Рабочая программа кружка "Литературная гостиная". Программа кружка "художественное слово"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Мальковская средняя общеобразовательная школа

План работы

литературного кружка

«Литературная гостиная»

на 2015 – 2016 учебный год

Руководитель: Зайнулина Гузель Ривальевна

С.Мальково, 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой. Ценность кружковой литературной работы заключается в том, что оно, расширяет и обогащает знания школьников, прививает им любовь и уважение к культуре, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Основным местом организации и проведения литературно-кружковой работы с учащимися должна быть школа. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой. В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы); семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы); экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т. д.); организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературных олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой и т. д.).

Успех работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и форм занятий.

Направления работы

    Исследовательская : сообщения, доклады, рефераты.

    Массовая: организация конкурсов, литературно - музыкальных праздников, викторины, драматические постановки, выпуск газет.

Цели кружка

    Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)

    Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: выступить в спектакле, литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.

    Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.

    Формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности актеров, режиссеров, суфлеров, гримеров, костюмеров и др. театра, клуба, самодеятельности.

Формы обучения

    Беседы

    Практикумы

    Интернет

    просмотр отрывков кино,спектаклей

    ролевые игры

    работа в группах

    экскурсия в драмтеатр.

Воспитательные задачи:

    развитие творческих способностей детей, их литературного дара;

    помочь в самовыражении каждому кружковцу;

    стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры;

    развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

    приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса;

    формирование исследовательских умений, навыков;

    формирование навыков общения в разных ситуациях.

Задачи:

    планирование работы,

    выпуск газет.

Творческой деятельностью кружковцев руководит совет кружка . Его задачи:

    планирование работы,

    участие в обсуждении перспективных планов работы,

    организация заседаний кружка,

    организация досуга кружковцев,

    выпуск газет.

Возглавляет работу кружка его президент . Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы. Такая работа поможет в будущем вовлечь ребят в самостоятельное обдумывание предстоящих дел, участие в коллективном планировании и анализе КПД, оценивании сделанного. Все это позволит создать предпосылки для коллективного творчества, что будет способствовать появлению коллективных праздников, встреч, традиций, которые помогут интересно организовать работу. В будущем планируется на базе литературного кружка организовать литературный клуб. Он будет способствовать выявлению и развитию творческих способностей детей, научит их делать самостоятельный выбор, поможет каждому клубовцу осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений. А главное, воспитает человека, увлеченного литературой и разбирающегося в искусстве. «Место жительства» кружка- кабинет № 6.

В результате прохождения программного материала обучающийся будет

иметь представление о:

    специфике сценического искусства

узнает о:

    формах и приемах владения голосом;

    формах и приемах постановки дыхания;

    формах и приемах владения телом.

будет уметь:

    передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;

    входить в образ;

    импровизировать на заданную тему

    создавать творческие работы, декламировать;

    управлять зрительским вниманием.

овладеет

    навыками выразительного чтения;

    основами сценического движения;

    элементарными приемами сценического мастерства;

    навыками слушания как активного действия.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

литературного кружка

1 час в неделю 34 занятия в год

п/п

Тема

Дата

Организационное заседание. Выбор названия клуба, девиза, эмблемы.

09.09

Составление списка мероприятий. Составление списка произведений для обсуждения.

16.09

Лирические, эпические, драматические жанры литературы и их взаимосвязь с другими видами искусства.

23.09

Составление сценария ко Дню учителя.

30.09

Репетиция праздника « День учителя»

07.10

Составление сценария « Мисс- Осень-2014». Репетиция праздника

« Мисс- Осень-2014»

14.10

Организация и проведение праздника « Мисс- Осень-2012»

21.10

Работа над выразительным чтением. Стихи русских поэтов.

28.10

Совместное творчество. Написание сказок.

11.11

Совместное творчество. Создание стихов на школьную тему.

18.11

Организация и проведение литературного конкурса « Мой край родной, люблю тебя!»

25.11

Выпуск стен газеты с работами учащихся – победителей. Подведение итогов конкурса.

02.12

Экскурсия в школьную библиотеку.

09.12

Составление сценария « Новогодний праздник для учащихся начальной школы»

16.12

Репетиция новогоднего праздника. Репетиция новогоднего праздника.

23.12

Организация и проведение социологического опроса « Читающие». Обработка данных и подведение итогов опроса.

15.01

Комплексный анализ прозаического произведения.

13.01

Литературный вечер на тему: «150 лет со дня рождения А.П. Чехова»

20.01

Язык мой – друг мой. Воспитание любви к родному языку, умение красиво и грамотно строить свою речь. Урок-викторина.

27.02

Задачи газетной иллюстрации. Репортажный снимок. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Юмористический рисунок. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка. Дружеский шарж.

Создание статей в местную газету с использованием иллюстрации.

03.02

Индивидуальная работа в компьютерном кабинете на тему «В мире искусства».

10.02

Оформление заголовков газеты (компьютерные технологии)

Назначение заголовков. Виды заголовков. Шрифтовое оформление заголовков. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Подзаголовок. Рубрика. Эпиграф.

17.02

Поготовка концерта, посвященного Дню 8 Марта «Прославим женщину – Мать – символ красоты». Выступление на концерте к 8 Марта.

24.02

Подготовка к внутрикружковой коференции «Хочу все знать!»

02.03

Проведение конференции «Хочу все знать!»

09.03

Распределение ролей, подготовка декораций и репетиция спектакля «Суд Красной книги»

16.03

Подготовка сценария «Суд Красной книги» для уч-ся начальных классов

23.03

Выступление перед учащимися начальных классов со спектаклем «Суд Красной книги»

06.04

Составление плана мероприятий к 9 мая. Организация и проведение конкурса чтецов о войне.

13.04

20.04

Составление и редактирование в местную газету о школе.

27.04

Работа в компьютерном кабинете: «Новости кино, театра»

04.05

Заключительное заседание клуба. Подведение итогов года.

11.05

Награждение за активное участие членов клуба.

18.05

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ЗЕРНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ

Программа

литературного творческого кружка

«Проба пера»

языка и литературы

Мустафаева Зуре Ибрагимовна

с. Зерновое,2011

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Проба пера»

Пояснительная записка.

Количество часов 40 (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Программа предназначена для учащихся среднего и старшего звена.

Цель : создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.

Задачи :

Обучающие задачи

Приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;

Развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;

воспитательные задачи

Формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

развивающие задачи

Актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;

Формирование у школьников положительной мотивации к обучению.

Знакомство с поэтами Крыма.

Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

Занятия по программе позволят ученикам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов знаменитых поэтов Украины и зарубежья. Школьники познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т. д.

В кружке предусмотрено объединение разных возрастных групп школьников (5-11 классы), что позволит осуществлять преемственность и реализовать технологию метода обучения в сотрудничестве в небольших гетерогенных группах учащихся.

Программой также предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, суть которого заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету. Развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок. Обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности.

В результате реализации программы учащиеся должны:

Знать:

Основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим краем.

Уметь:

Анализировать поэтические художественные произведения;

Создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

Развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Продуктом деятельности кружка является Литературный альманах «Поэтическая мозаика», создание макетов собственных сборников стихов, а также участие школьников в творческих конкурсах разного уровня.

1 час

Введение. Значение поэзии в литературе и культуре.

1 час

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.

2 час

4 часа

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

4 часа

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

2 часа

Жанры лирических произведений: поэма, баллада , ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

6 часов

Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий.

6 часов

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.

8 часов

Проведение читательских конференций:

«Черноморское побережье» -2 часа

«Над Черным морем, над белым Крымом» (Владимир Смоленский) – 2 часа

«Бахчисарайский фонтан» (А. Пушкин в Крыму) – 2 часа

«Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…» (Осип Мандельштам и Крым) – 2 часа

А также программа включает:

экскурсии в музеи Крыма

- Ханский дворец;

- дом-музей А. Грина;

- дом-музей

организацию конкурсов

На лучшее тематическое стихотворение;

- на лучшего чтеца собственного стихотворения;

На лучшее посвящение к юбилею поэта;

На лучший макет собственных сборников стихов;

На звание «Мисс-поэзия»

На лучшую стенгазету, посвященную творчеству поэта.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Место и значение поэзии в русской литературе и культуре.

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов.

Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов.

Краеведение. «Кто передаст потомкам нашу повесть?» Крымх годов в русской поэзии

Поэт и художник Максимилиан Волошин, воспевший Коктебель

Основы стихосложения. По каким законам создаются поэтические произведения. Каковы основные темы стихотворений.

Подготовка к презентации проекта «Поэты-юбиляры года»

Презентация проекта «Поэты-юбиляры года»

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению стихотворного размера.

Читательская конференция «Черноморское побережье»

Понятие о рифме. Рифма мужская и женская. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению рифмы.

Читательская конференция «Бахчисарайский фонтан»

Строфа. Разновидности строфы. Онегинская строфа.

Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

Читательская конференция «Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…» (Осип Мандельштам и Крым)

Жанры лирических произведений. Поэма, баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет.

Практическая работа. Определение жанров лирических произведений разных авторов.

Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся)

Читательская конференция «Над Черным морем, над белым Крымом» (Владимир Смоленский)

Литературная гостиная. Проект. Презентация собственного творчества.

10 часов отводится на экскурсии по музеям Крыма.

Пояснительная записка

«Post scriptum» - литературный кружок, который объединил учащихся 7 классов ГБОУ СОШ №292 с углубленным изучением математики Фрунзенского района Г. Санкт-Петербурга. Основная цель объединения - выявление, изучение и развитие творческих способностей детей.
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает. И чтобы вышел из школы читатель, который непременно постарается понять и разобраться в этом сложном поэтическом мире, и нужен кружок. «Post scriptum» дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе.

Приобретая практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества. Занятия кружка «Post scriptum» ориентированы на учащихся 7 классов в количестве 5-15 человек, проводятся 1 раз в неделю. Всего запланировано 34 часа в год.

На занятиях кружка учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены кружка должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных и городских конкурсах чтецов, предоставить творческие работы на городские конкурсы.

Цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, края и мира, в постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения собственного сочинения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Цели программы

    Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.

    Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

    Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

    Обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.

    Привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 7 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение и т. д.)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.

Задачи программы

В рамках школьного поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

· целостный анализ поэтического произведения

· умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте

· постижение поэтической идеи

· знакомство с различными аспектами поэтического мастерства

Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету:

· лучше усваивается программный материал

· совершенствуются навыки анализа текста

· расширяется лингвистический кругозор

· воспитывается языковое чутьё

· развиваются творческие способности

· повышается языковая культура и т. д.

Для реализации воспитательной цели определены следующие задачи:
развитие творческих способностей детей, их литературного дара
помощь в самовыражении каждому кружковцу
стимулирование интереса к духовному богатству России, Урала, мировой культуры
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»
приобщение к миру искусства
воспитание эстетического вкуса
формирование исследовательских умений, навыков
формирование навыков общения в разных ситуациях.

Умения и навыки учащихся

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.

Ожидаемый результат

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных и городских конкурсах чтецов. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают творческие способности, овладевают нормами грамотной устной речи.

План работы на 2014 -2015 учебный год

Цель: развитие творческих способностей детей, их литературного дара.
Задачи:

    развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

    формирование навыков общения, стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;

    приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.

Три направления работы:

творческое: сочинение стихов;

просветительское: выпуск стихов собственного сочинения;

массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах, олимпиадах.

Тематическое планирование кружка « Post scriptum »

Работа кружка направлена на выработку у учащихся следующих ЗУН:

    владение умениями выразительного чтения

    умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения

    умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты

    умение грамотно строить монологические высказывания различных форм

    умение создавать творческие исследовательские работы

Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.

Учебно-тематический план

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Планируемые сроки/ дата проведения

Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей).

Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей). Как определить стихотворный размер.

Работа со стихотворениями

Метры, стопы и размеры стиха

Метры, стопы и размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Практикум. Чтение и написание стихов.

Создание собственных текстов. Выразительное авторское чтение.

Чтение собственных текстов.

Заседание кружка, посвящённое творчеству С.Я.Маршака

Рассказ о С.Я.Маршаке.

Составление плана, ответы на вопросы репродуктивного характера

Составить план лекции,

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Рифма и её разновидности

Способы рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная). Алгоритм определения вида рифмовки в заданном тексте.

Работа со стихотворениями, определение видов рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Теория литературы. Система рифмовки

Понятие о женской и мужской рифме, как определить систему рифмовки.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Практикум

Обобщение знаний по видам размеров и рифм в стихотворениях

Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Тестовая работа.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Пейзажная осенняя лирика (А.С.Пушкин, Ф. И. Тютчев)

Знакомство со стихотворениями А.С.Пушкина, Ф. И. Тютчева. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Пейзажная осенняя лирика (С. А. Есенин, А. Блок, А. Ахматова).

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (четверостишия, октавы).

Понятие строфы. Виды строф: четверостишия и октавы.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Осенняя лирика

Создание собственных текстов на заданную тему. Выразительное авторское чтение.

Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам.

Чтение собственных текстов.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Строфа (терцины, онегинские, балладные)

Понятие строфы. Виды строф: терцины, онегинские, балладные.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (одические, сонеты, лимерики).

Понятие строфы. Виды строф: одические, сонеты, лимерики.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Зачёт «Рифмы и строфы».

Урок контроля по теме «Рифмы и строфы»

Зачётная работа

Самостоятельная работа

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы, терцины).

Обобщить знания о видах строф. Принцип работы со строфами в стихотворении.

Работа со стихотворениями

Составление таблицы «Виды строф», работа со стихотворениями

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный, верлибр и др.)).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих, верлибр. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Составление схемы «Разновидности стихотворений»

Умение анализировать и систематизировать собственные знания

Зима в стихотворениях С. Есенина, А.С.Пушкина, К. Бальмонта. Практика. Иллюстрации.

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А.С.Пушкина, К.Бальмонта. Определение особенностей изображения зимнего пейзажа.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу.

Написание текста по заданной теме, понятие «ключевые слова».

Словесное рисование

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, синонимы).

Понятие о стиле поэта. Ясность, точность речи – основные требования к слогу писателя.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам, С. Есенин, Н. Клюев)

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, О.Мандельштама, Н.Клюева, особенности изображения весенней природы. Понятие о настроении в стихотворении.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты.

Выразительность речи как основа в поэзии. Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Эпитеты.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Сравнения.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Сравнения.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Тропы. Метафора, олицетворение, аллегория.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метонимия, синекдоха, ирония).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Метонимия, синекдоха, ирония.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Фигуры (повторение, восклицание, антитеза). Контроль.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Синтаксические фигуры. Повторение. Восклицание. Антитеза.

Работа со стихотворениями.

Контрольная работа по поиску примеров в текстах.

Самостоятельная работа

Стихотворения о войне. Жанр поэмы. Р.Рождественский. «210 шагов. Война»

Жанр поэмы. Специфика темы войны в поэзии на примере поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война»

Работа с поэмой. Коллективное чтение поэмы, разбивка текста на смысловые части. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Групповая работа.

Умение анализировать и корректировать свою работу.

Умение работать в группе.

Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов, М.Цветаева, С.Есенин)

Особенности изображения летней природы на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина. Понятие о настроении стихотворения.

Работа со стихотворениями. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Летние пейзажи.

Создание собственных стихотворных произведений по заданной теме.

Написание текстов. Выразительное чтение.

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Резервные уроки

Список литературы для учителя

1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985г.

2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.

3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.»

4. Н.Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину».

5. А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г.

6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

Список литературы для учащихся

1. Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова, О.Мандельштама, С.Есенина, М.Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, С.Клычкова, Л.Толстого, В.Астафьева, М.Пришвина.

2. В.Г. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина». М. «Советская Россия» 1984г.

3. Толковый словарь. 4. Краткий словарь литературоведческих терминов.

« Личный творческий план »

Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Приложение к занятиям

Занятия 9-10

Пейзажная осенняя лирика, её художественные особенности.

"Настала осень золотая"

Цель:

    показать красоту и разнообразие природы через поэзию.

Задачи:

    познакомить с произведениями А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, посвященными осени;

    обучить подбору рифмы;

    обучить работе со словарем;

    научить сопоставлять различные произведения.

    развить чувство языка;

    воспитать любовь к родной природе;

    воспитать любовь к поэтическому слову.

I. Проверка домашнего задания. На прошлом поэтическом заседании мы работали с текстами С.Я. Маршака и писали четверостишья, посвященные братьям нашим меньшим. Мы договорились доработать написанное дома, а теперь хотелось бы послушать ваши тексты.

Чтение работ детей.

II. Сегодняшняя же встреча посвящена осени, замечательному времени года. Давайте посмотрим, какое определение дает словарь С.И.Ожегова слову «осень». Осень - время года, следующее за летом. Скудные строчки, несущие лишь конкретную информацию, не отражающие отношение говорящего к предмету разговора.
III. Давайте же обратимся к поэтическим текстам и посмотрим, какой предстанет осень в стихах.

1. А.С. Пушкин

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прекрасная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2. Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

3. С. Есенин

Осень

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чаще гриву

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник - ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным.

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

4. А. Блок

Золотистою долиной

Ты уходишь, нем и дик.

Тает в небе журавлиный

Удаляющийся крик.

Замер, кажется, в зените

Бесконечно тянет нити

Торжествующий паук.

Сквозь прозрачные волокна

Солнце, света не тая,

Праздно бьет в слепые окна

Опустелого жилья.

За нарядные одежды

Осень солнцу отдала

Улетевшие надежды

Вдохновенного тепла.

5. А.Ахматова

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные, влажные дни?

Изумрудного стала вода замутненных каналов,

И крапива запахла, как розы, но только сильней.

Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник...

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

После прочтения каждого стихотворения проводится беседа по следующему примерному плану:

1. Какое настроение навевает это стихотворение?

2. Какая осень в описании данного поэта? В чем это выражается?

3. Все ли слова понятны?

На доске записывается ряд «определений» осени (сравнения, эпитеты,...) Делаем вывод, что осень у каждого поэта своя. Зачастую поэты через описание природы передают свое душевное состояние. Надо сказать, поэзия не может говорить о чем бы то ни было, не соотнося это с человеком. Любое описание предмета или пейзажа так или иначе будут говорить о поэте.

IV. Поэзии близка музыка. Послушайте, как выразил свои чувства, показал свое понимание и восприятие осени Вивальди. Звучит фрагмент «Времен года».

V. И, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы вы прямо сейчас попробовали что-нибудь написать. Я предлагаю вам форму терцена (трехстишья) с опорой на глаголы прошедшего времени.

Например:

Осень. Листья пожелтели,

Птички улетели,

Копеек всего восемь. Осень!

Ребята пишут, читают получившиеся стихи. Звучит фрагмент из «Времен года» Чайковского.

Занятие 4

Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака.

Цель:

    привлечь учащихся к работе поэтического кружка, показав возможность развития речи, сотворчества, творчества.

Задачи:

    познакомить с жизнью и творчеством С.Я.;

    развить чувство языка, показав красоту поэтического слова;

    развить творческие способности учащихся;

    воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову;

    воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

I. Поэтическая речь необычна. Даже в Библии дано объяснение ее возникновения: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин., 1:14). Действительно, к стихотворной речи приближены хорошо всем известные христианские мотивы. Стихотворную речь мы слышим с колыбели, засыпая под песни мамы, слушая сказки А.С. Пушкина, загадки и прибаутки.

II. Сегодня мы с вами познакомимся с детскими стихотворениями, а, может быть, вспомним то, что с детства до боли знакомо.

Итак, Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964). Это крупнейший поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких. Вот об этом сегодня и хочется поговорить поподробнее.

В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержание книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны веселые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька - Встанька», «Усатый - полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.) и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Веселое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы о подвигах и труде человека («Паспорт», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров».)

В произведениях Маршака отражены и волнующие события жизни нашего народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная (о сражающихся

за Родину), «Быль-небылица» (о дореволюционной жизни). Написал он и юмористические книги: «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель», По мотивам народного творчества созданы им замечательная сказка «Курочка Ряба и десять утят», сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Он перевел много произведений с английского языка: сонеты Шекспира, стихи Бернса, Байрона. Характерной особенностью его творчества является то, что его стихи с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова!

Как вы думаете, почему этот серьезный человек писал стихи для самых маленьких?

(Веселый сюжет, хорошая шутка помогают преподнести материал для воспитания лучших качеств человека).

В.Г.Белинский писал: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый». Сам же Маршак считал, что «не надо делать никаких скидок на детскую литературу. Мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Требование простоты и ценности в детской книжке не должно вести к упрощению мыслей и обеднению чувств».

III. Выразительное чтение произведений С. Я. Маршака

1. Усатый - полосатый.

2. Великан.

3. Сказка о глупом мышонке.

4. Детки в клетке.

5. Круглый год (календарь).

6. Про все на свете (Азбука в стихах и картинках).

Какие стихотворения вам больше понравились и почему?

Какие средства выразительности чаще других использует автор? (эпитеты и сравнения).

IV. Сегодня мы с вами попробуем «посадить» своих «деток в клетки», попытаемся написать стихотворения о зверятах, которых мы знаем лучше всего, которые нам ближе.

Я предлагаю вам возможные начала стихотворений.

Где ты, серенький мышонок?

Сколько можешь ты пищать,

Ребятишкам спать мешать?)

Я - котенок - шалунишка.

(Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка:

Рвать ее листочки сладко...)

Я - рыжий, задорный, веселый щенок.

(К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!)

Трусливый, серый и косой

(Не хотел дружить с лисой

И всего один лишь раз

Пробежал он мимо нас.)

Рыжехвостая хитрунья -

(Самая большая лгунья.

Хвостиком махнет - обман,

Что ни слово - все туман).

Серый глупенький волчонок

(Часто воет он спросонок.

Лишь посмотрит на луну

В вое катится ко дну).

Предложенные начала строчек учитель при домашней подготовке обыгрывает сам, смотрит, с чем легче справиться детям.

Процесс творчества может сопровождаться музыкой Шаинского.

Примечание

Анализ поэтического текста

    Реально биографический и фактический комментарий.

    Жанр (драма, лирика, лироэпика, эпос).

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Баллада - лиро-эпическое стихотворное произведение.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

    Тема (о чём стихотворение).

    Смысл названия (название отражает основную тему и идею стихотворения).

    Основные образы.

    Использование изобразительно-выразительных средств языка (тропы, художественные приёмы, синонимы, омонимы, антонимы).

    Цветовая гамма.

    Особенности построения.

    Стихотворный размер Ямщик хо дит, ямб, хорей (двусложные)

Амё ба да кает амфибрахий, дактиль,

Ан не вся кая.анапест (трёхсложные)

    Рифма (парная - ААББ, перекрёстная – АБАБ, кольцевая или опоясывающая – АБАБ).

    Интонация, смысловые и ритмические паузы.

    Вывод (моя оценка).

Список литературы

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

Блок №3

Годы репрессий .

Блок №4

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

Блок №5

Береги в себе человека.

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Блок №6

Человек и природа.

Блок №7

Проблема подростков

«Мстители»

Блок №9

Блок №10

Человек на Земле.

Блок №11

Творческие встречи.

Блок №12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №13

Сочинения разных жанров.

Блок №14

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное - понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " В мире литературы" »

Программа кружка «В мире литературы»

Руководитель кружка - учитель Пьянкова Н.С.

Пояснительная записка

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2009г.

Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.

Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

    Становление духовного мира человека

    Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей

    Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью

    Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ

    Использование межпредметных связей при создании учебных проектов

    Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки

    Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы

    Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена

    Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

Предложения учащихся

Нравственная сила древнерусской литературы . Обзор произведений. Великая сила притчи.

Экспресс-повтор с обобщением

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».

Лекция. Семинар.

Собеседование коллективное

Годы репрессий .

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Лекция. Читательская конференция

Остаться человеком в пламени войны.

Устный журнал.

Исследование текста.

Презентация книг

Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Лекция. Круглый стол.

Практикум.

Литературная гостиная.

Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам)

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина

В Астафьева.

Боль за родную землю.

Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Статьи в газету.

Исследование.

Исследовательские работы

3 фотовыставки (по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят

Проблемы подростков

Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Беседа. Диспут.

Обзор литературы.

Встречи с Очёрскими поэтами

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»

Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)

Создать записную книжку Сухомлинского

Сочинения разных жанров

Отчётные мероприятия

Нравственная сила древнерусской литературы . Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».

Блок №3

Годы репрессий .

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.

Блок №4

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.

Блок №5

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Блок №6

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.

Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».

Экологические и нравственные проблемы современности.

Блок №7

Проблема подростков

«Мстители»

Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.

Блок №9

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Блок №10

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение (проблема жизненного выбора).

Блок №11

Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.

Блок №12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №13

Сочинения разных жанров.

Блок №14

Отчётные мероприятия (по особому плану)

Ожидаемые результаты

В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Литература для учащихся и учителя.

    В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.

    Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

    Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.

    Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003

    Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009

    Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.

Литературное образование развивает создает потребность непрерывного самосовершенствования. Изучение классической прозы и поэзии может осуществляться лишь посредством систематического чтения и заучивания стихотворений. Но ценность книги в последнее время существенно упала. Чтобы приобщить детей к чтению, в школе организовывают литературный кружок, программа которого выходит за рамки обязательной.

Почему современные дети не любят читать?

Даже в век высоких технологий и компьютеризации переоценить значение книги невозможно. В последнее время обнаружена тенденция, при которой интерес к чтению стремительно падает после окончания начальной школы. Нередко ребенок, проявляющий интерес к книгам в первые годы обучения, теряет его при переходе в пятый класс. Причина, как правило, заключается в вездесущем интернете. Он поглощает все внимание детей и подростков.

Как решить эту проблему?

Школьник перестает читать, в результате чего снижается и его познавательный потенциал. Педагоги отмечают, что в последнее время число учеников, читающих литературу, выходящую за рамки школьной программы, чудовищно упало. И учителя, и родители недовольны подобным положением. Но как решить эту проблему? Прежде всего, ребенка не нужно принуждать, его необходимо увлечь. Литературный кружок, программа которого включается книги русских и зарубежных авторов, педагоги организовывают в целях приобщения детей к чтению, развития их творческого потенциала и расширения кругозора.

Программа

Деятельность литературного кружка нацелена на решение задач, которые имеют существенное значение в общем образовательном процессе. Родители за неимением свободного времени нечасто обращают внимание на то, что читает их ребенок, если он вообще берет в руки какие-либо книги, за исключением учебных материалов. Для чего создается литературный кружок в школе? Программа преследует такие цели:

  • развитие способности восприятия художественного произведения;
  • обогащение представления об окружающем мире;
  • развитие понимания образного языка и различных выразительных средств, которые используют в своем творчестве писатели и поэты;
  • формирование эстетического вкуса;
  • расширение кругозора.

Темы

Любая внеурочная деятельность должна опираться на вовлечение детей в учебный процесс. Темы по литературе, входящие в обязательную программу усваиваются сложно, если не вызывают никакого интереса у слушателей. Однако, что касается факультативного образования, то здесь важнейшей задачей является завоевание внимания школьников. Какие темы рассматривают дети, посещающие литературный кружок? Программа может включать как изучение произведений, не входящих в обязательный курс, так и темы, смежные с пройденными на уроках литературы.

Творчество

Какие знания должен приобрести школьник, посещая в течение года литературный кружок? Программа, составленная опытными педагогами, включает помимо чтения и анализа художественной литературы и изучение теоретической части. Ученики должны разбираться в основных литературных терминах, что, впрочем, предусмотрено и обязательной программой.

Организовывая литературный кружок в школе, программа которого предполагает глубокое изучение теории прозы и поэзии, учитель стремится внушить своим подопечным важность понимания таких терминов как композиция, сюжет, метафора, градация и так далее. Но никакая информация не может быть полезной без практических занятий. Поэтому рабочая программа литературного кружка включает нередко и творческую часть.

Школьники изучают творчество Шекспира. Сонеты английского драматурга - одна из тем, которые восьмиклассники проходят на уроках литературы. Но не каждый из взрослых может ответить на вопрос о том, что представляет собой эта поэтическая форма. Возможно, дело в том, что на уроках литературы многие школьники откровенно скучают? Более значительный эффект приобрели бы занятия по литературе, если бы теоретическая часть закреплялась небольшим творческим заданием. Сочинить поэтическое произведение в жанре сонета способен не каждый ученик. Но приобщение к литературному творчеству - замечательный способ привить подростку любовь к чтению, развить его потенциал, повысить самооценку.

Литература и жизнь

Программа по литературному кружку может быть различной. Некоторые учителя ориентируются на литературоведении. Для других важнее приобщение учеников к творческому процессу. И в первом, и во втором случае факультативное обучение предполагает чтение художественной литературы.

Но отчего многие подростки испытывают сложности в восприятии того или иного произведения? Дело в том, что сюжет, созданный гениальным автором более ста лет назад, кажется современному школьнику несколько отстраненным, абстрактным. Но литература - это художественное отражение реальной жизни. и Достоевского оттого и пользуются популярностью во всем мире, спустя столько лет после их издания, что в них есть правда, достоверность.

Человек, который умеет читать (не складывать буквы в слова, но воспринимать и анализировать прочитанное), видит в таких как Анна Каренина, Родион Раскольников, Катюша Маслова, Дмитрий Карамазов нечто близкое, знакомое, родное. Но на это способен лишь тот, кто уже имеет за своей спиной жизненный опыт, хотя бы несколько десятков прочитанных книг или чрезвычайно развитое воображение.

А как читать книги великих классиков четырнадцатилетним подросткам, пребывающим большую часть времени в социальных сетях? Ответ прост. Учитель должен перенести сюжет, созданный полтора века назад, в современную реальность. Необходимо объяснить, что и сегодня где-то, быть может, живет человек, который все свое время проводит на диване, потому как ему проще спрятаться в своих снах и мечтах, нежели решать многочисленные проблемы. Обломов, Хлестаков, Манилов - все это художественные образы, созданные на основе жизненного опыта великих русских писателей. А потому люди, подобные им, существуют и сегодня.

Рабочая программа по литературному кружку также охватывает произведения, изучению которых на уроках литературы не отводится времени. Школьники читают с большим интересом книги авторов XX века. Это могут быть как произведения отечественной литературы, так и романы и повести Особый интерес у подростков вызывает творчество Джона Толкина - автора, чьи книги стали культовыми для нескольких поколений читателей во всем мире.

Биографии писателей

Программа кружка «Литературная гостиная» предполагает глубокое изучение жизни русских и зарубежных авторов. Такие занятия развивают коммуникативные навыки, воспитывают интерес к литературным произведениям.

Безусловно, учитель должен быть прекрасным рассказчиком. Повествуя о жизни Пушкина, Есенина, Тютчева, он способен зародить в своих учениках любовь в поэзии. Биография великих мастеров слова включает множество интересных фактов. Однако информация о жизненном и творческом пути, которую предоставляет педагог, не должна быть исчерпывающей. Главная задача рассказчика - вызвать интерес слушателей к той или иной теме. по этой теме - это не просто жизнеописание одного из поэтов, которое ученик без труда может найти в свободном доступе. Письменная работа предполагает элементы собственного наблюдения.

Богатым материалом для творческих заданий на тему «Биография великих писателей» является жизнь Михаила Булгакова. О том, насколько близок личности автора герой одного из самых знаменитых романов прошлого столетия «Мастер и Маргарита», написано множество статей и книг. Ученикам рекомендуется прочитать некоторые из них, и на основе материала написать реферат на любую предложенную педагогом тему.

Литература и кино

Программа кружка «Литературное чтение» ставит пред собой цель приобщить школьников к чтению качественной художественной литературы. Задача эта непроста еще и тем, что детям (а нередко и взрослым) проще и увлекательнее посмотреть фильм, снятый по знаменитому сюжету, чем прочитать первоисточник. «Литература и кино» - тема чрезвычайно интересная. Обсуждая ее, дети учатся видеть связь между двумя видами искусства. На эту тему также написано немало интересных книг, которые можно порекомендовать ученикам старших классов. Одна из них - «Кино между адом и раем». Произведение известного режиссера предназначено для будущих сценаристов, но повествование в ней ведется в столь увлекательной форме, что интересно оно будет и ученикам десятого-одиннадцатого классов.

Театр

В программе по литературе присутствуют драматургические произведения. Помимо того, что сюжет многих из них непросто воспринимается современными школьниками, чтение пьесы едва ли может принести удовольствие. Посещение хорошего театра позволить может сегодня себе не каждый, но просмотреть фильм-спектакль по произведению Островского, Чехова, Грибоедова, Горького совсем несложно. И, быть может, именно театральная постановка в участием выдающихся актеров, может побудить к чтению произведений Чехова и других русских драматургов.

Поделиться: