Причащается раб Божий, младенец…. Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно - это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл Таинства малютке

Хорошо бы объяснить смысл Таинства в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя - дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про "вкусненькое", если речь идет о Причастии. Что сказать? - Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это - хлеб. Это - каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы - желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток - девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет - идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия - подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно - смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта "Детская"

по материалам статьи "Детское Причастие"
клуба православных литераторов "Олимпия"

(24 голоса : 4.63 из 5 )

священник Олег Нецветаев

Далеко не всегда родители понимают, что не причащать своих младенцев - это значит без должного внимания оставлять слова Господа Иисуса Христа, Который «… сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» ().

«Младенческий возраст, - говорит известный пастырь Православной Церкви архимандрит , - самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Мы постараемся разъяснить прямую жизненную необходимость породнения младенца с Богом через Святое Причащение и всю опасность оставления младенца без Причастия, а значит вне прямого приобщения ко Христу.

I.

Несколько лет назад я побывал в одном маленьком литовском городке на границе с Польшей. Городок как городок… Однако вот что меня поразило там и осталось в памяти, думаю, на всю жизнь. Было воскресное летнее утро, и я шел в местную православную к литургии помолиться. Церковь была небольшая, деревянная, очень красивая внешне и благолепная внутри. А недалеко находился католический костел, огромное сооружение из красного кирпича, местная архитектурная достопримечательность. С католического храма раздавался мерный призыв церковного колокола.

Меня поразило обилие народа на улицах тихого городка в ранний час воскресного утра. Литовцы, жители этого места, и приезжие поляки шли в католический храм. Шли нарядные, праздничные, шли семьями, взрослые держали за руки детей. Детишки тоже шли нарядные, одетые по-взрослому, радостные. Со всех сторон стекался к храму народ, на встречу с Господом. Оговоримся сразу, то не был какой-то католический праздник, а просто воскресный день. Я продолжил свой путь в нашу . Внутри было немного прихожан, что и понятно - Литва все-таки. Но за исключением сына батюшки-настоятеля, прислуживавшего ему в алтаре, ни одного ребенка в храме не было. И раньше обращало на себя внимание малое количество детей в наших храмах. Но тогда контраст невольно обратил на себя внимание: в один храм люди шли семьями, в другой - поодиночке, на пути в один храм множество детей, в другом - ни одного. Не стоит говорить, что именно тогда возник вопрос: почему так? Вопрос актуален и по сей день. Ответ на него, в общем-то, ясен. Но почему мало что меняется в нашей православной жизни? Почему, окрестив своих детей, люди не приносят их регулярно в храмы для причащения? «Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на дитя как на игрушку или куклу, - пишет епископ Екатеринбургский и Ирбитский Иннокентий. - Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» - в сущности упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя».

Как часто приходится слышать: «Нас этому не учили, мы этого не знаем, мы этого не понимаем, нас так воспитали, жизнь такая сложная» и т.д. и т.п. Причин для самооправдания можно найти множество, и в нашу задачу входит не укорять читателей, а помочь им понять, в частности, необходимость и важность причащения Святых Тайн Христовых, особенно для детей.

Если любого верующего православного человека спросить напрямую, надо ли приводить детей своих в храм и причащать их Христовых Тайн, то, безусловно, все ответят одинаково: «Да, нужно обязательно». Если же спросить далее, как часто надо причащать их, то опять же большинство ответит верно: «Причащать надо чаще». Отчего же в реальной жизни все происходит не так? Тут, нам кажется, целый ряд причин, но дерзнем утверждать, что основной, из которой вытекают все остальные, является недостаток в нас веры. А раз так, то как же нам удастся воспитать детей в благочестии, в любви к Богу и Его Церкви? Святая страстотерпица Императрица Александра Феодоровна говорит: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Очень часто люди, называющие себя верующими, упрощенно понимают веру православную. Многие под верой понимают простое признание бытия Божия. Однако этого явно недостаточно, чтобы быть православным. Бытие Божие признают подавляющее число жителей Земли и не только они: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (). Очень часто приходилось в ответ на вопрос «Вы православный?» слышать: «Да, я крещеный». Люди даже не обращают внимания и не задумываются над тем, как поставлен вопрос. И вот от смешения понятий «быть крещеным в православную веру» и «быть православным» многие, называя себя православными, ограничиваются посещением храмов по большим праздникам, довольствуются в своей духовной практике общей исповедью, считают достаточным мимоходом зайти в храм, чтобы поставить свечку и о чем-то попросить Господа, а затем снова с головой окунуться в дела житейские. Естественно, что такие люди и не причащают своих детей и не могут, по мере возрастания своих чад, воспитать их в православной вере. Недостаток собственной веры не позволяет им это сделать. Но так не должно быть и мириться с этим нельзя! Ведь в Церкви мы не просто «присутствуем» - мы реально участвуем в Богослужении, т.е. сами, руководимые священником, служим Богу, общаемся с Ним.

Скудость веры делает нас духовно немощными. И вот эта-то духовная слабость и не позволяет нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Мы называем себя верующими, и когда мы говорим так, то нет в нас лукавства. Мы действительно веруем в то, о чем гласит Символ веры. В этом мы честны пред Богом и людьми. Но, к сожалению, очень часто вера наша так и остается декларативной. Наш образ жизни, поведение, привязанности и многое другое, что сопровождает нас в этой жизни, свидетельствует о том, как далеки мы от православной веры. А ведь «ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи. Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь».

Вера - главная христианская добродетель! Без веры не будет у нас надежды на спасение, не будет в нас и любви Христовой. Поэтому надо чаще размышлять о том, что же есть наша вера православная. Не довольствоваться тем, что мы веруем в Бога. Повторимся: большинство людей на земле верует, что имеет место Высшее творческое Начало. Только атеисты отвергают Его, но их не так уж и много на свете. Не превозноситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Господа есть дар Божий: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (). Не забывать благодарить за это Господа есть наша христианская обязанность, проявление нашей веры. И наша обязанность воспитать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как говорят, с молоком матери.

Наши дела должны свидетельствовать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Бога - в этом он не сомневался и ранее, а в том, что доверился Богу, всецело предал себя Его воле. Доверием Богу, Его повелениям и обетова-ниям, и должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни. «Ревность (о Господе, о спасении) -дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь… Пока есть ревность, присуща и благодать Св. Духа…» (свт. ). В противном случае религиозное воспитание ограничится неубедительными и скучными нравоучениями.

II.

Враг рода человеческого «не дремлет» и всячески пытается нас смутить и увести со спасительного пути. Сознавая это, тем более мы должны искать помощи у Господа, Божией Матери и святых угодников: «Без Мене не можете творити ничесоже» (). Надо укреплять нашу веру. Люди не задаются вопросом, почему Апостолы, ежедневно общаясь с Господом, непосредственно научаясь у Него, будучи свидетелями многочисленных Его чудес, тем не менее, просили Господа: «Умножь в нас веру» (). «Волны нашей веры - лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он - в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу» (еп. . В Евангелии постоянно обращается внимание на важность веры, даются прекрасные вдохновляющие примеры веры, той веры, к которой мы должны стремиться, «Истинно говорю вам: если вы будете, иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (),

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (). Надо сделать так, чтобы дети наши смогли глазами веры увидеть Сына Божия и уверовать в Него. Семена веры посеяны в нас Самим Господом. Наша задача, как со-работников Божиих, взрастить эти семена, не дать им зачахнуть и погибнуть. Мы должны крепить нашу веру по примеру Апостолов с помощью Божией. Во взаимоотношениях человека и Господа изначально лежит любовь Творца к своему творению: «Бог есть любовь» (). А одно из свойств Божиих - Его неизменяемость. Поэтому и любовь Господа к человеку изначальна и неизменна. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Ев. 13,8). Человек же, сознавая бытие Божие, но будучи на низших ступенях своего духовного развития, может проявлять доверие к Господу, стремление повиноваться воле Божией, из боязни наказания со стороны Всемогущего за свои грехи (неповиновение воле Божией) или из желания получить «награду» (благополучие личное и своих близких, материальные блага и проч.) Однако по мере духовного роста страх и корыстный расчет вытесняется любовью творения к своему Творцу. А любовь всегда плодотворна, тем более, когда она взаимна. Любое душевное качество человека проявляется в поступках его. Добрый человек творит добрые дела, какой-нибудь негодяй делает пакости. Критерием оценки нашей веры и любви являются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (; 3). Этому же научает нас и Апостол: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ().

И вот, если мы говорим, что любим своих детей, а ведь мы их действительно любим, то самым добрым делом, самым высоким проявлением этой любви будет наше стремление приобщить дитя к Богу, соединить с Ним, открыть своего ребенка для Божественной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна свидетельствовать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то исполняем волю Его. Кто верит Господу, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оставил нам для нашего блага, более того - для нашего спасения, а именно: Церковь, в которой неизменно пребывает Святой Дух со времен Пятидесятницы, учеников и апостолов, а через непрерывное во времени апостольское преемство - церковную иерархию (епископов и священников), Церковные Таинства. К сожалению, многие, не имея крепкой веры, пренебрегают этим богатством и не просят Господа умножить в себе веру. В таких людях семена веры, посеянные Господом, не дают всходов и многими людьми даже не ощущаются. Принося в православный храм окрестить своего ребенка, многие объясняют свой поступок благочестивой традицией русского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Западной Европе, могут с таким же успехом прийти в католический храм или в протестантскую кирху. А проживая в Америке, вообще могли бы заблудиться среди множества всевозможных сект. Не удивительно, что с подобной верой многие, окрестив младенца, не приносят его впоследствии в церковь и не причащают Святых Христовых Тайн. «Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере - слава Богу! - бывают сокрушены и уничтожены» ().

Недостаток веры, ложная вера приводят к отсутствию у людей любви к Богу. Человек любящий всегда стремится к постоянному общению с предметом своей любви и разлуку с ним переживает болезненно. Так, влюбленный юноша не хочет расставаться со своей возлюбленной; любящий ребенок не представляет своей жизни без папы и мамы; человек, влюбленный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отношении человека с Богом, но этого не происходит.

Люди «прекрасно» обходятся без своего Отца Небесного и вспоминают о Господе тогда, когда в жизни что-то стряслось. И это равнодушие, теплохладность, погруженность в дела земные, житейские попечения, безусловно, отражается и на детях. А ведь «для христианской матери должно быть радостью учить дитя свое и, тогда уже, когда голос его еще слаб, и язык еще лепечет, произнося сладчайшее имя Иисуса» - говорит святитель .

Могут возразить, что состояние человека, когда он постоянно думает о Боге, тоскует по Нему, жаждет встречи с Ним, в современной жизни невозможно, а если и возможно, то это более подходит для монашествующих или пожилых людей. Пример святых угодников свидетельствует об обратном. Чтобы лучше прнять такое состояние и возможность его в нашей повседневной жизни, приведу образ, который привел в одной из проповедей митрополит Николай (Ярушевич): «Представьте себе молодую мать, которая занята каким-нибудь трудом, работой, службой; она вкладывает свою душу в эту работу, в эту свою службу. Она отдается ей вся целиком, без всякого изъяна. Но дома у нее есть маленькое дитя, младенец, и среди работы ее не покидает мысль, что сейчас делает дитя: может быть, оно плачет, может быть, оно просит есть, и некому подать ему, может быть, оно выпало из колыбели…

И кто скажет, что эти думы матери об оставленном в доме дитяти незаконны, неестественны и подрывают качество ее работы, если эта мать выполняет всю свою работу от первого часа до последнего так, как и должна выполнять в силу своего долга.

Это лишь слабое подобие того, как мы, занятые своим земным трудом, отдавая все, что должны отдать труду по своему земному назначению, никогда не перестанем думать, что у нас есть бессмертная душа, которую мы должны поить, кормить, которую должны беречь от грязи, которую должны украшать небесной красотой. И это нисколько и никогда не мешает верующим людям быть честными исполнителями своих земных обязанностей» (Митрополит Николай (Ярушевич). Подобное сравнение может помочь человеку представить то мироощущение, которое должен иметь православный человек. Такое мироощущение постепенно формирует православное религиозное сознание, когда человек, видя свою тварную природу, свое место в этом мире и свое истинное предназначение, совершает конкретные поступки, оценивая их не с точки зрения суетной целесообразности, а по тому, угодны они Господу или же вступают в противоречие со всеблагой волей Божией.

Такое мироощущение не возникает само по себе, его необходимо формировать в человеке еще на стадии младенчества. Тогда душа его будет развиваться, и весь он будет тянуться к Истинному Свету. Мы приведем здесь слова архимандрита , которые могут показаться «горьковатыми», но они правдивы: «Чему учит нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души - Богу или демону.

Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же - душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.

Доказано, что когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Его психика деформируется и разрушается. Все доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей, упрекая их в самой черной неблагодарности; спрашивают, кто же их этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая того… Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу свое сердце».

III.

Митрополит Николай в приведенном нами выше отрывке из проповеди говорит о душе. Люди плохо представляют себе, что такое душа, а потому не думают о ней, не заботятся о ней. А ведь младенец уже наделен величайшей, весь мир превосходящей ценностью - человеческой душой. Об этом свидетельствует Евангелие: «…взыграся младенец радощами во чреве моем» (). Об этом следующим образом рассуждает святитель : «Когда душа соединяется с телом? - В момент зачатия. - Когда Спаситель воплотился? - Тотчас, как сказала Приснодева: се Раба Господня… Дух святый нашел, и Сын Божий плоть, или естество человеческое принял.! в зародыше…»

Из всех перечисленных св. праведным Иоанном Кронштадтским духовных благ единственным доступным крещеному младенцу является причащение Св. Тайн. Но это-то и есть истинная пища духовная, во всей полноте приобщающая ко Христу Богу! «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет, Мною» (). «Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа, приемлемые в Таинстве Евхаристии, питают, укрепляют и животворят дух наш» (Архиепископ Димитрий Херсонский).

Архимандрит Рафаил в своих «Проповедях и беседах» отмечает: «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Если бы молодые родители понимали, что есть истинная вера, истинное соединение с Богом, то они бы понимали что их дитя - это дар Божий, творение Божие, а не просто результат совмещения физиологических свойств папы и мамы. «Твои (Бога. - Сост.) руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» ().

Религиозное мировоззрение позволяет понять, что не от воли человека главным образом зависит судьба их малыша. Родители являются соработниками Господу в деле становления нового человека как личности. И именно живая вера позволяет родителям понять и принять господство души их ребенка над его телом. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (). Приведем еще слова святой страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны, которая говорит нам и о взаимоосвящающей связи между нами и детьми: «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» - больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь..?

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты…

Великое дело - взять на себя ответственность за эти юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело - пестовать их, формировать их характер — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога».

Такие родители, заботясь о своем чаде, сконцентрируют свои усилия в первую очередь на формировании здоровой и крепкой души. Впрочем, и о плоти у таких родителей будет достаточное попечение, ибо тело - вместилище души. Более того, тело человеческое предназначено быть храмом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ().

Но если родители младенца не думают обо всем этом, то и не станут радеть об окормлении его души, хотя, возможно, и будут в церковь приходить, и молебны заказывать, и свечи жертвовать во здравие своего чада. Надо непременно помочь этим родителям, подсказать им, что нужно их ребенку в первую очередь, в конце концов, даже настоять на том, чтобы родители не ленились, а пошли в ближайшее время в храм и причастили ребенка. Это есть наиглавнейшая обязанность крестных родителей. Именно обязанность, а то многие современные крестные воспринимают свое звание «крестных» именно как звание и только.

«Крестный» - это, прежде всего, совокупность обязанностей по отношению к своему крестнику, и крестный будет держать ответ перед Господом, если его крестник вырастет безразличным или, не дай Бог, враждебным Православной вере. А произойти такое несчастье может и, к сожалению, часто происходит, если душа Маленького человечка не получает должного кормления и заботы. В этом случае душа не развивается, чахнет. В результате получается страшная картина, которую мы наблюдаем каждый день, но не все понимают, что же происходит на самом деле. А происходит на самом деле вот что.

Представим себе, что в детстве у человека по каким-то причинам остановилось развитие одного из членов его тела, например, перестала расти рука, усохла. Одна рука - здоровая, крепкая, сильная, а другая - тоненькая, безжизненная. Глядя на такого человека, мы его жалеем. Он умный, образованный, общаться с ним приятно и интересно. Но не все области человеческой деятельности ему доступны, он - инвалид, или, как сейчас принято говорить, человек с ограниченными возможностями. Общество не отвергает таких людей. Они сами себе находят или им находят полезное для общества и интересное для них дело. В общем, картина понятная и не все так уж мрачно. Сложнее и безотраднее, когда у человека сильное и здоровое тело, но остановился в развитии ума в младенчестве или в детстве. Примеров на свете тоже множество. Трагедия для родителей такого человека. Он до конца своих дней нуждается в присмотре, он никогда не создаст семью, не будет иметь профессию. Он - как дите неразумное, хотя и в зрелом возрасте. Такой человек - тоже инвалид, но с еще более ограниченными возможностями. Но и это еще не самое страшное.

Самое страшное то, чего многие люди совсем не замечают, однако все последствия этого ужаса на себе испытывают.

Вот еще один пример. Человек крепок, силен, красив телом и лицом. Он умен и образован. А может он быть слабым и некрасивым, может быть и необразованным, и совсем неумным. Эти внешние качества лишь повлияют в какой-то мере на его место в социальной структуре общества. Будет ли он начальником или подчиненным, бизнесменом или бродягой, звездой шоу-бизнеса или массовиком-затейником в глухой провинции, депутатом Госдумы или заключенным - все это неважно. Важно другое. У всех этих воображаемых нами людей один серьезный изъян - душа их застыла в своем развитии, осталась недоразвитой или вовсе неразвитой. И если, говоря о недоразвитых умственных способностях человека, приемлем термин «слабоумие», если серьезный физический недостаток называется уродством, то в отношении неразвитой или недоразвитой души человеческой люди ничего сказать не могут, потому что само понятие или, вернее сказать, понимание, что такое душа, многим просто неведомо.

Семьдесят лет безбожной жизни в нашей стране для народа не прошли без последствий. За годы Советской власти большинство людей оказались изуродованными. Души людей не только не получали духовной пищи в храмах, но делалось все и продолжает делаться многое для того, чтобы напоить души наших людей отравой. Бич века нашего - неверие. Именно о неверии приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев) говорит: «Неверие опустошает жизнь и гасит ее одушевление. Люди стали мелки, характеры слабее, в служении людей не заметно той идейности, при которой можно было бы привязывать его к высшим, вливающим энергию, принципам… У нас нет принципов, являвших в прежние времена гигантов мысли и творчества, окрыляемого помыслами о горнем, колоссов труда, предпринимаемого во славу Божию. И на благо ближних, как существ, созданных по образу и подобию Божию».

Однако душу человека убить невозможно, она создана Господом бессмертной, предназначенной для жизни вечной. Душа человека принадлежит Господу, и отходит к Нему по кончине человека: «Все души Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои» (). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (). И сатане не дана власть над душой человеческой.

У многих из нас души слабые, хилые, болезненные. Очень много в нашем народе духовных инвалидов, и духовно нездоровых людей. А поскольку при характеристике того или иного человека состояние его души в расчет не принимается, то духовно нездоровые люди, представляющие опасность для окружающих, могут занимать ответственные посты и высокие должности. В повседневной нашей жизни это проявляется в том, что молодой, здоровый парень за копейки может убить человека, руководитель страны может распорядиться сеять сельскохозяйственную культуру там, где она никогда не росла и расти не будет; военачальник может отдать приказ стрелять в безоружных мирных людей. Конкретных примеров можно привести множество.

IV.

Все пороки нашего современного общества, как-то: пьянство, разгул насилия, коррупция во властных структурах, распространение разврата - суть проявления главной болезни нашего народа, каждого в отдельности и всех вместе - болезни души человеческой. Болезнь души мы понимаем не в общепринятом понимании душевной болезни, - как расстройства функции головного мозга. В нашем понимании больные душой – это люди, которые нарочито или по духовной неразвитости являются проводниками воли бесовской в нашу жизнь. Неразвитость, слабость души не позволяют противостоять сатанинским нападкам на человека. Болезни души не лечатся уколами или электрошоком, они лечатся духовными средствами: молитвой, постом, покаянием, причащением святых Христовых Тайн, чтением Слова Божия и вразумлением в оном с помощью святых Отцов. Каждому из нас понятно, что легче лечить болезнь в начальной стадии, чем бороться с уже запущенным недугом. А еще лучше вообще не допускать заболевания. Но ведь ребенок рождается уже с первородным грехом, душа младенца уже поражена душевным недугом: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его», а «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему» (). Поэтому-то и надо приносить младенцев в храмы Божий и причащать их святых Тайн, потому что для души, тем более для души младенца причащение - единственная и совершенно необходимая духовная пища, способствующая укреплению и возрастанию.

Кстати, частое регулярное причащение младенца может очистить, освободить его (ее) от некоторых наследственных греховных наклонностей. Если младенца регулярно не причащать, его душа также страдает, как страдает тело, когда его лишают материнского молока.

У каждого крещеного есть свой Ангел хранитель. Но душа младенца, не питаемая Причащением, постоянно подвергается нападениям падших ангелов и это, естественно, негативно отражается на душе маленького человечка. И без Святого Причастия душа его лишена самой сильной защиты. Для бесов не существует понятия жалости. Они нападают на всех людей без различия возраста и Иных человеческих качеств. Ангел хранитель охраняет человека, но люди так погрязли в грехах, грех так распространился по миру, что Ангел хранитель хоть и хранит человека, но душа очень сильно страждет от нападений бесовских. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то внешнчх причин; а то он может непонятно почему с силой сжимать свой кулачок и словно грозить им кому-то невидимому; а может на лице младенца изобразиться злобная гримаса, несмотря на то, что он окружен заботой и лаской. Ребенок не может объяснить, что с ним происходит. Тем внимательнее и благоразумнее должны быть взрослые.

Отметим, что хотя младенец еще не может грешить сознательно, но зараза греха все же присутствует в нем (к тому же грехи и греховные наклонности могут передаться и по наследству) и на развитие в ребенке этой заразы существенное влияние оказывает внешняя среда. А как мы говорили выше, духовный климат в нашем обществе, мягко говоря, нездоровый. Даже самые благочестивые, глубоко верующие родители вынуждены общаться с людьми бездуховными, безбожными, в нашем понимании нездоровыми. Мы все недавно были свидетелями того, как современное общество было напугано вспышкой «атипичной пневмонии» и какие строгие меры предпринимались для нераспространения инфекции. В отношении же духовного здоровья нации люди, власти проявляют удивительное легкомыслие. Господь сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ().

V.

Детская душа чрезвычайно нежна и чувствительна. Можно понаблюдать за детьми и сравнить, как ведут себя дети крещеные и некрещеные, сравнить поведение детей, которых регулярно причащают Христовых Тайн с теми, которых не причащают или вообще не приводят в храмы. Различие будет очевидно. Одни дети - спокойные и послушные своим родителям, другие – наоборот, вертятся, крутятся» норовят убежать из храма. И если ребенка редко причащают, то зачастую попытки его причастить связаны с некоторыми трудностями. Вспоминается такой случай.

Несколько лет тому назад один молодой человек, будучи крестным отцом мальчика лет четырех, решил его причастить. Надо сказать, что родители этого мальчика - люди не церковные, хотя и крещеные, но в церковь ходили редко, и своего сына причащали всего однажды в грудном возрасте. И вот крестный решил сам повести мальчика в храм и причастить его. Дело было летом, на даче. Церковь была неподалеку. И вот, утром, в будний день крестный приехал к крестнику, заранее предупредив его родителей, чтобы с утра мальчика не кормили и не поили. Родители проявили понимание и подготовили мальчика, как могли, объяснив ему, куда он завтра пойдет. Крестный с крестником пришли в храм. Прихожан в храме - два человека, да три бабушки на клиросе. Священник начал литургию. Мальчик спокоен и послушен, с любопытством разглядывает церковь, священника. Мальчику объяснили, что через какое-то время выйдет батюшка, и он его причастит, что не надо бояться, батюшка добрый, хороший, что после причастия ему станет очень хорошо, очень радостно, что после причастия ему дадут попить сладенькой вкусной водички, а дома все его будут ждать с радостью. Ничто не предвещало в ребенке беспокойства. Пропели «Отче наш», молодой человек с крестником на руках стоит у солеи, все ждут, когда выйдет батюшка с Чашей. Ребенок спокоен, все в радостно-торжественном ожидании. Отверзается завеса, выходит священник с Чашей и… ребенок резко отворачивается от Чаши, обеими руками хватается за шею своего крестного папы и утыкается носом в его плечо, явно давая понять, что поворачиваться он не намерен. Батюшка прочитал молитву, подошел к краю солеи, но все попытки уговорить мальчика, развернуть его лицом к Чаше ни к чему не привели. Ребенок не давал себя причастить. Батюшка возвратился в алтарь, попросив молодого человека попробовать причастить еще раз после службы. Служба подошла к концу, ребенок успокоился, снова встал на ножки лицом к алтарю, спокойно стоял радом со своим крестным. Батюшка вышел на солею, сказал небольшую проповедь и отпустил с Богом прихожан. В церкви не осталось вообще никого. Священник попросил вновь подойти к солее и вновь Царскими вратами вынес Святые Дары. Тот же результат, мальчик не дал себя причастить. Священник окончательно унес Чашу в алтарь и посоветовал молодому человеку дать ребенку хотя бы кусочек просфорки и разрешил запить церковной запивкой. К удивлению, ребенок принял все это без всякого сопротивления.

Этот случай (вовсе не исключительный и не единичный) заставляет о многом задуматься. Ведь четырехлетний ребенок еще не понимает, что такое Церковь, Причастие, просфора, запивка и проч. Однако он не захотел принять Святые Дары, а просфору и запивку принял. Спрашивать его, почему он так сделал, бессмысленно, он еще слишком мал, чтобы объяснить свои поступки. В данном случае бесы уже так завладели душой этого мальчика, что воспрепятствовали ему принять в себя Тело и Кровь Христову. Это уже очень тревожный симптом, и родителям необходимо обращать на это внимание. Если продолжать и дальше равнодушествовать, то душа ребенка еще больше загрубеет и спустя какое-то время ребенка уже будет трудно не то что причастить, но вообще привести в церковь. А ведь причащаясь, «мы приобщаемся через материальность к Тому, Кем является Господь Иисус Христос и приобщаемся к Богу» ().

Защитой от нападок врага рода человеческого являются молитва и пост. И это не люди придумали, а Сам Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (). А слова Господа непреложны. Истинность этих слов подтверждается многовековым опытом православной аскетики и опытом наших православных современников, которые и в наше время живут полноценной духовной жизнью.

И вот что еще очень важно. Причастием младенец принимает в себя всего Христа, однако причастие не может являться неким механическим гарантом житейского благополучия, удачной карьеры, сплошного везения и проч. Нам не дано знать, каким путем поведет человека Господь и по какому пути двинется сам человек. В его жизни могут быть сильнейшие искушения, опасности, горькие ошибки, болезненные падения. Но Сам Господь Иисус Христос будет укреплять его сердце, внушать добрые, разумные устремления, направлять его к верной дороге. Душа может увлечься грехами и похотями, но свет Христа, несравненное тепло и сладость Причащения, испытанные ею в детстве, способны, как никакая другая сила, помочь вернуться к Богу, в Его святой храм, пожелать чистой жизни, принести от самого сердца истинное покаяние, опомниться, как опомнился блудный сын. Нельзя лишать душу такой силы!

VI.

Чтобы младенец, когда подрастет и придет в достаточный возраст, мог уже сам молиться и поститься полноценно, его надо к этому подготовить. То есть его душа должна быть не огрубевшей, а живой, способной воспринимать духовные блага. И если в младенчестве пренебрегать окормлением души, то ее чувствительность, присущая младенцам, постепенно утратится, а зараза первородного греха будет и дальше ее разъедать и при определенных неблагоприятных для человека обстоятельствах такая душа будет не только неспособна воспринимать духовную пищу, но напротив, будет чрезвычайно восприимчива ко греху, т.е. будет склонна к злу. Так может вырасти человек, с виду красивый и сильный, образованный, способный добиться многого в жизни, но с душой мутной и темной, а то и вовсе черной. Выражаясь мирским языком, вырастет обыкновенный негодяй. Никакая мать не хочет, чтобы ее ребенок вырос таким.

Для каждого из нас в отдельности важно не то, как наш знакомый выглядит внешне, не то, во что он одет, не то, какое социальное положение он занимает, а то, какова его душа. В силу своей священнической деятельности мне приходилось общаться с разными людьми, разных профессий и званий, разного возраста и разного уровня образования. И сказать откровенно, если человек бездуховный, если его душа, лишь однажды приобщившись благодати Святого Духа в таинстве Крещения и Миропомазания, больше не возгревается любовью ко Господу в молитве, то общение с такими людьми (а их, увы, большинство) не приносит радости и удовлетворения, таких людей очень жалко и хочется за них молиться. Надо просить Господа, чтобы Он вразумил их, помог им оживить свои души. Но и сам человек должен живить свою душу, питать ее. «Кровь Христова… напояет душу, и сообщает ей некую особенную силу. Достойно приемлемая, она преследует демонов и далеко их прогоняет от нас, привлекает же Ангелов и Самого Владыку Ангелов; ибо где видят демоны Кровь Господню, бегут оттоле, а Ангелы стекаются туда… Она - спасение душ наших; ею услаждается, ею украшается, ею просвещается душа наша; она соделывает ум наш светозарнее огня, душу - чище золота. Чрез пролитие Ее самое небо стало для нас удободоступным» (Св. ).! Поэтому те православные родители, которые или сомневаются в необходимости частого причащения детей, или безосновательно боятся за здоровье своих чад, или не желают лишний раз беспокоить младенца (надо одевать его, выносить на улицу, может быть, ехать на общественном транспорте, у него нарушится режим и т.п.), обнаруживают скудость своей веры, непослушание Церкви. Такие родители сами, того не понимая, наносят своим детям огромный вред и тем самым совершают грех. Очень строго таких неразумных и нерадивых родителей предупреждает св. Иоанн Златоуст: «Тогда мы дадим страшный ответ и в том, что теперь кажется маловажным; ибо Судия с одинаковою строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних… Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия… Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О Таких отцах я сказал бы (и никто пусть не приписывает этих слов гневу), что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти и то, и другое вместе ввергают в огонь геенский».

«Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после Св. Крещения» (св. митрополит . Для младенца же христианское воспитание заключается именно в принесении его в храм Божий и в приобщении его Святых Тайн. Когда младенца, этот маленький живой комочек, подносят к Чаше и причащают его Св. Крови Христовой, то, как показывает практика, ребенок спокойно Их принимает, не противится Им. И это естественно, ведь по слову «душа по природе своей христианка». Святитель Феофан (Затворник) пишет: «замечено, что в тот день, когда дитя причащается Святых Тайн, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, которые в детях сильнее действуют…» По мере телесного возрастания, младенец, при условии регулярного причащения, будет возрастать и крепнуть духовно, и тем успешнее противостоять нападкам бесовским. Когда же ребенок вырастет из пеленок и войдет в возраст разумного восприятия окружающего его мира, то храм Божий для него будет уже родным и близким, он уже будет охотно и осознанно причащаться. Благоразумные родители по мере роста своего чада объясняют в доступных ему словах и выражениях названия и значение предметов, находящихся в храме, рассказывают о святых угодниках Божиих. Только нельзя ни в коем случае опускаться до примитивного упрощения священных понятий, как это часто делают неразумные люди. Нельзя икону называть картинкой, священника - «дяденькой», Святые Дары - «сладенькой водичкой» и т.д. Надо сразу, сызмальства, вкладывать в ребенка правильные названия и понятия. И если, в силу своего малолетства, ребенок чего-то не может понять, то, как говорится, всему свое время. Если же ребенок уже достаточно большой, но все же не все понимает, и поведение его в храме оставляет желать лучшего, то это уже вина взрослых, которые из-за своей собственной недостаточной культуры (духовной и светской) не смогли вовремя объяснить ребенку необходимые понятия. Если ребенка часто водить в церковь, приучать его быть в храме внимательным, следить за тем, как он ведет себя, куда направлено его внимание, вовремя подправлять его устремления и настроение, то слова молитв естественным образом войдут в его сознание, без специального заучивания в качестве домашнего задания. И когда таким образом с детских лет идет гармоничное развитие человека, когда человек одновременно развивается и телесно, и умственно, и, самое главное, духовное развитие его не отстает, тогда в таком человеке развивается духовное мироощущение и православное религиозное мировоззрение. Такой человек будет везде ощущать присутствие Божие, Его благой Промысл о каждой душе человеческой, Его любовь ко всему падшему роду человеческому. И он будет стремиться ответить своей любовью на неизмеримую любовь Божию и исполнять Его святую волю. И хотя на такого человека будут особенно сильны нападки врага рода человеческого, но зрелость его души, постоянно укрепляемая верой и упованием на помощь Божию, позволят в этой невидимой брани выстоять. И хотя в жизни такого человека будут и грехопадения, но православное мировоззрение приучает человека не отчаиваться, а вновь и вновь припадать ко Господу с сокрушенным сердцем и со слезами покаяния, исправляться и идти дальше к заветной цели каждого православного христианина, коей является Царство Небесное! Аминь.

По обычаю Церкви младенцы после их крещения до семилетнего возраста могут причащаться очень часто, не только каждую неделю, но и каждый день, притом без предварительной исповеди и поста. Начиная с 5-6 лет, а если возможно - и с более раннего возраста, полезно приучать детей причащаться натощак.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
Конечно, многое зависит от того, какой жизнью живут сами родители, является ли для них храм домом вожделенной встречи с Богом, а молитва — вторым дыханием. Многие родители приносят своих детей к началу службы, вместе с ними молятся, причащаются сами и подносят к Чаше Жизни своих чад, и не стоят перед вопросом, когда же приносить ребенка к причащению. Если в семье несколько другая ситуация, то можно приносить маленьких детей к началу Евхаристического канона или непосредственно к самому моменту причащения.

Но необходимо приучать свое чадо к благодатной церковной атмосфере, тогда будет меньше проблем с поведением ребенка у Святой Чаши. Решение же, как поступить в случае, если ребенок плачет и не желает причащаться, должен принимать тот священник, который в этот момент сам видит поведение ребенка. Ребенка необходимо также готовить к причастию. Прочитайте над его кроваткой канон, акафист, отрывок из Священного Писания. Все это будет способствовать духовному возрастанию вашего чада.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда . Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол . В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

о. Павел Гумеров

Как Причащать деток? Во что одеть? Кормить или не кормить? Зачем необходимо Причащать деток? На эти и другие вопросы – Вы найдете ответы в этой статье.

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное - это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера - мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно – это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви - где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл обряда малютке

Хорошо бы объяснить смысл обряда в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя – дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про «вкусненькое», если речь идет о Причастии. Что сказать? – Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это – хлеб. Это – каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы – желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток – девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын - без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам - в 8, а в воскресение и в праздники - в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет – идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие - самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая - поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань - плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше - проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия – подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» - нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику -запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно – смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта «Детская»

по материалам статьи «Детское Причастие»

Поделиться: