Что такое просфора? Как и для чего её готовят? Об освященном хлебе и святой воде

Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ? Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9)

Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Важным церковным угощением является просфора, к употреблению которой в церкви относятся с особой щепетильностью. По сути, это пресные хлебцы на святой воде, пшеничной муке, которые для некоторых прихожан становятся источником святости. В действительности же, требуется точно знать, что такое просфора, чтобы однажды в храме не попасть в неловкую ситуацию. Вот этой теме необходимо уделить особое внимание в массах.

Что такое просфора в православной церкви

Просфора в переводе с греческого языка обозначает «приношения», заняла свои прочные позиции в православной религии. По сути, это хлебец из пшеничной муки, основными ингредиентами которого являются дрожжи, святая вода, соль. Такая пресная выпечка по церковным законам православия символизирует соединение человеческой, божественной сущности в Иисусе Христе. Необходимо знать, что такое просфора, и зачем ее вкушают в православии, чтобы не показать перед священником собственную необразованность в церковных делах.

Внешний вид и вкус

Не всем верующим людям достоверно известно, что просфора символизирует хлеб Тайной Вечери, который в свое время между учениками разделил Иисус Христос. Внешне это круглое печенье небольшого размера, на верхней стороне которого можно увидеть крест с равными сторонами и буквами в углах: ИС ХС NI КА. Такая надпись тоже имеет свое значение и расшифровку, а переводится, как «Иисус Христос побеждает». Просфора – это печать образа Господнего, которая крайне редко может заплесневеть, засохнуть, прийти в негодность.

Виды­

Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:

  1. Богородичная просфора. Это большой хлебец треугольной формы, который имеет надпись «Мария» или «Святая Богородица». Его кладут на специальное блюдо вместе с агнцем, а употребляют преимущественно на религиозные праздники.
  2. Агничная. Это большой хлеб кубической формы, который во время проведения литургии становится истинным телом Иисуса Христа. Внешне просфора оснащена крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец. Неиспользуемая часть хлебца, именуемая антидором, после проведения службы бесплатно раздается прихожанам.
  3. Девятичинная. Из печати такой разновидности достают 9 частиц, которые посвящаются всем святым. Употребить требуется за Иоанна Крестителя, Иоакима и Анны, пророков, святителей, апостолов, архидиакона Стефана и мучеников, бессребреников, Мефодия и Кирилла, князя Владимира, всех святых. Посвящена святому автору литургии, например, Иоанну Златоусту или Василию Великому.
  4. Заздравная. Священный хлебец делится на две симметричные части, съедается за всех участников литургии после проведения службы в церкви.
  5. Заупокойная. Для такого случая из верхней части просфоры берется лишь одна частица, которую необходимо съесть за всех умерших и усопших. Делать этого нельзя на кладбище после отпевания и погребения новоприставившегося раба Божьего, категорически запрещено крошить хлебец на могилах.

Артос и Антидор в православии­

Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб». Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог.

Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно. Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие.

Как есть просфору дома и хранить ее

Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже:

  1. Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение.
  2. Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек.
  3. Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий.
  4. Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак.
  5. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении.

Когда есть просфору

Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок. Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм. Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента:

  1. Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы.
  2. Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться.
  3. Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды.
  4. При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу.
  5. После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться.

Если просфора засохла или заплесневела

Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо:

  • сжигание агничного хлебца;
  • закапывание в сырую землю;
  • направление в проточную воду.

Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.

Видео

ПРОСФОРА

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.


Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери , который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Проскомидия — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения Литургии используется 5 больших просфор.

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15-21).


Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.


Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор , тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.


Артос , буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.


Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Журнал ФОМА

Просфора или просвира (с др.-греч. «приношение» ) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых. Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Прообразом ее служили хлебы предложения (пресные) в скинии Моисея. Хлеба предложения состояли из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам - с ветхозаветных времен: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев.7:13 ).
Просфора - это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

История появления просфоры.

В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.



Богослужебные просфоры. Греческая форма (печать) для выпечки просфор. Китайская печать для выпечки просфор. Гонконг, приход свв.Петра и Павла.

Агапа.


Агапа (с греческого любовь или дружба ) – вечерняя, совместная трапеза («вечеря любви», «вечеря Господня») христиан (1- 5 век н.э.), на которой молились, вкушали пищу, вспоминали об Иисусе Христе, совершали Евхаристию. В подражание Тайной вечере, на агапу собирались вечером. По совершении таинств агапа переходила затем в обычную вечерю, то есть ужин. Агапа воспроизводила Тайную Вечерю и символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Во время агапы («вечери любви») все давали друг другу целование мира.
Благодарение и молитвы над дарами были неотъемлемой принадлежностью священнодействия, при котором совершалось Таинство Причащения. Самые Тело и Кровь Христовы получили название - благодарения (по-гречески - евхаристия ).
Позже, Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Когда агапу, «вечерю любви », отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Приготовление просфоры.

Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, готовятся из квасного (с использованием различных заквасок (хмеля, изюма, дрожжей) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На верхней части просфоры помещаются изображения креста (при помощи резных печатей) с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос ), под перекладиной НI КА (по-гречески победа ) - Иисус Христос побеждает. Так же может помещаться образ Богородицы или какого-либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух природ Иисуса Христа - божественной и человеческой.
Нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. При изготовлении просфор добавляется святая вода, которая знаменует благодать Божию. Дрожжи знаменуют животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Мука и вода в просфоре обозначает плоть человека, а дрожжи и святая вода обозначают душу.

Богослужебное употребление просфоры.

После реформы патриарха Никона (1650-х - 1660-х годах) для Проскомидии в Русской Православной Церква стали использовать пять просфор в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек (Ин.6:1-15 ). Для Проскомидии просфора полностью не используется - из неё копием изымаются частицы. Одна из просфор используется для приготовления Агнца, которым на Литургии причащаются верующие. Из остальных четырёх просфор священник изымает частицы в память Богородицы, святых, в числе которых и составители Литургии, а также в память живых и умерших членов Церкви.
Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора - та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятки, а в больших храмах и сотни. Просфор может быть столько, сколько подано записок «О здравии » и «Об упокоении ».
Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии » или «О упокоении ». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая ».
Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.

Антидор.

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие частички просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Антидор принимается благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую и вкушается в храме, натощак, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранееХI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию » Германа Константинопольского по списку ХI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (ХII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы.
Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Артос (греч. - квасной хлеб ) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы собирались на общую молитву, в память о Тайной Вечере они причащались Тела и Крови Христовых. На трапезе, первое место за столом они оставляли невидимо присутствующему Иисусу Христу, полагая на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью и Воскресения Христова.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Полагают артос на уготованном столе, на солее, против царских врат. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом, священник читает особую молитву. После прочтения молитвы иерей трижды окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ».
Аналой с освященным артосом устанавливается на солее пред образом Спасителя, где артос находится все дни Светлой седмицы. Во все эти дни, по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит молитву на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Просфора и артос, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими в святом углу возле икон, как духовное врачевание от болезней и немощей. Артос употребляется в этих особых случаях всегда со словами «Христос воскресе! ».
Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Род артоса нижней степени освящения представляет пасхальный кулич – церковно-обрядовая пища.

Евхаристический Агнец.


Евхаристический Агнец - это четырехугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры. Евхаристический Агнец в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово.
Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце и его приготовлении связано с тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.
Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (скончался в 740 г.). Последование священнодействий сложилось в 10 - 15 веках.

Использование других просфор во время проскомидии.

Из оставшихся четырех и более просфор вынимаются частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной. Священник берет вторую просфору и, воспоминая Пресвятую Богородицу, вынимает из просфоры частицу, которую кладет на Дискос с правой стороны Агнца (от себя с левой), вблизи от его середины. Эта просфора называется «Богородичною ».
Из третьей просфоры вынимается частица в память Ветхозаветных и Новозаветвых святых, из четвертой извлекается частица за живых членов Церкви, а из пятой - за усопших. Далее, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружаются в Святую Чашу, при произнесении священником слов: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих ».

Копие, которым вырезаются частицы из просфор - орудие Промысла Божия.


Для вырезания Агнца из первой просфоры, и частиц из других просфор используется копие. Копие - это плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон и вставленный в деревянную или костяную рукоять. Копие является образом копья, которым римский воин пронзил Христа в ребра, желая удостовериться в Его смерти на Кресте. На проскомидии Агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе ». Острое копие является символом жестокости мира сего. С другой стороны, копие, означает орудие Промысла Божия, выделяющее из среды человечества избранных Его. Копие подобно тому мечу, о котором Иисус Христос в Своей проповеди говорил, что не мир, но меч принес Он на землю, меч, который духовно рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (Мф. 10, 34- 38; Лк. 12, 5 1-53 ).
Духовное значении копия подобно Кресту Христову, который был ранее орудием позорной казни, но во Христе сделался орудием спасения и славы Божией. Копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Это придает освященному церковному копию благодатную силу, оказывающую целительное действие. В Требнике содержится краткое «Последование на страсть недуга... со святым копием », которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

Пресуществление Святых даров.


Пресуществление - это способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. Пресуществление это чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым ». После этих слов немедленно совершается пресуществление: остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: "Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя ". Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

Причащение Святых даров.

Священнослужители причащаются сперва Тела, а затем Крови Христовой. После этого Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения. Желающие причаститься идут один за одним. Причастившийся целует Чашу и отходит.
Святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки (лжицы ), которой извлекаются из Чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Кровь Его и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Тайн.
По велению святого Иоанна Златоуста установился весь порядок причащения. Справа в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, Апостолов, приобщаются Святых Тайн раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной Вечери. Затем через отверстые Царские врата Чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа.
Миряне причащаются Тела и Крови, соединенных вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле.

Вложение в Потир частиц, изъятых из просфор.

Потир (от др.-греч. «чаша, кубок» ) - металлический сосуд для православного богослужения. Потир применяемый при освящении вина и принятии причастия. Потир имеет форму чаши с длинной ножкой и круглым основанием. Потир изготавливается из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, отделочных камней.
Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.
После завершения причащения мирян, священнослужитель влагает в Потир те частицы, которые были изъяты о Пресвятой Богородице, о святых, о живых и мертвых. Частицы, вынутые «О здравии и упокоении », влагаются в Потир и, таким образом, соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом заключается сила и действенность изъятия частиц из просфор. Происходит очищение грехов бескровной Жертвой. Каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается предстательницей пред Спасителем за того, о чьем имени она вынута. Именно поэтому Православная Церковь считает, что вынуть из просфоры частицу о живом или умершем на Литургиии это самое спасительное и плодотворное действие.

О вкушении просфоры, антидора и артоса.

Просфора, даваемая по окончании Литургии, вкушается верующим до принятия всякой пищи и является святыней. Антидор вкушается в храме, натощак и с благоговением, так как это хлеб святой, жертвенника Божия, приношение к алтарю Христову, от которого Антидор получает небесное освящение. Артоса, полученный в храме, хранится мирянами как духовное врачевание от болезней и немощей и употребляется при болезни со словами «Христос воскресе! ».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору в артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды.

"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь ".

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют - просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане – пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения Божественной Литургии, в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние - побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15–20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода – его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода – Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше – после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством – смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

Поделиться: