Регулярный стиль характеризует. Газоны и регулярный стиль. Типовые признаки формального направления

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
высшего профессионального образования
ставропольский государственный
аграрный университет

Кафедра «Экологии и ландшафтного строительства»

Курсовая работа на тему:
« Элементы регулярного сада»

Выполнил студент
очного отделения 5 курса
специальность: «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Герасименко А.А.

Руководитель к.г.н. ,доцент, Кондратьева А.А.

Ставрополь, 2010 г.
Содержание

    Введение
    Из истории регулярного стиля
    Характеристика стиля
    Элементы регулярного стиля
    Растения для регулярного сада
    Материалы, использованные в оформлении
    Регулярный стиль в наше время
    Список используемой литературы
    Введение
Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке необходимо определиться со стилем его оформлений. А это уже сложный вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный дизайнер.

Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время.

Истоки садовых стилей уходят вглубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.


Основными направлениями в ландшафтном дизайне считаются регулярный и пейзажный стили, а также их ответвления – сельский сад, хайтек, модерн. В данной работе будет дана характеристика регулярному (классическому) стилю.


2. Из истории регулярного стиля
Классический или регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV, в эпоху апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и власть, покорение окружающего его мира.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей . Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).
Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.
Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.

3. Характеристика стиля
Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Наиболее широкое распространение этот стиль получил в садах и парках Италии. Ее сады оказали сильное влияние на композиции садов северных стран.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: "зеленая скульптура", "растительная архитектура", а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.
Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.
Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки- шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

4. Элементы регулярного стиля
1)Размер участка
Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.
2)Рельеф
Также стоит отметить, что регулярный сад – это плоская территория с отсутствием перепадов рельефа. Поэтому нередко приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки , экраны и другие специальные конструкции.
3)Планировка
Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.
4)Партер
Главным элементом в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.
5)Партерный газон
К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон – это фон для солитеров и для партерных цветников.
6)Партерный цветник
Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.
7)Водоем
Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.
8)Живые изгороди
Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров – еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.
9)Топиары
Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

5. Растения для регулярного сада

При оформлении регулярного сада широко используются вечнозеленые растения, способные сохранять свою декоративность и в зимнее время. Чаще всего эти растения легко поддаются стрижке, что соответствует особенностям классических садов. Это позволяет придавать кронам различные геометрические формы, создавать зеленые коридоры, боскеты, бордюры. Для создания топиарных форм походят такие растения как:

      Хвойные:

      - барбарис (обыкновенный, тунберга)

      - вяз

      - ель (колючая, обыкновенная)

      - кизильник (блестящий)

      - можжевельник (обыкновенный)

      - туя (западная)

      - самшит (вечнозеленый) и др.

      Лиственные:

      - клен (полевой, татарский)

      - липа (крупнолистная, маньчжурская)

      - чубушник

      - лох (серебристый)

      - сирень (венгерская)

      - спирея и др.

Это лишь немногий перечень деревьев и кустарников, который позволяет подчеркивать строгие симметричные линии, создавать округлые формы. Особенностями этих растений является медленный рост, способность держать линию, плотная поверхность растения. Многие из растений способны цвести в стрижке (айва, барбарис, вишня войлочная и др.) Сочетание различных видов растений позволяет создать эффектные контрастные сочетания т.к. различные виды и сорта растений имеют разнообразную окраску листвы: барбарис и кизильник – бордовые; груша лохолистная и облепиха крушиновидная – листва серебристая, золотистые формы чубушника, разные оттенки зеленого цвета у большинства видов. Также многие из растений имеют эффектную окраску в осенний период: барбарис, калина гордовина, клены гиннала, татарский, спирея и др.

В цветочном оформлении классических садов чаще всего используют однолетники, что позволяет в течение вегетационного периода несколько раз изменять палитру и микроструктуру партера по мере отцветания растений и их замены. Ранней весной ассортимент клумб и цветников в основном представляют луковичные растения: геоцинты, тюльпаны, нарциссы и др. Затем их сменяют другие лиственно-декоративные: колеусы, декоративная капуста, хосты, цинерария приморская и др.; цветочно-декоративные: петуньи, тагетисы, герань, лобелия, агератум, астры и многие другие.

Не малое значение занимают и вьющиеся растения. Арки, перголы, беседки часто уплетены такими видами как актинидия, ипомея, роза плетистая. Часто можно встретить античную скульптуру нежно уплетенную плющом, виноградом девичьим (партеноциссус), хмелем.

Главным элементом регулярного сада является конечно газон. Он служит фоном для восприятия древесно-кустарниковых композиций. Искусно разработанные газонные партеры на фоне инертных материалов являются самостоятельной и весьма декоративной частью классического сада (Большой Итальянский фонтан в Петергофе окружен таким партером). Большинство газонных трав являются представителями семейства злаки. Чистые сорта высаживаются редко, обычно газон – это различные комбинации всего четырех видов и их сортов: мятлик луговой, овсяница красная, полевица гигантская, райграс многолетний.
и т.д.................

Написал стихотворение трагическое и ироническое. «Это какая улица? // Улица Мандельштама. // Что за фамилия чертова - // Как ее ни вывертывай, // Криво звучит, а не прямо. // Мало в нем было линейного, // Нрава он был не лилейного, // И потому эта улица, // Или, верней, эта яма // Так и зовется по имени // Этого Мандельштама». Полагаю, оно является вариацией темы «Памятника» Горация. Памятником оказывается яма (могила) - в силу своей физической иррегулярности. А еще мне, прошу прощения за урбанистический взгляд, кажется, это очень неординарное размышление о природе линейной и свободной планировки. Как ни странно, в истории мы не наблюдаем эволюции от городов иррегулярных к регулярным. Казалось бы, сначала должно появиться поселение свободной формы, потом ему должны придать геометрический порядок. Однако и в Вавилоне, и в Мохенджо-Даро (главном городе Хараппской цивилизации), и в Гизе (Египет, Древнее царство), то есть во всех центрах изобретения городской цивилизации, мы с самого начала сталкиваемся с регулярными планами. Это даже завораживает. Изобретение регулярной планировки оказывается современным изобретению города вообще. Стоит напомнить, что города появляются примерно тогда же, когда и письменность. Не знаю, насколько оригинальным является это сравнение, но для археолога или человека с филологическим опытом очевидно визуальное сходство регулярных планов древних городов с древнейшими памятниками письменности - будь то хеттские клинописные таблички или египетские рельефы и папирусы. Письменность и регулярный план - это изобретения-современники и, как мне кажется, родственники. Если угодно, регулярный план - это текст, написанный прямо на земле. Тем более поразительно, что одновременно существуют города регулярные и иррегулярные. Изобретение регулярности выглядит колоссальным цивилизационным скачком, но оказывается, что им можно пользоваться, а можно и нет. Это все равно как изобрести колесо и откатить его в сторону. С семиотической точки зрения прямоугольные кварталы на территории являются знаками-индексами в классификации Чарльза Пирса (то есть такими, в которых означающее физически связано с означаемым - как, скажем, этикетка с бутылкой, на которую она наклеена). Это индексирование в древности происходило буквально, путем разметки плана города на местности, прочерчивания границ плугом (как делал Ромул при основании Рима). В известной степени так же происходит до сих пор (с той разницей, что план сначала вычерчивается на бумаге или в компьютере). Вопрос - что означают эти прочерченные на земле прямоугольные знаки? И почему ими можно не пользоваться, что заменяет эти знаки, когда регулярной планировки нет? Об этом и говорит Мандельштам. Улица потому получает его имя, что она (яма) и он (поэт) «нелинейны». Индексом для иррегулярной территории является человек. Следом такого означивания человеком места являются наши именования улиц - хоть той же улицы Мандельштама, которая таки появилась в Воронеже, хоть Немцова моста, который так пока и не появился в Москве. Из таких обжитых и означенных смертью мест и складывается органическое, иррегулярное поселение. За этим стоит представление о неразрывной, сакральной связи человека и территории. Вспомните запреты на продажу земли в феодальной экономике, принципы майората - живые знаки-индексы не могут меняться или дробиться. Кстати, забавным рудиментом этой идеи в современной экономике является необходимость нотариального заверения купли-продажи недвижимости (чего не нужно делать ни с едой, ни с одеждой, ни с механизмами): земля - это такой товар, покупка которого за деньги не вполне законна, нарушает порядок вещей, и требуется юридическая процедура его восстановления. Что означает регулярный прямоугольник территории, если при свободной планировке участок индексирует связанный с ним конкретный человек? Если бы, скажем, в Мандельштаме было «много линейного», если бы это был такой стандартный, «прямоугольный» Мандельштам, то его имя ничего не говорило бы о месте. Его человеческое качество свелось бы к квадрату. Здесь стоит вспомнить о роли геометрии в древних цивилизациях. Пифагорейцы, а за ними Платон, видели в геометрии выражение метафизического порядка мироздания. Отсюда проистекают эзотерические следствия учений о пропорциях, но в случае с регулярной планировкой речь идет о самом элементарном геометрическом порядке. Однако смысл его не столько элементарен, сколько очень обобщен. Сама акция соотнесения территории с геометрическим порядком делает ее причастной к порядку разума. Природа не знает прямых углов, регулярная территория - это не просто terra, но terra sapiens. Если угодно, иррегулярный город сплошь состоит из имен собственных - он размечен уникальностью судеб тех, кто здесь жил и умер. Регулярный город - это город местоимений. В каждом конкретном квартале может жить кто угодно, а может не жить никто, для прямоугольных территорий важно только одно их свойство - наличие сознания. Спиро Костоф потратил много сил на то, чтобы доказать, что регулярность планировки города не имеет политического смысла. Его аргументы не лишены убедительности и остроумия. На основе сетки устроены города демократические (как у греков или американцев) и авторитарные (как в Древнем Китае, Риме или в СССР) - форма города ничего не говорит об устройстве власти. «Сетка - это сетка и ничего, кроме сетки» - вот формула Костофа. Она звучит прекрасно, но я не могу согласиться. Сетка не имеет конкретного политического смысла, но сетка имеет политический смысл как таковой. Сетка - это власть. Это не обязательно власть авторитарная. В традициях американской урбанистики принято связывать регулярную сетку с демократическим устройством, и это естественно для людей, у которых есть Нью-Йорк. Отцы-основатели США полагали, что правом голоса обладает землевладелец, а земельное законодательство этого времени предписывало размечать землю в ортогональной сетке, так что вместе получался яркий пространственный образ демократии - все граждане равны, у всех равные наделы, каждого можно свести к квадрату. Однако при этом стоит иметь в виду, что и Мэдисон, и Джефферсон, и Джей, и даже Гамильтон были людьми Просвещения и классицизма и, придумывая страну, вдохновлялись моделью древнегреческой колонизации. Сами по себе люди, поселившиеся рядом, в силу, я думаю, невозможности сбалансировать два базовых стадных инстинкта - права на равенство и права на первенство - не могут разделить свою территорию на равные прямоугольные части. Для этого нужен внешний фактор, осуществляющий это деление. Конечно, города мормонов (Солт-Лейк-Сити), греческих колонистов (Милет, Приена), римские военные лагеря (Тимгад, Сплит), сталинские и муссолиниевские города имели разное политическое устройство. Однако у них есть одна общая черта - все они были средствами колонизации территории. Я считаю, что это право - право перевода пространства из terra inconscia в terra sapiens - является прерогативой власти. Колонизация - это превращение диких территорий в цивилизованные еще до того, как на них поселились цивилизованные горожане. Колонизация может иметь самые разные цели - хозяйственные, административные, религиозные, - но эти цели достигаются с помощью политической власти. Если город основан железнодорожной компанией (как, например, Галва, штат Иллинойс) для спекуляции земельными участками, то это означает, что политическая власть в городе принадлежала железнодорожной компании, а если в 1833 году Джозеф Смит нарисовал идеальный план Сиона, воплощенный, по итогам исхода мормонов, в Солт-Лейк-Сити, то это значит, что политическая власть в этом городе принадлежала мормонам. Колонизация - властный жест. Если мы встречаем примеры добавления к городу с иррегулярной планировкой регулярной части (как в Неаполе) или сталкиваемся с регулярной перепланировкой исторического города - это улика вмешательства власти. Пожалуй, один из наиболее ярких примеров в истории градостроительства - перепланировка российских городов Екатериной Великой, учрежденной ей комиссией Ивана Бецкого, когда большинство из них получили регулярные планы. Этот грандиозный опыт можно связать с высказанной Александром Эткиндом идеей «внутренней колонизации» как основной стратегии российской государственности. Регулярный план был одновременно и средством модернизации страны, и признаком политического доминирования. Напротив, если мы сталкиваемся с постепенной утратой регулярности в городе - а это история большинства европейских городов, выросших на римской основе, - то перед нами след «ухода» власти из города. Так происходило вплоть до ХХ века - и вдруг все перевернулось. Бесконечные новые районы СССР, отчасти Европы (Франция, Германия), Азии - колонизация спальными районами происходит в форме оккупации свободных пятен без всяких признаков регулярности. Напротив, квартальная застройка исторических центров начинает ассоциироваться со свободной городской жизнью, традициями и «правом на город» (термин Анри Лефевра 1968 года, акцентирующий права городских сообществ в противостоянии власти и спекулятивному девелопменту). Как это возможно? Мне кажется, для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что в традиционном городе прямоугольник квартала застраивался сравнительно свободно. Мы встречаем там большое разнообразие форм - от городских вилл до многоэтажных домов-каре, от дворов-колодцев до парадных внутренних улиц. Свободная планировка спальных районов неотделима от стандартных жилых ячеек многоквартирных домов. Многоквартирный индустриальный дом - это регулярный город, сведенный в один объем, квадрат квартала, превратившийся в кубик квартиры. Именно поэтому, мне кажется, индустриальное многоквартирное жилье имеет достаточно ощутимый привкус репрезентации власти, и авторитарные режимы - как Россия или Китай - отдают заметное предпочтение этой форме расселения. Так власть становится ближе, интимнее: она приходит к вам в квартиру. По сравнению с этим клетки кварталов кажутся символами гражданских свобод и неформальных сообществ горожан.

Регулярный стиль, то есть повсеместный, характерный для той или иной области, без излишеств и дополнительных включений. В этом стиле предпочитают оформлять свои участки люди, консервативные в суждениях, не терпящие излишних наворотов и дополнений. Этот стиль можно охарактеризовать «строго и со вкусом».

Однако, отсутствие дополнительных украшений не по стилю не означает, что участок будет скучен и уныл. Оформляя его в таком стиле, можно вспомнить о традициях других стран, воспользоваться соответствующим декором и прекрасный участок будет радовать вас своей простотой и изысканным вкусом.

Общие характеристики

Для регулярного стиля характерны спокойные сочетания цветов, выдержанность гаммы и гармония в сочетании красок. Здесь вы не увидите радужных переливов клумб и веселеньких пластмассовых цветочков. Симметричность и правильность форм, краткость и минимализм, вот, что характеризует общий регулярный стиль.

Из растений преобладают тщательно сформированные выстриженные кустарники, ровный ковер свежего газона, спокойные и неброские клумбы. Поэтому, в регулярном стиле как нельзя лучше впишется универсальный или партерный рулонный газон. Он добавит свежести и не испортит вид, уход за ним не доставит неудобств и на участке будет царить покой и гармония. В партерные газоны также можно вклеить ковровые клумбы, а изрезанные очертания рулонного газона помогут создать неповторимый узор и оригинальный подход в таком консервативном решении.

Декор

На садовом участке, выполненном в регулярном стиле очень хорошо вписываются скромные и изящные фонтаны, скульптуры, каменные ровные дорожки и строгие фонари. Очень украсят участок и керамические изделия, однако, не стоит ими увлекаться, тем более, если участок сравнительно небольшой.

Под девизом «Долой нагромождения!» оформление участка в регулярном стиле можно считать выполненным. Обладатель такого участка выделится среди остальных и ещё раз докажет преимущество выдержанности и классических решений над вычурными и аляпистыми дачами.

В любой сфере имеются свои тенденции. Не является исключением и ландшафтный дизайн, который тоже подвержен изменчивым модным веяниям. Каждый год специалисты стараются предлагать все новые варианты для оформления участков. Они отражают не только настроения современности, но и взгляды мастеров, их удивительные способности и талант.

Общая информация

Ландшафтный дизайн можно считать понятием, известным достаточно давно. Раньше его использовали, когда речь шла об украшении достаточно масштабных земельных территорий или общественных зон, в том числе парковых. Но сегодня в этом плане ситуация изменилась весьма кардинально. Для современников ландшафтный дизайн стал актуальным в очень многих случаях. И в первую очередь специалисты в этой области востребованы среди частников, покупающих большие площади земли, чтобы построить на нем дом.

Ландшафтный дизайн в таких случаях следует продумывать очень грамотно, чтобы был задействован каждый уголок участка. Многие приусадебные сады сегодня содержат интересные предметы декора, они, с дизайнерской точки зрения, роскошны и богаты. Современные стили оформления ландшафта позволяют превращать участки в модные и оригинальные места. Но для того чтобы получить такой чудесный сад, требуется вложить много серьезного труда и затрат, в том числе не только финансовых, но и временных. Специалист должен в первую очередь определиться со стилем, провести систему полива, выбрать материалы для мощения дорожек, растения, ограждения и многое другое. Правильный подход к оформлению территории является залогом того, что приусадебный участок получится поистине неповторимым местом.

Стили ландшафтного дизайна

Выбор направления в первую очередь зависит от площади земельного участка. Если территория небольшая, то на ней будут неуместны шикарные массивные монументальные композиции. Более того, при дизайнерской работе нужно принимать во внимание и степень естественного освещения приусадебного участка. На сегодняшний день известно достаточное количество самых разнообразных стилей ландшафтного дизайна. Наиболее часто специалисты используют кантри, прованс, скандинавский, пейзажный. Не менее популярны деревенский и регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Каждый из них имеет свою историю, особенности, формы и цели.

Приусадебную территорию многие воспринимают как личный уголок природы. Ведь проведение достаточного времени на воздухе дает возможность человеку снимать стресс, освежать мысли и повышать настроение. Поэтому красивое и при этом функциональное обустройство приусадебной территории уверенно можно назвать залогом как для душевного равновесия, так и для отличного времяпровождения. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой в ландшафтном дизайне регулярный стиль, фото которого представлены ниже. Он уже приобрел большую популярность не только в Европе, но и в нашей стране, поэтому многим будет интересно поближе познакомиться с этим направлением.

Особенности

Этот способ станет идеальным решением для тех людей, кто любит симметрию и предпочитает во всем видеть порядок. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне подразумевает наличие множества четких композиций, которые выполнены в форме идеальных фигур и геометрических линий. Он больше подходит для большого по площади пространства. Только наличие масштабной по размерам территории дает возможность продемонстрировать все особенности регулярного или французского сада.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: описание

В этом направлении не существует никаких мелочей. Регулярный стиль предполагает учет даже малейших нюансов, которые должны очень тонко гармонировать с общим образом участка. Здесь предусматривается четкая планировка. При этом нужно знать, что обустроить сад в регулярном стиле не так легко как кажется: такая работа требует много сил и времени, да и уход за ним достаточно трудоемок. Однако результат полностью окупает все. Сад в регулярном стиле, разбитый на загородном участке, будет напоминать настоящий парк французских аристократов. При этом в нем каждая деталь и образ должны быть продуманы до мелочей. Регулярный ландшафтный стиль в саду можно узнать по симметричным посадкам кустарников и деревьев, правильным геометрическим контурам, по прямым аллеям или дорожкам, четкости и размеренности композиций, сложному партеру, ярко выраженным осевой линии, а также по многоликим водным элементам и многочисленным скульптурам. Все это придает формальному парку упорядоченность и изыск с нотками величия и торжественности. Французский регулярный стиль является полной противоположностью той природности, которая предполагается в английском или пейзажном саду.

История возникновения

Изначально на процесс формирования садово-парковое искусства сильное влияние оказывали господствующие воззрения и государственное устройство страны, а также тип мышления правителя. Именно они задавали тон ландшафтному дизайну. Ведь сады и парки, в которых утилитарная функция не имела ведущей роли, в то время позволяли себе иметь только богатейшие персоны.

Регулярный ландшафтный стиль имеет весьма давнюю историю. Свое начало он ведет еще от древних римлян, которые, противопоставляя эстетику геометрических форм с природным окружением, в данном искусстве достигли высокого уровня. В Древнем Риме пластические и цветочные композиции сочетались с фонтанами и каскадами. Садово-парковое искусство этой могущественной империи использовало по тем временам практически весь известный сегодня арсенал декоративного садоводства. Исторически сад в регулярном стиле являлся местом шествий и прогулок, а также для сидячего отдыха.

Расцвет

Он широко применялся во Франции в семнадцатом веке. Регулярный стиль в то время применялся при создании парков и садов, разбиваемых при дворцах или замках. Его тесно связывают с именем короля Людовика XIV. Своего расцвета формальный или регулярный стиль достиг в XVII веке, в эпоху апогея абсолютизма. Поэтому его также называют французским.

Регулярные сады и парки вследствие композиционной сложности использовались преимущественно для оформления замков и дворцов и были призваны дополнительно подчеркивать монументальность и пышность ансамблей элиты. Огромный вклад в становление и развитие данного стиля сделал Андре Ленотр -придворный садовник Людовика XIV. Именно он является автором уникальных ландшафтных решений в таких знаменитых парках, как Версальский, Шантийи, Фонтенбло, Во-ле-Виконт и т. д. Одним из наиболее ярких примеров является загородная резиденция Людовика XIV — Версаль. Великолепный дворец — это центр композиции, от которого расходится прямые ухоженные аллеи и ровно подстриженные газоны. Каждый цветник в регулярном стиле занимает отведенное для него продуманное место.

Все это превратило в восхитительный райский уголок с причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, великолепными клумбами, блестящей гладью искусственных прудов. Людовик IV таким образом стремился еще раз продемонстрировать свою власть, причем не только над подчиненными, но и над самой природой.

Методы реализации

Французский или регулярный пейзажный стиль зачастую считают образцом европейской классики. Однако многие именуют его солнечным и вычурным, авангардным и даже претенциозным. Ведь французский или регулярный стиль парка предполагает что угодно, но только не простоту ухода. Эстетика с выразительность являются главными задачами. Такая особенность этого течения в ландшафтном дизайне прослеживается и в современных воплощениях.

Главными элементами французского сада являются партер, в том числе и кружевной, клумба в регулярном стиле, партерный газон, топиары и цветники.

Доминирующим цветом любого регулярного сада считается зеленый. Аккуратные стриженые газоны и другие разновидности являются словно рамками и фоном для «игры» с симметрией и геометрией. Зеленые туннели, соединяющие цветники и газоны, обрамляющие стриженые бордюры и стриженые изгороди по периметру, увитый фасад здания, многочисленные топиарии в виде сфер, пирамид и пр. — все это должно доминировать в оформлении ландшафта.

Основным элементом является партер - открытая часть сада, разбитая на участки, имеющие правильные формы, чаще всего разделенные песчаными дорожками. Он может содержать узорные орнаменты, собранные из низких или стриженных декоративных растений в сочетании с крупнозернистым песком разных оттенков, гравием и т. д. Слово «партер» образовано от французских par и terre, означающих «по земле». Он может быть цветочным, газонным и кружевным.

Масштабность

Регулярный стиль в основном использовался для оформления территорий замков дворцов и замков, которые трудно назвать скромными. Поэтому такие сады традиционно связываются с масштабностью. Они предназначаются в первую очередь для долгих прогулок, чтобы перед глазами постоянно представали новые виды и чередовались живописные картины. На небольшом участке такое организовать довольно сложно, к тому же и многочисленные декоративные элементы станут загромождать и потому отягощать пространство.

Кроме того, обязательным требованием для претворения в жизнь регулярного стиля при оформлении сада является плоская, ровная территория, без наличия рельефных неровностей. А это требует проведения основательных земляных работ.

Геометричность

Регулярный стиль характеризуется прежде всего осевой композицией. Чаще всего в качестве оси симметрии выступает имеющееся в саду основное строение. Прямые линии, идущие от него, позволяют упорядочить пространство и подчеркнуть воздействие на природу. Какой-либо хаотичности данный стиль не допускает. Главным элементом регулярного сада выступает партер - открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основной фон для цветников и солитеров — партерный газон — требует особенно тщательного ухода, поскольку именно он считается лицом парка. Характерной чертой регулярного сада являются орнаментальные цветники с замысловатыми узорами и композициями, отличающиеся особой сложностью не только в оформлении, но и в последующем уходе. Без профессионала в данном случае не обойтись. Центром цветочной композиции нередко является фонтан или скульптура.

Живые изгороди, топиар и водоемы

При зонировании регулярного сада широко используются арки, живые изгороди, перголы и трельяжи. Одними из лучших украшений считаются создаваемые в результате стрижки деревьев и кустарников и придания им разнообразных форм. Обязательным элементом регулярного или формального сада считается водоем, имеющий четкую береговую линию. Его форма может быть в виде квадрата, круга или прямоугольника. Водоем должен быть обрамлен растительностью, высаженной в строгом порядке.

Растения и используемые материалы

Декоративность регулярного сада по возможности должна сохраняться весь год. Поэтому специалисты отдают предпочтение вечнозеленым растениям. Для создания живописных сводов чаще всего используется лиана или плющ. Отлично вписываются в регулярный стиль и моносады, которые состоят только из одного вида растения, например, розарии, сиренарии или иридарии. Как правило, в таком саду принято использовать растения, имеющие декоративную листву. Другим критерием выбора является маскимально долгое цветение.

Деревья, которым в результате стрижки придаются интересные формы - это тис, бирючина, туя, самшит, барбарис и можжевельник. Однако специалисты рекомендуют не увлекаться: в композициях достаточно использовать два или три вида.

Цветник должен иметь классические строгие формы. Для такого французского сада характерны также арабески. Причем клумба в регулярном стиле должна состоять только из низкорослых растений, например, ярких шиловидных флокс, лобелий, колеусов или агератумов.

Партер

У сада в регулярном стиле есть обязательный элемент: партер — единая парадная композиция, состоящая из клумб, газонов и водоема. Он является лицом сада. Настоящий парадный партер должен занимать большое пространство, так, чтобы всю цельную композицию можно было увидеть только с верхнего этажа дома. Однако сегодня получили распространение простые варианты, которые зачастую выполняются рядом с частными домами или коттеджами. Речь идет об ухоженном газоне правильной формы, ограниченном по периметру бордюром или зелеными клумбами.

Сад в регулярном стиле, как известно, должен иметь большую территорию. Тем не менее некоторые элементы этого направления ландшафтного дизайна можно использовать и на небольших площадях. Например, регулярный стиль участка можно получить путем создания цветников, оформленных подстриженными кустарниками. Большого пространства для них не требуется, зато расположенные симметрично кусты окажут влияние на стиль сада.

Если на участке предусмотрено наличие беседки, то в ее конструкции рекомендуется использовать кованые металлические или даже деревянные декоративные резные элементы. Аналогичные фрагменты будут уместны и для ограждений. Неплохим вариантом в качестве элемента регулярного стиля на участке станет литой забор, исполненный в классической строгой манере.

Поделиться: