения, день смерти и . Приносите молитву дома или в храме. При этом считается, что молитва обладает большей благодатной силой. При церковном поминовении священник произносит имена , которые вы перед богослужением передаете в церковный киоск, написав на . Также поставьте свечу.

    Поминальная трапеза - также одна из важных составляющих поминальной традиции. Трапезы устраиваются для родственников и знакомых умершего на третий, девятый, сороковой день и годовщину. Традиционно, до перед свечой или лампадой один из родственников читает 17 кафизму из Псалтыри, после этого все присутствующие читают "Отче наш".

    Несколько слов о поминальном столе. Первой подайте кутью, предварительно освятив ее в церкви или окропив святой водой. Традиционными также являются блины. Спиртное же, вопреки расхожему мнению, должно быть исключено.

    Обратите внимание, что если пришлись на среду или пятницу или время , стол должен быть постным. А с буднего дня Великого поста перенесите их на ближайшую субботу или воскресенье.

    Распространен обычай посещения могил усопших близких на Радоницу. Верующие люди не только осуществяют уборку захоронений после зимы, но и молитвой. Обычно трижды читается или поется тропарь Пасхи "Христос воскресе". Далее можно прочитать 90-й псалом. Вместо обычного заупокойного кондака "Со святыми упокой" принято читать или петь кондак Пасхи "Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне". Так же могут быть прочитаны или пропеты особые заупокойные тропари из последований панихиды и литии "Со духи праведных скончавшихся". Некоторые верующие на кладбищах в день Радоницы читают (поют) канон Пасхи.


    Поминовение умерших на Радоницу может совершаться и дома после посещения литургии и мест захоронений. Дома также могут быть пропеты вышеприведенные пасхальные песнопения.


    Радоница служит особым воспоминанием того, что Христос сошел во ад, вывел оттуда уверовавших в него людей, избавляя от духовной смерти.

    В разделе на вопрос Поминки на пол-года - существует ли общепринятый ритуал, связанный с этим событием? заданный автором Просфора лучший ответ это Поминки, проводившиеся в ближайшие после смерти сроки - до сорокового дня, а затем через полгода и год, совершались как семейный обряд, обряд жизненного цикла, семейное священнодействие. Им был присущ замкнутый характер, присутствие узкого круга родственников, близких членов семьи. Он направлен на конкретную личность, опре­деленного члена семьи. Их цель - сохранение кровнородственных связей с умершими. Поминают усопшего в полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего. Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным. Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку) , ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба. Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя. Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
    Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать. После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью. Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канон можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канон мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

    Поделиться: