Страны славянской группы. Россия

Самым большим по площади славянским государством в настоящее время является Россия (Российская Федерация) . Она занимает территорию в 17 075 400 квадратных километров, что составляет 76 % от площади бывшего СССР. Более трети страны расположено в Европе, остальная территория - в Азии. Общее географическое положение страны определяется как северо-восток Евразии. Россия граничит с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Беларусью, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией и Норвегией, имеет выход в Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское, Черное и Балтийское моря.

Численность населения – около 150 миллионов человек, среди них 76 % - городское население, 24 % - сельское. Кроме русских, в России проживают представители более ста других национальностей, в том числе и славянских (украинцы, белорусы, поляки).

Государственным языком является русский .

В настоящее время Россия является федеративной республикой. Государство возглавляет президент.

Столица - Москва.

Краткий очерк истории

На территории современной России (Российской Федерации) в разное время располагались различные государственные образования. Наиболее ранним из них является , возникшая в конце VIII века и более чем на три века объединившая восточных славян. К XII веку Киевская Русь приходит в упадок и распадается на несколько самостоятельных враждующих между собой княжеств: Полоцкое, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Киевское, Переяславское, Новгород-Северское, Черниговское, Муромо-Рязанское, Смоленское. Наиболее сильными среди них являются Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика . Удельные княжества ведут постоянные междоусобные войны, весьма жестокие и кровавые. Этими войнами пользуются соседи русичей, и в XIII веке Новгородскому княжеству приходится постоянно отражать нападения шведов и немцев (Невская битва 1240 год и Ледовое побоище 1242 год). Восточные княжества подвергаются татаро-монгольскому нашествию и почти на двести пятьдесят лет подчиняются ханам Золотой орды; западные княжества попадают в зависимость от Великого княжества литовского и Польши. Новгородские земли сохраняют самостоятельность. Феодальная раздробленность ведет не только к политическому ослаблению и распаду государства, в языковом плане она несет также увеличение диалектных различий между говорами, что в конечном счете послужило основой для формирования трех самостоятельных восточнославянских народов и их языков.
Русские княжества в XII веке (по Голубцову; границы обобщены)

Среди восточнославянских земель постепенно растет значение Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, делает Владимир столицей княжества и начинает объединять вокруг него русские земли. Спустя некоторое время он переносит столицу в Москву, и с XIV века уже существует сильное централизованное Московское государство , образование которого фактически завершилось в 1547 году, когда Иван IV Грозный был коронован царем. С созданием единого централизованного государства связано возникновение великорусской народности . В XVI - XVII веках Россия расширяет свои границы, и в состав Российского царства вошли Поволжье, Урал, Западная Сибирь – на востоке, некоторые территории, ранее захваченные Речью Посполитой, – на западе. Это превращают Россию в обширную по территории великую многонациональную державу. Она начинает играть важную роль в европейских делах и привлекает к себе все большее внимание западных стран.

В середине XVII века царем России становится Алексей Михайлович, первый из династии Романовых, правившей государством по 1917 год. В конце XVII века на трон России взошел его сын, Петр I, правление которого в корне изменило судьбу страны. По образцу европейских государств в России открываются заводы, мануфактуры, строится флот (Россия получила выход в Балтийское море), создается регулярная армия. Коренные изменения претерпело и государственное управление: вместо боярской думы и приказов учреждаются Сенат и подчиненные ему коллегии. В 1722 году была введена , в соответствии с которой все гражданские и военные чины были разделены на четырнадцать степеней, или рангов. Начинать службу нужно было с низшего, четырнадцатого ранга, независимо от происхождения служащего. Повышение в чинах ставилось в прямую зависимость от личных успехов каждого. Ряд изменений коснулся и церкви. В 1721 году в стране уничтожается патриаршество, а на смену ему приходит Святейший правительствующий синод, возглавляет который светское лицо - обер-прокурор. Церковь, таким образом, подчиняется власти гражданской, ставится в зависимость от нее. Для четкого размежевания светской и церковной литературы вводится гражданский шрифт, после чего старым шрифтом печатались только богословские и богослужебные книги. В 1721 году Россия была провозглашена империей .

Расцветом Российской империи принято считать правление Екатерины II Великой. В это время делаются огромные шаги по пути просвещения, открывается Московский университет.

Из наиболее значимых событий до 1917 года следует отметить также Отечественную войну 1812 года; реформу 1861 года, отменившую крепостное право в России; революцию 1905 года, приведшую к созданию в России первого парламента - Думы, просуществовавшего до 1918 года.

К началу ХХ века (1914) Российская империя занимает около двадцати двух миллионов квадратных километров. В её состав входят Восточная Европа, Великое княжество Финляндия, большая часть Польши, Кавказ, Сибирь, часть Средней Азии.

Среди наиболее значимых политических событий ХХ века нужно назвать февральскую и октябрьскую революции 1917 года; гражданскую войну; образование нового государства - Союза Советских Социалистических Республик (СССР) , в состав которого входила Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) ; коллективизацию; репрессии 1930-х годов; Великую Отечественную войну; период «Оттепели» начала 60-х годов и последовавший за ним период застоя. После распада СССР в декабре 1991 года Россия (Российская Федерация) стала независимым государством.

Краткий очерк культуры

Русская культурная традиция берет свое начало в культуре Киевской Руси и, глубже, в культуре славянских и неславянских племен составивших древнерусскую народность. На протяжении веков она не только развивалась самостоятельно, но и испытывала на себе влияние (иногда значительное) народов, которые так или иначе взаимодействовали с русичами (финно-угорские, норманнские, балтские, тюркские племена); языческой и христианской идеологии, способствовавшей развитию архитектуры, скульптуры (вырезанные из дерева и камня идолы), живописи, письменности.

Дохристианская зодческая традиция была в основном деревянной. Некоторые формы деревянного строительства позднее вошли в каменную архитектуру и стали отличительной чертой русского зодчества. До наших дней дошло немного дохристианских памятников культуры, однако основные языческие мотивы еще долгое время присутствуют в орнаменте не только светских, но и культовых сооружений. Например, в каменной резьбе на стенах христианского собора Покрова на Нерли (г. Владимир), помимо традиционной для культовых сооружений христианской символики, растительный орнамент переплетается с изображениями львов, грифонов, мифических человеко-зверей.

Софийский собор. Киев
После крещения Киевской Руси на древнерусскую культуру сильное влияние оказывает византийская художественная и литературная традиция. Не секрет, что при выборе православия князем Владимиром немаловажную роль сыграл культурно-эстетический критерий, о котором упоминается в "Повести временных лет" . Посланцы русского князя побывали на торжественном богослужении в константинопольском храме святой Софии и были потрясены как красотой самого храма, так и великолепием и гармоничностью увиденного обряда. С крещением Руси церковное византийское искусство было воспринято и переработано под воздействием местных традиций русичами.

В летописях рассказывается, что вскоре после крещения в Киеве византийскими мастерами была возведена каменная Десятинная церковь. Мы не можем точно сказать, каким было это сооружение, так как оно было разрушено монголо-татарами в 1240 году, но в 1037 – 1054 годах в Киеве русскими и греческими мастерами был возведен Софийский собор, красотой которого мы можем любоваться по сей день. Конструкция XI века значительно отличалась от той, что представлена сейчас, после перестроек собора в XVII – XVIII веках, когда в общий вид сооружения были внесены барочные мотивы. На восточном фасаде выступало пять апсид, отражающих внутреннюю пятинефную структуру, с севера, запада и юга собор окружали открытые галереи.

Венчали собор тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. Две ассиметрично поставленные лестничные башни на западном фасаде вели на хоры. В восточной оконечности северной галереи располагалась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических деятелей Древней Руси).

Собор сложен из темно-красного бутового камня, перемежающегося с прослойками тонкого кирпича (плинфы), кладка основывается на розовом цемяночном растворе. Изначально кладка была открытой, но на рубеже XVII – XVIII веков стены собора были оштукатурены и побелены. К XVII веку относится и первое поновление фресок (1), которое несколько раз повторялось на протяжении XVIII – XIX веков. Особую ценность представляет мозаика (2), покрывающая около двухсот шестидесяти квадратных метров стен Софийского собора. Мозаика дошла до наших дней практически без изменений.

С середины XII века византийское влияние в архитектуре ослабевает, но в живописи продолжает сохраняться еще долгое время.

Софийский собор.Великий Новгород
Элементы западноевропейской культуры начинают проникать на Русь с середины XI века и особенно усиливаются во второй половине XII – начале XIII века, в период расцвета романского стиля и ослабления византийского влияния на Руси. Элементы романского стиля можно обнаружить в архитектуре Софийского собора в Великом Новгороде. Одним из западноевропейских элементов храма является его расположение на холме, что подчеркивает возвышение божественного над земным. Кроме того, как романское здание Софийский собор имеет массивные стены, узкие проёмы окон, углубленные порталы, которые придают сооружению особую торжественность и мощь. Обязательным и важным архитектурным элементом романского стиля является наличие башен. Софийский собор, согласно традициям романского строительства, представляет собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленяется лопатками, аркатурными фризами и галереями.

Облик новгородской Софии лучше других домонгольских храмов сохранил первоначальный вид. Первоначально, согласно древнерусской традиции, собор был сделан из дерева, позднее деревянные стены заменили кирпичными, изготовленными из местного белого камня, которые скреплялись известковым раствором. Надо сказать, что использование местного строительного материала также является традицией романского стиля.

Новгородский Софийский собор послужил образцом при строительстве Антониева (1117 – 1119) и Юрьева (1119) монастырей, Николо-Дворищенского собора (1113).

Новые новгородские постройки представляют собой четырехстолпные кубические храмы с одним куполом и тремя апсидами. Церкви Благовещения в Аркажах (1179), Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и другие, построенные в Новгородской республике на деньги прихожан, имеют небольшие размеры и очень просты в оформлении. Это обусловлено еще и тем, что храмы в Новгородской республике зачастую использовались как склады товаров, место хранения имущества граждан.

Архитектура Пскова (церковь Спаса в Мирожинском монастыре, середина XII века) отличается отсутствием столбов, трехглавыми сооружениями. В целом же древнерусская архитектура этого времени (в особенности владимиро-суздальская школа) отличается сплетением собственно русских традиций с традициями романской западноевропейской школы. Отличительной чертой русских храмов является архитектурная пластика, исполненная, в отличие от романского стиля, жизнеутверждающих сил.

В XII – XIII веках формируются местные школы живописи. Наиболее сформированными среди них являются новгородская, псковская и владимиро-суздальская, отличавшиеся в мастерстве и способе передачи персонажей. Новгородской фресковой живописи свойственно упрощение художественных приемов и экспрессивность в передаче человеческих лиц. Образы, представленные в псковской школе отличаются простотой, психологической напряженностью. Лики святых, написанные в ростово-суздальской школе, можно сказать, лиричны, теплы.

Монголо-татарское нашествие ослабило подъем русской культуры. Были разрушены многие города, уничтожены памятники письменности, живописи, зодчества, а вместе с ними утратились и некоторые художественные традиции. Во время междоусобных войн, которые наносили культуре ничуть не меньший урон, чем татаро-монголы, восстанавливать утраченное было нелегко. Новый подъем культуры на Руси начинается только с появлением нового сильного политического центра, которым становится сначала Владимир, а затем Москва, то есть с середины XIV века.

В зодчестве XIV-XVI веков традиции областных архитектурных школ Руси, сложившиеся до XIII века, получают новое направление развитие. На рубеже XIII-XIV веков в Новгороде и Пскове возобновляется каменное строительство. Новгородские постройки, как и прежде, делаются на средства отдельных граждан (бояр, купцов) и коллективов «уличан». Новые постройки отличаются легкостью, обилием света. Церкви нового типа – Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата (1360 - 1361) – украшены декоративными нишами, которые заполнены фресковыми росписями, скульптурными вкладными крестами, треугольными впадинами (Спас на Ильине).

Ведется в Новгороде и гражданское строительство. Строятся каменные палаты с Коробовыми сводами. В 1302 году в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался.

Псковское зодчество развивается в направлении строительства крепостей. Так, в 1330 году псковскими зодчими каменными стенами был окружен Изборск – одно из крупнейших военных сооружений того времени; в Пскове был построен большой каменный кремль. Псковские архитектурные сооружения отличаются строгим видом, лаконичностью, в них почти не используется декоративное убранство. Псковские мастера разрабатывают особую систему перекрытия здания перекрещивающимися арками, что позволяет при строительстве храма отказаться от столбов.

Русские зодчие в 1367 году в Москве возводят белокаменный Кремль, а в конце XV – начале XVI века выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и Марк Руффо ставят новые красно-кирпичные стены и башни. К этому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), новгородскими строителями построена Грановитая палата (1487– 1489), а рядом с нею псковские мастера выстроили Благовещенский собор (1484–1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505–1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555–1560 годах в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой – шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI веке (церковь Вознесения в Коломенском, 1532).

Живопись второй половины XIV–XV столетия – это время, когда творят Феофан Грек и Андрей Рублев. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублёва («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, нравственном совершенствовании, о поисках гармонии и идеала. Живопись этого времени в России по темам и жанрам (иконопись, фрески) остается глубоко религиозной, но в ней появляется обращение к внутреннему миру человека, мягкость, философичность, гуманизм.

В середине XV века окончательно пала Византия, долгое время бывшая оплотом православия. В связи с этим в Московском государстве с этого времени возникает догмат «Москва – третий Рим», который в искусстве воплощается в тяготении ко всему пышному, большому, «великому». В конце XVI века Андрей Чохов отливает «Царь-пушку», которая не произвела ни одного выстрела, несколько позже, при Анне Иоанновне, отец и сын Моторины создают огромный «Царь-колокол» (1733–1735).

В XVII и особенно XVIII веках продолжает идти процесс «обмирщения» культуры. Церковь утрачивает былую роль в распространении культурных ценностей, которая постепенно переходит в светские круги. В это время делаются попытки осмыслить и систематизировать накопленные научные знания. Большое распространение получают различного рода «Травники» и «Лечебники», содержащие описания трав и их свойств, наставления по исцелению различных заболеваний. Афанасий Холмогорский в своей работе «Шестоднев», исходя из геоцентрической теории Птолемея, описывает строение мира, представляя Землю как шар. Многие ученые предпринимают попытки географического, топонимического и исторического описания разных мест России. Так, около 1640 года появляется «Роспись Сибирским городам и острогам; в 1667 году – «Годуновский чертеж», названный по имени тобольского воеводы П.И. Годунова; в 1701 году – «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремезова.

В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, появившиеся еще в XV веке, однако церкви все больше становятся похожи на светские здания – дворцы. Таковы, например, Троицкая церковь в Муроме, Троицкая церковь в Никитинках (Москва).

Палаты думного дьяка Аверия Кириллова
Каменные жилые дома появляются у дворян и богатых купцов. Характерной чертой этих сооружений является богатое декоративное оформление фасадов. Так, при отделке палат думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной были использованы нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону. Подобные жилые сооружения появляются в Калуге, Ярославле, Нижнем Новгороде.

На рубеже XVII – XVIII веков, во время правления Петра I, в русской архитектуре появляется новый стиль, получивший название «нарышкинское барокко», или «московское барокко», в котором западноевропейский «причудливый» (3) стиль переплетается с русской декоративностью, воздушностью. «Московское барокко», преобразуя элементы западноевропейского стиля, всё-таки остается доминирующим. Главным украшением сакральных и светских зданий становятся декоративные кружева, пришедшие в этот стиль из народного промысла - резьбы по дереву. Белокаменная резьба, барочные криволинейные линии, элементы архитектурного ордера (4) придают этому стилю жизнеутверждающее, светлое начало. Кроме церкви Покрова в Филях (1693), в нарышкинском стиле возведены церковь Троицы в Новоголутвином монастыре в Коломне (1680-е), церковь Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре (1686), келейный корпус с палатами Нарышкиных в Высокопетровском монастыре в Москве (1690), церковь Благовещения в Никитском монастыре в Переславле-Залесском (1690), церковь Стефана в Мирожском монастыре в Пскове (конец XVII века), колокольня церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1700), колокольня Преображенского собора в Угличе (1730) и другие светские и церковные сооружения.

Церковь Покрова в Филях (1693)

«Нарышкинским барокко» завершается развитие древнерусской архитектуры и начинается её новый этап.


При Петре I Россия становится могучей империей, и на всей территории проводится широкое строительство городов и отдельных сооружений различного назначения. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки. Архитектура Петровской эпохи утверждает могущество России. Условно этот период называют «петровским барокко», но нужно иметь в виду, что в работах русских и приглашенных иностранных мастеров нередко встречаются и элементы классицизма.

Значительные преобразования в архитектуре России связаны со строительством новой столицы. Первый проект Петербурга был составлен французом А. Леблоном, но принята была лучевая планировка города, предложенная русскими архитекторами П.М. Еропкиным, М.Г. Земцовым и И.К. Коробовым. Главным лучом стал Невский проспект, лучи трех основных магистралей сходились у Адмиралтейства (первое здание Адмиралтейства построено по проекту И.К. Коробова в начале 20-х годов XVIII века). В 1703 году в Санкт-Петербурге была заложена Петропавловская крепость, в 1704 – судостроительная верфь, в 1708-1711 годах строится каменный Летний дворец Петра (архитекторы М.Г. Земцов, Н. Микетти, А. Шлютер.

Ведущими типами сооружений в Петербурге становятся не храмы, а общественные здания, городские и загородные дворцово-парковые ансамбли с симметричной планировкой объектов. Здания возводятся в духе французского классицизма.

Русское зодчество 40-50-х годов XVIII века называют русским, «елизаветинским», или «растреллиевским» барокко. Итальянец Франческо Бартоломео Растрелли прибыл в Россию вместе с известнейшим архитектором Бартоломео Карло Растрелли по приглашению Петра I в 1715 году. Вместе с ним они создавали чудесные архитектурные ансамбли и дворцы в Петровское время и время правления Анны Иоанновны, а также возвели два дворца на территории Курляндского герцогства для Бирона. Но настоящий расцвет творчества Ф.Б.Растрелли приходится на время правления Елизаветы. В 50-60-е годы по проекту обер-архитектора были построены дворец в Петергофе, Зимний дворец, перестроен дворец в Царском Селе и другие сооружения. Мастер внес в барочный стиль свои отличительные черты – он украшает все фасады здания, а не только главный, как это было принято в Западной архитектуре, очень широко использует раковинообразные декоративные детали. В традициях древнерусского зодчества Растрелли активно использует возможности цвета, ажурной пластики.

С приходом к власти Екатерины II на смену «елизаветинскому» барок-ко приходит классицизм – строгий стиль с применением классических ордерных форм. В этом стиле построены не только административные здания (Академия художеств – А. Кокоринов, В. Деламот, Мраморный дворец – А. Ринальди), но и помещичьи усадьбы, купеческие дома, дворцы мелкой знати. В стиле позднего классицизма творят В. Баженов (дом Пашкова, Каменноостровский дворец Екатерины II), М. Казаков (здание Московского Сената в Кремле, Московский университет), И. Старов (Таврический дворец).

Отличительные черты классицизма – единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Здания отличает четкая планировка, стоечно-балочная тектоническая масштабность. Новым в приемах архитектурной композиции времен после Отечественной войны 1812 года было свободное использование форм колоннады, аркады, портика и их сочетаний в контрасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной стены; использование форм дорического ордера с целью создания героического облика архитектуры; применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами. По-новому использовалась и декоративная скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, военная атрибутика.

С 40-х годов XIX века виден отход от русского классицизма. На развитие архитектуры оказывает влияние необходимость строительства промышленных зданий – крупных корпусов фабрик, заводов – и доходных домов, в которых располагалось большое количество квартир. При строительстве этих сооружений используются и новые материалы: чугун, прокатное железо, железобетон.

К концу XIX века создается новый стиль – модерн, в котором вычурность линий, подчеркнутая асимметричность сочетаются со стилизованным растительным орнаментом (в качестве декора используются формы лилий, орхидей, ирисов) и мягкой цветовой гаммой фасадов. Примером здания, выполненного в стиле модерн, является особняк Рябушинского (1900, архитектор Ф. Шехтель).

В архитектуре России ХХ века выделяется четыре этапа:

1) 1917 – 1932 годы – период новаторства, попытки отойти от традиционных архитектурных форм (здание Днепрогэса в Запорожье – 1929 – 1932, В. Веснин; мавзолей В.И. Ленина – 1929 – 1930, А. Щусев; четырех-пятиэтажные многоквартирные дома секционного жилого типа, фабрики-кухни, универмаги, рабочие клубы);

2) 1933 – 1954 годы – возвращение к классическому наследию (Дворец Советов в Москве – 1939, В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко; метрополитен – с 1935 года; многоквартирные дома из крупных блоков; укрупненные жилые кварталы; с 1947 года – строительство высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне;

3) с середины 50-х годов – архитектура, направленная на решение задач индустриализации, удешевления объектов;

4) с конца 70-х – начала 80-х годов постепенно возвращается индивидуальное проектирование зданий, что становится особенно заметно в конце 90-х годов, когда начинается относительный подъем экономики страны.

Литература

Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки. М., 1987.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова. М., 2003.
Громов М.Н., Ужанков А.Н. Культура Древней Руси / История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С. 211-299.
Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., 1998.
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
Примечания

1. Фреска – рисунок, выполненный водяными красками по сырой штукатурке.
2. Мозаика – изображения, набранные из разноцветных кубиков смальты.
3. Барокко - от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный, причудливый.
4. Ордер – сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художест-венная обработка. Ордер включает колонну с капителью, базой, пьедесталом, а также несомые части: архи-трав, фриз и карниз. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции (дорический, ионический, коринфский).

История утверждает, что первые славянские государства возникли в период, датированный V веком нашей эры. Приблизительно в это время славяне мигрировали на берега реки Днепр. Именно здесь они разделились на две исторические ветви: восточную и балканскую. Восточные племена расселились вдоль Днепра, а балканские - заняли Славянские государства в современном мире занимают огромную территорию в Европе и Азии. Народы, которые в них проживают, становятся все меньше похожими друг на друга, но единые корни просматриваются во всем - от традиций и языка до такого модного сейчас термина, как менталитет.

Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными.

Как возникали государства у славян: предположения о варягах

Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

В былые времена в становлении любого государственного опыт его руководства был в большем приоритете, нежели хозяйственный. А в мощи и опытности северных варваров никто не сомневался. Их боевые подразделения совершали набеги практически по всей обитаемой части Европы. Наверное, исходя в первую очередь из военных успехов, согласно норманнской теории, древние славяне и приняли решение о приглашении на царство варяжских князей.

Кстати, и само название - Русь, якобы принесли именно норманнские князья. У Нестора-летописца этот момент довольно четко выражен в строке «... и выбрались три брата с родами своими, и с собою взяли всю русь». Однако последнее слово в данном контексте, по мнению многих историков, скорее обозначает боевую дружину, иными словами - профессиональных военных. Здесь также стоит отметить, что у норманнских вождей, как правило, существовало четкое разделение между гражданским родом и военным родовым отрядом, который иногда именовался «кирх». Иными словами, можно предположить, что три князья перебрались на земли славян не только с боевыми дружинами, но и с полноценными семьями. Так как в обычный боевой поход семью брать не будут ни при каких обстоятельствах, становится понятной статусность этого мероприятия. Варяжские князья приняли просьбу племен со всей серьёзностью и основали ранние славянские государства.

«Откуда есть пошла земля русская»

Еще одна любопытная теория гласит о том, что само понятие «варяги» означало в Древней Руси именно профессиональных военных. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что древние славяне сделали ставку именно на милитаризированных вождей. Согласно теории немецких ученых, которая основывается на летописи Нестора, один варяжский князь осел вблизи озера Ладога, второй обосновался на берегу Белого озера, третий - в городе Изоборск. Именно после этих действий, по мнению летописца, и образовались ранние славянские государства, а земли в совокупности стали называться Русская земля.

Дальше в своей летописи Нестор пересказывает легенду возникновения последующего царского рода Рюриковичей. Именно Рюрики, правители славянских государств, и были потомками тех самых легендарных трех князей. Их же можно отнести к первой «политической руководящей элите» древних славянских государств. После смерти условного «отца-основателя», власть перешла к его ближайшему родственнику Олегу, который путем интриг и подкупов захватил Киев, а затем объединил Северную и Южную Русь в одно государство. По мнению Нестора это случилось в 882-м году. Как видно из летописи, становление государства произошло благодаря успешному «внешнему управлению» варягов.

Русские - это кто?

Однако ученые до сих пор спорят о реальной национальности людей, которых так называли. Приверженцы норманнской теории считают, что само слово «русь» пошло от финского слова «руотси», которым финны называли шведов в IX веке. Интересным также является факт, что большинство русских послов, которые находились в Византии, имели скандинавские имена: Карл, Иенгелд, Фарлоф, Веремунд. Эти имена были зафиксированы в договорах с Византией, датированных 911- 944 гг. Да и первые правители Руси носили исключительно скандинавские имена - Игорь, Ольга, Рюрик.

Одним из серьёзнейших аргументов в пользу норманнской теории о том, какие государства славянские, считается упоминание о русских в западноевропейских «Бертинских анналах». Там в частности отмечено, что в 839-м году Византийский император отправил посольство своему франкскому коллеге Людовику I. В составе делегации были представители «народа рос». Суть в том, что Людовик Благочестивый решил, что «россы» - это шведы.

В 950-м году византийский император в своей книге «Об управлении Империей» отметил, что некоторые названия знаменитых днепровских порогов имеют исключительно скандинавские корни. Ну и наконец, множество исламских путешественников и географов в своих опусах, относящихся к IX-X векам, четко отделяют «русов» от славян «сакалиба». Все эти факты, собранные воедино, помогли немецким ученым выстроить так называемую норманнскую теорию о том, как возникли славянские государства.

Патриотическая теория возникновения государства

Главным идеологом второй теории является русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Славянская теория еще называется «автохтонной теорией». Изучая норманнскую теорию, Ломоносов усмотрел ущербность в рассуждениях немецких ученых о неспособности славян к самоорганизации, которая привела к внешнему управлению со стороны Европы. Истинный патриот своего отечества, М.В. Ломоносов поставил под сомнение всю теорию, решив заняться изучением этой исторической загадки самолично. Со временем образовалась так называемая славянская теория происхождения государства, основанная на полном отрицании фактов «норманнской».

Итак, какие же основные контраргументы привели защитники славян? Главным доводом является утверждение о том, что само название «Русь» этимологически не связано ни с Древним Новгородом, ни с Ладогой. Относится оно, скорее, к Украине (в частности, Среднему Поднепровью). Как доказательство приводятся древние названия водоёмов, находящихся в этой местности - Рось, Руса, Роставица. Изучая сирийскую «Церковную Историю», переведенную Захарием Ритором, приверженцы славянской теории обнаружили упоминания о народе, который называется Hros или «Русь». Племена эти селились немного южнее Киева. Рукопись создана в 555-м году. Иными словами, события, которые в ней описаны, были задолго до прихода скандинавов.

Вторым серьёзным контраргументом рассматривается и отсутствие упоминания о Руси в древних скандинавских сагах. Их было сложено довольно много, и на них, собственно, базируется весь фольклорный этнос современных скандинавских стран. Трудно не согласиться с заявлениями тех историков, которые говорят, что хотя бы в ранней временной части исторических саг должно быть минимальное освещение тех событий. Скандинавские имена послов, на которые уповают сторонники норманнской теории, тоже на сто процентов не определяют национальности их носителей. По мнению историков, шведские делегаты вполне могли представлять русских князей в далёком зарубежье.

Критика норманнской теории

Сомнительны и представления скандинавов о государственности. Дело в том, что в описываемый период, скандинавских государств как таковых не существовало. Именно этот факт вызывает изрядную долю скептицизма в том, что варяги - это первые правители славянских государств. Вряд ли приезжие скандинавские вожди, не разобравшись в построении собственной державы, стали бы устраивать нечто такое в чужих землях.

Академик Б. Рыбаков, рассуждая о происхождении норманнской теории, выразил мнение об общей слабой компетентности тогдашних историков, считавших, к примеру, что переход нескольких племен на другие земли создает предпосылки для развития государственности, причем за каких-то несколько десятков лет. На самом деле процесс образования и становления государственности может длиться веками. Основной исторический базис, на который опираются немецкие историки, грешит довольно странными неточностями.

Славянские государства, по мнению Нестора-летописца, образовались за несколько десятков лет. Зачастую он приравнивает основателей и державу, подменяя эти понятия. Эксперты предполагают, что такие неточности объясняются мифологическим мышлением самого Нестора. Поэтому безапелляционное толкование его летописи весьма сомнительно.

Разнообразие теорий

Еще одна заслуживающая внимания теория появления государственности в древней Руси называется ирано-славянской. Согласно ей, на момент образования первого государства существовало две ветви славян. Одна, которая называлась русы-ободриты, или руги, проживала на землях нынешней Балтии. Другая расселилась в Причерноморье и брала свое начало из иранских и славянских племен. Сближение этих двух «разновидностей» одного народа, согласно теории, позволило создать единое славянское государство Русь.

Интересную гипотезу, которая позже выдвинулась в теорию, предложил академик НАН Украины В. Г. Скляренко. По его мнению, новгородцы обратились за помощью к варягам-прибалтам, которые назывались рутенами или русами. Термин «рутены» происходит от народа одного из кельтских племен, принявших участите в формировании этнической группы славян на острове Рюген. Кроме того, по версии академика, именно в тот временной период уже существовали причерноморские славянские племена, потомками которых являлись запорожские казаки. Эта теория получила название — кельтско-славянская.

Поиск компромисса

Нужно отметить, что время от времени появляются компромиссные теории образования славянской государственности. Именно такую версию предложил русский историк В. Ключевский. По его мнению, славянские государства составляли наиболее укреплённые на то время города. Именно в них закладывались основы торговых, промышленных и политических образований. Более того, по мнению историка, существовали целые «городские области», которые являлись маленькими государствами.

Второй политической и государственной формой того времени являлись те самые воинственные варяжские княжества, о которых говорится в норманнской теории. По мнению Ключевского, именно слияние мощных городских конгломератов и военных формирований варягов повлекли за собой образование славянских государств (6 класс школы называет такое государство Киевской Русью). Эта теория, на которой настаивали и украинские историки А. Ефименко и И. Крипьякевич, получила название славяно-варяжской. Она несколько примирила ортодоксальных представителей обоих направлений.

В свою очередь академик Вернадский также усомнился в норманнском происхождении славян. По его мнению, образование славянских государств восточных племен следует рассматривать на территории «русов» - современной Кубани. Академик считал, что славяне получили такое имя от древнего названия «роксоланы» или светлые аланы. В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил считать русами аланское население Поддонья. Сегодня именно эту гипотезу также рассматривает и украинская академия наук.

Нет такого этноса - славяне

Американский профессор О. Прицак предложил совершенно иную версию того, какие государства славянские, а какие - нет. Она не основывается ни на одной из вышеперечисленных гипотез и имеет собственный логический базис. По мнению Прицака, славян как таковых вообще не существовало по этническим и государственным признакам. Территория, на которой образовалась Киевская Русь, была перекрестком торгово-коммерческих путей между Востоком и Западом. Населявшие эти места люди были своего рода воинами-купцами, которые обеспечивали безопасность торговых караванов других торговцев, а также снаряжали в путь свои обозы.

Иными словами, история славянских государств базируется на некой торгово-военной общности интересов представителей разных народов. Именно синтез кочевников и морских разбойников составил впоследствии этническую основу будущего государства. Довольно спорная теория, особенно если учесть, что выдвинувший ее ученый жил в государстве, история которого насчитывает едва ли 200 лет.

Против нее с резкой критикой выступили многие российские и украинские историки, которых покоробило даже само название - «Волжско - Русский каганат». По мнению американца, это было первое образование славянских государств (6 класс вряд ли должен знакомиться со столь противоречивой теорией). Тем не менее, она имеет право на существование и получила название Хазарской.

Коротко о Киевской Руси

После рассмотрения всех теорий становится понятным, что первым серьезным славянским государством была Киевская Русь, образованная приблизительно в IX веке. Становление этой державы проходило поэтапно. До 882 года происходит слияние и объединение под единой властью полян, древлян, словен, дреговечей и полочан. Союз славянских государств знаменуется слиянием Киева и Новгорода.

После захвата власти в Киеве Олегом начался второй, раннефеодальный этап развития Киевской Руси. Проходит активное присоединение ранее неизвестных областей. Так, в 981 году государство расширилось по восточнославянским землям вплоть до реки Сан. В 992-м были завоеваны и хорватские земли, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. К 1054 году власть Киева распространилась практически на все а сам город стал именоваться в документах «Матерью городов Русских».

Интересно, что уже ко второй половине XI века государство начало распадаться на отдельные княжества. Однако этот период продлился недолго, и перед общей опасностью в лице половцев эти тенденции прекратились. Но позже, ввиду усиления феодальных центров и возрастающей мощи боевого дворянства, Киевская Русь все же распадается на удельные княжества. В 1132 году начался период феодальной раздробленности. Такое положение вещей, как мы знаем, существовало вплоть до Крещения всея Руси. Идея единого государства стала востребованной именно тогда.

Символика славянских государств

Современные славянские государства очень разнообразны. Их отличает не только национальность или язык, но и государственная политика, и уровень патриотизма, и степень экономической развитости. Тем не менее, славянам легче понять друг друга - все-таки уходящие в глубину веков корни формируют тот самый менталитет, который отрицают все известные «рациональные» ученые, но о котором уверенно говорят социологи и психологи.

Ведь даже если рассматривать флаги славянских государств, можно увидеть некоторую закономерность и схожесть цветовой палитры. Существует такое понятие - панславянские цвета. Впервые о них заговорили в конце XIX века на Первом Славянском конгрессе в Праге. Сторонники идеи объединения всех славян предложили принять триколор с равновеликими горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов в качестве своего флага. Поговаривают, что образцом послужил стяг российского торгового флота. Так ли это на самом деле - доказать очень сложно, но флаги славянских государств зачастую отличаются мельчайшими деталями, а не цветовой гаммой.

традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе. Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы. Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др. К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.

Исторические регионы проживания славян – восточная и южная и центральная часть Европы. Современные представители славянского этноса населяют бо́льшую часть Евразийского материка вплоть до Камчатки. Славяне проживают также в Западной Европе, США, Канаде и других странах. По вероисповеданию большинство славян – христиане, православные или католики.

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Большинство представителей народа придерживаются римско – католической веры. Однако среди поляков есть лютеране и православные.

Славянские народы сегодня

В конце VII века (681 – 1018 годы) на Балканском полуострове возникает еще одно славянское государственное объединение - Первое Болгарское царство. В основе его лежат три этнических компонента: фракийцы – сербы, одрисы, бессы, астисы, мизийцы, геты, трибалы – коренные жители Фракии, одной из самых больших и богатых провинций Римской империи, которая уже к III веку н.э. утратила свое влияние на Балканах; славяне – северы, смолене, драгувиты, ринхиты , с конца V века н.э. освоившие Родоп, Македонию, северную Болгарию; протоболгары (1) – тюркские племена, пришедшие на Балканы в VII веке н.э. из Центральной Азии.

Карта 6 . Территория Первого Болгарского царства на разных исторических этапах: а - при хане Аспарухе; 6 - при Тервеле; в - при Круме (803-814 гг.) и Омуртаге (814-831гг.); г - при князе Борисе (852-889 гг.); д - при Симеоне (893-927 гг.)


Подчинение славян протоболгарам обошлось, очевидно, без столкновений. Славяне Западного Причерноморья, по всей вероятности, еще не создали военно-политического образования, которое могло бы выступить против войска Аспаруха . Существовавшее до прихода болгар славянское объединение «Семь родов» Аспарух расформировал, переселив часть населения на запад для защиты от Аварского каганата, часть - на юг для защиты от вторжений византийцев. Некоторые славянские формирования сами признали верховную власть Аспаруха.

Первое упоминание о Болгарском царстве относится к 681 году, когда византийский император Константин IV Погонат, разгромленный войсками хана Аспаруха , подписал договор, по которому был вынужден платить годовой налог болгарскому хану. Позднее византийские императоры еще не один раз будут признавать законность Первого Болгарского царства и его правителей. Первой столицей этого государства стала Плиска . Это было военизированное государственное объединение, высшая власть в котором принадлежала пришлому кочевому тюркоязычному племени, а подчиненное земледельческое население составляли славяне и ранее ассимилировавшиеся им фракийцы (следы воздействия фракийской культуры на славян выявляются в этнографии - в элементах праздничных обрядов, свадебных и похоронных ритуалах, религиозных представлениях, а также в деталях одежды и украшений - и некоторых фольклорных особенностях). Археологические данные показывают, что до IX века на территории Первого Болгарского царства существуют два самостоятельных этноса – тюрков и славян, но с IX века болгары восприняли культуру более многочисленного славянского населения. Болгарский хан Крум (803-814 годы) в изданных им законоположениях уже не делает никаких различий по этническому признаку. В составе администрации Болгарского царства присутствуют не только тюрки, но и славяне, и роль их постепенно возрастает. Так, при Круме послом Болгарии в Константинополе был славянин Драгомир, среди приближенных хана находились лица со славянскими именами. В результате смешения славян и протоболгар сформировалась новая этническая общность, за которой закрепилось название «болгары ». Процесс этногенеза окончательно завершился только в Х веке. Став славянской этнической группой, болгары унаследовали от славян сельскую общину, а от протоболгар – военную организацию. Проникновение тюркизмов в язык славян на этом этапе было незначительным: славяне усвоили некоторые военные термины, наименования титулов, специфически протоболгарских вещей, единицы счета и времени.

Болгары жили в основном в неукрепленных поселениях, которые обычно располагались среди плодородных земель, на склонах речных долин. Жилища – прямоугольные полуземляночные постройки срубной или плетнево-столбовой конструкции. Они имеют двускатные крыши и продолжают традиции славянского домостроительства. Отапливались жилища каменными или глиняными печами, в некоторых постройках находят очаги. Интерьер жилищ типично славянский: печь или очаг размещается в одном из углов. Возле домов нередко располагаются отдельно поставленные глинобитные хлебные печи и хозяйственные ямы.

На протяжении VII – начала ХI веков, всего периода существования Первого Болгарского царства, болгары с переменным успехом ведут войны с разными славянскими племенами и Византией. В то же время VIII – IX века становятся «золотым веком» болгарской архитектуры и литературы. При активном содействии государственной власти болгарская архитектура впитывает византийские традиции и на их основе развивает новые, собственно болгарские.

В 865 году царь Борис I (852–889), чтобы повысить международный престиж Болгарского царства, принимает христианство, а с 870 года болгарская церковь признается независимой. Позиции христианства в Болгарии еще более упрочились после прибытия сюда Климента и Наума, учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия, которые перевели основные части текста Библии и некоторые византийские религиозные труды на староболгарский язык, заложив тем самым основы славянской литературы. Государство процветало и при сыне Бориса, Симеоне (893–927 годы), который получил образование в Константинополе и считается величайшим из болгарских правителей. Он расширил территорию Болгарского царства от Адриатического моря на западе до Черного – на востоке, создал в междуречье рек Лим и Ибар зависимое от него государство сербов, которое через несколько лет после смерти Симеона отделилось от Болгарии. Столица Болгарского государства при Симеоне перемещается из Плиски – военно-административного поселения – в Преслав – собственно городской центр, обустроенный по образцу византийских городов. В 927 году Симеон объявил себя «царем болгар и греков». В период его правления превратилась в крупный центр просвещения и София (Средец). При Симеоне многие византийские книги по праву и теологии переводились на староболгарский язык, был составлен первый свод славянских судебных законов.

Примечания :
1. Первые упоминания о протоболгарах относятся к IV веку н.э., когда они, переселившись из Центральной Азии, проживали на Северном Кавказе. В последних десятилетиях VI и в начале VII века болгарские племена были подвластны Западнотюркскому каганату, от власти которого освободились в 30-е годы VII века. Вождь племени гунногундур Кубрат объединил разрозненные болгарские орды и создал военно-политическое объединение, известное у византийцев под названием "Великая Болгария" . После смерти Курбата в середине VII века объединение распалось, во главе отдельных частей его встали сыновья Курбата. Воспользовавшись этим, на разрозненные орды болгар стали наступать хазары и, одержав победу, принудили восточноприазовскую орду болгар, возглавляемую Батбаяном , выплачивать им дань. Другая болгарская орда во главе с Котрагом под напором Хазарского каганата ушла на среднюю Волгу (волжские болгары). Дольше всех сопротивлялась хазарам болгарская орда Аспаруха . Не пожелав покориться, она в 70-х годах оставила степи Северного Приазовья и переселилась на запад. Хан Аспарух с ордой, как сообщает "Хроника " Феофана, «переправившись через Днепр и Днестр и достигнув Онгла, более северных по отношению к Дунаю рек, поселился между ним и ими». В войнах с Византией болгарыдостигли окрестностей Варны. Они осели в этих землях, постепенно распространившись на широкой территории между поречьем Дуная и Балканскими горами.

Древнее славянское государство и религиозный плагиат христиан

За долго до образование Киевской Руси у древних славян было одно из крупнейших государственных образований просуществовавшее по мнению историков от 1600 до 2500 тысяч лет и разрушенное готами в 368 году. История древнего славянского государства была почти забыта благодаря немецкой профессуре, писавшей русскую историю и ставившей своей целью омолодить историю Руси, показать, что славянские народы девственно чисты, не замараны деяниями россов,антов, варваров, вандалов и скифов, коих очень хорошо помнил весь мир. Цель - оторвать Русь от скифского прошлого. На базе работ немецких профессоров возникла отечественная историческая школа. С немецкой профессурой в одиночку боролся Михаил Васильевич Ломоносов, который доказывал, что история славян уходит корнями в глубокую древность.
Древнее славянское государство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а подвластные земли захватывали степи заволжские и южноуральские. Скандинавское название Руси звучит как Гардарика - страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в Византии есть только пять городов, остальные же - "укрепленные крепости". В древних документах государство славян именуется в том числе, как Скифия и Русколань. В своих работах академик Б.А. Рыбаков, автор книг "Язычество древних славян" 1981г., "Язычество древней Руси" 1987г, и многих других, пишет, что государство Русколань являлось носителем Черняховской археологической культуры и переживало период расцвета в Трояновы века (I-IV в. н.э.). Чтобы показать ученые какого уровня занимались изучением древней славянской истории, приведём кем же был академик Б.А. Рыбаков. Борис Александрович Рыбаков 40 лет возглавлял Институт археологии Российской Академии Наук, был директором Института Истории РАН, академиком-секретарем Отделения Истории РАН, членом Российской Академии Наук, почетным членом Чехословацкой, Польской и Болгарской академий наук, заслуженным профессором Московского университета им. М. В. Ломоносова, доктором исторических наук, почетным доктором Краковского Ягеллонского университета.
В слове "Русколань" есть слог "лан", присутствующий в словах "длань", "долина" и означающий: простор, территория, место, регион. В последствии слог "лан" преобразился в land. Сергей Лесной в своей книге "Откуда ты, Русь?" говорит следующее: "В отношении слова "Русколунь" следует заметить, что есть и вариант "Русколань". Если последний вариант более правильный, то можно понять слово иначе: "руск(ая) лань". Лан - поле. Все выражение: "Русское поле". Кроме этого, Лесной делает предположение, что существовало слово "колунь", означавшее, вероятно, какое-то пространство. Встречается оно и в ином словесном окружении. Так же историки и лингвисты полагают, что название государства "Русколань" могло происходить от двух слов "Русь" и "Алань" по имени русов и аланов, которые жили в едином государстве.
Такого же мнения был и Михаил Васильевич Ломоносов, который писал: "Аланов и роксоланов единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует, и разность в том состоит, что алане общее имя целого народа, а роксолане речение, сложенное от места их обитания, которое не без основания производят от реки Раа, как у древних писателей слывет Волга. Плиний аланов и роксоланов вместе полагает. Роксолане у Птоломея переносным сложением называются аланорси. Имена аорси и роксане или россане у Страбона точное единство россов и аланов утверждают, к чему достоверность умножается, что они обои славенского поколения были, затем что сарматам единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы и потому с варягами-россами одного корене."
Отметим и то, что варягов Ломоносов относит к россам, что лишний раз показывает подтасовку немецкой профессуры, которая намеренно назвала варягов чужим, а не славянским народом. Эта подтасовка и рождённая легенда о призвании чужого племени на княжение на Русь имела политическую подоплёку дабы в очередной раз "просвещенный" Запад мог указать "диким" славянам, на их дремучесть, и что именно благодаря европейцам было создано славянское государство. Современные историки, кроме приверженцев норманской теории, так же сходятся во мнении, что варяги это именно славянское племя. Ломоносов пишет: "По Гелмолдову свидетельству алане были смешаны с курландцами, единоплеменными варягам-россам." Ломоносов пишет варяги-россы, а не варяги-скандинавы, или варяги-готы. Во всех документах дохристианского периода варягов относили к славянам. Далее Ломоносов пишет: "Ругенские славяне назывались сокращенно ранами, то есть с реки Ры (Волги), и россанами. Сие преселением их к варяжским берегам, как следует, обстоятельнее означится. Вейссель из Богемии наводит, что от востока в Пруссию пришли амакосовии, алане, венды."
Ломоносов пишет о ругенских славянах. Известно, что на острове Рюген в городе Аркона находился последний славянский языческий храм, разрушенный в 1168 году. Сейчас там славянский музей. Ломоносов пишет, что именно от востока в Пруссию и на остров Рюген пришли славянские племена и добавляет: "Таковое преселение алан волжеских, то есть россан или россов, к Балтийскому морю происходило, как видно по вышепоказанных авторов свидетельствам, не в один раз и не в краткое время, что и по следам, доныне оставшимся, явствует, которыми городов и рек имена почесть должно."
Но вернёмся к славянскому государству. Столица Русколани, город Кияр располагалась на Кавказе, в приэльбрусье близ современных селений Верхний Чегем, и Безенги. Иногда его еще называли Кияр антский, по имени славянского племени антов. О результатах экспедиций, на место древнего славянского города будет написано в конце. Описания этого славянского города можно найти в древних документах. "Авеста" в одном из мест рассказывает о главном городе скифов на Кавказе близ одной из самых высоких гор в мире. А Как известно Эльбрус самая высокая гора не только на Кавказе, но и в Европе вообще. "Ригведа" повествует о главном городе русов всё на том же Эльбрусе. О Кияре говориться в "Книге Велеса". Судя по тексту Кияр, или город Кия Старого, был основан за 1300 лет до падения Русколани (368 гг. н.э.), т.е. в IX веке до н.э. Древнегреческий географ Страбон, живший I в. до н.э. - начале I в. н.э. пишет о храме Солнца и святилище Золотого руна в священном городе россов, в Приэльбрусье, на вершине горы Тузулук. На горе обнаружен фундамент древнего сооружения. Его высота около 40м, а диаметр основания - 150м: соотношение то же, что у египетских пирамид и других культовых сооружений древности. В параметрах горы и храма есть немало очевидных и совсем не случайных закономерностей. Обсерватория-храм была сотворена по "типовому" проекту и, как другие циклопические сооружения - Стоунхендж и Аркаим, - предназначалась для астрологических наблюдений. В сказаниях многих народов есть свидетельства о строительстве на священной горе Алатырь (современное название - Эльбрус) этого величественного сооружения, почитавшегося всеми древнейшими народами. Упоминания о нем есть в национальном эпосе греков, арабов, европейских народов. Согласно зороастрийским легендам, этот храм был захвачен Русом (Рустамом) в Усенем (Кави Усейнасом) во втором тысячелетии до н.э. Археологи официально отмечают в это время возникновение на Кавказе Кобанской культуры и появление скифо-сарматских племён. Упоминает храм Солнца и географ Страбон, помещая в нем святилище золотого руна и оракула Ээта. Есть подробные описания этого храма и подтверждения тому, что там проводились астрономические наблюдения. Храм солнца был настоящей палеоастрономической обсерваторией древности. Жрецы, обладавшие определенными знаниями, создавали такие храмы-обсерватории, изучали звездную науку. Там вычислялись не только даты для ведения сельского хозяйства, но и, главное, определялись важнейшие вехи мировой и духовной истории. Арабский историк Аль Масуди описал храм Солнца на Эльбрусе так:"В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе, о котором писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ: о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков". Кроме приведённых докуметов, сведениях о главном древнем славянском городе, храме Солнца и славянском государстве в целом есть в "Старшей Эдде", в персидских, скандинавских и древнегерманских источниках, в "Книге Велеса".
Например вот как рассказывают о двух войнах между готами (древнегерманское племя) и славянами, вторжении готов в древнее славянское государство готский историк 4 века Йордан в своей книге "История готов" и "Велесова Книга". В середине IV века конунг готов Германарех повел свой народ завоевывать мир. Это был великий полководец. Как утверждает Иордан, его сравнивали с Александром Македонским. То же самое писал о Германарехе и Ломоносов:
"Ерманарик король остроготский, за храбрость свою по завладении многими северными народами сравнен был от некоторых с Аленсандром Великим".
Судя по свидетельствам Иордана, "Старшей Эдды" и "Велесовой Книги", Германарех после долгих войн захватил почти всю Восточную Европу. Он прошел с боями по Волге до Каспия, потом воевал на реке Терек, перевалил через Кавказ, затем прошел по Черноморскому побережью и дошел до Азова. По сведениям "Книги Велеса" , Германарех вначале заключил мир со славянами ("пил вино за дружбу"), и только потом "пошел с мечом на нас". Мирный договор между славянами и готами был скреплен династическим браком сестры Буса Лебеди и Германареха. Это была плата за мир, ибо Германареху тогда было много лет (погиб он в 110 лет, брак же был заключен незадолго до этого). По свидетельству Эдды, сватал Лебедь-Сва сын Германареха Рандвер, он и отвез ее отцу. И тогда ярл Бикки, советник Германареха, сказал им, что лучше было бы, если б Лебедь досталась Рандверу, так как оба они молоды, а Германарех - старик. Сии слова пришлись по душе Лебеди-Сва и Рандверу, а Иордан добавляет, что Лебедь-Сва бежала от Германареха. И тогда Германарех казнил своего сына и Лебедь. И это убийство, послужило причиной славяно-готской войны. Вероломно нарушив "мирный договор", в первых боях Германарех разбил славян. Но потом, когда Гер-манарех двинулся в сердце Русколани, путь Германареху заступили анты. Германарех был побежден. По свидетельству Иорда-на, его поразили мечом в бок россомоны (русколаны) Сар (царь) и Аммий (брат). Славянский князь Бус и его брат Златогор нанесли Германареху смертельную рану, и он вскоре скончался. Вот как писали об этом Иордан, Книга Велеса, а позже Ломоносов.
"Книга Велеса": "И была повержена Русколань от готов Германареха. И он взял жену от рода нашего и убил ее. И тогда вожди наши потекли на него и Германареха разбили."
Иордан."История готов": "Неверный род росомонов (русколан)... воспользовался следующим удобным случаем... Ведь после того как король, движимый яростью, приказал некую женщину по имени Сунхильда (Лебедь) из названного рода за коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым коням и побудив лошадей бежать в разные стороны, ее братья Сар (Бус) и Аммий (Злат), мстя за ги-бель сестры, ударили мечом в бок Германареха."
М.Ломоносов:"Сонильду, знатную роксоланскую женщину, Ерманарик велел разорвать лошадьми за убег мужа. Братья ее Сар и Аммий, отмщая смерть сестрину, Ерманарика в бок прокололи; от раны умер ста десяти лет."
Через несколько лет в земли славянского племени антов вторгся потомок Германареха Амал Винитарий. В первой битве он был разбит, но потом "стал действовать более решительно", и готы, возглавляемые Амалом Винитаром, разбили славян. Славянского князя Буса и 70 иных князей готы распяли на крестах. Это случилось в ночь с 20 на 21 марта 368 года. В ту же ночь, когда был распят Бус, произошло пол-ное лунное затмение. Также землю потрясло чудовищное землетрясение (трясло все побережье Черного моря, разрушения были в Константинополе и Никее. Позже, славяне собрались с силами и разбили готов. Но былое мощное славянское государство уже не было восстановлено.
"Книга Велеса": "А потом Русь вновь была повержена. И Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах. И смута великая была на Руси от Амала Венда. И тогда Словен собрал Русь, и повел ее. И в тот раз готы были разбиты. И мы не позволили Жале никуда течь. И все наладилось. И радовался дед наш Дажьбог, и привечал воинов - многих наших отцов, которые одерживали победы. И не было бед и забот многих, и так земля готская стала нашей. И так до конца пребудет."
Иордан. "История готов":Амал Винитарий... двинул войско в пределы антов. И когда пришел к ним, был побежден в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных."
Булгарская летопись"Барадж Тарихы": "Однажды в земле анчийцев на Буса напали галиджийцы (галицийцы) и убили его вместе со всеми 70-ю князьями."

Буса и 70 князей готы распяли в восточных Карпатах у истоков Серета и Прута, на нынешней границе Валахии и Трансильвании. В те времена эти земли принадлежали Русколани, или Скифии. Много позже при знаменитом Владе Дракуле именно на месте распятия Буса устраивали массовые казни и распятия. Сняли с крестов тела Буса и остальных князей в пятницу и повезли в Приэльбрусье, на Этоку (приток Подкумка). По кавказскому преданию, тело Буса и иных князей привезли восемь пар волов. Жена Буса велела насыпать над их могилой курган на берегу реки Этоко (приток Подкумка) и дабы увековечить память Буса, повелела переименовать реку Альтуд в Баксан (реку Буса). Кавказская легенда гласит:
"Баксан (Бус) был убит готфским царём со всеми своими братьями и восемьюдесятью знатнейшими нартами. Услышав это, народ предался отчаянию: мужчины били себя в грудь, а женщины рвали волосы на голове, говоря: "Убиты, убиты Дауовы восемь сыновей!"


Кто внимательно читал "Слово о полку Игореве тот помнит, что там упоминается давно "ушедшее Время Бусово"
368 год, год распятия князя Буса, имеет астрологический смысл. Согласно славянской астрологии это рубеж. В ночь с 20 на 21 марта 368 года закончилась эпоха Овна и настала эпоха Рыб.
Именно после истории с распятием Буса, которая стала известна в древнем мире и появился в христианстве сюжет с распятием Христа. В канонических Евангелиях нигде не говорится о том, что Христа распяли на кресте. Вместо слова "крест" (kryst) там употребляется слово "ставрос" (stavros), что означает столб, и там говорится не о распятии, а о столбовании. Потому и не существует раннехристианских изображений распятия. В "Деяниях апостолов" 10:39 сказано, что Христа "повесили на дереве". Сюжет с распятием впервые появился лишь через 400!!! лет после казни Христа, в переводах с греческого. Спрашивается, почему, если Христа распяли, а не повесили,христиане целых четыреста лет писали в святых книгах, что Христа повесели? Как-то нелогично! На искажение первоначальных текстов при переводе, а потом и на иконографию (ибо нет раннехристианских изображений распятий) повлияла именно славяно-скифская традиция. Смысл изначального греческого текста был хорошо известен в самой Греции (Византии), но после соответствующих реформ в новогреческом языке, в отличие от прежнего обыкновения, слово "ставрос" приняло кроме значения "столб" также и значение "крест". Кроме прямого источника казни - канонических Евангелей, известны и другие. В наиболее близкой к христианской, в иудейской традиции, также утверждается предание о повешении Иисуса. Существует написанная в первые века нашей эры иудейская "Повесть о повешенном", где подробно описана казнь Иисуса именно через повешение. А в Талмуде приводятся два рассказа о казни Христа. Согласно первому, Иисуса побили камнями, причем не в Иерусалиме, а в Луде. По второму рассказу т.к. Иисус был царского рода, казнь камнями так же заменили на повешение. И это было официальной версией христиан целых 400 лет! Даже во всем мусульманском мире принято считать, что Христа не распяли, а повесили. В Коране, опирающимся на раннехристианские предания, проклинаются христиане, которые утверждают будто Иисус был не повешен, а распят, и утверждающие что Иисус был самим Аллахом (Богом), а не пророком и Мессией, а также отрицается само распя-тие. Поэтому му-суль--мане, уважая Иису-са, не отвергают ни Воз-несения ни Преображения Иисуса Христа, но отвергают символ крес-та, так как опираются на раннехристианские тексты, в которых говориться о повешении, а не распятии.
Более того в описываемые в Библии природные явления просто не могли происходить Иерусалиме в день распятия Христиста. В Евангелии от Марка и в Евангелии от Матфея сказано, что Христос терпел страстные муки в весеннее полнолуние со страстного четверга на страстную пятницу, и что было затмение от шестого до девятого часа. Событие, которое они называют "затмением", произошло в такое время, когда оно по объективным астрономическим причинам просто не могло произойти. Христос был казнен во время еврейской Пасхи, а она всегда выпадает на полнолуние. Во-первых, солнечных затмений в полнолуние не бывает. В полнолуние Луна и Солнце находятся на противоположных сторонах Земли так что Луна никак не может закрывать Земле солнечный свет. Во-вторых, солнечные затмения в отличие от лунных не продолжаются три часа, как об этом написано в Библии. Может иудо-христиане имели в виду лунное затмение, а весь мир их не понял? Но солнечные и лунные затмения вычисляются очень легко. Любой астроном скажет, что в год казни Христа и даже в близкие к этому событию года не было лунных затмений. Ближайшее затмение точно указывает только на одну дату - на ночь с 20 на 21 марта 368 года нашей эры. Это абсолютно точный астрономический расчет. А именно в эту ночь с четверга на пятницу 20/21 марта 368 года готами был распят Бус и 70 иных князей. В ночь с 20 на 21 марта произошло полное лунное затмение, которое продолжалось с полуночи до трех часов 21 Марта 368 года. Эта дата вычислена астрономами, в том числе и директором Пулковской обсерватории Н.Морозовым. Почему же христиане с 33 года писали, что Христа повесили, а после 368 года переписали "святое" писание и стали утверждать, что Христа распяли? Очевидно сюжет с распятием показался им более интересным и они в очередной раз занялись религиозным плагиатом. Вот откуда в Библии появились сведения о том, что Христа распяли,что он терпел муки с четверга на пятницу, что было затмение. Украв сюжет с распятием, иудо-христиане решили снабдить Библию и подробностями казни славянского князя, не подумав о том, что люди в будущем обратят внимания на описанные природные явления, которых не могло быть в год казни Христа в месте, в котором он был казнен.
И это далеко не единственный пример воровства материалов христианами. Говоря о славянах вспоминается миф об отце Арии, который получил завет от Дажьбога на Алатырь горе (Эльбрусе), а в Библии чудесным образом Арий и Алатырь превратились в Моисея и Синай.Или христианский обряд крещения. Христианский обряд крещения это одна треть от славянского языческого обряда, который включал в себя:имянаречение, огненное кресение и водяное купалье. В христианстве осталось только водяное купалье. Можно вспомнить примеры и из других традиций. Митра - рожден 25-го декабря!!! за 600 лет до рождения Иисуса!!! 25 декабря - день в день через 600 лет родился Иисус. Митра был рождён девственницей в хлеву, взошла звезда, пришли волхвы!!! Всё один в один, как с Христом, только на 600 лет раньше. Культ Митры предусматривал: крещение водой, святую воду, веру в бессмертие веру в Митру как бога-спасителя, понятия Рай и Ада. Мирта умирал и воскресал для того,чтобы стать посредником между Богом Отцом и человеком! Плагиат христиан на 100%. Еще примеры. Непорочно зачатые: Гаутама Будда - Индия 600 лет до Р.Х.; Индра - Тибет 700 лет до Р.Х.; Дионис - Греция; Квирин - римлянин; Адонис-вавилон все в период от 400-200 лет до Р.Х; Кришна-индия 1200 год до Р.Х.; Заратустра-1500 лет до Р.Х. Словом, кто читал оригиналы, тот знает откуда для своего писания христиане брали материалы.
Но вернемся к славянской истории. Открытие древнего славянского города на Кавказе уже не выглядит таким удивительным. В последние десятилетия на территории России и Украины было открыто несколько древнеславянских городов. Самый известный на сегодняшний день - знаменитый Аркаим, возраст которого 5000 тыс. лет. В 1987 на Южном урале в Челябинской области во время строительства гидроэлектростанции было обнаружено укрепленное поселение раннегородского типа, относящееся к эпохе бронзы, т.е. к временам древних ариев. Аркаим старше знаменитой Трои на пятьсот-шестьсот лет. Чуть старше даже египетских пирамид. Обнабнаруженное поселение представляет из себя город-абсерваторию. В ходе его изучения было установлено, что памятник представлял собой город, укрепленный двумя вписанными друг в друга окружностями стен, валами и рвами. Жилища в нем имели трапециевидную форму, плотно примыкали друг к другу и располагались по кругу таким образом, что широкая торцевая стена каждого жилища являлась частью оборонительной стены. В каждом доме печь по отливке бронзы! А ведь в Грецию, согласно традиционным академическим знаниям, бронза попала только во втором тысячелетии до нашей эры. Позднее, поселение оказалось составной частью древнейшей индоевропейской цивилизации - "Страны городов" Южного Зауралья. Учеными был открыт целый комплекс памятников, принадлежащих этой удивительной культуре.
Несмотря на небольшие размеры, укрепленные центры можно называть протогородами. Употребление понятия "город" к укрепленным поселениям аркаимско-синташтинского типа, конечно, условно. Однако их нельзя назвать просто поселениями, так как аркаимские "города" отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Вся территория укрепленного центра предельно насыщена планировочными деталями, она очень компактна и тщательно продумана. С точки зрения организации пространства перед нами даже не город, а некий сверхгород.
Укрепленные центры Южного Урала древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Они современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии - Махенджо-Даро и Хараппы.
В 2005 году Аркаим посетил В. Путин.
Сайт музея-заповедника Аркаим:

http://www.arkaim-center.ru/

На Украине, в Триполье обнаружены остатки города возраст которого так же, как и Аркаима около пяти тысяч лет.Он на пятьсот лет старше цивилизации Междуречья - Шумерской!
В конце 90-х годов недалеко от Ростова на Дону в местечке Танаис были найдены города-поселения,возраст которых затрудняются назвать даже ученые. Возраст варьируется от десяти до тридцати тысяч лет. Путешественник прошлого века Тур Хейердал считал, что оттуда, из Танаиса пришел в Скандинавию весь пантеон скандинавских Богов во главе с Одином.
На Кольском полуострове найдены плиты с надписями на санскрите, которым 20 000 лет. А с санскритом совпадают только русский, украинский, белорусский, а так же прибалтийские языки. Делайте выводы.
Результаты экспедиции на место столицы древнего славянского города Кияра в Приэльбрусье. Было проведено пять экспедиций:в 1851,1881,1914, 2001 и 2002 годах. В 2001 году экспедицию возглавлял под А.Алексеев, а в 2002 экспедиция проводилась под патронажем Государственного Астрономического Института имени Штенберга (ГАИШ), которую курировал директору института Анатолий Михайлович Черепащук.На основе данных, полученных в результате топографических, геодезических исследований местности, фиксации астрономических событий, участниками экспедиции сделаны предварительные выводы, полностью согласующиеся с результатами экспедиции 2001 года, по итогам работы которой в марте 2002г. сделан доклад на заседании Астрономического общества при Государственном астрономическом институте в присутствии сотрудников Института Археологии РАН членов Международного астрономического общества.и государственного исторического музея. Также был сделан доклад на конференции по проблемам ранних цивилизаций, в Санкт-Петербурге. Что конкретно нашли исследователи.У горы Каракая, в Скалистом хребте на высоте 3 646 метров над уровнем моря между селениями Верхний Чегем и Безенги с восточной стороны Эльбруса, найдены следы столицы Русколани города Кияр,существовавшего задолго до Рождества Христова, который упоминается во многих сказаниях и былинах разных народов мира, а также древнейшей астрономической обсерватории - Храма Солнца, описанной древним историком Аль Масуди в своих книгах именно как Храм Солнца.Местоположение найденного города точно совпадает с указаниями из древних источников.Позже местоположение города подтвердил турецкий путешественник XVII века Эвлией Челеби.На горе Каракая обнаружены остатки древнего капища, пещеры и могилы.Обнаружено невероятное количество городищ, развалин храмов, причем очень многое сохранилось достаточно хорошо. В долине близ подножия горы Каракая, на плато Бечесын, нашли менгиры - высокие рукотворные камни похожие на деревянные языческие идолы. На одном из каменных столбов высечено лицо витязя, смотрящего прямо на восток. А за менгиром виден колоколообразный холм. Это Тузулук ("Сокровищница Солнца"). На его вершине действительно видны развалины древнего святилища Солнца. На вершине холма находится тур, отмечающий высшую точку. Затем три больших скалы, подвергшихся ручной обработке. Когда-то в них прорезали щель, направленную с севера на юг. Также были найдены камни, выложенные, как сектора в зодиакальном календаре. Каждый сектор - ровно 30 градусов. Каждая часть храмового комплекса предназначалась для календарно-астрологических расчетов. В этом он подобен южноуральскому городу-храму Аркаиму, имеющему такую же зодиакальную структуру, такое же разделение на 12 секторов. Также он подобен и Стоунхенджу в Великобритании.Со Стоунхенджем его сближает, во-первых, то, что ось храма также ориентирована с севера на юг, во-вторых, одной из важнейших отличительных черт Стоунхенджа является наличие в отдалении от святилища так называемого "Пяточного камня". Но ведь и у святилища Солнца на Тузулуке установлен ориентир-менгир.Есть свидетельства, что на рубеже нашей эры храм разграбил боспорский царь Фарнак. Окончательно храм разрушили в IV н.э. готы и гунны. Известны даже размеры храма; 60 локтей (около 20 метров) в длину, 20 (6-8 метров) в ширину и 15 (до 10 метров) в высоту, а также количество окон и дверей - 12 по количеству знаков Зодиака.В результате работы первой экспедиции, есть все основания предполагать, что камни на вершине горы Тузлук служили фундаментом храма Солнца. Гора Тузлук - правильный травянистый конус высотой около 40 метров. Склоны поднимаются к вершине под углом 45 градусов, что фактически соответствует широте места, а, следовательно, глядя вдоль него можно видеть Полярную звезду. Ось фундамента храма составляет 30 градусов с направлением на Восточную вершину Эльбруса. Те же 30 градусов составляет расстояние между осью храма и направлением на менгир, и направлением на менгир и перевал Шаукам. Учитывая, что 30 градусов - 1/12 часть круга - соответствует календарному месяцу, это не случайное совпадение. Азимуты восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния отличаются всего на 1,5 градуса от направлений на вершины Канджал, "ворота" из двух холмов в глубине пастбищ, гору Джаурген и гору Ташлы-Сырт. Есть предположение, что менгир служил в храме Солнца пяточным камнем по аналогии со Стоунхенджем, и помогал предсказывать солнечные и лунные затмения. Таким образом, гора Тузлук привязана к четырём естественным ориентирам по Солнцу и привязана к Восточной вершине Эльбруса. Высота горы всего около 40 метров, диаметр основания - около 150 метров. Это размеры, сопоставимые с размерами египетских пирамид и других культовых сооружений.Кроме того, на перевале Каяэшик обнаружены два квадратных башнеобразных тура. Один из них лежит строго на оси храма. Здесь же, на перевале, находятся фундаменты сооружений, крепостные валы.Кроме того, в центральной части Кавказа, у северного подножия Эльбруса, в конце 70-начале 80 годов XX века был обнаружен древний центр металлургического производства, остатки плавильных печей, поселений, могильники. Суммируя итоги работ экспедиций 1980-х годов и 2001 года, обнаруживших сосредоточение в радиусе нескольких километров следов древней металлургии, залежей угля, серебра, железа, а также астрономических, культовых и других археологических объектов, можно с большой уверенностью предполагать открытие одного из самых древних культурных и административных центров славян в Приэльбрусье. Во время экспедиций 1851 и 1914 годах году археологом П.Г. Акритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого свяnилища были опубликованы в 1914 году в "Записках Ростовского-на-Дону исторического общества". Там был описан огромный камень "в виде скифской шапки", установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый доре*волюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрестностях г. Пятигорска в 1881 году.В дальнейшем, после революции, были обследованы только некоторые курганы, на городищах проведены лишь начальные разведочные работы археологами Е.И. Крупновым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчоровым, Х.Х. Биджиевым и другими.

Поделиться: