Политическое учение В.И. Ленина. Основные идеи ленина

Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924) - последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX - XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания , опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем. Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX - начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства - Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории . Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат - неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция - один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, - писал Ленин, - подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем - социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам: Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом; В области диалектики - упор на антитезис в ущерб синтезу.

Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер; В области философии истории - учение о примате политики над экономикой, по крайней мере - в революционные эпохи (согласно классическому марксизму - политика есть лишь активизированное выражение экономики); Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу. Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место.

Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению.

Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика - дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.

Для Ленина теория вообще - прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности.Философия, предоставленная самой себе, конституирующая себя в качестве свободного поиска истины, представляла в глазах Ленина небольшую ценность.

Академическая, профессорская философия - предмет откровенной насмешки. Вполне понятно, что сама возможность какого-либо академического философского творчества в жесткой и иерархически выстроенной системе марксизма, всецело подчиненной достижению определенных целей, проблематична в высшей степени.Для Ленина все вопросы, возникающие не по собственной воле, а по логике революционного дела, были «текущими». Тем не менее Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизму Релятивизм - философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания в связи с тем, что мир постоянно меняется.

Таким образом невозможно познать то, что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже утеряна, как и он сам. и скептицизму Скептицизм - древнегреческое учение, утверждавшее о неистинности знания, полученного нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими «чувственными» способами но ненавидит их (по словам Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин- абсолютист, он верит в абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания, опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.

Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще.Например "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность.

Т.о. материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на "самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективноо мира, на мощь народных масс - творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.

Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы революционности и революции в России.Если ортодоксальные марксисты, в духе последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с его эксплуатацией рабочих в России - за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном будущем, стать на сторону рабочих и повернуть фронт против капитализма.

Ленин, напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию в России, в надежде, что она будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом - немецким). Отличает Ленина и вера в то, что Россия может миновать буржуазно-демократическую стадию развития, или предельно сократить ее, стремление к совершению именно к пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было ортодоксальным марксизмом, а своеобразным неомарксизмом, или даже русским марксизмом.

Общечеловеческой морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует.Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрывания благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации трудящихся". Ленин признавал человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. однако поиск человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.

Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.

Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные дополнения там, где это было необходимо для полкрепления революционной теории.Ленинский этап в истории марксистской философии органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего - леворадикальной традиции.


Один из величайших политиков - Владимир Ильич Ленин (1870-1924) подошел к революционным взглядам с марксистских позиций, разгромил русский анархизм, тактику террора. Ленин был политическим лидером, сыгравшим главную роль в установлении власти коммунистов в России.
В 1900 г. уезжает в Западную Европу и в течение 17 лет не возвращается в Россию. После раскола российской социал-демократической партии Ленин становится лидером большевиков. В марте 1917 г. царь отрекся от престола. Ленин возвращается в Россию. В октябре 1917 г. РСДРП (б) приходит к вла-сти. Ленин управлял государством в течение пяти лет, но за это время практически переделал всю страну. Ленин впервые в мире стал строить коммунистическое государство, применяя на практике идеи Карла Маркса. Его работы оказали огромное влияние на развитие философской мысли: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).
Государство рассматривалось Лениным как воплощение антагонизма классов, расколовшее общество со времени появления частной собственности. Суть всех государств -> диктатура господствующего класса. Власть господствующего класса, как бы она ни называлась, всегда опирается на насилие. Диктатура пролетариата - власть, основанная на силе и ничем
стве, основанном на юридических нормах, вытекающих из человеческого разума, правды и справедливости, призванных служить мерилом и руководством для позитивного законодательства, человек остается свободным.
Форма государства зависит от его содержания. Различное состояние общества требует различного политического устройства - каждый народ в своей истории не ограничен какой-то одной политической формой. Основной закон, определяющий строение политической власти, состоит в том, что чем меньше единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть политическая власть. Сосредоточение верховной власти в одном лице, отстранение общества от реального участия в политических делах есть признак неспособности общества к самоуправлению.
Уделяя большое внимание характеристике различных форм правления (монархии, аристократии, демократии, смешанной форме - конституционной монархии), Чичерин рассматривает их содержание и направленность в зависимости от конфетных исторических условий и от состояния народного духа (сознания). При анализе этих форм Чичерин предпочтение отдает конституционной монархии. Именно в ней, по его мнению, наиболее полно отразились идеи свободы и идеал человеческого общежития.
ет божественную идею, тем больше влияния должен иметь на людей. Объем прав личности должен соответствовать высоте внутреннего достоинства. С нравственной точки зрения все общество является объективным осуществлением, содержащим разумное нравственное начало личности. Иерархия нрав-ственного начала организуется в церкви, нисходя по другой, низшей ступени общественной системы. Путь нисхождения нравственного начала - путь священного предания независимо от конкретных социальных и духовных форм. Союз между церковью и государством у Соловьева основывается на признании церковью принадлежащего ей высшего авторитета. Государство должно предоставить церкви всю полноту власти для соединения мирских интересов с высшей волей. Церковная власть не носит принудительного характера, а власть государства не может вторгаться в сферу религии. Основа любого общественного строя сводится к двум видам: суверенитету божественному и суверенитету народному. Божественный важнее народного, только наличие высшей нравственной истины оправдывает власть. Количество людей, изъявляющих притязания на власть, само по себе не представляет никакого нравственного права, как масса не представляет никакого внутреннего права.
не ограниченная (ни законом, ни государством). Признак - совершенная несвязанность с законом.
Ленин создает учение об объективных и субъективных факторах революции. Субъективные - партия, зрелость масс. Ленин создает учение о партии нового типа. Советы - вместо парламентской говорильни. Отрицается система разделения власти (соединение законодательной и исполнительной власти в советах). .
Партия сосредоточила в своих руках все полномочия государства. Ленин вынужден был прибегнуть к созданию революционных трибуналов, внеэкономических судов. С 1921 г. Ленин пересматривает ряд утопических догм марксизма и создает новую модель социализма. К основным чертам относится: 1) реабилитация закона стоимости и товарно-денежных отношений; 2) принцип оплаты по количеству и качеству труда; 3) переход от поголовного управления к твердому, но гибкому аппарату государства. Две главные задачи: 1) как преодолеть стихийность возрождаемого рынка и подчинить его плану; 2) как победить бюрократизм государственного аппарата, роль которого возрастает с НЭПом.
Ни одна из задач не была выполнена.
С мая 1922 г. Ленин серьезно болел. 21 января 1924г. умер.
Власть возникает при психологическом давлении сильной одаренной личности на инертные пассивные массы. Основой всякого общежития является психологический мотив - готовность подчиняться.
К законодательной деятельности Ковалевский подходил с научной точки зрения. Так, он неоднократно разъяснял права законодательных учреждений и условия их деятельности. Ковалевский советовал лечить больные общественные порядки не наскоро, не в смутные времена, а в эпохи относительного затишья, предусмотрительно и основательно. Смущала его также и медлительность законодательства.
В речах об отношениях между церковью и государством, о свободе совести, о сокращении праздничных и неприсутственных дней Ковалевский являлся всегда выразителем широких общечеловеческих взглядов.
В книгах Ковалевского нашли оценку и задачи уголовной юстиции: об условном осуждении, условном освобождении, об отмене административной гарантии по должностным преступлениям и о суде присяжных. Настаивая на отмене административной гарантии для должностных лиц, нередко ведущей к их полной безнаказанности, он выступил с горячей защитой суда присяжных, основываясь на вековом опыте Англии. Он утверждал, что это суд жизненный, имеющий облагораживающее влияние на народную нравственность, служащий проводником народного правосознания.

) казнили и именно тогда у будущего политика внутри зародилась ненависть к царскому режиму. Старший брат Александр был повешен как участник народовольческого заговора против императора Александра III. Владимиру в ту пору было 17 лет, он был четвертым ребенком в семье смотрителя народных училищ в Симбирске Ильи Ульянова. В этом же году он закончил гимназию с золотой , тут же поступил на факультет Казанского университета, решив стать адвокатом.


Гибель родного брата перевернула в душе Владимира все вверх дном. С этих пор он стал мало заниматься учебой, все больше выступая с гневными речами. А чуть позже и вовсе примкнул к группе революционных студентов, за что в скором времени был исключен из университета.


В 1894-1895 годах он написал и выпустил в печать свои первые работы. В них он утверждал новую идеологию – марксизм, критиковал народничество. В это же время он побывал во Франции и Германии, выехал в Швейцарию, встретился с Полем Лафаргом и Карлом Либкнехтом.

Ссылка за пропаганду и агитацию

В 1895 году Владимир Ульянов вернулся в столицу вдвоем с Юлием Цедербаумом, псевдоним которого Лев Мартов. Они организовали "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1897 году Владимир Ильич был арестован и сослан на 3 года за агитацию и пропаганду в село Шушенское Енисейской губернии. Будучи там, он через год женился на Надежде Крупской, своей соратнице по партийной борьбе. Примерно в это же время им была написана книга "Развитие капитализма в России".


После того, как ссылка была окончена, он снова выехал . Вместе с Мартовым, Плехановым и прочими он будучи в Мюнхене начал издавать газету "Искра" и журнал "Заря". Производимая литература распространялась исключительно в Российской империи. В 1901 году, в декабре, Владимир Ильич стал пользоваться псевдонимом, став Лениным.

Продолжение агитации и активные действия

В 1903 году там был проведен II съезд Российской социал-демократической рабочей партии ( РСДРП). Здесь должны были быть приняты программа и , разработанные лично Плехановым и Лениным. Программа минимум включала в себя свержение царизма, установление равноправие народностей и наций, установление . Программа-максимум заключалась в построении социалистического общества посредством диктатуры пролетариата.


На съезде возникли некоторые разногласия и в результате образовались две фракции "большевики" и " ". Большевики приняли позицию Ленина, а остальные были против. В числе противников Владимира Ильича оказался и Мартов, который впервые за все время употребил термин "ленинизм".

Революция

Ленин был в Швейцарии, когда в 1905 году в России началась революция. Он принял решение быть в самой гуще событий, поэтому нелегальной прибыл в Петербург под чужой фамилией. На этот момент он занялся выпуском газеты "Новая жизнь", а также агитацией за подготовку к вооруженному восстанию. Когда настал 1906 год, Ленин уехал в Финляндию.


Оказавшись в Петрограде, Ленин выдвинул лозунг "От буржуазно-демократической революции к социалистической". Главная идея заключалась в словах "Вся власть Советам!". Плеханов, являясь к этому времени бывшим соратником, назвал эт идею безумством. Ленин же был в своей правоте уверен, поэтому приказал 24 октября 1917 года начать вооруженное восстание против Временного правительства. Уже на следующий день была захвачена власть во всей стране. Был проведен II Всероссийский съезд Советов, где приняли государства и мире. Новое правительство теперь называлось Советом Народных Комиссаров, а во главе стоял Владимир Ильич Ленин.

Управление страной и смерть

До 1921 года Ленин занимался делами страны, многие не захотели принимать идеи нового главы государства. Развивалось Белое движение, кто-то эмигрировал. Началась гражданская война, в которой погибли миллионы людей. К 1920 году промышленность сократилась в 7 раз. Голод и тяжелая экономическая ситуация вынудили Владимира Ильича принять новую экономическую политику (НЭП), которая разрешала свободную частную торговлю. Пытались проводить электрификацию страны, развивать предприятия государственного типа, развивать кооперацию в селе и городе.


В 1923 году Ленин тяжело заболел и долгое время находился в подмосковном поселке Горки. На место главы государства стали претендовать Сталин и Троцкий. В своем "Письме к съезду" Ленин сообщил, что выступает против кандидатуры Сталина. Письмо никакого эффекта не произвело, а в скором времени Владимир Ильич умер от кровоизлияния в мозг.

В непростых условиях мирового финансового кризиса кредитные учреждения столкнулись с различными финансовыми сложностями. Одни из них закрылись, другие реорганизовались. Сейчас ни один российский банк не назовет себя стабильным и процветающим. Как же предприятию, осуществляющему банковскую деятельность, сохранять экономическую устойчивость?

Вам понадобится

  • Экономические статьи и прогнозы экспертов, опыт западных стран

Инструкция

Строго контролируйте деятельность инвестиционного отдела. Пресекайте направление оборотных средств банка в проекты с неясным будущим. Снизьте возможные риски до минимальных показателей. Доверяйте ведение инвестиционных дел только опытным профессионалам, знающим толк в разумных капиталовложениях.

1)Ленин - крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной осно­вы этого движения - ленинизма, который сам Ленин рассматри­вал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала.

ОП : «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция».

Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его тео­ретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей право­те, твердость в отстаивании намеченного курса.

Вслед за Плехановым Ульянов доказы­вает неизбежность становления капитализма в России, наи­вность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80-90-х гг. с револю­ционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» - 1894, «Развитие капитализма в России» - 1899 и др.).

К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталис­тическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60-70-е гг.) была упущена.

Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.

Ситуация, породившая ленинизм ,-российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодаль­ной стране, которая страдала больше от недостаточности капита­листического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация ти­пична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с фе­одализмом, соответствовала марксизму?

Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погиб­нет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину - в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не ут­вердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической ре­волюции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеха­нов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канона­ми марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу - пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы.



Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство на­селения России, а пролетариат - меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин все­гда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская те­ория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к россий­ским условиям очевидны.

Свои представления о революции Ленин осуществлял с ред­кой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX - начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, орга­низовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особен­ность ленинизма, его действенный, практический характер.

Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки и осу­ществления революции. Мысли Ленина о партии в системати­ческой форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией.

Взгляды Ленина на перспективы револю­ции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в сис­тематической форме - в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).

Государство - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие клас­сового господства. Буржуазное государство - диктатура буржуа­зии. Оно должно быть уничтожено.

В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти.

Один из величайших политиков - Владимир Ильич Ленин (18701924) подошел к революционным взглядам с марксистских позиций, разгромил русский анархизм, тактику террора. Ленин был политическим лидером, сыгравшим главную роль в установлении власти коммунистов в России.

В 1900 г. уезжает в Западную Европу и в течение 17 лет не возвращается в Россию. После раскола российской социал-демократической партии Ленин становится лидером большевиков. В марте 1917 г. царь отрекся от престола. Ленин возвращается в Россию. В октябре 1917 г. РСДРП (б) приходит к власти. Ленин управлял государством в течение пяти лет, но за это время практически переделал всю страну. Ленин впервые в мире стал строить коммунистическое государство, применяя на практике идеи Карла Маркса. Его работы оказали огромное влияние на развитие философской мысли: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).

Государство рассматривалось Лениным как воплощение антагонизма классов, расколовшее общество со времени появления частной собственности. Суть всех государств - диктатура господствующего класса. Власть господствующего класса, как бы она ни называлась, всегда опирается на насилие. Диктатура пролетариата - власть, основанная на силе и ничем не ограниченная (ни законом, ни государством). Признак - совершенная несвязанность с законом.

Ленин создает учение об объективных и субъективных факторах революции. Субъективные - партия, зрелость масс. Ленин создает учение о партии нового типа. Советы - вместо парламентской говорильни.

Отрицается система разделения власти (соединение законодательной и исполнительной власти в советах).

Партия сосредоточила в своих руках все полномочия государства. Ленин вынужден был прибегнуть к созданию революционных трибуналов, внеэкономических судов. С 1921 г. Ленин пересматривает ряд утопических догм марксизма и создает новую модель социализма. К основным чертам относится:

1) реабилитация закона стоимости и товарно-денежных отношений;

2) принцип оплаты по количеству и качеству труда;

3) переход от поголовного управления к твердому, но гибкому аппарату государства.

Две главные задачи:

1) как преодолеть стихийность возрождаемого рынка и подчинить его плану;

2) как победить бюрократизм государственного аппарата, роль которого возрастает с НЭПом.

Ни одна из задач не была выполнена. С мая 1922 г. Ленин серьезно болел. 21 января 1924 г. умер.

94. Политические идеи и.В. Сталина.

После смерти Ленина вся политическая деятельность переходит к его соратнику по партии И. В. Сталину (1878-1953).

К концу 30х гг. Сталин создал самостоятельную тоталитарную диктатуру в современной истории.

В основе модели социализма Сталина лежали:

1) подмена обобществления огосударствлением всех средств производства;

2) отсутствие гражданского общества в условиях системы;

3) административно-командные методы принудительной организации труда вплоть до террора;

4) низкий уровень жизни;

5) неспособность к внутренним реформам из-за отсутствия экономических, политических, демократических регуляторов;

6) закрытость страны.

Таким образом, сталинизм представляет собой план радикального преобразования общества, проводящийся посредством неограниченного террора.

Коммунистическая партия рассматривается как руководящее ядро всех организаций трудящихся. Чтобы узаконить систему власти, ее создатель ссылается на Маркса - о диктатуре пролетариата. Диктатура одного человека, опирающаяся на партию, государство и полицию. Сталин провел объединение всех областей человеческой деятельности в рамках политической власти.

Сталин отбрасывает идею отмирания государства и разрабатывает свою теорию государства нового типа.

Действующая роль права уходит корнями в конституции Ленина. Право, по Ленину и Сталину, имеет две стороны. Ленин обосновывал принцип относимости права, подчиненного делу революции и меняющегося вместе с ее развитием. Сталин подкорректировал Ленина и усовершенствовал эту систему. Относимость права у Сталина исчезла и приобрела абсолютный характер, террор и беззаконие обрели силу закона. Конституция в СССР дополняется системой законов, различных уголовных кодексов, которые становятся юридической основой террора. Таким образом, сталинскую концепцию права можно определить как кодификацию произвола и террора.

Развитая Сталиным концепция модернизации страны, хотя и исходит из учения Ленина, имеет собственные отличительные черты. Сталин полностью порывает с Марксом, который рассматривал революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности. Сталин заимствует у Маркса, Ленина идею о том, что революция - отражение глубочайшей модернизации общества и предполагает абсолютную перестройку всех структур жизни. Главное действующее лицо - пролетариат. Для Сталина вдохновителем этих преобразований является партия. Она была названа авангардом пролетариата. Отождествление партии с общественным сознанием Сталин заимствовал у Ленина.

Вопросник

    Предмет и метод ИПиПУ. Политико-правовые доктрины и их многообразие.

    Общ характ-ка религиозно-мифолог представлений о пол-е, гос-ве и праве в странах Др Вост.

    Социально-политиче и правовые идеи Ветхого Завета.

    Политико-прав идеи брахманизма («Веды», «Законы Ману», «Артхашастра»)

    Социально-политические идеи раннего буддизма

    Этико-политическое учение Конфуция. Лао-цзы и его анархистские идеи.

    Моизм и легизм – влиятельные течения древнекитайской философии.

    Взгляды софистов и Сократа на государство и право

    Учение Платона о государстве и законах.

    Политико-правовое учение Аристотеля.

    Социально-политические идеи в эпоху эллинизма

    Политическая и правовая теория Цицерона.

    Учение римских юристов о праве.

    Учение Августина Блаженного о государстве и обществе

    Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

    Византийская политико-правовая мысль

    Средневековая юридическая мысль

    Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

    Политико-правовая мысль Арабского Востока: формирование и развитие

    Классическая и политическая мысль ислама (сунниты и шииты)

    Полит и прав идеи в трудах средневек арабс ученых (аль-Фараби, Ибн Хальдун)

    Новая наука о политике и государстве Н. Макиавелли.

    Политические и правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж.Кальвин).

    Ж. Боден и его учение о государстве и праве.

    Полит и прав идеи европ утопич социализма ХVI- ХVП в. (Т. Мор, Т. Кампанелла).

    Учение Г. Гроция о государстве и праве.

    Теория естественного права Б. Спинозы.

    Политико-правовое учение Т. Гоббса.

    Учение Дж. Локка о праве и государстве.

    Политические и правовые взгляды Вольтера.

    Политико-правовое учение Ш. Монтескье.

    Концепция народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.

    Политико-правовые учения якобинцев (Ж. Марат, М. Робеспьер).

    Естеств-прав учения в Германии в ХVП – ХVШ вв. (с, Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф).

    Политические и правовые учения в Италии в ХVШ в. (Дж. Вико, Ч. Беккариа).

    Полит-прав взгляды предс-й демокр направления борцов за незав-сть США (Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон).

    Политико-правовые взгляды федералистов (А. Гамильтона, Дж. Мэдисога, Дж. Джея).

    Учение И. Канта о государстве и праве.

    Учение Г.Гегеля о государстве и праве.

    Вопросы политики и права в философии Иоганна Готлиба Фихте

    Англ либерализм в 1 пол ХIХ в. Взгляды И. Бентама и Ст. Милля на государство и право..

    Франц либерализм в первой половине ХIХ в. (Б. Констан, А. Токвиль).

    Немец либерализм в первой половине ХIХ в. (В. Гумбольт, Л. Штейн).

    Полит-прав воззрения западноевроп идеологов социализма 1 полХIХ в. (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

    Политические взгляды О. Конта.

    Политико- правовое учение марксизма.

    Политико-прав учение и программа социальной демократии

    Политико-правовые взгляды Бакунина и Кропоткина

    Учение Р. Иеринга о праве и государстве.

    Социологическая теория Л. Гумпловича.

    Неокантианское учение о праве Р. Штаммлера.

    Учение Дж. Остина о праве.

    Политические идеи Г. Спенсера.

    Политико-правовое учение Ф. Ницше.

    Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

    Политико-прав идеи солидаризма (Л. Дюги) и институционализма М. Ориу).

    Социологическая юриспруденция (Е. Эрлих, Г. Гурвич, Р. Паунд).

    Теория элит, бюрократии и технократии.

    М. Вебер о типологии и осуществлении политической власти.

    Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта).

    Неотомистская теория права Жака Маритена.

    Концепция «свободного права» Е. Эрлиха

    Социологическая теория государства Людвига Гумпловича.

    Общ хар-ка пол и прав мысли Киев Руси. Пол-прав идеи в «Слове о Законе и Благодати»

    Полит программа Владимира Мономаха и пол-прав воззрения Даниила Заточника.

    Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

    Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

    Политическая программа И.С. Пересветова.

    Политические воззрения Иоанна Грозного и А. Курбского.

    Политическое учение И. Тимофеева.

    Раскол в Русской правосл церкви в середине 17 в. Полит идеология никонианства и старообрядчества

    Просветительские взгляды С.Е. Десницкого

    Идеология просвещ абсолютизма. Полит-прав взгляды Феофана Прокоповича и Симеона Полоцкого.

    Политико-правовые взгляды В.Н. Татищева.

    Политические взгляды и идеи М.М. Щербатова.

    Политико-правовое учение А.Н. Радищева.

    Политическое и правовое учение в России в первой половине ХIХ в. М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин.

    Пол-прав взгляды и программы декабристов. «Русская Правда» П.И. Пестеля. Констит проекты Н.М. Муравьева.

    Политико-правовые воззрения славянофилов и западников.

    Теория «русского социализма» (Герцен, Чернышевский)

    Социологический подход к праву (Муромцев, Коркунов, Ковалевский)

    Теория возрожденного естественного права (Новгородцев, Кистяковский)

    Право и политика в теократической утопии В.С. Соловьева

    Общественно-политическое учение евразийцев (Трубецкой, Савицкий, Алексеев)

    Учения о прав гос-ве в России в н ХХ в. (С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев).

    Правопонимание советского времени

    Политико-правовые взгляды М.Б. Бакунина, П. Кропоткина.

    Пол-прав идеология либерализма в России. «Охранит либерализм» Б.Н. Чичерина.

    Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.

    Пол-прав взгляды русских философов 1 полХХ в. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

    Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

    Политическое учение В.И. Ленина.

    Политические идеи И.В. Сталина.

Поделиться: