Политический строй грузии - политика - грузия - каталог статей - всемирная грузинская ассоциация

Иностранные отношении Грузии: Дипломатические отношения Нет дипломатических отношений Дипломатические отношения прекращены

Внешнеполитическое значение Грузии в значительной степени сводится к её выгодному положению страны-транзитера. Именно через Грузию идёт транзит азербайджанских углеводородов в и в . из-за также вынуждена вести свою внешнюю торговлю с Россией и Европой через Грузию. Наконец, через Грузию проходит транзит товаров из ЕС в Китай в обход России. На внешнюю политику Грузии сильно влияет её напряжённые , связанные с проблемой признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. В силу этого Грузия поддерживает тёплые отношения с Украиной, а также с Азербайджаном, которые выступают за сохранение границ. Вместе с ними Грузия входит в региональный блок . Также грузинские власти разрывают со всеми странами, кто . Грузия входит в и . Это единственное государство, которое вышло из .

Отношения с Турцией и Азербайджаном

По итогам 2013 года Турция и Азербайджан заняли соответственно первое и второе места во внешнеторговом обороте Грузии. Для Турции Грузия является рынком сбыта (в 2007 году вступило соглашение о между двумя странами). В 2013 году турецкий экспорт в Грузию составил 1,34 млрд долларов, а грузинский экспорт в Турцию только 182,8 млн долларов . Также Анкара рассматривает Грузию как транзитную территорию, прежде всего для азербайджанских углеводородов. Уже в 1994 году заключён контракт на строительство нефтепровода (пущен в 2006 году), в 1999 году был пущен газопровод Баку — Супса, в 2007 году открыт трубопровод , в том же 2007 году начато строительство железной дороги Баку — Тбилиси — Карс . Торговля Грузии с Азербайджаном отличается большей сбалансированностью и примерно равной долей каждой стороны двустороннего товарооборота. В 2013 году торговый оборот с Азербайджаном в 2013 году составил 1,34 млрд долларов: экспорт из Грузии в Азербайджан — 710,3 млн долларов США, а импорт — 638,1 млн долларов .

Отношения с Россией

Отношения с Россией напряжены из-за проблемы Абхазии и Южной Осетии. В 2008 году российские военнослужащие отразили , а вскоре Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В ответ Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из . Во внешнеэкономическом плане Россия первые годы независимости Грузии занимала ведущую позицию в грузинской внешней торговле, являясь крупным покупателем, в частности грузинских вин и минеральной воды. Однако в 2006 году Роспотребнадзор запретил ввоз в РФ вина и виноматериалов из Грузии. Также под запрет попали поставки минеральной воды « » и « » как не отвечающей российским требованиям по качеству. В ответ делегация Грузии заблокировала продолжение переговоров по вступлению России в . Также грузинские спецслужбы , проходивших службу в Группе российских войск в Закавказье, по подозрению в шпионской деятельности (вскоре они были отпущены). Также постепенно снизилась зависимость Грузии от поставок российских энергоносителей. До 2006 года Россия была единственным поставщиком природного газа в Грузию, но ввод в эксплуатацию газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум изменил эту ситуацию. В 2006 году в связи с завершением ремонтных работ и реконструкции на Ингурской ГЭС стало возможным прекратить импорт электроэнергии из России в летнее время. Ослаблению двустороннего сотрудничества способствовал вывод из и российских военных баз. С 2010 года грузинско-российские отношения стали улучшаться. 11 октября президент Грузии подписал указ по которому при пересечении границы гражданами России, которые прописаны в , и , будет задействован 90-дневный безвизовый режим . решение грузинских властей объявить в одностороннем порядке о введении безвизового режима для проживающих на Северном Кавказе граждан РФ расценил как провокацию . В 2014 году отношения вновь ухудшились, так как Грузия присоединилась к .

Отношения с США

США в 1992 году одни из первых признали независимость Грузии. В 1999 году одобрил законопроект «Стратегия Шелкового пути». США проводят в Грузии множество программ, нацеленных на помощь региону в экономической, военной, государственной сферах. Ещё до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать помощь в создании дееспособной пограничной охраны, была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск. Всего в 1998—2001 годах на обеспечение охраны грузинских границ США предоставили 72 млн долл. Это значительная сумма, если сравнивать её, например, с военным бюджетом Грузии, который в 1998 году составил около 41 млн долларов, а в 1999 году — 24 млн долларов. В 2002 финансовом году США предоставили Грузии в качестве помощи около 187 млн долларов, из них 91 млн долларов на обеспечение «Акта в поддержку свободы» (FSA), 31 млн долл. на иностранное военное финансирование (FMF), в том числе 20 млн долл. дополнительных средств в фонд чрезвычайного реагирования; Министерству сельского хозяйства США (USDA) выделили 9 млн долларов в качестве продовольственной помощи и 12 млн долл. на другую правительственную помощь, а также оцененные в 45 млн долл. частные пожертвования и избыточное гуманитарное продовольствие министерства обороны США. Действуют программы по улучшению грузинских ВС. Первая программа — «Обучи и оснасти», с помощью которой для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада, осуществлялась с 2002 по 2004 года. В 2005 году Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн долл. «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской бригады с целью её дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде. Деятельность по распределению и использованию американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США (), при помощи которого проходит обучение государственных чиновников, выработка годового бюджета, налогового законодательства, информационные программы, оказываются различные виды гуманитарной помощи. Грузия в ответ приняла участие в возглавляемой США после падения режима . Тем не менее, доля США во внешней торговле Грузии в начале 2010-х годов остаётся небольшой [ ] .

Грузия и Никарагуа

Грузинско-никарагуанские отношения были установлены . Министерство иностранных дел сообщило, что прекращает дипломатические отношения с в связи с признанием этим государством независимости и .

Грузия и НАТО

Грузия ведёт переговоры с НАТО о возможном вступлении в эту организацию. С 1999 года осуществляется программа «Партнерство во имя мира», благодаря которой Грузия приняла участие в 120 мероприятиях (в основном, военных учениях). В 2008 году на референдуме большинство граждан Грузии проголосовало за вступление страны в НАТО. Тем не менее, говорить о конкретных сроках вступления Грузии в Североатлантический альянс по состоянию на 2016 год рано, в том числе из-за нерешённости проблемы Абхазии и Южной Осетии. 2008 года глава по поводу дальнейшего сотрудничества НАТО и Грузии заявил, что принимать в члены НАТО «страну, которая иногда проявляет себя путём не очень контролируемых действий, это само по себе рискованно». .

Грузия и Европейский союз

Грузия давно стремится стать членом ЕС. В 2014 году было заключено с Грузией , в том же году Грузия стала 40-м членом Европейской организации безопасности аэронавигации (Eurocontrol) .

8 марта 2017 года был введен безвизовый режим между Грузией и ЕС, который позволяет гражданам Грузии посещать страны ЕС, кроме Великобритании и Ирландии, с туристическими, деловыми и культурными целями.

См. также

Примечания

  1. Бахтуридзе З. З. Внешняя политика Грузии в контексте развития международных отношений на постсоветском пространстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. — СПб., 2016. — С. 207. Режим доступа:

Форма политического устройства грузинского государства - демократическая республика.

10 января 2007 Президент Грузии Саакашвили заявил, что назрела необходимость создания новой конституции Грузии, ибо в действующей, по его мнению, есть недостатки с точки зрения развития демократии.

В ответ на прозвучавшее 7 октября 2007 года высказывание Патриарха Илии II в поддержку установления в стране в будущем конституционно-монархической формы государственного устройства Президент Саакашвили напомнил, что его прабабушка была Багратиони и посему у него есть право занять престол; сразу оговорился, что он пошутил.

Президент

Президент Грузии - в соответствии с Конституцией Грузии, глава государства и глава исполнительной власти, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Грузии, высший представитель Грузии во внешних сношениях; направляет её внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает единство и целостность страны и работу государственных органов.

9 апреля 1991 г. Грузия провозгласила независимость от СССР. 6 мая 1991 г. прошли президентские выборы, на которых президентом Грузии избран Звиад Гамсахурдиа.

В декабре-январе 1991-1992 гг. в стране произошел военный переворот. Приглашенный его организаторами, чтобы возглавить Грузию, Эдуард Шеварднадзе занял должность председателя Государственного Совета республики, пост президента оставался вакантным. Лишь 5 ноября 1995 г. прошли выборы, на которых Шеварднадзе был избран президентом. Затем 9 апреля 2000 г. он был избран президентом на второй срок.

4 января 2004 г. президентом Грузии был избран Михаил Саакашвили. В ноябре 2007 он подал в отставку, объявив досрочные выборы. Они состоялись 5 января 2008, их также выиграл Саакашвили. Его инаугурация состоялась 20 января 2008.

Конституционно-правовой статус, порядок избрания, полномочия, обязанности Президента Грузии изложены в 4-й главе Конституции Грузии. Президент Грузии - глава грузинского государства и глава исполнительной власти, высший представитель Грузии во внешних сношениях, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Грузии.

Правительство; Премьер-министр

Правительство состоит из Премьер-министра и министров, в том числе государственных министров.

Статья 7-я Закона о правительстве определяет, что Президент Грузии правомочен созывать заседание Правительства по вопросам особой государственной важности и руководить им. В этом случае повестку дня заседания Правительства определяет Президент Грузии, и принятое на заседании решение оформляется актом Президента. Президент Грузии правомочен приостанавливать или отменять акты Правительства и учреждений исполнительной власти, если они противоречат Конституции, международным договорам, соглашениям, законам Грузии и нормативным актам Президента.

Правительством руководит Премьер-министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Грузии (Статья 8-я Закона).

Премьер-министр Грузии с ноября 2007 года - Владимир Гургенидзе.

Парламент

Статья 48-я Конституции: «Парламент Грузии является высшим представительным органом страны, который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных Конст итуцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия.»

Избирается на 4 года.

Основные представленные партии: Национальное движение демократы 135, Новая оппозиция (Правые и промышленность спасает Грузию) 15. В парламенте есть представители блока За Новую Грузию - 19, Возрождение, Лейбористы - 3, Демократы Буржанадзе-7, Нац движение Саакашвили - 11, Новые правые - 4, Промышленники - 4, независимые.

[править]

Политические партии

5 октября 2006 в выборах в органы местного самоуправления приняло участие 6 политических партий:
"Единое национальное движение" (пропрезидентская партия) - ок. 60 % голосов,
Блок "республиканцев" и "консерваторов" - 8,5 %
"Промышленность спасёт Грузию" - 5 %
"Лейбористская партия" (лидер - Шалва Нателашвили) - 4,5 %
"Партия национальной идеологии" (не прошла 4 % барьер)
Партия "Путь Грузии", (лидер - экс-глава МИДа Саломе Зурабишвили) (не прошла 4 % барьер).

Джонни Меликян , эксперт Центра политических исследований НОФ «Нораванк», научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления РА

Введение

После обретения независимости в начале 90-х годов прошлого века новая элита Грузии приступила к формированию институтов государственной власти. Однако внутриполитическая ситуация на тот момент была достаточно сложной, и страна погрязла в череду этнополитических конфликтов и гражданского противостояния. После государственного переворота в стране в начале 1992 года в Тбилиси возвращается бывший советский лидер Грузии Эдуард Шеварднадзе. На фоне определенных внутриполитических трудностей и неудач в попытке дезинтеграции Абхазии Шеварднадзе, будучи председателем Госсовета, вместе с редакционной группой представил 1 июля 1995 года Государственной конституционной комиссии проект Конституции страны, который был принят парламентом Грузии 24 августа 1995 года. Согласно документу, тогда же был введен пост президента Грузии, коим и стал Шеварднадзе. Параллельно процессу государственного строительства в 90-е годы в Грузии идет формирование внешнеполитического поведения. Если на первых порах, из-за этнополитических конфликтов и внутриполитической дестабилизации, внешняя политика отходила на второй план, то после 1995 года выходит вперед. Внешнюю политику Грузии того периода можно назвать двоякой - на фоне налаживания контактов и взаимоотношений с США, европейскими партнерами и странами региона в лице Турции и Азербайджана. Наряду с этим официальный Тбилиси сохранял взаимоотношения с правопреемницей СССР - Россией, которая на тот момент развивала постсоветский проект - Содружество Независимых Государств (СНГ), членом которой с конца 1993 года и стала Грузия.

Определяющими для внешней политики Грузии стали события ноября 2003 года. Тогда, протестуя против итогов парламентских выборов и политики Э.Шеварднадзе, группа «молодых реформаторов» во главе с Михаилом Саакашвили совершила революцию и заставила президента подать в отставку . Во внешней политике страны команда «революционеров» и «молодых реформаторов» стала придерживаться ярко выраженной прозападной политики, параллельно ухудшая взаимоотношения с Российской Федерацией. Кульминацией антироссийской политики стала российско-грузинская война в августе 2008 года, следствие которой - признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств и разрыв дипломатических отношений с Россией.

Динамика внешнеполитической деятельности изменилась после 1 октября 2012 года, когда по итогам парламентских выборов победу одержала оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, занявшего пост премьер-министра страны. Новое руководство Грузии с первых же дней заявило о частичном пересмотре внешней политики страны, полностью отказавшись от провокационной антироссийской политики и риторики. Остальные векторы внешней политики - региональный и евроатлантический - остались неизменными. Так, сохранились уже ставшие традиционными стратегические взаимоотношения с США, сбалансированные и добрососедские с Арменией, Азербайджаном и Турцией. Как и при правительстве «Единого национального движения», новыми властями Грузии в качестве основного приоритета внешней политики страны были отмечены партнерские и дружественные взаимоотношения с ЕС и декларировано желание дальнейшей интеграции в НАТО и ЕС. Однако, несмотря на данные заверения властей Грузии, внешнеполитические вопросы, в частности - взаимоотношения с Россией, не раз становились предметом критики со стороны грузинских оппозиционеров, которые ставили по вопрос «европейское будущее» Грузии при правлении коалиции «Грузинская мечта».

Внешняя политика Грузии в период президентства Михаила Саакашвили

Прежде чем проанализировать новые внешнеполитические реалии Грузии октября 2012 года, следует рассмотреть внешнюю политику третьего президента Грузии Михаила Саакашвили и ее внутриполитическое измерение. Начиная с 2004 года, новое руководство Грузии взялось за реформирование страны и модернизацию по западным стандартам . Новая команда заявила о приоритетности и отсутствии альтернатив евроатлантическому вектору внешней политики страны и о намерениях войти в Североатлантический альянс (далее - НАТО) и Европейский союз (далее - ЕС). Тогда же, для активизации отмеченных внешнеполитических направлений, указом президента Грузии №597 от 17 декабря 2004 года в структуре правительства создается пост государственного министра по европейской и евроатлантической интеграции, а 31 декабря того же года - аппарат госминистра. Для эффективной работы и реализации поставленных задач в новой структуре были созданы три департамента: Координации Европейской интеграции, Координации Евроатлантической интеграции и Координации программ ЕС. Кроме того, в 2005 году были основаны две государственные комиссии: «Госкомиссия по интеграции в НАТО» и «Госкомиссия по интеграции в ЕС» .

Помимо этого, с 2004 года команда Михаила Саакашвили приступила к подготовке базового концептуального документа, фиксирующего основные приоритеты внешней политики страны и угрозы ее национальной безопасности. Таким образом, руководство Грузии, с финансовой и технической поддержки США, заканчивает подготовку Концепции национальной безопасности страны. Данный документ был принят парламентом страны 8 июля 2005 года . Проект документа отражал как фундаментальные национальные ценности Грузии, так и национальные интересы, вызовы, основные направления политики национальной безопасности Грузии, а также приоритеты ее внешней политики. Согласно документу, в национальные интересы Грузии входит: 1. территориальная целостность; 2. национальное единство; 3. региональная стабильность; 4. укрепление свободы и демократии в соседних странах и в регионе; 5. укрепление транзитной функции страны и обеспечение альтернативных путей энергоснабжения; 6. экологическая безопасности; 7. обеспечение национальной и культурной самобытности .

В Концепции, в разделе основных приоритетов внешней политики Грузии, были отмечены: важность выстраивания прозападного внешнеполитического вектора, продолжение поддержания «стратегического партнерства» с Соединенными Штатами Америки, Украиной, Турцией и Азербайджаном, партнерство с Россией и «прагматичное сотрудничество» с Республикой Армения. Там же отмечается, что Грузия обязуется обеспечить «защиту интересов, прав и свобод всех проживающих в Грузии этнических и религиозных групп». Для защиты фундаментальных национальных интересов, а также искоренения вызовов и угроз авторы Концепции выделили следующие приоритеты государства: 1. усиление государственного управления; 2. укрепление демократических институтов; 3. укрепление обороноспособности страны; 4. восстановление территориальной целостности; 5. евроатлантическая интеграция и т.д.

Останавливаясь на внешнеполитическом приоритете Грузии - евроатлантической интеграции, отметим, что для работы по популяризации евроатлантических идей внутри страны указом президента Грузии №752 19 сентября 2005 года был создан «Информационный центр по НАТО и ЕС» , имеющий статус юридического лица публичного права. Кроме основного офиса в столице Грузии, Центр имеет 8 представительств в регионах страны. Проекты отмеченной структуры финансируются как госбюджетом Грузии, так и со стороны НАТО и ЕС. В эти же годы еще более активизируются и неправительственные организации и т.н. мозговые центры , среди которых ведущие грузинские think tank -и - Атлантический совет Грузии (1996 год) и Грузинский фонд стратегических международных исследований (1998 год).

Ярко выраженная евроатлантическая внешняя политика Грузии и перманентное усиление антироссийской риторики со временем еще больше отяготили и так не сложившиеся взаимоотношения нового руководства Грузии с Российской Федерацией, приведя обе страны к августовской войне в Южной Осетии. Российско-грузинский конфликт в августе 2008 года имел катастрофические последствия для Грузии, в том числе из-за признания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств со стороны России. Все эти события заставили официальный Тбилиси пересмотреть Концепцию национальной безопасности 2005 года. Таким образом, после нескольких лет работы парламент страны 23 декабря 2011 года 150 голосами «за» утвердил обновленную версию документа .

Анализируя документ, следует отметить, что в нем были сделаны два основных изменения. Первое - Россия превратилась из страны-партнера (по Концепции 2005 года) в «главную угрозу и вызов» национальной безопасности Грузии. В частности, были зафиксированы следующие формулировки: «российская оккупация территории Грузии», «риск новой военной агрессии со стороны России» и «организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты». Второе - усилилась роль евроатлантической интеграции страны. Согласно документу, данное направление являлось и все еще является «одним из наиважнейших приоритетов внешней политики и национальной безопасности страны». В то же время авторы особо отмечали, что августовская война с Россией не смогла изменить стремление страны войти в НАТО, и после 2004 года страна достигла «большого прогресса» в этом направлении.

Изменения в Концепции 2011 года, в основном, не коснулись отношения с соседними странами региона. Новый документ зафиксировал отношения с Турцией и Азербайджаном как «стратегическое партнерство», а определение отношений с Арменией было перефразировано с «прагматичного сотрудничества» в «тесное партнерство» .

Подводя итоги внешней политики в период президентства Михаила Саакашвили, следует выделить, что евроатлантический вектор Грузии усилился и стал основным направлением внешнеполитической деятельности официального Тбилиси. Кроме того, в конец испортились отношения с Россией, на чем также сказалась война августа 2008 года и отсутствие дипотношений между двумя странами. На региональном уровне Грузия позиционировала себя как страна-транзитер, «геополитический перекресток» на стыке осей «Север-Юг» и «Запад-Восток», а также «Центр Кавказа», как любил говорить экс-президент Саакашвили.

Однако ухудшившаяся внутриполитическая ситуация, вызванная финансовым кризисом, политической и экономической монополизацией правящей партии, а также закрытие российского рынка для грузинских трудовых мигрантов и товаров - все это способствовало росту недовольства населения страны. В результате, на парламентских выборах в октябре 2012 года произошла беспрецедентная смена власти демократическим путём, а к власти в стране пришла оппозиционная предвыборная коалиция «Грузинская мечта» во главе с бизнесменом и меценатом Бидзиной Иванишвили.

Civil.ge: Завершилась работа над Концепцией национальной безопасности Грузии,

Российско-грузинские отношения находятся в тупике. В заблуждение не должны вводить рост торгового оборота, туризма из России и прогресс в переговорах по транзиту грузов через Абхазию. Проблемы между Россией и Грузией неразрешимы и требуют новых контекстов и идей. Но прежде всего стоит задаться вопросом: зачем нам улучшать отношения друг с другом?

Транзитные перспективы Закавказья

Несколько факторов региональной и глобальной политической конъюнктуры могут в ближайшие годы поменять ход международной дискуссии о путях развития транспортной инфраструктуры в Закавказье. Снятие санкций с Ирана, инициатива «Экономического пояса шелкового пути», снижение цен на углеводороды и продолжающееся переустройство региональной транспортной системы создают условия для пересмотра транспортной политики региона.

Дело Мухтыралы и провалы глобального управления

Оппозиционный азербайджанский активист Афган Мухтарлы был похищен в Тбилиси и вывезен в Азербайджан. В Баку его обвиняют в незаконном пересечении границы и попытке контрабанды. Из грузинских официальных лиц похищение Мухтарлы осудил только президентМаргвелашвили. Дело Мухтарлы станет одним из признаков глобальных перемен, нарастающего кризиса прежней модели глобального управления.

Безопасность Грузии и геополитический фронтир в Евразии

В результате энергичной политики России у многих постсоветских проблем безопасности пропало геополитическое измерение, и они перестали зависеть от российско-западного противостояния. Так произошло и с Грузией, чьи перспективы вступления в НАТО остаются маловероятными. Выпав из фронтира борьбы Запада и России, ей предстоит самостоятельно определиться с приоритетами.

События 2016 года не изменили расклад сил в Закавказье

Несмотря на то, что 2016 год выдался для Закавказья насыщенным на события, здесь удалось сохранить статус-кво, сложившийся восемь лет назад. Аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов подвел итог политическому развитию Закавказья за минувший год и пришел к выводу, что даже обострение ситуации в Нагорном Карабахе не смогло существенно изменить расклад, сложившийся в регионе.

Голосование по крымской резолюции в Генассамблее ООН разделило Закавказье

15 ноября Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию по Крыму, предложенную Украиной. Голосование по документу трех закавказских республик - Грузии, Армении и Азербайджана - продемонстрировало разницу во внешнеполитической повестке этих стран. При этом сама динамика голосования по крымскому вопросу обнаруживает позитивную для России тенденцию.

Визит Илии II в Москву позволит обсудить вопросы российско-грузинских отношений

18 ноября в Москву с официальным визитом прибудет Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Формат визита не предусматривает встреч с президентом России и другими высокопоставленными государственными деятелями, однако почти наверняка разговоры с участием Предстоятеля Грузинской Православной церкви будут выходить за рамки обсуждения сугубо религиозных проблем.

Грузинская делегация уклонилась от голосования по украинским резолюциям в ПАСЕ

12 октября ПАСЕ в ходе очередной 33-й по счету сессии приняла две резолюции, посвященные текущей ситуации на Украине. Грузинская делегация уклонилась от голосования, неприятно удивив украинских коллег. Бездеятельность во время очередного, в большей степени символического, акта антироссийской кампании может принести Тбилиси неплохие дивиденды в отношениях с Москвой.

ТБИЛИСИ, 19 дек - РИА Новости. Российские и грузинские политики разошлись в оценках ситуации в Грузии накануне назначенных на 5 января 2008 года президентских выборов, которую они обсудили вечером в среду во время видеомоста, связавшего информационные площадки РИА Новости в Москве, Тбилиси и Нью-Йорке.

Подготовка к выборам проходит с соблюдением всех демократических норм, заявил председатель комитета парламента Грузии по внешним связям Константин Габашвили. По его словам, для наблюдения за ходом выборов в Грузию прибывают делегации из 27 стран, также за ходом выборов будут наблюдать представители многих международных и местных организаций.

Депутат парламента Грузии, один из лидеров Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава заявил, что по его мнению, выборы проводятся в форс-мажорных условиях, сложных для оппозиции, когда кандидат на главный государственный пост Михаил Саакашвили использует административный ресурс.

Хаиндрава считает, что выборы не ограничатся одним туром. Второй тур, по его словам, состоится примерно через две недели после первого. "Что касается вопроса признания или непризнания итогов выборов оппозицией, то этот вопрос должен решить сам народ", - сказал Хаиндрава.

"Международные организации отметят, были ли выборы более или менее приближенными к демократическим стандартам. На ход предвыборной кампании они не повлияют, они лишь наблюдают за процессом", - добавил он.

Политолог Рамаз Сакварелидзе заметил, что "исходя из слов главы МИД РФ Сергея Лаврова, Москва заинтересована в победе оппозиции над Саакашвили на выборах".

"Но в результате такие заявления со стороны России оказываются в пользу Саакашвили, за что он обязательно поблагодарит Москву. Если Москва не изменит своей позиции, Саакашвили обязательно победит", - сказал Сакварелидзе.

В ответ российский политолог Сергей Марков заметил, что Россия не поддерживает оппозицию. "Грузинская оппозиция ясно поддерживает прозападный курс и НАТО, и всячески критикует власти в слишком лояльном отношении к России", - сказал он.

"Демократия в Грузии наш безусловный интерес. Но мы боимся, что грузинские власти в целях укрепления легитимности выборов среди народа решат пойти на авантюру в Абхазии и Южной Осетии", - добавил Марков, заметив, что "грузино-российские отношения должны быть нормализованы, но не надо постоянно упоминать в этом контексте Абхазию и Южную Осетию".

Габашвили на это сказал, что "говорить об урегулировании российско-грузинских отношений без решения вопроса Абхазии и Южной Осетии бессмысленно".

"Если Россия хочет нормализовать отношения с Грузией, она не должна делать таких вещей, которые накаляют отношения между двумя странами. Должен быть взят добрососедский курс отношений, что предполагает гарантии того, что в один прекрасный день Грузия не будет проглочена Россией", - сказал Габашвили.

"Необходимо укрепление культурных связей, студенческие обмены, развитие дипломатических отношений. Этого желает Грузия. Для этого необходимо решить вопрос конфликтных регионов", - добавил он.

Как сказал Хаиндрава, "несмотря на антироссийскую риторику властей Грузии, Грузия открыта для российского бизнеса, это подтверждает сотрудничество в сферах энергетики, мобильной связи, банковской сфере, в промышленности".

"Но Россия должна прекратить вводить провокационные меры против Грузии, к примеру, визы или прекращение почтовой связи, как это было сделано в прошлом году", - сказал Хаиндрава.

По его словам, "Грузия, в свою очередь, должна прекратить обвинять во всем, в том числе и в своих ошибках, Россию".

Как полагает директор Института стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин, Россия "желает добра грузинскому народу, но в то же время советует избавиться от заблуждений".

"Мы заинтересованы в том, чтобы Грузия перестала раздражать Россию своими действиями. Грузия должна перестать ставить условия для России и угрожать ей", - уточнил он.

"Что касается решения конфликтов, мы не торгуем Абхазией или Южной Осетией, мы не работорговцы. Этот вопрос должны решить сами жители этих регионов. Но как они захотят быть в Грузии, если они видят, что там происходит", - заметил российский парламентарий.

"А то, что президентские выборы в Грузии 5 января будут несправедливыми и нечестными, я в этом уверен", - сказал Затулин.

Поделиться: