Облачение священника: одежда, головные уборы, поручи, наперсный крест. Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

А еще – в голубом, зеленом, красном. В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое символическое значение.

В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое
символическое значение

Белый

Наверное, ты уже знаешь, что белый цвет представляет собой сочетание всех цветов светового спектра. Во всех культурах мира ему придают особое значение. В Православии он является символом Божественного света. В церковных облачениях этот цвет используются в те праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света. Давай вспомним эти события Священной истории.

Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Ее осенит Божественная благодать и Она станет Матерью Бога.

Рождество Христово. В этот величайший для всего человечества день в мир явился Спаситель.

Богоявление. При Крещении Иисуса Христа разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и на Него сошел Святой Дух в виде голубя.

Преображение. Когда Христос явился ученикам на горе Фавор, они не могли смотреть на своего Учителя – так сиял исходящий от Него Божественный свет.

Вознесение Господне на небо . Этот праздник означает обожествление человеческой природы Христа, когда Его тело перестает быть видимым для человеческого глаза.

Светлое Христово Воскресение . В начале Пасхального Богослужения священники также надевают облачения белого цвета. Почему? В память о таком событии: из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя воссиял Божественный свет.

Но затем священник меняет облачение, и даже ни один раз. Разноцветные одежды подчеркивают, что Пасха – это праздник праздников, великое торжество, когда все в мире ликует и сам мир переливается всеми цветами радуги.

Священник облачается в белые одеяния и на заупокойных богослужениях, отпевая усопших. Это связано с тем, что в своих молитвах о почивших мы просим Господа упокоить их со святыми, даровать им Царствие Небесное, где, по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

Красный

Это первый цвет радуги. Он символизирует Божественную любовь. Но это и цвет крови, которую пролил за нас Спаситель, а также святые мученики, пострадавшие за веру Христову.

Облачения красного цвета священники надевают на Пасху. Смена одежд во время Пасхального богослужения заканчивается облачениями красного цвета, которая подчеркивает великую радость праздника и торжество жизни. Следующие 40 дней после Пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях. В дни памяти святых мучеников.

Оранжевый

Следующий цвет радуги – оранжевый. Этот цвет очень тонкий, он может казаться и желтым, и красным, поэтому отдельно в церковных облачениях не используется. Его можно увидеть лишь в сочетании с желтым или красным.

Желтый

Желтый – цвет золота, поэтому именно его называют Царским. А кого Церковь называет Царем? Христа Спасителя. Он утвердил на земле Церковь и поставил в ней Своих служителей – апостолов и их последователей.

Именно в желтые одеяния облачаются священники в воскресные дни, когда прославляется Христос, его победа над силами ада. Эти облачения полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей – то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию. Вот почему богослужебная одежда желтого цвета используется чаще всего.

Зеленый

Он символизирует жизнь, обновление и представляет собой сочетание двух цветов: желтого и голубого. Желтый, как мы выяснили, это цвет Иисуса Христа, а голубой – Святого Духа.

Зеленые одежды священники надевают на Святую Троицу. В этот праздник мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь, на всех верующих во Христа. Такое единение с Богом и есть символ вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

В дни памяти преподобных. Преподобные – это святые, которые вели монашеский образ жизни, уделяя особое внимание духовным подвигам. Среди них и Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и Мария Египетская, и Серафим Саровский, и многие другие подвижники.

Но почему их духовный подвиг Церковь соотносит с зеленым цветом облачений? Та подвижническая жизнь, которую вели святые, изменила их человеческую природу – она обновилась, стала иной. На этих людей сошла Божественная благодать, и они еще при жизни соединились со Христом (желтый цвет) и со Святым Духом (голубой цвет).

Голубой и синий

Это цвета неба, откуда сходит Дух Святой. Это символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери. Пресвятую Богородицу Церковь называет сосудом Святого Духа. Она стала Матерью Спасителя после того, как на Нее сошел Дух Святой.

Голубой цвет — символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери

Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в праздники, посвященные Божией Матери. Это: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне, Успение, дни прославления икон Божией Матери.

Фиолетовый

Если все цвета радуги расположить по порядку и первый (красный) соединить с последним (синим), то есть замкнуть кольцо, то в результате смешения двух этих цветов мы получим фиолетовый. Его значение определяют те цвета, о которых мы уже говорили, – красный и синий. Это символ Божественной любви и символ Святого Духа. Именно поэтому фиолетовый цвет отличается особой духовностью.

Фиолетовые облачения священники надевают в те дни, когда вспоминаются крестные страдания Спасителя, Его смерть на Кресте (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица), а также дни поклонения Кресту Христову.

Фиолетовый цвет — это символ Божественной любви и символ Святого Духа

Оттенки красного цвета в фиолетовом говорят о любви Бога к человеку, ради которой он принял крестные страдания. Оттенок же синего означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан со Святым Духом, являясь одной из ипостасей Пресвятой Троицы.

В радуге фиолетовый цвет самый последний – седьмой. Он соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же стал днем покоя.

После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от земных дел.

Есть еще одно значение фиолетового цвета, связанное с его особым свойством, – соединять начало и конец радуги. Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний». Это надо понимать так: конец земной жизни Спасителя стал началом новой жизни – в Царствии Небесном.

Черный

В церковном облачении используется и черный цвет. В сознании русских людей он с давних пор ассоциируется со смирением и покаянием. Вот почему монахи всегда в черном.

Черный цвет — цвет смирения и покаяния

Такие облачения используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется). Они напоминают о том, что Великий пост – время особого покаяния и смирения.

ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

То же самое относится к настенным росписям, убранству’ храмов и другим атрибутам.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя.

Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.



Голубой

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Зеленый

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет.

Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.


Фиолетовый

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека.

Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа.

И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Символика красного

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.



Символика зеленого

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.



Символика белого

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.











И пр.) используются разных цветов.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. В Великий четверг - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца .

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.

  • Средние Господские праздники , седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни - золотистый (желтый)
  • Богородичные праздники голубой
    • Собор Пресвятой Богородицы - белый или голубой
  • Крестовоздвижение (до отдания включительно) и другие празднования в честь Креста Господня - бордовый или фиолетовый
  • Св. ап. и ев. Иоанна Богослова - белый
  • Навечерие Рождества Христова - белый
  • Рождество Христово (до отдания включительно) - золотистый или белый
  • Обрезание Господне , Навечерие Богоявления , Богоявление (до отдания включительно) - белый
  • Сретение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - голубой или белый
  • Подготовительные Недели к Великому посту - золотистый (желтый) (в некоторых храмах фиолетовый )
  • Прощеное воскресенье , начиная от "Сподоби, Господи..." - черный (в некоторых храмах фиолетовый )
  • Страстная седмица - черный или темно-фиолетовый
    • Великий Четверг - фиолетовый
    • Великая Суббота (начиная от чтения Евангелия на Литургии и заканчивая полунощницей непосредственно перед Пасхальной заутреней) - белый .
  • Пасха (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - красный По традиции, во время пасхальной заутрени священнослужители , если есть такая возможность, несколько раз переоблачаются в ризы разных цветов

Почему у священников на службе бывают облачения различного цвета?

Цвета богослужебных облачений в Православной церкви - цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
У некоторых прихожан православных храмов бывает традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Символика
Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют почему. Символику цветов можно определить основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.
Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова - «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр.4:3-4), а также черного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или наоборот отречение от мирской суеты).

Использование цветов

Цвет – красный.
- Пасха, праздники и дни памяти мучеников.
Что символизирует - при Пасхе - радость Воскресения Христова.
В дни памяти мучеников - цвет мученической крови.
Примечание - Пасхальное богослужение начинается в белых облачениях, символизирующих свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.

Цвет - золотой (желтый) всех оттенков.
Группа праздников, событий, дней памяти - дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Что символизирует - царский цвет.
Примечание - золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Цвет - белый золотой (желтый) всех оттенков.
Группа праздников, событий, дней памяти - праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в желтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения.
Что символизирует - божественный свет.
Примечание - белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

Цвет – голубой.
Группа праздников, событий, дней памяти - богородичные праздники (Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон).
Что символизирует - высшая чистота и непорочность.
Примечание - голубой цвет имеют мантии митрополитов. Может иметь оттенки вплоть до синего.

Цвет - фиолетовый или темно-красный.
Группа праздников, событий, дней памяти - праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение).
Что символизирует - крестные страдания Христа.
Примечание - фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.

Цвет – зеленый.
Группа праздников, событий, дней памяти - праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы.
Что символизирует - цвет животворения и вечной жизни.
Примечание - зеленый цвет имеет мантия патриарха.

Более 1030 лет Русская Православная Церковь представляет миру библейское учение о храме и богослужении. Священное Писание сравнивает Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа с храмовой завесой (Евр. 10:19-20), которая разодралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45).

Более 1030 лет Русская Православная Церковь представляет миру библейское учение о храме и богослужении. Священное Писание сравнивает Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа с храмовой завесой (Евр. 10:19-20), которая разодралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45). Подобно храмовой завесе, облачения священнослужителей указывают на соединение земного и небесного в богочеловеческом организме Церкви.

Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся. Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый , красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый , черный . Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп:

  • Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей . Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков
  • Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников . Цвет облачений - голубой и белый
  • Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем . Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный
  • Группа праздников и дней памяти мучеников . Цвет облачений - красный (в Великий четверг цвет облачений - темно-красный , хотя все убранство алтаря остается черный , на престоле - белая пелена)
  • Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых . Цвет облачений - зеленый . День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святаго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  • В период постов цвет облачений - темно-синий , фиолетовый , черный , темно-красный , темно-зеленый . Черный употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный ; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный.

В церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. Наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

В праздники, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - День Святой Троицы и День Святого Духа используется зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам , где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13)

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектр. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. Фиолетовый цвет выражает мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть.

Праздникам мучеников служит красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отошедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

О святости богослужебных одежд свидетельствует Сам Господь. Находясь на грани материального и духовного миров, церковные облачения являются святыней и зримым образом Божественной Славы: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9:20-21; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48); «И принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись»(Мф. 14:34-36); «И просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17:2)

Александр А. Соколовский

Поделиться: