Неславянские народы европейской россии. Панорама народов на фоне Европы. Неславянские народы Восточной Европы (серия III)

Страны Восточной Европы - это природно-территориальный массив, расположившийся между Балтикой, Черным и Адриатическим морем. Основную часть населения Восточной Европы составляют славяне и греки, а в западной части материка преобладают романские и германские народы.

Страны Восточной Европы

Восточная Европа - историко-географический регион, который включает следующие страны (по классификации Организации Объединенных Наций):

  • Польшу.
  • Чехию.
  • Словакию.
  • Венгрию.
  • Румынию.
  • Болгарию.
  • Белоруссию.
  • Россию.
  • Украину.
  • Молдавию.

История становления и развития восточноевропейских государств - это долгий и непростой путь. Формирование региона началось еще в доисторическую эпоху. В первом тысячелетии нашей эры происходило активное заселение Восточной Европы населением. В дальнейшем формировались первые государства.

Народы Восточной Европы имеют очень сложный этнический состав. Именно этот факт стал причиной того, что в этих странах часто случались конфликты на этнической почве. Сегодня в регионе преобладающее место занимают славянские народы. О том, как формировались государственность, население и культура Восточной Европы, далее.

Первые народы на территории Восточной Европы (до нашей эры)

Самыми первыми народами Восточной Европы принято считать киммерийцев. Древнегреческий историк Геродот говорит о том, что киммерийцы жили в первом и втором тысячелетии до нашей эры. Киммерийцы заселяли преимущественно Приазовье. Свидетельством тому являются характерные названия (Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, область Киммерия). Обнаружены и могилы киммерийцев, погибших в столкновениях со скифами на Днестре.

В VIII веке до нашей эры на территории Восточной Европы было много греческих колоний. Были основаны такие города: Херсонес, Феодосия, Фанагория и другие. В основном все города были торговыми. В причерноморских населенных пунктах была достаточно хорошо развита духовная и материальная культура. Археологи по сей день находят свидетельства, подтверждающие данный факт.

Следующим народом, населяющим восточную Европу в доисторический период, были скифы. О них нам известно из трудов Геродота. Они проживали на северном побережье Черного моря. В VII-V веке до нашей эры скифы распространились на Кубань, Дон, появились в Тамани. Скифы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами. Все эти сферы были у них развиты. Вели торговлю с греческими колониями.

Во II веке до нашей эры на землю скифов пробрались сарматы, разбили первых и заселили территорию Причерноморья и Прикаспия.

В этот же период в причерноморских степях появились готы - германские племена. Долгое время они притесняли скифов, но только в IV веке нашей эры им удалось полностью их вытеснить с этих территорий. Их вождь - Германарих тогда занял практически всю Восточную Европу.

Народы Восточной Европы в древности и Средние века

Царство готов просуществовало сравнительно недолго. Их место заняли гунны, народ из монгольских степей. С IV-V век вели они свои войны, но в итоге их союз распался, часть осталась в Причерноморье, другие ушли на восток.

В VI веке появляются авары, они так же как и гунны пришли из Азии. Их государство располагалось там, где сейчас Венгерская равнина. До начала IX века просуществовало аварское государство. Авары часто сталкивались со славянами, о чем говорит "Повесть временных лет", нападали на Византию и Западную Европу. В итоге их разгромили франки.

В седьмом веке образовалось Хазарское государство. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга, Крым, Приазовье были во власти хазар. Беленджер, Семендер, Итиль, Таматарха - самые крупные города Хазарского государства. В хозяйственной деятельности упор был сделан на использование торговых путей, которые проходили по территории государства. Занимались и работорговлей.

В VII веке появилось государство Волжская Булгария. Ее населяли булгары и финно-угры. В 1236 году булгары подверглись нападению монголо-татар, в процессе ассимиляции эти народы стали исчезать.

В IX веке между Днепром и Доном появились печенеги, они воевали с хазарами и Русью. Князь Игорь ходил с печенегами на Византию, но потом между народами произошел конфликт, который перерос в длительные войны. В 1019 и 1036 годах Ярослав Мудрый нанес удары печенежскому народу, и они стали вассалами Руси.

В XI веке из Казахстана пришли половцы. Они совершали набеги на торговые караваны. К середине следующего столетия их владения простирались от Днепра до Волги. С ними считались и Русь, и Византия. Сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах, после чего они отступили на Волгу, за Урал и Закавказье.

Славянские народы

Первые упоминания о славянах появляются примерно в первом тысячелетии нашей эры. Более точное описание этих народов приходится на середину того же тысячелетия. Называют их в это время словенами. Византийские авторы говорят о славянах на Балканском полуострове и в Подунавье.

В зависимости от территории проживания славян разделили на западных, восточных и южных. Так, южные славяне расселились на юго-востоке Европы, западные славяне - в Центральной и Восточной Европе, восточные - непосредственно в Восточной Европе.

Именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Славяне Восточной Европы были самой многочисленной группой. Восточные изначально делились на племена: поляне, древляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене, бужане.

Сегодня к восточнославянским народам относятся русские, белорусы, украинцы. К западным славянам - поляки, чехи, словаки и другие. К южным славянам принадлежат болгары, сербы, хорваты, македонцы и так далее.

Современное население Восточной Европы

Этнический состав неоднородный. Какие национальности там преобладают, а какие в меньшинстве, рассмотрим далее. В Чехии проживают 95% этнических чехов. В Польше - 97% составляют поляки, остальные цыгане, немцы, украинцы, белорусы.

Маленькой, но многонациональной страной является Словакия. Десять процентов населения - венгры, 2% -цыгане, 0,8% - чехи, 0,6% -русские и украинцы, 1,4% составляют представители других народностей. на 92 процента состоит из венгров или, как их еще называют мадьяров. Остальная часть - это немцы, евреи, румыны, словаки и так далее.

Румыны составляют 89% на втором месте венгры - 6,5%. В составе народов Румынии также есть украинцы, немцы, турки, сербы и другие. В составе населения Болгарии на первом месте болгары - 85,4%, на второй позиции - турки 8,9%.

В Украине 77% населения - украинцы, 17% - русские. Этнический состав населения представлен крупными группами белорусов, молдаван, крымских татар, болгар, венгров. В Молдавии основное население составляют молдаване, на втором месте украинцы.

Самые многонациональные страны

Самой многонациональной среди стран Восточной Европы является Россия. Здесь проживают более ста восьмидесяти национальностей. На первом месте русские. В каждом регионе есть коренное население России, например, чукчи, коряки, тунгусы, дауры, нанайцы, эскимосы, алеуты и другие.

Более ста тридцати наций проживает на территории Беларуси. Большую часть (83%) составляют белорусы, затем русские - 8,3 %. Цыгане, азербайджанцы, татары, молдаване, немцы, китайцы, узбеки также есть в этническом составе населения этой страны.

Как развивалась Восточная Европа?

Археологические исследования на территории Восточной Европы дают картину постепенного развития этого региона. Находки археологов говорят о присутствии здесь людей с самой древности. Племена, населяющие эту территорию, вручную обрабатывали свои земли. При раскопках ученые находили колосья различных злаков. Занимались и скотоводством, и рыболовством.

Культура: Польша, Чехия

В каждом государстве есть свои народов Восточной Европы разнообразна. Польская корнями уходит к культуре древних славян, но большое значение на нее оказали и западноевропейские традиции. В сфере литературы Польшу прославили Адам Мицкевич, Станислав Лемм. Население Польши в большинстве своем католики, их культура и традиции неразрывно связаны с канонами религии.

Чехия всегда сохраняла свою самобытность. На первом месте в сфере культуры находится архитектура. Здесь много дворцовых площадей, замков, крепостей, исторических памятников. Литература в Чехии получила свое развитие лишь в девятнадцатом веке. Чешскую поэзию «основал» К.Г. Маха.

Живопись, скульптура и архитектура в Чехии имеет многовековую историю. Миколаш Алеш, Альфонс Муха - наиболее известные представители этого направления. Есть множество музеев и галерей в Чехии, среди них уникальные - Музей пыток, Национальный музей, Еврейский музей. Богатство культур, их сходство - все это имеет значение, когда заходит речь о дружбе соседних государств.

Культура Словакии и Венгрии

В Словакии все торжества неразрывно связаны с природой. Национальные праздники Словакии: праздник Трех Царей, аналогично масленице - вынесение Марены, праздник Люции, В каждом регионе Словакии есть свои народные обычаи. Резьба по дереву, живопись, ткачество - основные занятия в сельской местности в этой стране.

Музыка и танцы стоят на первом месте в культуре Венгрии. Здесь часто проходят музыкальные и театральные фестивали. Еще одна отличительная особенность - венгерские бани. В архитектуре преобладают романский, готический стиль и барокко. Культуре Венгрии присущи народные промыслы в виде вышитых изделий, изделий из дерева и кости, настенных панно. В Венгрии повсеместно расположены культурные, исторические и природные памятники мирового значения. В плане культуры и языка на соседние народы оказала влияние Венгрия: Украина, Словакия, Молдова.

Румынская и болгарская культура

Румыны в основном православные. Эту страну принято считать родиной европейских цыган, что наложило свой отпечаток и на культуру.

Болгары и румыны являются православными христианами, поэтому их культурные традиции схожи с другими восточноевропейскими народами. Самое древнее занятие болгарского народа - виноделие. На архитектуру Болгарии оказала влияние Византия, особенно в культовых зданиях.

Культура Белоруссии, России и Молдавии

На культуру Белоруссии и России повлияло в значительной мере православие. Появились Софийский собор, Борисоглебский монастырь. Широко развито здесь декоративно-прикладное искусство. Ювелирное, гончарное и литейное дело распространены во всех частях государства. В XIII веке здесь появились летописи.

Культура Молдавии развивалась под влиянием Римской и Османской империй. Свое значение имела близость в происхождении с народами Румынии, Российской империи.

Культура России занимает огромный пласт в восточноевропейских традициях. Она представлена очень широко и в литературе, и в искусстве, и в архитектуре.

Связь культуры и истории

Культура Восточной Европы неразрывно связана с историей народов Восточной Европы. Это симбиоз различных устоев и традиций, которые в разное время оказывали влияние на культурную жизнь и ее развитие. Направления в культуре Восточной Европы во многом зависели и от вероисповедания населения. Здесь это были православие и католичество.

Языки народов Европы

Языки народов Европы относятся к трем главным группам: романская, германская, славянская. Славянская группа включает тринадцать современных языков, несколько мелких языков и диалектов. Они являются основными в Восточной Европе.

Русский, украинский и белорусский входят в восточную славянскую группу. Основные диалекты русского языка: северный, центральный и южный.

В украинском есть карпатские наречия, юго-западные и юго-восточные. Влияние на язык оказало долгое соседство Венгрии и Украины. В белорусском языке присутствует юго-западное наречие и минский диалект. В западнославянскую группу входят польский и чехословацкие наречия.

Несколько подгрупп выделяют в южнославянской группе языков. Так, есть восточная подгруппа с болгарским и македонским. К западной подгруппе относятся и словенский.

Официальным языком в Молдавии является румынский. Молдавский язык и румынский, по сути, один и тот же язык стран-соседей. Поэтому он и считается государственным. Разница лишь в том, что у румынского больше заимствовано из а у молдавского языка - из России.

Антропологический состав восточнославянских народов можно точнее оценить, если провести его дополнительное рассмотрение на широком фоне соседних народов, говорящих на балтских, финно-угорских и тюркских языках. Начнем это рассмотрение с народов Прибалтики.
Наиболее представительные данные по эстонцам, латышам и литовцам, а также - ливам были собраны в ходе Прибалтийской антропологической экспедиции, проводившейся в 1952-54 годах под руководством московского антрополога Н.Н.Чебоксарова [Витов и др., 1959], а также в ходе параллельных работ рижского антрополога Р.Я.Денисовой . Эти обследования дали материалы по 50 группам. Все они, а также материалы по 9 группам северных белорусов и группам поляков Литвы, обследованным Р.Я.Денисовой, были подвергнуты каноническому анализу.

На графике двух первых канонических переменных (рис.II-13) можно выделить 7 небольших кластеров, включающих относительно сходные по антропологическим признакам группы населения, которые расселены на компактных территориях. В верхней части графика можно видеть два кластера, объединяющие группы эстонцев. В правой части разместилось объединение эстонцев, заселяющих прибрежную зону от Финского до Рижского залива (А), включая остров Сааремаа, а также - ливов. Левее на графике расположен кластер, объединяющий эстонцев, живущих в центральной и восточной части страны (В). К нему же относятся эстонцы-сету, особая этнографическая группа, живущая в России на западе Псковской области. При сравнении кластера прибрежных и континентальных эстонцев можно обнаружить значительные различия. Так, первые имеют в среднем на 2,5-3 см большую длину тела, несколько более удлиненную форму головы (головной указатель в среднем 80,9% против 81,2%) заметно более высокое и несколько более узкое лицо, более светлые волосы и более высокий рост* бороды. Аналогичную картину можно видеть и для двух кластеров, объединяющих группы латышей и расположенных в верхней части графика. И здесь, правый кластер (С) объединяет группы, расселенные по побережью Балтики. Второй кластер (D) включает латышей, живущих в центральной и северной зонах страны. Одновременно, прибрежные эстонцы и латыши, как это видно на графике, довольно близки друг к другу. То же можно сказать и о континентальных эстонцах и центрально-северных латышах. Поэтому можно говорить о существовании двух антропологических типов: западного - прибрежного и восточного - континентального.

Руководитель Прибалтийской антропологической экспедиции Н.Н.Чебоксаров нашел для западных эстонцев и латышей аналогии в населении, живущем в Северо-Западной Европе, в зоне расселения так называемой атланто-балтийской расы. Разумеется, на территории Прибалтики антропологические свойства этой расы выражены не столь отчетливо, как у населения Швеции или Норвегии. Этот расовый вариант, распространенный по балтийскому побережью Эстонии и Латвии, Н.Н.Чебоксаров назвал западнобалтийским. Для восточных эстонцев, центральных и северных латышей, опять-таки, следуя за Н.Н.Чебоксаровым можно применять термин - восточнобалтийский тип.

1 - эстонцы; 2 - эстонцы-сету; 3 - ливы; 4 - латыши; 5 - литовцы;
6 - белорусы; 7 - поляки

В правой стороне средней части графика читатель может видеть особый кластер (Е), объединяющий латышей, живущих в Латгалии - восточной части Латвии. Здесь по сравнению с западнобалтийским и восточнобалтийским типами наблюдается большая брахикефалия (головной указатель в среднем - 81,9%), наиболее широкое лицо среди остальных кластеров групп населения Прибалтики, наиболее темная пигментация, сильный рост бороды, повышенная встречаемость опущенного кончика носа. Эти черты свидетельствуют о присутствии у восточных латышей некоторых черт южных европеоидов. Кроме этого, по сравнению с восточнобалтийским типом, у латышей Латгалии заметно более высокое лицо, которое лишь немного ниже, чем у западнобалтийцев. Этот вариант можно назвать латгальским антропологическим типом.

Наконец, левее латгальского кластера располагается объединение групп литовцев (F), а в нижней части графика размещается кластер (G), включающий белорусов и поляков. Читатель может видеть, что в зону последнего кластера попадают несколько групп литовцев, которые живут в юго-восточной Литве. Для северных белорусов, как мы видели, проявляется валдайский антропологический тип. Поэтому можно считать, что и для юго-восточных литовцев и поляков, живущих в Литве, также свойственен этот расовый вариант. Таким образом, северная граница распространения валдайского типа проходит по территории Литвы.
Для основной массы литовцев, по сравнению с латышами и эстонцами, можно отметить усиление брахикефалии с головным указателем 82.5%, потемнение пигментации волос и глаз, увеличение встречаемости опущенного кончика носа. Последние два признака выражены у групп, принадлежащих к валдайскому типу, в еще большей степени. Для литовцев, не относящихся к валдайскому расовому варианту, по-видимому, можно говорить об особом неманском антропологическом типе.

Обратимся теперь к населению севера и северо-востока Восточной Европы. Эта территория до ее освоения славянами была заселена народами, говорившими на языках финской группы. Мирные взаимоотношения пришельцев и аборигенов привели к длительной метисации между ними. В результате сформировалось русское население, в разных группах которого соотношение расовых типов колонистов и местных жителей было различным. В северной зоне европейской России кроме русских живут также народы - потомки дославянского населения, говорящие на финнских языках: карелы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки.
При рассмотрении расового состава русских мы обнаружили на севере их европейской территории влияние особого антропологического варианта. Северные русские отличались увеличением брахикефалии, несколько расширенными скулами, более светлой пигментацией волос и глаз, понижением роста бороды и повышением встречаемости вогнутых спинок носа. Это явление, в целом, можно считать следствием процессов метисации славянских колонистов с коренным населением. Однако, более точное суждение на этот счет можно сделать при специальном рассмотрении антропологического состава современных северных русских по сравнению с ныне живущими там же финскими народами.

Превосходную возможность сделать это предоставляют материалы, собранные М.В.Витовым . Они включают более 80 групп, в числе которых, кроме русских, имеются данные по карелам, вепсам, коми, саамам, удмуртам, бесермянам и татарам, живущим в Удмуртии. Проводя канонический анализ, можно получить наглядное представление о расовых компонентах, проявляющихся на территории севера Восточной Европы.
Канонический анализ по материалам М.В.Витова позволил получить отчетливую картину расовой вариации для территории севера Восточной Европы. Географическое распределение значений первой канонической переменной обнаруживает (рис.Н-14) две компактные зоны, относительно однородные по комплексам антропологических признаков. Малые ее величины соответствуют сочетанию относительной длинноголовости, более прямоугольной формы лица с относительно широкими лбом и нижней челюстью, высокого носа с повышенным переносьем, усиления роста бороды. Они распространены в зоне расселения ильменско-белозерского типа, а также - среди некоторых русских групп бассейна Северной Двины. Напротив, большие значения первой канонической переменной представлены у лопарей, карел, вепсов, коми, татар, удмуртов и бесермян. Здесь наблюдается увеличение брахикефалии,
относительная низкорослость, форма лица с расширенными скулами, понижение носа и переносья, ослабление роста бороды.


Рис.II-14. Географическое распределение средних величин 1-й канонической переменной по Русскому Северу (по данным М.В.Витова).

Значения: 1 - большие, 2 - выше среднего, 3 - средние, 4 - ниже среднего, 5 - малые


Рис.II-15. Географическое распределение средних величин 2-й канонической переменной по Русскому Северу (по данным М.В.Витова).

1 - русские ильменско-белозерского типа; 2 - русские Поволжья; 3 - русские вятско-камского типа; 4 - русские северной зоны; 5-саамы; 6-карелы; 7-вепсы; в-коми; 9-удмурты; 10 - бесермяне; 11 - татары

Вторая каноническая переменная в области своих больших величин описывает сочетание относительной низкорослости, малой ширины лба по отношению к скуловому диаметру, потемнение цвета глаз, уменьшение встречаемости вогнутых спинок носа и его поднятого основания, увеличение высоты переносья. Эта комбинация встречается преимущественно на юге и юго-востоке рассматриваемой территории (рис.II-15).
Более наглядно взаимоотношения групп населения из материалов М.В.Витова видны на графике сочетания значений двух канонических переменных (рис.II-16). Здесь обособленное положение занимают саамы. Среди этого народа распространен особый расовый вариант, обычно называемый лапоноидным (по старому названию саамов - лопари). Длина тела - мала (в среднем 155-156 см у мужчин), форма головы - брахикефальная, лицо - очень низкое, пигментация глаз и волос - темная, рост бороды - ослаблен, часто встречаются носы с вогнутым профилем спинки и поднятым кончиком. Наконец, у представителей лапоноидной расы в 1-2% встречается эпикантус.

Также обособленное положение в правой части графика занимают удмурты, татары и бесермяне. Не комментируя это обстоятельство, запомним его.
Основная масса групп на графике канонического анализа образует 5 кластеров, из которых четыре - хорошо обособлены друг от друга, а пятый - своими границами соединяет три из них. Первый кластер включает преимущественно карелов и вепсов. Для них характерна умеренная брахикефалия (в среднем головной указатель - 82.1), низкое и узкое лицо, невысокий нос с очень большой (в среднем 30%) встречаемостью вогнутой спинки и поднятого кончика, очень светлая пигментация волос и глаз, ослабленный рост бороды. Примерно в 1% случаев встречается эпикантус. Антропологи эту комбинацию признаков, распространенную среди населения, живущего от северной части восточного побережья Балтики до берегов Белого моря, называют беломоро-балтийской.
Этому кластеру противостоит объединение групп русских, проживающих в зоне ильменско- белозерского типа, на графике расположенное в самой нижней зоне. Несколько выше его и правее на графике находится также отчетливо отделяющийся от других кластер, в который вошли русские, живущие южнее водораздела бассейнов Сухоны и Волги.

Области трех перечисленных кластеров на графике перекрывают границы - четвертого. Он включает группы русских, живущих в бассейнах рек Северной Двины и Онеги. Мы уже говорили о том, что это население образовано выходцами из более южных земель России. Колонизация проходила двумя крупными потоками. Первый из них и более ранний был направлен, начиная с XI-XII вв. из области Земли Новгородской - зоны, где ныне расселен ильменско-белозерский тип. Нетрудно видеть по графику, что среди современных северных русских имеются группы, попадающие в ильменско-белозерский кластер, то есть, в антропологическом отношении сохранившие свой расовый тип. Второй поток колонистов направлялся с территории Владимиро-Суздальской Руси и впоследствии - Московского княжества. На графике можно найти, что некоторая часть групп северных русских размещается в зоне кластера, объединяющего русских Поволжья и антропологически сходных с ними. Наконец, нетрудно видеть, что имеются группы северных русских, оказывающиеся в зоне кластера карелов и вепсов, Это - русские, которые по своему расовому типу очень сходны с представителями беломоро-балтийского типа.
Однако, основная масса русских бассейнов Северной Двины и Онеги размещается между тремя кластерами: беломоро-балтийским, ильменско-белозерским и поволжским. Скорее всего, это обстоятельство можно истолковать как свидетельство прошедших процессов метисации. Таким образом, антропологический состав современного русского населения севера Восточной Европы сложился в результате метисации населения ильменско-белозерского и какого-то верхневолжского типа с аборигенами, принадлежащими к беломоро- балтийскому варианту. При этом в некоторых группах сформировавшихся современных северных русских соотношение этих трех исходных компонентов оказалось различным: от сохранения одного из них до различной степени промежуточности между ними.

Полученный график позволяет сделать еще одно важное наблюдение. Справа от четырех кластеров, демонстрирующих процесс сложения антропологического состава северных русских, можно заметить еще одно объединение, включающее группы русских, живущие в вятско-камской зоне. Здесь следует вспомнить, что вятско-камский тип является одним из основных в составе русского народа. Теперь можно увидеть, что русские этого типа занимают промежуточное положение между ильменско-белозерцами и кластером удмуртов, бесермян, татар. Среди последних представлен особый расовый вариант, несущий небольшую монголоидность. Не касаясь пока обсуждения этого варианта, можно отметить, что его носители живут в той же вятско-камской зоне, что и русские одноименного антропологического типа.
Отчетливый сдвиг на графике кластера вятско-камских русских к удмуртам, бесермянам и татарам можно истолковать как возникший в процессе освоения славянами этой территории и как следствие процессов метисации выходцев из более западных областей с местным населением, несущим особый расовый тип, в котором присутствует небольшая монголоидность. Можно еще раз вспомнить, что основное число весьма редких у русских случаев слабого эпикантуса падает именно на вятско-камскую зону. Следует также заметить, что русские, населяющие Печору, сходны по своему антропологическому типу с вятско-камскими русскими, и - с местными коми. Очевидно, и в формировании антропологического состава русских Печоры процессы метисации имели определенное значение.
Для рассмотрения расового состава финских и тюркских народов Восточной Европы можно проанализировать данные, собранные в разное время Г.Ф.Дебецом , П.И.Зенкевичем , Н.Н.Чебоксаровым , Т.В.Трофимовой , Т.И.Алексеевой , К.Ю.Марк , М.С.Акимовой , В.М.Витовым и другими. Для того, чтобы сделать полученную картину более четкой, в анализ кроме этих данных можно включить также материалы собранные Т.В.Трофимовой и Г.Ф.Дебецем по хантам и манси, татарам и казахам, живущим в Зауралье и Западной Сибири.

Ханты и манси говорят на угорских языках и антропологически относятся к особой уральской расе, в которой сочетаются признаки европеоидов и монголоидов. Казахи включены в анализ по той причине, что являются характерными представителями южно-сибирской расы, о которой точно известно, что она - результат смешения европеоидов и монголоидов, живших в степной зоне. Процесс хорошо изучен, и известно, что начался он в середине I тыс.до н.э. и интенсивно продолжался до эпохи средневековья.
На графике (рис.II-17) канонического анализа представлены данные по 114 группам финского, угорского и тюркского населения. Легко можно видеть, что этот график естественно разделяется на две части. В правой из них антропологические признаки складываются в характерную комбинацию: расширение ширины скул, потемнение пигментации волос и глаз, сильное ослабление роста бороды, уплощенность горизонтальной профилировки лица и увеличение встречаемости эпикантуса. Все это говорит о том, что здесь сосредоточены группы населения, для которых свойственна вполне определенная монголоидность. Эти группы, размещенные на графике в правой его части, естественно образуют три отчетливых кластера. В первый из них входят ханты и манси - представители уральской расы. Во второй - карагаши (одна из групп астраханских татар), ногайцы, сибирские татары и казахи. Об этих народах известно, что в их антропологическом составе проявляются черты южносибирской расы. Третий кластер образуют группы восточных и южных башкир, у которых также монголоидная примесь проявляется достаточно сильно, как это известно антропологам, и их часто считают принадлежащими к южно-сибирской расе.

Левая часть графика включает основную массу групп финских и тюркских народов европейской России. Они образуют единый кластер, в котором можно видеть определенную структуру. В правой зоне этого крупного кластера располагаются группы населения до некоторой степени приближающиеся к уральской и южносибирской расам. Можно заметить, что некоторые группы коми, марийцев, чувашей, удмуртов и татар оказываются сдвинутыми на графике по направлению к кластеру уральской расы. С другой стороны, к восточным башкирам оказываются относительно близкими западные башкиры, марийцы и удмурты, живущие в Башкирии, некоторые группы татар, чувашей, мишарей. Можно сделать вывод, что финские и тюркские народы европейской России отчетливо отличаются от представителей уральской и южносибирской рас, но в их составе есть группы, у которых наблюдается уралоидная или южНосибирская примесь, которая, правда, имеет относительно небольшую величину.
Теперь можно рассмотреть антропологическую структуру того крупного кластера, который мы видели в левой части рисунка II-17. Для этого следует провести канонический анализ только для тех групп, которые вошли в его состав. По его результатам можно построить географические карты, на которых окажется наглядно представленной
территориальная вариация основных направлений расовой изменчивости среди финских и тюркских народов европейской России.

1 - карелы; 2 - вепсы; 3 - мордва-эрзя; 4 - мордва-мокша; 5 - мордва-терюхане; 6 - коми; 7 - коми-пермяки; 8-удмурты; 9-марийцы; 10-бесермяне; 11 - чуваши; 12 - татары; 13 - кряшены; 14 - мишари; 15 - башкиры;16- манси; 17- ханты; 18 - татары сибирские;19 - ногайцы; 20 - казахи; 21 - карагаши

Первая каноническая переменная дает отчетливую картину вариации своих значений (рис.Н-18). Ее малые величины сосредоточены на северо-западе рассматриваемой территории - в беломоро-балтийской зоне расселения карелов и вепсов. Большие значения этой переменной можно найти на юго-востоке территории Поволжья и Покамья у северозападных башкир, татар, южных чувашей, мишарей. По мере увеличения значений первой канонической переменной уменьшается брахикефалия, увеличивается ширина скул по отношению к ширине лба, лицо становится относительно более узким и высоким, волосы и глаза - темнее, чаще встречается опущенный кончик носа, намного реже - вогнутый профиль его спинки и чаще - выпуклый. Усиление этих антропологических особенностей соответствует нарастанию черт южных европеоидов. Максимальная их выраженность проявляется на юго-востоке.

На северо-западе в беломоро-балтийской зоне проявляется обратная комбинация антропологических черт, когда сочетаются, в целом, брахикефалия, лицо скорее прямоугольной формы с неширокими по отношению к поперечному развитию лба скулами, очень светлая пигментация глаз и волос, часто встречается вогнутый профиль спинки носа и поднятый его кончик. Здесь размещается зона расселения беломоро-балтийского антропологического варианта, который часто считается особой европеоидной малой расой.
Географическая карта значений второй канонической переменной (рис.II-19) представляет вторую закономерность расовой вариации среди финских и тюркских народов европейской России. Большие ее значения сосредоточены в Приуральи среди групп коми, а также - среди марийцев, удмуртов, северных чувашей. Здесь ослабевает рост бороды, горизонтальный профиль лица становится более уплощенным, повышается встречаемость эпикантуса. Эта комбинация антропологических признаков нам уже встречалась. Именно она соответствует отличиям уральской и южносибирской рас от европейских финских и тюркских народов. Поэтому можно считать, что группы населения, у которых проявляется этот комплекс признаков, обладают некоторым сдвигом в сторону этих рас, в первую очередь - уральской. Итак, географическое распределение второй канонической переменной демонстрирует распространение на севере рассматриваемой территории в таежной зоне некоторого антропологического субуральского компонента. Он наиболее отчетлив в восточной части таежной зоны, но его можно обнаружить, хотя выраженным и не столь сильно, даже и на беломоро-балтийской территории. На юге рассматриваемого региона субуральский компонент проявляется слабо.

Значения: 1 - малые, 2 - ниже среднего, 3 - средние, 4 - выше среднего, 5 - большие

Значения: 1 - малые, 2 - ниже среднего, 3 - средние, 4 - выше среднего, 5 - большие

1 - карелы; 2 - вепсы; 3 - мордва-эрзя; 4 - мордва-мокша; 5 - мордва-терюхане; 6 - коми; 7 - коми-пермяки; 8 - удмурты; 9 - марийцы; 10-бесермяне; 11 - чуваши; 12-татары; 13-кряшены; 14-мишари; 15-башкиры

Антропологические варианты, существующие в составе финских и тюркских народов европейской России, можно увидеть на графике, вертикальной осью которого является первая каноническая переменная, горизонтальной - вторая (рис.II-20). В его правой зоне - области больших значений второй канонической переменной - расположены группы, у которых сильно выражено уральское влияние. Эти группы можно назвать субуральскими. Они образуют два кластера.
Первый из них включает основную часть групп коми и коми-пермяков, второй - марийцев, удмуртов, северных чувашей, бесермян, татар Удмуртии. Если сравнивать эти кластеры между собой, то можно отметить, что во втором случае, в целом, относительно длиннее голова (указатель 81,7% против 82,3%), выше лицо и нос, темнее цвет волос и глаз, немного интенсивней рост бороды, чаще встречается опущенный кончик носа и реже - его вогнутый профиль. Все это говорит о присутствии в составе марийцев, удмуртов, бесермян, северных чувашей небольшого южноевропеоидного компонента, тогда как у коми этот эффект сказывается гораздо слабее.

Первый кластер, объединяющий основную массу групп коми и коми-пермяков, можно считать соответствующим особому антропологическому типу, которому можно присвоить название камского. Группы, образующие второй кластер, вслед за Т.И.Алексеевой, можно считать принадлежащими другому антропологическому типу - волжско-камскому. Оба они характеризуются присутствием некоторого заметного уралоидного компонента (и их можно называть субуральскими), но волжско-камский тип также несет в своем составе значительную южноевропеоидную примесь, которая у камского - выражена слабее.

Для групп финских и тюркских народов, не вошедших в субуральские кластеры, можно заметить упорядоченность по вертикальной оси графика, описывающей выраженность северной и южной европеоидности. В верхней зоне графика находится кластер, состоящий из групп карелов и вепсов с их очень светлой пигментацией волос и глаз. Кроме северной европеоидной основы, у них можно найти определенное субуральское расовое влияние. Оно сказывается в ослаблении роста бороды, повышении встречаемости поднятого кончика носа и вогнутого профиля его спинки, наличии 1-2% случаев эпикантуса.
В нижней части графика можно увидеть кластер, включающий группы северо-западных башкир, мишарей, южных чувашей, татар, живущих в Чувашии и Башкирии. Здесь наблюдается удлиненная форма головы (указатель 79,8%), темная пигментация волос и глаз, наибольшая частота опущенного кончика носа, и можно говорить о присутствии значительной примеси южных европеоидов. Одновременно, в этих группах имеется и заметный монголоидный компонент. Так, у групп, составляющих этот кластер, в 3% случаев встречается эпикантус. Этот расовый вариант Т.И.Алексеева назвала степным.

Между беломоро-балтийским и степным кластером можно найти целый ряд переходных вариантов. Например, в группах мордвы-эрзи, а также -для северо-западных и северных коми отмечается удлинение формы головы (указатель - 79,6% и 79,7%), увеличение относительной высоты лица и носа, усиление роста бороды, увеличение встречаемости опущенного кончика носа и уменьшение числа случаев вогнутого профиля спинки носа. Эти черты свидетельствуют о наличии черт южных европеоидов. Однако, пигментация волос и глаз в этих группах относительно светлая, хотя и темнее, чем у беломоро-балтийцев. Мордва-эрзя, северозападные и северные коми, в целом, относятся, скорее, к кругу северных европеоидов.
У мордвы-мокши по сравнению с эрзей более заметно проявляются черты южных европеоидов. Форма головы оказывается еще более удлиненной (головной указатель - 78,7%), лицо - относительно узким, пигментация глаз и волос - заметно темнее, опущенный кончик носа встречается чаще. Правда, у мокши слабее рост бороды и чаще встречаются слегка уплощенные лица. Но мы видели, что у степного антропологического типа также сочетаются именно черты южных европеоидов с небольшой монголоидностью, за счет которой можно отнести и понижение развития бороды и некоторую уплощенность лица.

Наконец, можно выделить особый кластер, в котором размещаются многие группы чувашей, казанских татар, мишарей, марийцев и удмуртов, живущих на северо-западе Башкирии. Он занимает промежуточное положение между зонами кластеров степного и волжско-камского типов. Соответственно, в нем проявляются антропологические черты южных европеоидов, выраженные, правда, в не столь отчетливом виде как у степного типа, в сочетании с некоторым сдвигом в сторону волжско-камского типа с его субуральским расовым положением. Поэтому, можно считать, что эти группы составляют особый волжско-камско-степной антропологический тип.
Если теперь вспомнить о тех результатах, которые мы получили для русских, то можно сделать вывод о том, что основные направления расовой вариации у них и среди групп финских и тюркских народов - принципиально сходны. У русских также основная закономерность антропологической вариации заключалась в нарастании с северо-запада на юго-восток черт южных европеоидов. Правда, северное выражение этой закономерности у русских - ильменско-белозерский тип - не совпадает с беломоро-балтийским, отличаясь от него рядом черт в направлении некоего усредненного западнорусского антропологического варианта. Аналогично, и "восточный великоросс" не несет в себе черт монголоидное™, в отличие степного типа. Можно также вспомнить, что на юге рассмотренной зоны расселения русских обнаруживается особая модификация их антропологического состава, которая выражается в усилении черт южных европеоидов и одновременном ослаблении роста бороды, расширении скул. Нетрудно видеть, что такая модификация, в целом, соответствует направлению, в котором отличаются полностью европеоидные русские от носителей степного типа, у которых наблюдается небольшая монголоидная примесь. Поэтому, вероятнее всего, южный вариант русских сложился при освоении в XVI-XVII вв. степной зоны носителями верхнеокского и нижнеокско-дон-сурского типов и их контактами с жившим там населением, которое имело расовый тип, по-видимому, близкий к современному степному.

Второе направление расовой вариации русских заключается в появлении на северо-востоке в вятско-камской зоне особой антропологической модификации, которая также прослеживается и западнее, вплоть до волжско-клязьминского междуречья. Рассматривая данные М.В.Витова, мы видели, что вятско-камские русские обнаруживают антропологический сдвиг в направлении удмуртов и бесермян. Но для этого населения как раз и характерен особый волжско-камский тип, характеризующийся субуралоидностью. Таким образом, при заселении русскими северо-восточной зоны они сталкивались с коренными финскими жителями - представителями камского или волжско-камского субуралоидных типов и в некоторой степени метисировались с ними. Следовательно, специфика вятско-камских русских заключается в проявлении очень небольшого антропологического субуралоидного "налета".

Лингвисты считают, что заселившие Европу 10 - 12 тысячелетий назад первобытные племена говорили на языках, восходящих к относительно единой языковой семье, условно называемой ностратической. Однако по мере расселения племен стало нарастать языковое отчуждение. Из ностратической семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую вошли предки большинства народов Восточной Европы и родственные им в языковом отношении народы Азии.

Дифференциация индоевропейской общности оказалась тесно связанной с этническими процессами. Здесь многое остается неясным. Дело в том, что проблемы происхождения народов - этногенеза - всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя. Исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует также иметь в виду многочисленные миграции племен и народов, процессы ассимиляции. При изучении этногенетических проблем необходимо учитывать данные ряда смежных научных дисциплин - археологии, исторической лингвистики, антропологии и т.д. Практически отсутствует материал, позволяющий судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы. Несколько шире представлены свидетельства для изучения этногенеза в эпоху железного века, однако и здесь больше вопросов, чем научно-обоснованных ответов, Потому исследователи предпочитают говорить о существовании определенных этнических групп. Ясно также, что у народов, населяющих Россию, нет единого предка - настолько сложны и разнообразны были происходившие на территории Восточной Европы этнокультурные процессы.

Какие же племена и народы жили на территории России в I тысячелетии до н.э.?

В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселились эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н.э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья (с финно-угорскими племенами связывают дьяковскую, городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно-угоров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках.

Севернее территории, занятой утро-финнами и балтославянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвенков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов.

В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи говорят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили многочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, которые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сибири и Восточной Европы.

Остановимся несколько подробнее на этнической истории славянских народов. В середине II тысячелетия до н.э. на европейскую территорию будущей России из Малой Азии проникли народы, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к индоевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию - южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы - заселили племена, говорившие на балтославянских языках. Земли, на которых осели предки современных славян и балтов, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки.

Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, домашняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологические памятники II - I тысячелетия до н.э. оставили предки славян, а какие - предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием.

Приблизительно в середине I тысячелетия до н.э. балтославяне распались на балтские и славянские племена. Завершился чрезвычайно важный для этногенеза процесс: славяне осознали свою этническую самостоятельность, дифференцировали себя в культурном и языковом отношении от других, неславянских, племен. Отныне и у славянских, и у балтских племен будут различные исторические судьбы.

Однако славянская общность не осталась единой. Вскоре она разделилась на три большие группы: южную, западную и восточную. Южные славяне осели на Балканах. Они стали предками современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов. Западные славяне, двигаясь вслед за германскими племенами, достигли берегов рек Эльба, Майн и Дунай; с ними связана история чехов, словаков и поляков. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель. Восточные славяне стали предками русских, украинцев и белорусов.

Дальнейшее складывание этнической карты нашей страны оказалось связанным с расселением народов, прежде всего восточных славян, интенсивнее других племен осваивавших просторы Восточной Европы. Кроме того, этническая картина в I тысячелетии н.э. будет подвержена влиянию Великого переселения народов.

Древние славянские племена сыграли большую роль в этнической географии Восточной Европы I тыс. н. э. Наиболее ранние письменные свидетельства, относящиеся к I–II вв., сообщают, что они занимали значительную область Центральной и Восточной Европы. Античным историкам и географам этого периода – Плинию, Тациту, Клавдию Птолемею – они были известны под именем «венедов», группы племен, обитавших, по их сведениям, на территории от на севере до Карпатских гор на юге, по берегам реки Вистула (Висла). Название «славяне» иногда связывают с именем одного из племен венедов («суовены» по Птолемею), которое впоследствии становится основным для обозначения всей этнической группы. Готский историк VI в. Иордан сообщал уже о трех родственных союзах племен – венетах, антах и склавенах, причем местом проживания антов он называл территорию от Днестра до Днепра, а склавенов – от Савы до верховьев Вислы и до Днестра. Византийские авторы VI–VII вв. Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта и другие описывали славян, населяющих Подунавье и север Балканского полуострова.

Современная историческая наука, основываясь на этих отрывочных сведениях, а также на данных археологии, этнологии и топонимики, породила достаточно много теорий о происхождении и месте первоначального расселения славян. Однако большинство этих гипотез сходится в том, что славяне представляют собой автохтонное население Центральной и Восточной Европы, а главный период их выделения в самостоятельный этнос из индоевропейской языковой общности приходится на I тыс. до н. э. Основной территорией первоначального расселения славян (в широком понимании) можно считать земли от Одера на западе до среднего течения Днепра на востоке и от побережья Балтийского моря (между Вислой и Одером) на севере до Северного Прикарпатья на юге. На этой территории сохранились следы нескольких археологических культур, которые принимали участие в этногенезе славян: лужицкая, поморская, пшеворская, зарубинецкая, черняховская и некоторые другие. Непосредственными предшественниками славян большинство исследователей считают культуры пражского типа (пражско-пеньковская и пражско-корчакская), ареал распространения которых вписывается в очерченное пространство.

Великое переселение народов и складывание обособленных славянских групп

В I–II вв. н. э. древние славяне соседствовали на севере с германцами и балтами, также входившими в северную группу индоевропейских племен. На юго-востоке обитали индоиранские племена – скифы и сарматы, на юге – фракийцы и иллирийцы, на западе – германцы. Дальнейшее расселение и этническая история славян тесно связаны со значительными передвижениями германских, скифо-сарматских и других племен.

Во II–V вв. германские племена готов и гепидов совершили переход от южного берега Балтийского моря и нижнего течения Вислы, через славянские земли, к Северному Причерноморью. Видимо, под влиянием этого продвижения среди славян намечается обособление на восточную и западную ветви. В IV–VII вв. на огромном пространстве Центральной Азии и Восточной Европы приходят в движение множество племен. Этот процесс известен под названием «Великого переселения народов». Во второй половине IV в. совершил переход на запад через Дон, Северное Причерноморье в Центральную и гуннский племенной союз. Этот союз образовался во II–IV вв. в результате смешения тюркоязычных племен хунну (сюнну), первоначально обитавших в , с автохтонным населением Южного Приуралья и – угорскими племенами. Гунны разгромили сармато-аланские племена, занимавшие территории между Кавказом, Доном и Волгой, а затем готов в Северном Причерноморье. После этого одна часть готов (остготы) вошла в состав гуннского племенного союза, а другая (вестготы) совершила большой путь по Европе в Южную Галлию и . Сами же гунны в конце IV в. образовали государство, подчинявшее племена и народы Северного Причерноморья, Подунавья, Южного Прикарпатья. В середине V в. вождь гуннов Аттила попытался распространить свою власть на Западную Европу, но потерпел поражение в Каталуанской битве и после его смерти государство гуннов распалось.

С конца V в. племена антов и склавинов передвигаются на юг к Дунаю, в Северо-Западное Причерноморье, затем антские племена через низовья Дуная, а племена склавинов с севера и северо-запада вторгаются в пределы балканских провинций Византии, в результате чего Балканы заселяются славянами и начинает складываться южная группа славянских племен. Одновременно с этим процессом идет расселение славян в северо-западном и северо-восточном направлениях. Они заселяют земли по Нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря, а также Верхнее Поднепровье.

В середине VI в. через волго-донские степи в Северное Причерноморье вторгся племенной союз аваров (обры или обри русских летописей), главную роль в котором играли тюркоязычные племена. Опустошив земли антов, в 560-х гг. авары вторглись в Паннонию (среднее течение Дуная), где основали Аварский каганат. Точных и постоянных границ каганат не имел. Известно, что авары совершали набеги на Византию, славян, франков, лангобардов и другие племена и народы с целью грабежа и сбора дани. С 20-х гг. VII в. в результате поражений от византийцев и восставших славянских племен начинается постепенное ослабление и распад каганата. Этот процесс был завершен на рубеже VIII–IX вв., когда Аварский каганат потерпел от Франкского королевства Карла Великого, выступавшего в союзе с южными славянами, решающее поражение. К концу IX в. авары были ассимилированы народами Подунавья и Северо-Западного Причерноморья.

Ассимиляция (этнолог.) – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Во второй половине VI в. степи Центральной Азии и территории между Волгой и Доном были объединены в рамках одного государства – Тюркского или Тюркютского каганата, образованного тюркоязычным (в своей основе аварским) племенным союзом. Это государство распалось в самом начале VII в. на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты. Западно-Тюркский каганат, включавший Северное Причерноморье и территорию между Доном, Волгой и Кавказом, просуществовал недолго, так как уже в середине VII в. сюда вторглись болгары (в современной науке их принято называть протоболгарами) – также тюркоязычное кочевое племя. Они образовали здесь свое государство – Великая , центральная часть которого находилась в низовьях Дона и на восточном побережье . На рубеже VII–VIII вв. протоболгары разделились. Одна часть – «черные болгары» – продолжала кочевать в степях между Доном и Кавказом и постепенно растворилась в массе других этносов этого региона. Существует версия, что именно от них происходит название одного из современных народов – балкарцев. Другая часть, так называемая «орда хана Аспаруха», ушла на запад, в район нижнего течения Дуная, где со временем была ассимилирована местными славянскими племенами (эта общность составила основу современного болгарского народа). В конце VII в. здесь образовалось Первое Болгарское царство. Наконец, третья группа совершила переход к северо-востоку (на среднюю Волгу и Нижнюю Каму). На этой территории ассимиляция протоболгарами местного финно-угорского населения привела к образованию этноса и государства волжских булгар (или болгар).

В VIII в. большая группа угорских племен – мадьяр, живших до этого по Яику и Ори, совершила переход на запад, через Волгу и Дон в причерноморские степи, а затем далее на средний Дунай.

Под влиянием Великого переселения народов славяне были вынуждены освоить новые территории, у них постепенно нарушалась языковая и этническая общность, и в результате сформировались три существующие доныне славянские группы: западная, восточная и южная. Южные славяне расположились на Балканском полуострове (Фракия, Северная , Далмация, Истрия) вплоть до побережья Адриатического моря и долин Альпийских гор, на берегах Дуная и до Эгейского моря. Западные славяне расселились между на западе и Вислой на востоке, побережьем Балтийского моря на севере и средним течением Дуная на юге.

Расселение восточных славян в конце I тыс. н. э.

Наиболее полную картину расселения восточно-славянских и соседствовавших с ними племен на рубеже I–II тыс. дает сопоставление сведений русского летописного свода начала XII в. – «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) с другими письменными источниками и археологическими, этнографическими, лингвистическими материалами. Местом первоначального расселения славян ПВЛ называет среднее и нижнее течение Дуная, «там, где ныне земля Угорская и Болгарская», куда славяне, по сообщению летописца, пришли из Азии после Вавилонского столпотворения и так называемого «смешения языков». Этот сюжет, основанный на библейской легенде, не подтверждается данными археологии, но при дальнейшем изложении истории славян автор «Повести» приводит более достоверные сведения. Он сообщает, что славяне разделились на три группы – западную, южную и восточную, и что восточные славяне начали расселяться в северо-восточном направлении, постепенно заняв обширные территории Восточной Европы. Еще более важно перечисление летописью восточно-славянских племенных союзов с описанием территорий их проживания.

Согласно этим данным лесостепная область Среднего Поднепровья, между устьями рек Десны и Роси, была населена племенным союзом полян. Его название было связано с тем, что поляне, по выражению летописи, «в поли седяху». Их крупнейшим центром был Киев, возникший из нескольких поселков на «горах», а точнее холмах, расположенных на правом берегу Днепра. К западу от полян, в Полесье, в бассейнах рек Тетерев, Уж, Горынь, до Припяти на севере жили древляне. Ландшафтная особенность этого района в летописи подчеркнута тем, что древляне «седоша в лесах», откуда и название племенного союза. Наиболее известный из городов древлян – Искоростень. К северу от древлян, между Припятью и Двиной, жили дреговичи. В современном языке и некоторых западнорусских диалектах слово «дрягва» означает «болото». По Западной Двине дреговичи соприкасались с полочанами, в отношении которых летописцем указывалось, что они «седоша на Двине и нарекошася полочане речки ради, яже втечень в Двину, – именем Полота».

Область расселения ильменских словен на севере достигала реки Невы, озера Нево (Ладожское), а на западе, несколько отступая от побережья Финского залива, уходила на юг по реке Нарове и по Чудскому озеру. Автор ПВЛ сообщает, что именно словене основали Новгород. Характерно, что словене, в отличие от других племен, «прозвались своим именем», т. е. сохранили общее наименование славян. Очевидно, это было связано с тем, что данная часть славянской этнической общности, по мере продвижения на новую территорию, оказалась в иноязычном окружении. Самоназвание «славяне» (видоизмененные – «склавены», «склавины», «суовены» и др.) изначально имело значение «владеющий словом, речью», и подчеркивало отличие от иноплеменников, по-славянски не говорящих. Поэтому ильменские словене, соседствующие с финно-угорскими и балтскими племенами, сохранили этот этноним. Подобным образом возникли этнонимы «словаки» и «словенцы», так как эти народы также оказались на периферии славянского расселения, в окружении иноязычных племен.

Верхние течения Днепра, Волги и Западной Двины, доходя до Псковского озера на западе, занимали кривичи, племенным центром которых был Смоленск на Днепре. В левобережье Днепра, по реке Сож и ее притокам находилась область расселения радимичей, а по Оке, в ее верхнем течении – вятичей. Названия этих двух союзов племен летописец объясняет не географическими особенностями их мест проживания, а именами родоначальников – Радим и Вятко. К северо-востоку от полян, в поречьях Десны, Сейма и Сулы жили северяне. Этот термин также имеет «географическое» происхождение, так как ПВЛ описывает славянские племена, с точки зрения полян, для которых такое обозначение северных соседей вполне естественно. Кроме того, если верить утверждению автора летописи, северяне происходили от кривичей, следовательно, сместились в Среднее Поднепровье с севера, что тоже могло послужить мотивом для наименования.

К западу от полян и древлян проживали бужане, «зане седяше по Бугу», позднее получившие название волыняне. Заселенная ими территория охватывала оба берега Западного Буга и верховья Припяти. Возможно, что предшественником бужан (волынян) было племенное объединение, известное летописцу под именем дулебов и распавшееся к Х в. К восточным славянам относились и племена белых , занимавшие в основном северо-западные склоны Карпатских гор. Наиболее южными племенами восточных славян были уличи и тиверцы, которые населяли побережье Днестра и земли между Южным Бугом и Прутом. Правда, их этническая принадлежность достаточно спорна. Некоторые исследователи предполагают, что это были тюрко-язычные или ирано-язычные племена, находившиеся под сильным культурным влиянием славян.

Стоит еще раз подчеркнуть, что перечисленные этнонимы обозначали большие союзы племен, которые имели внутренние подразделения. Однако письменные источники не дают о них сведений, поэтому выделение их возможно только на основе археологических данных. Тем не менее летописный свод неоднократно подчеркивает единство всех восточно- славянских племен, в основе которого лежала общность языка.

Таким образом, территория расселения восточных славян, согласно ПВЛ, представляется весьма обширной. Граница ее на западе проходила от впадения Невы в Финский залив вдоль побережья к р. Нарве; тянулась по Чудскому и Псковскому озерам; пересекала Западную Двину в среднем течении; затем от среднего течения Немана проходила к верховьям Вислы; через северную часть Карпатских гор шла на юг к реке Серет и по Дунаю к . Северная граница расселения восточно-славянских племен от Невы пролегала по южной оконечности озера Нево (Ладожское), рекам Сясь, Чагода, Шексна, на Волгу, до Нерли на Клязьму, с Клязьмы на Москву-реку, по ней на Оку и, захватывая верховья Дона, Оки, Сейма, спускалась по реке Псел на Днепр. На юге, от устья Псела, граница направлялась вверх по Днепру и, не доходя реки Рось, уходила на запад к Южному Бугу, а затем по Бугу к , известному в древности как Русское.

Эти границы восточно-славянского населения сложились к концу IX – началу Х в. Вполне естественно, что они достаточно условны. Соприкосновение с соседними народами в приграничных районах приводило к значительным смещениям. Это нашло отражение в том, что в ряде случаев наблюдается выход восточно-славянского населения на соседние территории. В этом расселении можно отметить три направления. Одно – на нижний Дунай и Балканы – ко времени образования Древнерусского государства в значительной степени ослабло. Второе – на север и северо-восток. Уже к концу IX – началу Х в. славянское население из окрестностей Новгорода достигает Онежского и Белого озер, рек Свирь, Шексна и оседает на территориях занятых финно-угорскими племенами. Аналогичная ситуация сложилась в окско-клязьминском междуречье, куда проникали вятичи и кривичи. Третье направление – южные районы. Существовал ряд трудностей в заселении и освоении плодородных лесостепных и степных земель, среди которых защита от кочевников представляется одной из главных. Славянское население то выдвигалось вперед, то откатывалось назад. Однако отдельные потоки славян проникали достаточно далеко. Некоторые восточные авторы IX–X вв. отрывочно упоминают о существовании славянского населения на территории Хазарского каганата уже в VIII в. Славяне появляются на Дону, где центром колонизации в конце Х в. стало поселение Белая Вежа (на месте хазарского города Саркел), при пересечении сухопутного пути с донской водной магистралью. Славянское население продвигается и на побережье Азовского (Сурожского) и Черного (Русского) морей.

География неславянского населения Восточной Европы

Источники позволяют нанести на карту основные племенные группы, которые населяли в это время различные территории Восточной Европы и соседствовали с восточно- славянскими племенами. Территории от Дуная до Вислы и Западного Буга занимали племена западных славян: , моравов, вислян, мазовшан. На юго-западе с конца IX в. соседями восточных славян стали венгры (мадьяры), смешавшиеся здесь со славянским, аварским и другим населением, романские племена валахов (волохов), а по нижнему Дунаю – южные славяне (болгары).

Северо-западными соседями восточных славян были летто-литовские (балтские) племена. Область их расселения охватывала Восточную Прибалтику от нижнего течения Вислы до Псковского озера. К ним относились пруссы, населявшие побережье Балтийского моря между устьями Вислы и Немана. Земли по правому берегу Западной Двины вплоть до Псковского озера занимало племя летьгола (латгалы), а их соседями на юге и юго-западе была зимегола (земгалы). Побережье Балтийского моря (Западная ) населяла корсь (курши). Область расселения ятвягов и литвы охватывала бассейн реки Вилия между Западным Бугом и Неманом, а между устьем Немана и Западной Двиной жило племя жмудь (жемайты), в среднем течении Немана с ними соседствовали аукштайты. В XI–XII вв. в бассейне реки Протвы, притока Москвы-реки, жило племя голядь, также принадлежавшее к группе балтских племен. Оказавшись в окружении славян, оно было очень быстро ассимилировано ими.

Лесные районы севера и северо-востока Восточно-Европейской равнины занимали финно-угорские племена. Чудь (эсты) населяла территорию от Чудского озера до Финского и Рижского заливов. Южнее, по побережью Рижского залива, в устье Западной Двины обитало племя ливь (ливы). Позднее оно дало название этой территории (Лифляндия, Ливония) и Ливонскому ордену. Побережье Финского залива между реками Нева и Нарова населяло племя . По Неве и вокруг Ладоги располагалась корела. Значительную территорию между Ладожским, Онежским и Белым озерами, ограниченную с севера Свирью, а с востока Шексной, населяла весь (вепсы). ПВЛ называет весь коренным населением города Белоозеро. К северо-востоку от Белого озера, в бассейнах Онеги и Северной Двины жили племена, получившие в русских источниках название чуди заволочской. Племена, жившие в Верхнем Прикамье и бассейне Вычегды, известны под названием пермь. (приблизительно от Шексны до Оки) и берега озер Ростовского и Клещина населяло племя меря. Именно мерянам обязан своим возникновением Ростов. Их соседями были обитавшие по левому берегу Волги черемисы (мари). Среднее течение Оки занимала мещера, а нижнее – мурома. Племенным центром последних был город Муром. В правобережье средней Волги жили племена мордвы. Отдельные мордовские поселения заходили далеко на запад по Оке, Цне и Хопру. К югу, вдоль Волги, шли земли, населенные буртасами, в этническом отношении близкими .

К востоку и юго-востоку от финно-угров и восточных славян располагались тюрко-язычные племена. К ним относятся волжско-камские булгары (болгары), область расселения которых на востоке начиналась от впадения реки Белой в Каму, на западе тянулась до средней Волги, а на юге доходила до . Степная территория, лежащая полосой от бассейна Яика (Урала), через нижнюю Волгу и до нижнего Днепра, представляла собой область расселения кочевых племен. Во время и после Великого переселения народов эта зона была очень оживленной магистралью передвижения разнообразных этносов из Центральной Азии в Европу. Примерно в конце IX в. степи между Доном и Южным Бугом заняли печенеги, представлявшие собой конгломерат племен тюркского и финно-угорского происхождения. Однако к середине XI в. печенежские племена сменили половцы (кипчаки), которые соседствовали с восточными славянами до татаро-монгольского нашествия XIII в. С этого времени обширную степную территорию от до Северного Причерноморья восточные письменные источники называют Дешт-и-Кипчак, а русские – Половецкая степь.

Расселение и этноязыковая принадлежность. Территории, занятые неславянскими народами в Европейской части России, в основном располагаются в восточной и северо-западной частях региона. За редким исключением в настоящее время они нигде не образуют моноэтнических ареалов, проживая чересполосно. При этом большинство сельского населения в этих районах является неславянским, а среди городских жителей преобладают русские.

Неславянское население Европейской части России, исключая более поздних переселенцев, по лингвистической классификации относится к двум языковым семьям: алтайской и урало-юкагирской.

Представители алтайской семьи сосредоточены в районах Среднего и Нижнего Поволжья, а также Приуралья. Единственным народом, относящимся к монгольской ветви этой семьи, являются калмыки, впервые появившиеся на территории Нижнего Поволжья в 30-х гг. XVII в. из Джунгарии – одного из районов, расположенных на северо-западе Центральной Азии. К тюркской ветви алтайской языковой семьи принадлежат татары, башкиры, чуваши, кряшены и нагайбаки. Татары, кряшены и нагайбаки говорят на различных диалектах татарского языка. Языки татар и башкир относятся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, а чувашский – к булгарской.

Народы урало-юкагирской языковой семьи проживают как на территории Среднего Поволжья и Приуралья, так и на северо-западе Европейской части страны. Крайний северо-восток Восточной Европы занят ненцами – народом, этническая территория которого включает также северные районы Сибири от Урала до п-ова Таймыр. Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы урало-юкагирской языковой семьи.

Остальные народы урало-юкагирской языковой семьи, проживающие на территории Европейской части России, относятся к финской группе финно-угорской ветви. В Приуралье и Прикамье проживают этносы, говорящие на языках пермской (финно-пермской) подгруппы. Коми-зырянский язык является родным для двух народов – коми-зырян и коми-ижемцев. Большинство коми-пермяков употребляют коми-пермяцкий язык. Лишь у небольшой их этнографической группы – коми-язвинцев, проживающей обособленно на северо-востоке Пермского края, сформировался самостоятельный язык. Самым южным народом пермской (финнопермской) подгруппы являются удмурты, проживающие в междуречье р. Вятки и Камы. На северо-западе Удмуртии расселились бесермяне, говорящие на одном из диалектов удмуртского языка.

В Среднем Поволжье проживают два народа волжско-финской подгруппы финской группы. К ним относятся марийцы, большая часть которых говорит на луговом (лугово-восточном) марийском языке, а западная группа, занимающая в основном правобережье Волги, – на горномарийском языке. У мордвы также сформировались два самостоятельных языка: мокшанский и эрзянский.

На северо-западе Европейской части России проживают этносы, говорящие на прибалтийско-финских языках финской группы: финны-ингерманландцы, водь, ижора, сету, вепсы, карелы. Карельский язык представлен тремя существенно отличающимися диалектами – собственно карельским, ливвиковским и людиковским, которые правильнее считать самостоятельными языками. Сету говорят на одном из диалектов эстонского языка. Особое положение в рамках прибалтийско-финской подгруппы занимает саамский язык, в котором имеется около трети оригинальной, дофинской лексики.

Среди других неславянских этносов, которые стали активно расселяться в Европейской части России с XVIII в., наиболее значительными по численности являются немцы, евреи и цыгане. Для немцев и евреев родными являются языки германской группы индоевропейской языковой семьи – немецкий и идиш, хотя большинство использует в повседневной жизни русский язык. Цыганский язык относится к индоарийской ветви индоевропейских языков.

Среди восточноевропейских цыган распространены русско-ромский (севернорусский), ловарский (карпато-цыганский) и котлярский (кэлдэрарский) диалекты этого языка.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. татары являются крупнейшим после русских этносом России. Из общей численности в 5,3 млн чел. в Республике Татарстан их проживает 2 млн чел., в Республике Башкортостан – около 1 млн чел. и более 1,2 млн чел. в других областях и республиках Поволжья и Приуралья. Вторым по численности тюркским народом являются башкиры – 1,6 млн чел. Они составляют существенную часть населения Башкортостана – около 1,2 млн чел. Численность чувашей превышает 1,4 млн чел. Более половины их – свыше 0,8 млн чел. сосредоточено в пределах Чувашской Республики. 30 тыс. кряшсн из общей численности 35 тыс. чел. являются жителями Республики Татарстан. Из 8,1 тыс. нагайбаков около 7,7 тыс. чел. проживают в Челябинской области. Подавляющая часть калмыков – 163 тыс. из 183 тыс. чел. – являются жителями Республики Калмыкия.

Коми-зыряне преимущественно расселены в Республике Коми. Здесь зафиксировано более 202 тыс. коми-зырян из общей численности 228 тыс. чел. Тут же проживает и большинство коми-ижемцев – 13 тыс. из 16 тыс. чел. Численность коми-пермяков составляет 94 тыс. чел., из которых 81 тыс. чел. – население Пермского края. Из 552 тыс. удмуртов 411 тыс. чел. – жители одноименной республики. Значительные группы удмуртского населения расселены и в соседних регионах. Общая численность марийцев достигает 548 тыс. чел., из которых более половины – 291 тыс. чел. сосредоточено в пределах Республики Марий Эл. Мордва является самым крупным финноязычным народом Российской Федерации, составляя 744 тыс. чел. В Республике Мордовия проживает менее половины всей мордвы – 333 тыс. чел.

Из прибалтийско-финских этносов самым крупным по численности являются карелы – около 61 тыс. чел. Бо́льшая их часть – около 46 тыс. чел. – проживает в Республике Карелия. Из 20,3 тыс. финнов-ингерманландцев в Карелии сосредоточено 8,6 тыс. чел., в Ленинградской области и Санкт-Петербурге – 6,9 тыс. чел. Численность вепсского населения составляет более 5,9 тыс. чел., из которых свыше 3,4 тыс. – жители Карелии, около 1,4 тыс. чел. проживает в Ленинградской области. Сету преимущественно проживают в Псковской области (123 из 214 чел.). Из 266 ижорцев в Ленинградской области и Санкт-Петербурге зафиксировано 206 чел. Всего 64 чел. назвали себя водью, 59 из них – жители Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Саамы – коренное население Кольского п-ова. В Мурманской области живет 1,6 тыс. саамов из общей численности в 1,8 тыс. чел.

Немецкое население РФ составляет 394 тыс. чел., но в европейской части страны его численность меньше, чем в Сибири. Численность евреев в России составляет 157 тыс. чел. Около половины еврейского населения являются жителями двух крупнейших городов – Москвы (53 тыс. чел.) и Санкт-Петербурга (24 тыс. чел.). Численность цыганского населения России составляет 205 тыс. чел., при этом треть их (около 69 тыс. чел.) проживает в четырех южных регионах страны: Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской и Волгоградской областях.

В антропологическом отношении неславянские народы Европейской части России относятся как к европеоидной, так и монголоидной большим расам. У некоторых групп этносов финской группы финно-угорской ветви урало-юкагирской языковой семьи, проживающих преимущественно в восточных и северных районах Европейской части России, имеются признаки монголоидной расы, что выделяет их в особые переходные субарктическую (по В. В. Бунаку) и уральскую расы. К субарктической расе относятся саамы. Среди финиоязычиых этносов Приуралья и Поволжья распространены группы, относящиеся к субуральскому типу уральской расы (коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва-мокша).

Мордва-эрзя, северные и западные группы коми-зырян, прибалтийско-финские этносы (ингерманландские финны, водь, ижорцы, карелы и вепсы) более европеоидны, обладая лишь незначительной монголоидной примесью и относятся к беломоро-балтийской малой расе, внутри которой выделяются восточнобалтийский и беломорский типы. Среди них наиболее распространен восточнобалтийский тип, а беломорский характерен для северных групп карел, коми-зырян и коми-ижемцев.

Сложность формирования тюркоязычных народов Европейской части страны отразилась в их антропологическом облике. Большинство чувашей, татар, кряшен, нагайбаков, северо-западные группы башкир относятся к субуральскому типу уральской расы. У юго-восточных групп башкир преобладают черты южносибирской расы. К этой же расе относятся астраханские татары, проживающие в Нижнем Поволжье. Типичными монголоидами представителями центральноазиатской расы являются калмыки.

Цыгане принадлежат к североиндийскому типу индопамирской малой расы большой европеоидной семьи. Большинство евреев принадлежат к арменоидной (перед-нсазиатской) расе. Но в результате смешения с другими европеоидами среди них встречаются представители различных вариантов большой европеоидной расы.

Среди неславянских пародов Европейской части России имеются приверженцы разных конфессий. Единственным этносом, для которого традиционной религией является буддизм в форме ламаизма, являются калмыки. Суннитского направления ислама придерживаются башкиры, а также большая часть татар. Национальная религия евреев – иудаизм. Христианство представлено всеми тремя основными деноминациями. Финны-ингерманландцы являются лютеранами. Среди немцев имеются как лютеране, так и католики. Большинство же этнических общностей региона считается православными. Среди них выделяются старообрядцы, к которым относится часть карел, коми-зырян и коми-пермяков. Часть марийцев сохраняет языческие верования. Элементы язычества в различной степени прослеживаются у большинства этносов, исповедующих православие, но в наибольшей степени выражены они у саамов, удмуртов и чувашей.

Поделиться: